kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочные планы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 1 по ОБЖ (2 класс)

                                                                                                                                Дата проведения ________________

Тема урока:  Окружающая среда и современное жилище.                         

Цели урока:

1. Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

2. Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.

3. Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.

                                                                    Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

2. Актуализация опорных знаний.

А) Вводное слово учителя:

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.

- Назовите буквы, расположенные на «сенсорном кресте» (проводится скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного):

о а с п о н т ь с.

- Какое слово получилось? (Опасность.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочные планы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 2 класс »

Урок № 1 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________


Тема урока: Окружающая среда и современное жилище.

Цели урока:

1. Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни.

2. Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть опасность.

3. Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия рациональных решений.


Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

2. Актуализация опорных знаний.

А) Вводное слово учителя:

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.

- Назовите буквы, расположенные на «сенсорном кресте» (проводится скрытая гимнастика для глаз по методике В.Ф.Базарного):

о а с п о н т ь с.

- Какое слово получилось? (Опасность.)

- Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.

- Как вы понимаете слово опасность?

- А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей.)


- Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.


- Посмотрите на волнистую траекторию на доске и прочитайте слова. Назовите «лишнее» слово.

(На доске начерчена волнистая траектория, по методике В.Ф.Базарного, с расположенными на ней словами – солнце, вода, лёд, гриб. Учащиеся прочитывают слова и определяют «лишнее» слово гриб. Объясняют правописание слов.)

- Почему вы определили «лишним» слово гриб ?

- Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это окружающая среда.

- А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет.)

- Почему? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

Запись в тетрадях даты, темы урока, определения слов опасность и безопасность.


Б) Беседа с учащимися:

- Скажите, где нас может подстерегать опасность?

(В лесу, на улице, в квартире, в доме, в подъезде, на реке, на дороге ...)

- О том, как соблюдать безопасность в лесу, на улице, в квартире, дома, в подъезде, на реке, на дороге мы будем говорить на уроках ОБЖ.

Мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать, если с человеком все же случилась беда.


3. Формирование новых знаний.

- А что в школе может быть опасным?

(Окна, коридоры, перила, лестницы, крыльцо ...)

- А почему они могут стать опасными?

- Как должны вести себя ученики, чтобы эти предметы стали безопасными? (Соблюдать правила поведения в школе на перемене и на уроке.)

- Отгадайте загадку и скажите, почему этот предмет может стать опасным:

Идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь – 
Ни морщинки не видать. (Утюг.)

- Почему утюг может стать опасным? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Иголка.)

- Почему иголка может стать опасной? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

Без головы, а в шляпе. (Гвоздь.)

- Почему гвозди могут стать опасными? Какие меры предосторожности надо соблюдать?

На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник.)

- Почему чайник может стать опасен? Какие меры предосторожности надо соблюдать?


Физкультурная минутка – «Весёлые человечки».

/Проводится физкультурная минутка по методике Базарного В.Ф., доктора медицинских наук. Показываю «Веселых человечков», изображенных схематично и выполняющих различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения равен 2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем повторяют его движения./

 - Назовите одним словом: прихожая, кухня, комнаты, ванная – это ... (квартира).


- Какие предметы в вашем доме могут быть опасными и почему?


- Номера телефонов каких экстренных служб надо знать, если возникнет опасная ситуация?

(Скорая помощь –1 03, полиция –1 02, пожарная охрана – 101, газовая служба – 104).


4. Формирование практических навыков.


Работа по теме «Как рождаются опасные события».

1) Работа в группах. Каждой группе распределяются рисунки.

- Рассмотрите рассказы в рисунках, которые помогут вам понять, как рождается опасность.

1 группа.

Рисунок 1

2 группа.

Рисунок 2

3 группа.

Рисунок 3

- Обсудите ситуации и ответьте на вопросы:

В чем опасность ситуации?

Какие могут быть последствия каждого из поступков?

Как можно поступить в этой ситуации, чтобы избежать несчастного случая?

