РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
140448 - ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
базовой подготовки СПО
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Ó ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»
Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске
Рабочая программа учебной дисциплины
ОДБ.14 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
210709 - МНОГОКАНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
базовой подготовки СПО
форма обучения
очная
курс
первый
семестр
первый, второй
г. Ноябрьск, 2014 г.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Область применения программы: программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования: 210709 - МНОГОКАНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности относится к общеобразовательному циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Знать / понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на без
опасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности
прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
основы медицинских знаний;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Информация об объеме учебной дисциплины и видах учебной работы представлена в таблице:
Таблица 1
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
71
в том числе:
лекций
57
лабораторных и практических занятий
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план учебной дисциплины представлен в таблице:
Таблица 2
Наименование разделов и тем
№ урока
Содержание учебного материала,
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Методы преподавания*
1
2
3
4
5
Вводное занятие
1
Роль курса ОБЖ в формировании у обучаемых современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе.
1
1
Раздел 1.
Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях.
Тема 1.1 Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Содержание учебного материала
7
1
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
2
2
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера.
1
2
3
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
1
2
4
Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
1
2
5
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
1
2
Имитационно-ролевая игра
6
Уголовная ответственность несовершеннолетних, Краткая характеристика видов хулиганских действий, вандализма, нарушение общественного порядка, насилие над личностью.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
7
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
1
2
Брейн – ринг «ОБЖ»
Практическое занятие
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода
1
2
Брейн – ринг «ОБЖ»
Практическое занятие
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
1
2
тест
Практическое занятие
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях,
эвакуация и др.).
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Самостоятельная работа
Презентация: «История создания Российской службы чрезвычайных ситуаций»
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация: «Правила поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации».
1,5
2
Тема 1.2. Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны
Содержание учебного материала
5
1
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
1
2
2
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
1
2
3
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
1
1
Имитационно-ролевая игра
4
Средства индивидуальной защиты
1
1
5
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
1
1
Практическое занятие
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны.
1
1
Брейн – ринг «ОБЖ»
Практическое занятие
Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.
Виды защитных сооружений.
Правила поведения в защитных сооружениях.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Практическое занятие
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.
Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Самостоятельная работа
Презентация: «Виды защитных сооружений гражданской обороны»
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация: «Современные средства поражения и их поражающие факторы»
1,5
2
Тема 1.3.
Государственные службы по
охране здоровья и
безопасности граждан
Содержание учебного материала
1
1
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
1
2
Раздел II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 2.1. Основы здорового образа жизни
Содержание учебного материала
6
1
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
1
1
2
Здоровый образ жизни и его составляющие
1
1
3
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
1
1
Имитационно-ролевая игра
4
Значение двигательной активности, закаливание организма и физической культуры для здоровья человека.
1
2
5
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
1
2
6
Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
1
2
Самостоятельная работа
Презентация на тему «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
1,5
2
Тема 2.2. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Содержание учебного материала
3
1
Виды инфекционных заболеваний. Симптомы заболеваний.
1
1
2
Пути передачи, меры профилактики и способы защиты от инфекционных заболеваний.
1
2
3
Инфекции, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
1
2
Самостоятельная работа
Реферат «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика»
1,5
1
Тема 2.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Содержание учебного материала
3
1
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека.
1
2
Имитационно-ролевая игра
2
Курение и его влияние на состояние здоровья.
1
2
3
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Профилактика наркомании
1
2
Самостоятельная работа
Реферат на тему «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя»
1,5
2
Самостоятельная работа
Рефераты на тему «Курение и его влияние на состояние здоровья», Социальные последствия пристрастия к наркотикам».
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика»
1,5
2
Тема 2.4. Основы медицинских знаний
и правила оказания первой медицинской помощи
Содержание учебного материала
4
1
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
1
1
2
Оказание первой медицинской помощи при ранениях.
Оказание первой медицинской помощи при переломах.
1
1
тест
3
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.
Порядок применения кровоостанавливающего жгута, жгута-закрутки, тугой давящей повязки.
1
1
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
4
Оказание первой медицинской помощи при ожогах.
1
Практическое занятие
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Практическое занятие
Оказание первой медицинской помощи при травмах и ранениях.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Практическое занятие
Наложение бинтовых повязок при ушибах, переломах на различные части тела.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Самостоятельная работа
Презентация: «Порядок проведения сердечно-легочной реанимации».
1,5
2
Раздел III.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема 3.1.
История создания
Вооруженных Сил России
Содержание учебного материала
2
1
История создания Вооруженных сил России
1
1
2
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения
военной реформы.
1
1
Самостоятельная работа
Рефераты на тему «Организация вооруженных сил Московского государства в XIV – XV веках».
1,5
2
Самостоятельная работа
Рефераты на тему «Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века».
1,5
2
Самостоятельная работа
Рефераты на тему «Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности».
