Просмотр содержимого документа
«Приемы и способы индивидуальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях»
ТЕМА: «Приемы и способы индивидуальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях»
Цели:
Обучающая: Формирование первичных навыков по применению средств индивидуальной защиты, их предназначению и правилам применения.
Развивающая: Развитие познавательной компетенции, используя данные о применении СИЗ в ЧС техногенного характера и применение знаний в практической деятельности учащихся.
Воспитательные: Воспитание сознательной дисциплины, чувства важности данной темы, самопознания, самосовершенствования сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь.
Тип урока: комбинированный
Продолжительность: 80 мин.
Методы проведения урока: информационно-наглядные, практические
Место проведения: СП-5, тир
Технические средства и наглядные пособия:
Опорные конспекты, тестовые задания
ОЗК (общевойсковые защитные комплекты)
Противогазы фильтрующие
Носилки медицинские
Жгуты медицинские
Бинты перевязочные
Транспортные шины
Аптечка индивидуальная АИ-2
Индивидуальные перевязочные пакеты
Пакеты с заданиями
Песочные часы
Литература:
А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Основы безопасности жизнедеятельности»
В.Г. Бубнов «Основы медицинских знаний»
А.Т. Смирнов «Основы военной службы»
№ п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный
Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку
3 мин
2
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
10 мин
3
Подготовка студентов к активному и сознательному усвоению нового материала
Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений (сообщение темы, целей)
7 мин
4
Формирование новых знаний
Обеспечение процесса восприятия, осознание, осмысление, первичного обобщения, систематизация нового для студентов материала
25 мин
5
Закрепление новых знаний
Проверка понимания сущности новых понятий
8 мин
6
Формирование умений и навыков
Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях
22 мин
7
Подведение итогов урока
Анализ успешности достижения цели, оценивание работы студентов на уроке
3 мин
8
Информирование студентов о домашнем задании
Мотивирование домашнего задания, инструктаж по выполнению
2 мин
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Группа (взвод) находится на учебных военно-спортивных сборах. Преподаватель принимает доклад у командиров отделений о готовности к занятиям.
- Вольно! Сегодня наше занятие будет проходить под девизом: «ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!».
План работы:
Повторение тем по ГО (гражданской обороне) и медико-санитарной подготовке
Новая тема
Выполнение практических ситуационных упражнений по новой теме
Подведение итогов
Задание на дом
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Может быть урок по операции "ЗАЩИТА"
- Курсанты, на прошлом занятии я просила Вас повторить предыдущие темы по чрезвычайным ситуациям техногенного характера, возможных в наше регионе, по средствам индивидуальной защиты населения, а также по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Это очень важно знать не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни. Работать мы сегодня будем по отделениям. Сборы у нас военные и задачи сегодняшнего занятия тоже боевые. С каждого отделения двум курсантам я предлагаю подготовить свои ответы индивидуально .
Преподаватель выдает курсантам пакеты с индивидуальным заданием. Рядом находится коробка с противогазами, шинами, жгутами и перевязочными бинтами.
Задание двум курсантам I отделения:
1. Рассказать о предназначении и устройстве противогаза ГП-5. Как проверить противогаз на герметичность.
2. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при ранении головы.
Задание двум курсантам II отделения:
1. Рассказать о предназначении и устройстве противогаза ГП-7. В чем отличие ГП-7 от ГП-5?
2. Оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе предплечья.
Задает вопросы поочередно каждому отделению. За каждый правильный ответ отделению зачитывается один балл .Выигрывает отделение, набравшее наибольшее количество баллов
Что называется чрезвычайной ситуацией?
(неблагоприятная остановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.)
Какие ЧС техногенного характера Вы знаете?
(ИНТЕРНЕТ)
Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания ?
Задание №2: Универсальная схема оказания первой доврачебной помощи на месте происшествия:
Если нет сознания и нет пульса на сонной артерии-
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии -
ПОВЕРНУТЬ НА ЖИВОТ И ОЧИСТИТЬ РОТОВУЮ ПОЛОСТЬ.
При артериальном кровотечении – НАЛОЖИТЬ ЖГУТ.
При наличии ран – НАЛОЖИТЬ ПОВЯЗКИ.
Если есть признаки переломов костей конечностей –
НАЛОЖИТЬ ТРАНСПОРТНЫЕ ШИНЫ.