(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом.)

Вывод: любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники знали главные правила безопасного поведения:

предвидеть опасность;

по возможности избегать её;

по необходимости действовать.

2) Работа в парах.

- Внимательно посмотрите на рисунки .

- Какие ошибки сделал Незнайка и как все эти ошибки сложились в настоящую опасность?

Рисунок 4

- А теперь рассмотрите следующую историю в рисунках.

- Как этот же случай мог бы закончиться по-другому?

Рисунок 5

Вывод: лучше избежать опасности, чем с ней бороться.


5. Итог урока.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Какие правила надо знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?


Правила безопасного поведения:

предвидеть опасность;

по возможности избегать её;

по необходимости действовать.


- Выучить правила безопасности – это очень мало, всего полдела. Надо уметь применять их в жизни. И оказавшись в сложной ситуации, надо быстро решить, что делать. А для того чтобы принять правильное решение, надо много узнать о людях, о себе, о вещах и даже о собственной квартире.


6. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по ОБЖ опасные предметы и рассказать, почему они опасны.















































Урок № 2 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________

Тема урока: Огонь – друг и враг человека.


Цели урока:

-формировать у младших школьников ответственного отношения к личной безопасности;

-повторить телефоны экстренных служб;

-научить ребенка безопасному поведению.


Оборудование: мультфильм «Уроки тётушки совы: Уроки осторожности», плакаты по противопожарной безопасности.


Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель читает сказку «Кошкин дом».

-О чем вы сейчас услышали? Именно о пожаре пойдет речь на нашем уроке.

(Учителем озвучиваются статистические данные о пожарах в Шуском районе.)


3. Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из – под власти человека. С силой бушующего пламени очень трудно справиться!

Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные. [3]

В чем состоит работа пожарных? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом, не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, гостиницы, рестораны, школы и детские сады.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная сказка, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

На машине ярко – красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь!

Сказка «Как Тимоша царевну спас»

В некотором царстве, в тридевятом государстве жил – был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела её извести. Родная – то матушка Василисы давно умерла.


Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть прекрасную царевну.


Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы не отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые


служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Ещё бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить!


У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы.


Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца.


В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев её, подданные закричали: «Ура!» И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колёса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды.


Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной кожаной перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дымок заволок зал, засверкали алые языки пламени.


-Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто – то наступил на шлейф её бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу.


А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили оттуда испуганных женщин и детей.


Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но её нигде не было.


Пламя охватило уже весь дворец. Того т гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю.


Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима.


Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем.


Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто её больше никогда не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.


4. Физминутка.

5. Дети читают стихи: Огонь – друг или враг?

Огонь - давний друг человека. Без огня мы уже не можем обходиться.

А без доброго огня обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.

Он - приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

-Где и как человек использует огонь?

-Если с огнем обращаться неумело, то он становится нашим врагом.


Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой по сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке, голубой дрожит листок,

Вот, ломая прутья клетки, хищный делает бросок.

Да, огонь бывает разный - бледно - желтый, ярко - красный

Синий или золотой, очень добрый, очень злой.

- Что может произойти, если мы не уследили за огнем и он стал злым? (Ответы детей).

-Чтобы в вашем доме не произошел пожар, надо знать и соблюдать определенные правила. Сегодны мы с ними познакомимся.

-Очень часто из -за неумелого обращения или игр со спичками происходят пожары. Виновниками этих бед часто становятся дети. Они просто не задумываются о последствиях своих поступков, когда зажигают свечи, разводят костры, взрывают петарды, жгут мусор или тополиный пух.


Вот какие истории происходят очень часто.

На даче в Трехгорке жил маленький Жора,

Лишь чиркнул он спичкой - и вспыхнула штора.

Хотел он в пожар поиграть понарошку.

Осталась от дома одна головешка.

Чтобы таких бед не происходило, помните:

Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички может дом сгореть дотла.

Для забавы и игры спички в руки не бери.