1,5
2
Самостоятельная работа
Рефераты на тему «Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой
Армии».
1,5
2
Тема 3.2. Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники нашего Отечества.
Содержание учебного материала
5
1
Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил, рода войск.
История их создания и предназначение.
1
1
2
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура.
1
1
3
ВДВ, войска, не входящие в состав Вооруженных сил.
1
1
4
Другие войска, пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска ГО МЧС РФ, их состав и предназначение.
1
1
тест
5
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и
место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
1
1
Практическая работа
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе.
3
2
Имитационно-ролевая игра
Самостоятельная работа
Презентация: «Виды Вооруженных Сил РФ. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России».
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация: «Реформа Вооруженных Сил России».
1,5
Тема 3.3. Боевые традиции Вооруженных Сил России
Содержание учебного материала
5
1
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника отечества
1
2
2
Памяти поколений – дни воинской славы России
1
2
3
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
1
2
4
Ритуал приведения к военной присяге.
Ритуал вручения Боевого знамени воинской части.
Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
1
1
5
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
1
1
Практическое занятие
Семинар: Роль дружбы, войскового товарищества и психологической совместимости военнослужащих, членов воинских коллективов в повышении боевой готовности частей и подразделений в современных условиях.
1
2
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
Самостоятельная работа
Презентация: Дни воинской славы России – дни славных побед.
1,5
2
Тема 3.4. Воинская обязанность
Содержание учебного материала
6
1
Основные понятия о воинской обязанности
1
2
2
Организация воинского учета и его предназначение
1
2
3
Обязательная подготовка граждан к военной службе
1
2
4
Добровольная подготовка граждан к военной службе
1
1
5
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
1
1
6
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
1
1
Тема 3.5. Особенности военной службы
Содержание учебного материала
6
1
Прохождение военной службы по призыву
1
1
2
Военная присяга – клятва воина на верность родине – России.
1
1
3
Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации – закон воинской жизни
1
2
4
Прохождение военной службы по контракту
1
2
5
Права и ответственность военнослужащих
1
2
6
Альтернативная гражданская служба
1
2
Самостоятельная работа
Реферат: Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
1,5
2
Самостоятельная работа
Реферат: Виды военной службы и условия ее прохождения.
1,5
2
Самостоятельная работа
Реферат: Виды ответственности, установленные для военнослужащих
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация: «Альтернативная гражданская служба»
1,5
2
Самостоятельная работа
Презентация: «Общие права и обязанности военнослужащих».
1,5
2
Тема 3.6. Военнослужащий – защитник своего Отечества
Содержание учебного материала
3
1
Как стать офицером Российской армии
1
1
2
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
1
1
Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
3
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения
профессионального образования.
1
1
Практическое занятие
Семинар на тему «Национальная безопасность России в мировом сообществе»
1
2
Имитационно-ролевая игра
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачёт
1
ИТОГО:
34/57/14
* В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм, методов проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется требованиями ФГОС, главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретной дисциплины.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы дисциплины
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины: реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда», библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, аудиторная доска, шкаф для учебно-методической документации, тренажер ЭЛЕКТ - Электрик "ГОША",
Технические средства обучения: компьютер или ноутбук с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедиапроектор, экран переносной, войсковой прибор химической разведки (ВПХР), ММГ со складывающимся прикладом автомат (АКС 74 - макет), ММГ со стационарным пластмассовым прикладом автомат (АК-74 - макет), знамя Военно-патриотического клуба «ВИТЯЗИ» (900*1300).
Средства телекоммуникации: локальная сеть, сеть Интернет; электронная почта.
Смирнов, А.Т. Основы военной службы: учеб. пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2008 – 168 с.
Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности : учеб. для студентов учебных заведений среднего профессионального образования / М.П. Фролов. – М.: Просвещение, 2008. – 188 с.
Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98. «О гражданской обороне» (в ред. от 19.10.02. № 123-ФЗ, от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ, от 19.06.07. № 103-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 3-ФЗ от 9.01.96. «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.04. № 122-ФЗ). //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 10.8.2008.
Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта 2009 г.). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Дополнительные источники:
Иванов, А.Н. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего отечества: учеб. пособие / А.Н. Иванов. – М.: Армпресс, 2008. – 102 с.
Белов, С.В Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М. Высшая школа, 2008.- 423с
Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.