Итак, мы вспомнил почти все, что нам сегодня понадобится. На прошлом уроке мы рассматривали универсальную схему оказания первой доврачебной
помощи на месте происшествия. Мы выполняли практические задания, и во всех этих заданиях человек находился или в сознании, или без сознания, но был жив, о чем свидетельствовал пульс на сонной артерии. Не рассмотрели только первый пункт – самый сложный. Что делать, если у человека нет ни сознания, ни пульса на сонной артерии?
- И теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!
III. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать не только тему, но цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету. (Видеосюжет)
Студенты смотрят видеоматериал (1,5 мин).
- Какие ассоциации у вас возникают с войной?
Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердцах» (Слайд)
- К сожалению, не только на войне гибнут люди. Гораздо больше человеческих судеб уносит наша мирная современная жизнь. Обратимся к статистике (Слайд)
ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:
Бытовой и производственный травматизм – 100 тыс. человек
В ДТП – 30 тыс. человек
Тонет – 15 тыс. человек
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек.
- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели:
Формирование первичных навыков в определении признаков
смерти;
Умение оказать пострадавшему первую медицинскую помощь при остановке сердца.
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца, необходимо знать признаки его остановки, признаки клинической и биологической смерти.
Лекция преподавателя (Приложение №1).
Преподаватель демонстрирует правила оказания экстренной реанимационной помощи на роботах-тренажерах «Гоша» и «Максим», акцентируя внимание, что нельзя проводить реанимационные меры на живых людях.
В ходе лекции и демонстрации идет активное общение преподавателя со студентами.
Работа со слайдамии тренажером «Гоша» в программе «Тренировка».
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем в группах, но задачу решает каждый индивидуально. Представьте себе на минуту ситуацию, описанную в вашей задаче. Все, как в жизни: рядом люди, но проблему нужно решать только вам!
( Приложение №1, №2)
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) не только правильные ответы, но и расставить порядок очередности выполнения ваших действий. Исправления не допускаются. Время выполнения теоретической части 5 минут. Именно 5 минут – это время, за которое можно спасти человека при клинической смерти.
Вторая часть задания практическая. Мы пока его не выполняем.
Каждый студент получает задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Слайд). Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Подводится сумма набранных баллов каждой группы.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Мы будем реанимировать «Гошу», но в программе «Экзамен». В этой программе решающий фактор не только время, но и правильность выполнения реанимации. Если ваши действия увенчаются успехом до 5 минут, «Гоша» «оживет», и вы увидите на экране слова благодарности вместе со временем выполнения «оживления». Это значит, что вы выполнили практическую часть задачи на «отлично». Если «Гоша» умирает - экзамен не сдан.
Студенты из каждой группы выполняют практическую часть ситуационной задачи. Объявляется лучшая группа, набравшая максимальное количество баллов по теоретической части задания и «оживившая» «Гошу» на «отлично» (до 5 мин). При равном количестве баллов за теорию, побеждает группа, выполнившая реанимацию за наименьшее время.
- А сейчас представим себе нестандартную, экстремальную ситуацию.
Внимание!
В ходе боевых действий противник применил СДЯВ (сильно действующие ядовитые вещества). В зоне заражения много раненых. Медсестра без сознания, дыхание у нее шумное, с характерным сипом на вдохе, лежит на спине (показывает на куклу). Некоторые солдаты (преподаватель показывает на«Гошу» и «Максима») без явных признаков жизни.
На помощь нашим бойцам выслана группа спасателей (кодовое название «ГРУППА № 017»), прошедшая подготовку в учебном заведении под кодовым название «СПК».
По команде: «Внимание! «ГАЗЫ! » студенты - «спасатели» выполняют поставленную задачу по группам. Первая группа оказывает первую доврачебную помощь пострадавшим без явных признаков жизни «Гоше» и «Максиму». Вторая группа в противогазах приходит на помощь «медсестре» без сознания с шумным дыханием (признаки комы - куклу надо перевернуть на живот). Остальные группы «спасателей» в противогазах оказывают первую медицинскую помощь «раненым» с различными травмами и повреждениями (открытый перелом правого предплечья, обожженная левая кисть, ранение головы, артериальное кровотечение бедра и т.д.).
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Ответьте, пожалуйста, что нового мы сегодня узнали? Чему мы научились?
Студенты отвечают.