Не шути, дружок с огнем, чтобы не жалеть потом.

Младшим братьям и сестричкам все ребята говорят:

Крепко помните, что спички - не игрушки для ребят!

-Из - за чего еще может возникнуть пожар? Вспомните,как часто вы видите ребят, которые разводят костры где - то за углом дома, за гаражом, за сараем. Это развлечение также может принести беду. ]

Возле дома и сарая разжигать костер не смей,

Может быть беда большая для построек и людей.


-Особенно опасны костры возле гаражей. В каждой машине есть бензин. Это вещество может вытечь из машины, его может разлить водитель, заливая бензин в бак. А бензин очень легко загорается. Вы даже не успеете понять, почему что - то быстро вспыхнуло.

Бензин - может кто - то со мной не согласен? -

Не только опасен, он взрывоопасен!


-Какие еще вещества могут быстро вспыхнуть, загореться? (Керосин, ацетон, любые баллоны с аэрозольными распылителями.)

-Бытовые электрические приборы всегда являются повышенным источником опасности. Но один из них всегда особо опасен. Какой - отгадайте.

То назад, то вперед, ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море.


-Речь идет об утюге. Как надо пользоваться этим прибором? Чего нельзя делать?

Ленту гладила Анюта и увидела подруг,

Отвлеклась на 3 минутки и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки! Вот что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар, чуть не сделался пожар!


-Многие из вас уже могут самостоятельно что - то приготовить или подогреть себе обед. Что необходимо помнить, пользуясь плитой?

Газ на кухне, пылесос,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный, старший друг.

-Итак, какие правила безопасности при обращении с огнем мы с вами можем сформулировать?

(Заранее подготовленные учащиеся читают правила.)


Ученик 1: Ребята! Помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.


Ученик 2: Спички – не тронь!

В спичках – огонь!


Ученик 3: Не играй, дружок, со спичкой.

Помни ты, она мала.

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.


Ученик 4: Возле дома и сарая

Разжигать огонь не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.


Ученик 5: Если имущество хочешь сберечь,

Не уходи, когда топится печь.


Ученик 6: Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!


Ученик 7: Включен утюг, хозяев нет,

На простыне дымится след.

Ребята! Меры принимайте,

Утюг горячий выключайте.


Ученик 8: Запомните, дети,

Правила эти!

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.


Ученик 9: Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер 101.

101 запомните этот телефон.

В случае пожара пригодится он.


6. Физкультминутка.

7. Просмотр мультфильма.

Учитель показывает несколько короткометражных мультфильмов о возникновении пожаров и их устранении: на елке, в квартире, на кухне и т.д. После каждого мультика идет обсуждение.

-Посмотрите на плакаты, которые нарисовали художники. Что на них изображено? О чем предупреждают эти плакаты?

8. Викторина.

-Отгадайте, из каких произведений взяты следующие строчки?

Море пламенем горит, выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!»

(К. И. Чуковский «Путаница».)

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом».)


ать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

-Печку, Леночка, Не тронь!

Жжется, Леночка, огонь. (С. Маршак «Пожар».)


Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом? (С. Михалков «Дядя Степа».)


Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно и не могут найти

Парня какого-то лет двадцати. (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».)

8. Итог урока.

-Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара?

-Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.

Урок № 3 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________


Тема урока: Природа.


Цели урока:

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;

  • формировать у детей нормы поведения в природе;

  • систематизировать знания учащихся о природе;

  • учить работать в группах.

 Оборудование:

  • аудиозапись “Птичьи голоса”;

  • гербарий;

  • Красная книга Казахстана;

  • видеофильм “В лесной полосе наших широт”;

  • динамическая картина “На дороге”;

  • динамическая картина “В лесу”.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

- Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

- Как бы вы определили тему нашего урока? (“Правила поведения в лесу”. )

1. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.

Красные карточки – самые сложные.

Желтые - средней сложности.

Зеленые – легкие.