Интернет-ресурсы:
Воздействие вибрации на организм человека - http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/proizvodstvennaya-vibraciya.html
Производственная вибрация и ее воздействие на человека - http://ohrana-bgd.narod.ru/bgdps9.html
Влияние вибрации на организм - http://ohrana-bgd.narod.ru/shum2.html#SU3
Examens.ru - образовательный проект, значительно облегчающий жизнь школьников - http://www.examens.ru/otvet/3/11/
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам - http://www.examens.ru/otvet/3/9/308.html
пожары, их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров.- http://www.examens.ru/otvet/3/9/306.html
Проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека - http://bgdstud.ru/
Лекции file://localhost/D:/Филиал%20ТГНГУ/БЖД/Безопасность%20жизнедеятельности.mht
Тесты по БЖД для студентов вечернего и заочного обучения - http://www.bti.secna.ru/bgd/for_students.html
Официальный сайт Госгортехнадзора России www.gosnadzor.ru
Сайт по гражданской обороне www.gr-obor.narod.ru
Официальный сайт ФСБ России www.fsb.ru
Сайт издательства Российской газеты www.rg.ru
Безопасность жизнедеятельности школы. -[Электронный ресурс] – http://kuhta.clan.su;
Все о пожарной безопасности. -[Электронный ресурс] – : http://www.0-1.ru;
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian;
ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – http: //www @gost.ru/;
Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. -http://www.school-obz.org/;
Институт психологических проблем безопасности. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;
Искусство выживания. -: http://www.goodlife.narod.ru/;
Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] –: http://www.mil.ru/;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;
Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;
Основы безопасности жизнедеятельности. -[Электронный ресурс]: http://0bj.ru/;
Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. -[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hsea.ru.
Мультимедиа библиотека:
Большая детская энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - М.: ИДДК, 2010, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM);
Знаки безопасности [Электронный ресурс]. - М.: Форум Медиа, 2009, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM);
ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера [Электронный ресурс]. - М.: Кварт, 2008, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);
Первая медицинская помощь [Электронный ресурс]. - М.: Равновесие ИД, 2010, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);
Первая медицинская помощь [Электронный ресурс]. - М.: Тен-Видео, 2006, 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);
Юртушкин В. И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий [Электронный ресурс]. - М.: Меридиан, 2004, 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Инструментарий для измерения результатов и уровня освоения дисциплины представлен в таблице:
Таблица 3
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Текущий контроль в форме экспертной оценки:
ролевой игры; домино ОБЖ,. выполнения практических заданий, тестирования, написания и защиты рефератов, создания презентаций, накопительное оценивание анкетирование интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и форумах, дидактические, сюжетно–
ролевые, военизированные, деловые игры, игры на местности, ребусы,
кроссворды, головоломки, викторины, игры исследовательских групп,
брейн-ринг и тд.
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Знания:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
Текущий контроль в форме экспертной оценки:
ролевой игры; домино ОБЖ,. выполнения практических заданий, тестирования, написания и защиты рефератов, создания презентаций, накопительное оценивание анкетирование интерпретация результатов наблюдений за обучающимися (участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и форумах, дидактические, сюжетно–
ролевые, военизированные, деловые игры, игры на местности, ребусы,
кроссворды, головоломки, викторины, игры исследовательских групп,
брейн-ринг и тд.
репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет,
медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности;
особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы медицинских знаний;
Дополнения и изменения
к рабочей учебной программе по дисциплине
Основы безопасности жизнедеятельности.
на 2014/ 2015 учебный год
В рабочую учебную программу вносятся следующие дополнения (изменения):
В связи с переходом на систему накопительной рейтинговой оценки достижений обучающихся по программам СПО и согласно Приказа № 59/07 от 08.05.2013 г. учебная деятельность оценивается в соответствии с рейтинговой системой оценки по дисциплине (Приложение 1).
Дополнения и изменения внес
преподаватель иностранного языка __________В.В.Прокопенко
Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседании П(Ц)К ОГСЭ . Протокол от «30» мая 2014г. № 9.
Председатель П(Ц)К ОГСЭ__________________ Р.Н.Зиязова
СОГЛАСОВАНО:
И.о.зам. директора по УМР _____________________ Л.А.Муртазина
« 31 » мая 2014г.
При реализации рабочей программы по ОБЖ целесообразно обеспечить преемственность с последующим изучением программы учебного курса БЖД основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО, которая отражает требования ФГОС НПО/СПО нового поколения.
PS: Обратите внимание на то, что учебные дисциплины ОБЖ и БЖД – две самостоятельные дисциплины с разным содержанием, изучаемые в разных циклах ОПОП НПО/СПО. Учебный курс ОБЖ служит основой для освоения учебного курса БЖД.
Требования к результатам освоения обучающимися учебной дисциплины БЖД, определяющие содержание этой дисциплины, зафиксированы в ФГОС НПО и СПО нового поколения. При этом заметим, что они продублированы во всех ФГОС НПО и СПО независимо от конкретных профессий, специальностей и выделенного учебного времени в ФГОС на освоение этой дисциплины.