Да, мы знаем теперь признаки клинической смерти, умеем оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
ТРИ ЗАПОВЕДИ:
КАК НЕ УПУСТИТЬ ШАНС НА СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В СОСТОЯИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Жизнь человека в состоянии клинической смерти находится в руках того, кто первым его увидит
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
В порыве помочь не надо бояться косых взглядов
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Для спасения жизни наибольшее значение имеет своевременность оказания помощи, а не степень технического оснащения
(Слайд)
- Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.
Итак, возвращаемся к нашему вопросу:
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
- Ребята, поднимите руки, какой же знак нужно поставить в конце этого предложения?
Преподаватель объявляет оценки учащимся.
VIII. ИНФОРМИРОВАНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Мы уже знаем, что пульс на сонной артерии - это самый главный признак жизни и его норма составляет 60-80 ударов в минуту. Поэтому, в качестве домашнего задания я предлагаю вам определить пульс за 1 мин на сонной артерии у своих близких. Результаты определения записать в тетрадь.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!
Приложение №1
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1 (правильные ответы)
На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.
Задание №1: Заполнить таблицу
Фамилия, имя
очевидца
происшествия
Объем первой доврачебной помощи пострадавшему
Порядок очередности
Сумма балов
Оценка
1
2
3
4
5
1. Вызвать «Скорую помощь».
2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.
3. Позвать окружающих на помощь.
4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца.
5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.
6. Попытаться выяснить у мужчины, на что он все-таки жалуется.
7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.
8. Повернуть пострадавшего на живот.
9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).
10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.
(5 баллов)
2
5
3
1
9
(5 баллов)
(10 бал)
Сумма баллов
0-4
5-6
7-8
9-10
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Задание №2: Провести комплекс сердечно-легочной реанимации.
Время выполнения задания:
До 5 минут – «отлично»
Более – 5 минут - незачет
Приложение №2
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №2(правильные ответы)
Вот время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.
Задание №1: Заполнить таблицу
Фамилия, имя
очевидца
происшествия
Объем первой доврачебной помощи пострадавшему
Порядок очередности
Сумма балов
Оценка
1
2
3
4
5
1. Вызвать «Скорую помощь».
2. Позвать кого-нибудь на помощь.
3. Как можно скорее нанести прекардиальный удар и приступить к непрямому массажу сердца.
4. Перебить провода ножом или топором одним ударом.
5.Перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях.
6.Подложить под голову подушку.
7.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот.
8.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца.
9.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардиального удара начать сердечно-легочную реанимацию.
10.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.
(5 баллов)
5
7 (9)
2
1
(5 баллов)
Сумма баллов
0-4
5-6
7-8
9-10
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Задание №2: Провести комплекс сердечно-легочной реанимации.
Время выполнения задания:
До 5 минут – «отлично»
Более – 5 минут - незачет
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1
На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.
Задание №1: Заполнить таблицу
Фамилия, имя
очевидца
происшествия
Объем первой доврачебной помощи пострадавшему
(отметить
правильные действия)
Порядок очередности
действий
Сумма балов
Оценка
1
2
3
4
5
1. Вызвать «Скорую помощь».
2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.
3. Позвать окружающих на помощь.
4. Определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца.
5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.
6. Попытаться выяснить у мужчины, на что он все-таки жалуется.
7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.
8. Повернуть пострадавшего на живот.
9. Приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или холодной водой).
10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.
(5 баллов)
(5 баллов)
(10 бал)
Сумма баллов
0-4
5-6
7-8
9-10
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Задание №2: Провести комплекс сердечно-легочной реанимации.
Время выполнения задания:
До 5 минут – «отлично»
Более – 5 минут - незачет
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №2
Вот время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.
Задание №1: Заполнить таблицу
Фамилия, имя
очевидца
происшествия
Объем первой доврачебной помощи пострадавшему
(отметить
правильные действия)
Порядок очередности
действий
Сумма балов
Оценка
1
2
3
4
5
1. Вызвать «Скорую помощь».
2. Позвать кого-нибудь на помощь.
3. Как можно скорее нанести прекардиальный удар и приступить к непрямому массажу сердца.
4. Перебить провода ножом или топором одним ударом.
5.Перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях.
6.Подложить под голову подушку.
7.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот.
8.Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца.
9.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардиального удара начать сердечно-легочную реанимацию.
10.Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.
(5 баллов)
(5 баллов)
Сумма баллов
0-4
5-6
7-8
9-10
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»
Задание №2: Провести комплекс сердечно-легочной реанимации.