“Красные карточки”

1. Подчеркни правильный ответ. Солнце – это:

планета, спутник, звезда

2. Расположи ярусы леса в правильном порядке, поставь номер:

…) деревья

…) мох

…) травы

…) кустарники

3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

лист - … - синица

“Желтые карточки”

1. Подчеркни правильный ответ. В Солнечной системе:

10 планет, 8 планет, 9 планет

2. Закончи предложение:

Видоизмененные листья хвойных деревьев это - ……

3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

колосья - … - сова

“Зеленые карточки”

1. Закончи предложение:

Глобус это модель - …

2. Подчеркни то, что относится к неживой природе:

Воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок

3. Подчеркни названия хвойных деревьев:

береза, дуб, ель, осина, сосна, кедр, рябина

2. Работа над темой

Учитель:

- Все задания выполнены, можно отправляться в путь.

- Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?

- А мы зачем пойдем в лес?

- Перед уроком вы разделились на 2 команды. В конце нашей заочной экскурсии, я узнаю, какая команда больше знает о лесе.

-В пути попробуем найти ответы на вопросы: (на доске план урока)

1. Для чего нужен лес?

2. Какой вред нанес лесам человек?

3. Как вести себя в лесу?

4. Как, помогая лесу, помогаем себе?

3. “Правила дорожного движения”

Учитель:

- На чем нам лучше отправиться в лес, чтобы не мешать течению лесной жизни? (пешком)

(на доске схема маршрута, первая динамическая картина – модель светофора, машин, дорожные знаки фигурки людей, изображение здания школы, трасса, изображение леса)

Школа  трасса  лес

- Чтобы дойти до леса, нам необходимо будет перейти оживленную трассу, а для этого вспомним правила дорожного движения.

Ученик в форме регулировщика. (ученик из 1 команды дает задания для 2 команды)

1.

Милиционера пост
Очень важен и непрост. 
Он следит, чтоб все в пути
Знали, как себя вести.

Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора. 
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут. 
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!

2. Если вы отгадаете загадку и найдете нужный знак, то можете продолжить путь.

Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый
На ту сторону ведет –

… (пешеходный переход)

(выбрать нужный знак по ПДД)

- А какие еще знаки, из представленных, можете назвать: “Осторожно, дети!”, “Поворот направо и налево”, “Подземный переход”

Учитель: (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”).

Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

4)Итак, первое лесное исследование. Оно называется:

1 исследование “ Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен?”

- После просмотра фрагмента видеофильма, скажите, увидели ли вы, какую ошибку допустили люди?

(просмотр видеофильма “В лесной полосе наших широт” )

Учитель:

- Какое значение имеет лес для человека?

Дети:

Лес – это наше богатство!

Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.

Лес – это дом для птиц и зверей.

Лес – бережет реки.

Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Учитель:

- Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

- Какой вред нанес лесам и рекам человек?

Мои помощники приготовили для вас небольшую инсценировку. Каждой команде предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”

5. “Что такое - хорошо и что такое – плохо” (инсценировка “У реки”)

(на доске постепенно выставляется вторая динамическая картина - на фоне леса дети, по ходу декламации стихотворения, выставляют рисунки консервной банки, пластиковой бутылки, оберток от продуктов)

1 ученик:

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и тут сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло
Даже битое стекло!

По лесочку мы прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, ствол обожгли – 
Насорили и ушли. 
Мы прошли, конечно, мимо…

2 ученик:

Эй, ребята – крикнул Дима. 
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли – 
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки
Две размокшие баранки – 
Словом, мусора гора.

Учитель:

- Верно ли вели себя отдыхающие?

- Как должны были поступить дети? (ответы детей)

- Какой вред наносят природе люди таким поведением?

Учитель:

- Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу.

- Не ломать ветки и деревья.

- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель:

- Какие знаки правильного поведения в лесу вы приготовили к сегодняшнему уроку?

(дети вывешивают запрещающие знаки)

6. Физминутка.