Приложение 1
Рейтинговая система оценки
по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности
для обучающихся 1 курса 1, 2 семестра
по специальности: 131018 - Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
1 аттестация
2 аттестация
3 аттестация
Баллы поощрения
Итоговая аттестация
Итого
0-20*
0-40*
0-70*
0-5
0-25
100
№
Виды контрольных мероприятий
Баллы
№ недели
1
Устный ответ на занятии
4
1
2
Решение задач по теме: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Имитационно-ролевая игра
4
2
3
Уголовная ответственность несовершеннолетних, Краткая характеристика видов хулиганских действий, вандализма, нарушение общественного порядка, насилие над личностью. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
4
3
4
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
Брейн – ринг «ОБЖ»
4
4
5
Устный ответ на занятии
5
1-6
6
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода. Брейн – ринг «ОБЖ».
4
5
7
Итоговый тест по теме «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».
5
6
ИТОГО за первую аттестацию:
30
8
Защита презентации на тему: «История создания Российской службы чрезвычайных ситуаций»
4
7
9
Защита презентации на тему: «Правила поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации»
4
8
10
Итоговый тест по теме «Чрезвычайные ситуации»
5
9
11
Устный ответ на занятии
5
7-12
12
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях,
эвакуация и др.). Игровые задания «Домино по ОБЖ».
4
10
13
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Имитационно-ролевая игра.
4
11
14
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны.
Брейн – ринг «ОБЖ».
4
12
ИТОГО за вторую аттестацию:
30
15
Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Игровые задания «Домино по ОБЖ».
4
13
16
Защита презентации на тему: «Виды защитных сооружений гражданской обороны»
5
14
17
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
4
15
18
Защита презентации на тему: «Современные средства поражения и их поражающие факторы»
4
16
19
Устный ответ на занятии
4
17
20
Устный ответ на занятии
5
13-18(19)
21
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Имитационно-ролевая игра.
4
18
22
Итоговый тест по разделу «оказание ПМП»
5
18(19)
ИТОГО за третью аттестацию:
35
23
Поощрения (портфолио)
5
18
ВСЕГО за 1 семестр
100
24
Устный ответ на занятии
1
1-6
25
Защита презентации на тему: «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
3
1
26
Защита реферата на тему: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика»
3
2
27
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека. Имитационно-ролевая игра.
3
2
28
Защита рефератов на тему «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя»
3
3
29
Защита рефератов на тему «Курение и его влияние на состояние здоровья, Социальные последствия пристрастия к наркотикам».
3
4
30
Защита презентация на тему: «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика»
3
5
31
Выполнение тестов на тему: Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Оказание первой медицинской помощи при переломах.
3
6
ИТОГО за первую аттестацию:
20
51
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.
Порядок применения кровоостанавливающего жгута, жгута-закрутки, тугой давящей повязки. Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
2
7
52
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Игровые задания
«Домино по ОБЖ»
3
7
53
Оказание первой медицинской помощи при травмах и ранениях. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
2
8
54
Наложение бинтовых повязок при ушибах, переломах на различные части тела. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
3
9
55
Другие войска, пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска ГО МЧС РФ, их состав и предназначение. тест.
3
10
56
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Имитационно-ролевая игра
3
11
58
Роль дружбы, войскового товарищества и психологической совместимости военнослужащих, членов воинских коллективов в повышении боевой готовности частей и подразделений в современных условиях. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
4
12
ИТОГО за вторую аттестацию:
20
64
Устный ответ на занятии
3
13
65
Защита реферата на тему: Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе
3
13
66
Защита реферата на тему: «Виды ответственности, установленные для военнослужащих»
3
14
67
Защита реферата на тему: « Виды военной службы и условия ее прохождения».
3
14
68
Тест по теме: «Военнослужащий – защитник своего Отечества»
3
15
69
Защита презентации: «Альтернативная гражданская служба»
3
15
71
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Игровые задания «Домино по ОБЖ»
3
16
72
Защита презентации: «Общие права и обязанности военнослужащих».
4
17
73
«Национальная безопасность России в мировом сообществе» Имитационно-ролевая игра
3
18
74
Устный ответ на занятии
3
13-18 (19)
75
Итоговый тест поОБЖ
4
19
ИТОГО за третью аттестацию:
30
83
Поощрения (портфолио)
5
20
84
Итоговая аттестация / зачет
25
20
ВСЕГО за 2 семестр
100
*Примечание: баллы в зачётно-экзаменационной ведомости фиксируются по накопительному принципу
В результате выполнения итогового теста максимально возможное количество баллов – 25.
Набранное количество баллов суммируется с результатом (количеством баллов), достигнутым в течение семестра и ставится итоговая отметка по следующей шкале:
а) отметка «5» ставится если обучающийся набрал 88 баллов и более;
б) отметка «4» ставится, если обучающийся набрал от 76 до 87 баллов;
в) отметка «3» ставится, если обучающийся набрал от 61 до 75 баллов;
г) отметка «2» ставится, если обучающийся набрал 60 баллов и менее.