7. 2 исследование – “Реши проблему – найди ответ” (групповая форма работы)

Учитель: – Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. Надо ли жалеть цветы, ведь их много, всем хватит. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

Ребята, надо ли рвать цветы?

Ученик

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

(вопросы для команд)

- Сколько погибло бы растений, если каждый из 27 учеников нашего класса сорвал бы всего по 10 цветов?

- Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек и других насекомых?

- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?

- Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?

- Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

Вывод.

В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

8.) 3 исследование– “Лесная аптека”

Девочка в костюме медсестры: (девочка из 2 команды дает задания для 1 команды):

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения. В лесу растут деревья, кусты, травы. Вы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из вас натер ногу?

- В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома. А вот знаете вы их или нет?

- Отгадайте загадку, найдите ответ и покажите его. (работа с гербарием)

а) Он ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям,
Но он совсем не плакал,
Он вылечился сам. 
На ранку- листик травки, ну а потом
Он ногу осторожно перевязал бинтом.

- Как называется этот “ лесной доктор”? (подорожник)

Путника друг-подорожник, 
Скромный невзрачный листок, - 
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.

Медсестра: Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую горсть. Это, конечно же, …?(ягоды)

Если ягоду не знаешь,
Лучше ты ее не рви,
Если ягоду не знаешь,
В рот ее ты не клади.

- Эту ягоду применяют при простудных заболеваниях.

б)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке. 
Кто ни пройдет – 
Всяк поклон кладет. (земляника)

в) А эта плоды этого кустарника содержат больше всего витамина С.

На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

Медсестра:

Обобщим то, что знаете о лекарственных растениях. А для этого ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд (с использованием мультимедийного проектора, один из учеников вбивает ответы)

1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (мох)

2) Ты поранил ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить подорожник)

3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (клюква)

Вывод: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.

9. 4 исследование – “Красная книга”, “Экологический вестник”

(выступления учеников)

-Что изучает наука “экология”?

1. Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.

/”Юный натуралист”\

2. За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.

“Жизнь животных”

3. На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов. \из газет\

4. Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.

5. Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.

Учитель (показать “Красную книгу”. )

– Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показать и назвать).

Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

10. 5 исследование “Как вести себя в лесу?”

– Проводим последнее исследование, обобщим все, о чем говорили на уроке, прежде чем вернуться в школу. Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

Дети

– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут. .

– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

– Не ловить бабочек, жуков и других животных.

- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.

11. “Поэтическая страничка”

Ученик

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь. 
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки. 
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, 
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить. 
Ты в лесу – всего лишь гость. 
Здесь хозяин – дуб и лось. 
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки. 
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!

Спасибо”.

12. Рефлексия. Подведение итогов:

Учитель: - Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в школу. А мы ничего не забыли убрать за собой?

(на фланелеграфе убрать мусор, восстановить порядок)

Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы

1. Что такое лес? (природное сообщество?)

2. Что значит: любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно)

3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (сажать деревья, подкармливать птиц)

4. Так какой же вывод сделаем?

- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.

- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.





























Урок № 4 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________


Тема урока: Водоёмы.

Цель: Повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на воде, во время купания.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на водоеме,во время купания; выяснить какие опасности могут подстерегать их на воде.

Развивающие: развивать познавательную активность, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание.

Воспитательные: воспитывать правила поведения на водоеме и вблизи него.


Оборудование: Картинки, как наглядный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Тема сегодняшнего нашего занятия « Водоёмы. Правила безопасного поведения на воде».


Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шумит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Все вместе капельки:

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею я вам доложить

– без неё нам не прожить!


2. Основная часть урока:

Открытый водоем – это всегда риск. И нужно сделать так, чтобы этот риск был минимальным. Для начала прочитайте правила поведения на пляже, где вы собираетесь отдыхать, -они обычно вывешены на видном месте. Обратите внимание на ограничение купальных зон и знаки предупреждения об опасных местах. Старайтесь не купаться в незнакомых местах, особенно в одиночку.


Отправляясь покупаться, многие ребятишки не возвращаются домой. Вода беспощадна к тем, кто не умеет плавать. Тысячи детей каждый сезон тонут летом, проваливаются под лед весной. По статистике вода является одной из главных причин детской смертности после аварий на дорогах и гибели в огне.

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоёма (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоём) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.


Теперь несколько советов:

✓ Не ныряй в незнакомых местах

✓ Не заплывай за буйки

✓ Не заплывай далеко на надувных матрасах, игрушках, камерах

✓ Не устраивай на воде игр с захватами

✓ Не отплывай далеко от берега и не переплывай водоем на спор

✓ Не заплывай где ходят суда, и не приближайся к ним, тебя может затянуть винтами двигателя под днище.

-Категорически запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

-Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идёт против течения реки, то плывущего может затянуть под него.

- Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, может произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев.



Если вы решили искупаться в незнакомом водоёме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она неспокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь сюда

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.


3. Закрепление:

А) Краткий фронтальный опрос «Проверь себя»:

1.Во всех ли водоёмах можно купаться?

2.Почему нельзя купаться в незнакомом водоеме?

3.Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?

4.Близ каких сооружений запрещено купание?

5.Почему нельзя заплывать за буйки?

7.Какие меры безопасности следует соблюдать на замёрзших водоёмах?

8. Какие меры безопасности следует соблюдать при купании на водоёмах?


Б) Творческое задание: Изобразите у себя в тетрадях иллюстрацию о поведении на водоёме.








































Урок № 5 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________


Тема урока: Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.


Цели урока:

1. Формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения; повторить правила движения пешеходов по улице и дороге.

2. Развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

3. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.


Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, карта района.


Ход урока

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.


II. Сообщение темы и целей

- Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на уроке мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.

III. Работа по теме

1. Повторение правил дорожного движения

- Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

1-й ученик.

Движенья полон город!

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Шагая осторожно

За улицей следи.

И только там, где можно,

Её переходи!

2-й ученик.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители.

3-й ученик.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основные из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.

- Правило 1: пешеходы должны ходить только по …тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

- Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут …навстречу транспорту.

- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала …налево, а потом направо.

- Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?... по пешеходным переходам.

- Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» …светофор.

4-й ученик.

Пешеход, пешеход!

Помни ты про ПЕРЕХОД!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только ПЕРЕХОД

От машин тебя спасёт!

5-й ученик.

Красный, жёлтый и зелёный,

Он на всех глядит в упор.

Перекрёсток оживлённый,

Неспокоен светофор.

Старики идут и дети –

Не бегут и не спешат.

Светофор для всех на свете

Настоящий друг и брат.

6-й ученик.

По сигналу светофора

Через улицу идём.

И кивают нам шофёры:

«Проходите, подождём».

7-й ученик.

На красный свет – дороги нет,

На жёлтый – подожди

Когда горит зелёный свет,

Счастливого пути!


IV. Физкультминутка

- Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:

красный – стоять на месте

жёлтый – хлопать в ладоши

зелёный – шагать на месте.


2. Безопасный путь от дома до школы.

- Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.

- Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте. (рассказы детей о безопасном пути до школы)


- А сейчас выполните следующее задание – проведите по карте микрорайона наиболее безопасные пути до нашей школы.
































Урок № 6 по ОБЖ (2 класс)


Дата проведения ________________

Тема урока: Практическое занятие.

Задачи:

- Образовательные: вспомнить, как вести себя в некоторых опасных ситуациях;

- Развивающие: развивать память, мышление, внимание, речь;

- Воспитательные: воспитывать культуру общения, поведения в опасных ситуациях.


Оборудование: таблички с названиями конкурсов, 2 шарфа; иллюстрации "Опасность в доме”,

10 шариков, 2 корзинки, призы.

Ход урока

1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!


2. Вводное слово учителя. Сегодня у нас необычное занятие. На этом занятии мы вспомним, как вести себя в опасных ситуациях. Для этого наш класс мы поделим на две команды, а из приглашенных гостей выберем жюри.


3. Основная часть урока:

Задание 1. "Путешествие по сказкам”

1) Чем Малыш вылечил Карлсона?

2) От чего заснула Спящая царевна? (Повторить правила обращения с острыми предметами)

3) Какие правила гигиены нарушила Маша в сказке "Три медведя”?

4)В какой сказке царевна умерла от отравленного яблока? (Какой вывод можно сделать?)

5) В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи?

6) В какой сказке один из героев был хромым, а другой слепым?


Задание 2. "Помогите друг другу”

Лиса Алиса и кот Базилио были, конечно, мошенниками, но насколько это плохо хромать или не видеть. Для этого задания команды разбиваются попарно, одному завязывают глаза, другой прыгает на одной ножке одновременно. Чья команда быстрее пройдет дистанцию. (Правила сохранения зрения)


Задание 3. "Опасность в доме”

Перед командами рисунки "Опасность в доме”. Надо назвать предметы, которые могут стать опасными. (Куда и как звонить)


Задание 4. "Внимание, пожар!”

"Отгадай загадку”

1. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (Водой)


2. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (Отнять)


3. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два,

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь)


4. Что бывает,

Если птички

Зажигают дома спички? (Пожар)


5. То назад, то вперёд

Ходит-бродит

Пароход,

Остановишь -

Горе.

Продырявит море. (Утюг)


6. С огнём бороться мы должны -

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)


Задание 4. "Расскажи стих”

Каждой команде было дано задание выучить стихи о пожарах и о пожарной безопасности.


1 ученик: А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами :

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печет. Е. Ильин


2 ученик: Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.


3 ученик: Младшим братьям и сестричкам

Старшие говорят:

"Крепко помните, что спички –

Не игрушка для ребят!”.


4 ученик: Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.


5 ученик: Этот дядя не жалеет, что в лесу

Окурок тлеет.

На такого дядю глядя,

Мы, ребята, скажем речь:

"Как же вам не стыдно, дядя?

Лес нам надо уберечь!”


6 ученик: Запомните дети,

Правила эти.


7 ученик: С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.


8 ученик: Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.


9 ученик: Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!


10 ученик: Когда без присмотра оставлена печь –

Один уголек целый дом может сжечь!


11 ученик: Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.


12 ученик: Костер вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.


13 ученик: Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!


Ученики хором:

Пусть помнит

Каждый гражданин –

Пожарный номер –

Один – ноль - один!


Задание 5. "Тушим огонь”

У каждой команды по 5 шариков. Играющие встают в цепочку на расстоянии вытянутой руки и передают друг другу шарик. Нужно передать как можно быстрее все 5 шариков. Кто быстрее - тот и выиграл.


Задание 6. "Помоги пострадавшему”

Ваш товарищ упал, сильно ударился, и возможно, даже вывихнул ногу. Идти он не может, нам необходимо ему помочь. Ваши действия? Команды делятся на пострадавших и спасателей. Чья команда быстрее перенесет пострадавших.


А сейчас слово представляется жюри. Награждение.


Итог занятия: - Ребята, соблюдение всех правил безопасности поможет сберечь имущество, здоровье и жизнь людей. Поэтому давайте будем соблюдать все эти правила, а также на уроках ОБЖ будем продолжать знакомство с новыми правилами безопасности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Поурочные планы по "Основам безопасности жизнедеятельности" 2 класс

Автор: Юлдашева Лилия Фаритовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа  по ОБЖ для 5 класса (ФГОС). "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-obzh-dlia-5-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "126816"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415214060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тематическое планирование по ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(35) "tiematichieskoieplanirovaniiepoobzh"
    ["file_id"] => string(6) "262165"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449262725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Проверка классных журналов "
    ["seo_title"] => string(29) "provierka-klassnykh-zhurnalov"
    ["file_id"] => string(6) "138479"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417541127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства