kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первичные средства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение первичных средств пожаротушения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первичные средства»



Открытое факультативное занятие по ОБЖ на тему

«Средства пожаротушения и правила пользования ими» в 8Г классе.


  • Ознакомить учащихся с первичными средствами пожаротушения и способами их применения в случае возникновения загорания.

  • Развивать навыки пользования огнетушителями; правильно действовать в случае пожара в доме.

  • Воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.



Тип урока: вводный.

Оборудование: мультимедийная установка, видеоролик, карточки.


Ход урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии гости. Мы рады приветствовать всех на нашем занятии. Я желаю вам хорошего настроения на весь день.

  1. Актуализация знаний

Задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания; стимулировать учащихся к успеху.

Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с разгадывания ребуса, в котором зашифрована поговорка.

РЕБУС (ОСТОРОЖНОСТЬ – МАТЬ БЕЗОПАСНОСТИ)

Как вы понимаете смысл данной поговорки? (от ваших обдуманных и продуманных действий зависит не только ваша жизнь и здоровье, но и окружающих).

Я думаю, что эта поговорка будет вас предостерегать от всех опасностей в жизни. В течение нескольких уроков мы говорили о правилах пожарной безопасности. Эта тема на сегодняшний день самая актуальная, потому что именно в зимний период учащаются несчастные случаи из-за пожара. Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы знаете правила пожарной безопасности. У вас на столах имеются карты для проверки знаний № 1. Ваша задача сопоставить и найти ответы на вопросы, приведенными во втором столбце.


Задание транслируется на экране, раздаются карточки-задания.


СТРАНИЧКИ ИЗ ИСТОРИИ.

Издавна человек противостоял пожарам, стараясь уберечь свое жилище, и придумывал различные средства тушения пожаров. А первым, кому в голову пришла благородная мысль, спасать от огня жизнь и имущество граждан, был римский аристократ Марк Красс. Он создал свои собственные пожарные команды их специально оснащенных и обученных рабов.

Вслед за этим, римский император Октавиан основал свою собственную пожарную службу. Он создал 7 пожарных когорт по 600 человек в каждой. Когорта отвечала за 2 из 14 районов города. В ее составе были 4 врача, чтобы оказывать помощь пострадавшим, а командовал когортой префект. В его обязанности входило, в том числе ночное дежурство и подъем своих людей по тревоге. Со временем личный состав когорты вырос до 1000 человек. Обитатели Рима обязаны были иметь дома бадьи, наполненные водой и специальные лоскутные одеяла, чтобы сбивать и накрывать пламя.

Своя история пожарного дела была и в России. С 12 по 19 века Москва выгорала дотла 13 раз. Около 100 раз огонь уничтожал значительную часть города. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами - топорами, ломами, баграми, ведрами. Все это размещалось на кон­ных экипажах. На них размещались также лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду подавали ведрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи - пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием, а огромное количество дере­вянных домов способствовало быстрому распространению огня.

- Сегодня пожарные части оснащены современным оборудова­нием.

- А чем можем воспользоваться мы, чтобы потушить пожар только начавшийся? (песок, покрывало, порошок, земля, вода, лом).

- В какую группу можно их объединить?


ШИФРОВКА: Ваша задача расшифровать. Каждой букве в шифровке соответствует определенный рисунок. Желаю удачи.

А

В

Д

Е

И

Н

Р

С

Т











П

Ч

Ы

















  1. Сообщение темы и цели занятия

Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

Сегодня на уроке мы познакомимся с первичными средствами пожаротушения и способами

их применения в случае возникновения загорания.

Неотъемлемой частью культуры человека является безопасно организованный быт, умение предвидеть и предотвращать чрезвычайные ситуации в повседневной жизни. Очень важно знать и уметь, как нужно пользоваться первичными сред­ствами.

Какие средства пожаро­тушения являются самыми распространенными и в чём их необходимость и полезность, нам предстоит узнать. Будьте очень внимательными, потому что вам придётся по описанию определить средства пожаротушения

А) Вода.

Дополнение учителя.

Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее огра­ничено. Нельзя применять её для тушения веществ, вступающих с водой в химическую реакцию, в результате которой может произойти воспламенение и создание большой температуры. Например, при взаимодействии воды со щелочными металлами (калием, кальцием, натрием) мгновенно воспламенится кислород. Чтобы уменьшить очаг возгорания, в этом случае водой обливают все горючие вещества, мате­риалы, конструкции и установки, расположенные; в непосредственной близости к очагу загорания. Например, тушить электроустановки под напряжением водой категорически запрещено. В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды дос­таточно высока, следовательно, при тушении горящего электрооборудования, находя­щегося под напряжением, можно получить электрический удар, а также вещества, которые, соприкасаются с водой, воспламеняются или выделяют ядовитые горючие газы.

Б) Песок.

Дополнение учителя. Для тушения пожара можно использовать землю, снег. Загорание травы на небольшой площади можно ликвидировать, накрыв её свежими ветками с зелёной листвой. Но ни в коем случае не сухими, особенно хвойными, ветками.

В) Асбестовое одеяло или кошма.

Дополнение учителя. Вместо кошмы можно использовать тяжёлые шерстяные суконные одеяла, одежду, скатерти.


ПОКАЗ ВИДЕОРОЛИКА

Какие ещё вы знаете первичные средства пожаротушения. Они используются в многоэтажных домах, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров. Вашему вниманию я предлагаю посмотреть видеоролик. После просмотра, которого вы должны будете ответить на вопрос.

- Что размещено на этом пожарном щите? (а) лопата; б) топор; в) лом; г) багор; д) ведро).

- И из чего состоит пожарный кран? (пожарного крана, пожарного рукава (шланга) и ствола, с помощью которого струя воды направляется точно в очаг пожара).

ПОЖАРНЫЙ ЩИТ на котором размещены: а) лопата; б) топор; в) лом; г) багор; д) ведро.

Дополнение учителя. Песок должен быть сухим, иначе он будет комковаться и огнегасительное свойство его от этого ухуд­шается. Еще сухой песок может быть ис­пользован для тушения электроприборов, находящихся под напря­жением. Регулярно песок осматривается и при комковании просушивается и просеива­ется. Пожарный инвентарь должен использоваться только в случае пожара и всегда находиться в хорошем состоянии и строго на сво­их местах.

ПОЖАРНЫЙ КРАН (пожарный кран, пожарный рукав (шланг) и ствол, с помощью которого струя воды направляется точно в очаг пожара).

Дополнение учителя. Но необходимо помнить, что водой нельзя тушить электропри­боры. Пожарный шкаф должен содержаться в чистоте, иметь сиг­нальный красный цвет и порядковый номер.


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В наш домик каким-то образом пробрался огонь. Ваша задача проследить за огнём, чтобы он не натворил беды. Итак, подошёл огонь на две клеточки вверх, затем на две клеточки влево, потом на три клеточки вниз. Правильно, вышел за пределы. А как вы думаете, нужен ли нам пожар в доме? Мы же ведь хотим, чтобы наше жильё было в целости, сохранности и не пострадало от огня.


ОГНЕТУШИТЕЛИ.

- Какое первичное средство мы ещё не назвали?

Классификация огнетушителей.

Огнетушители предназначаются для тушения очагов горения в начальной их стадии, а также для противопожарной защиты небольших сооружений, машин и механизмов.

Огнетушители бывают переносные и передвижные. К переносным огнетушителям относятся все их типы с массой до 20 кг. Огнетушители с большим объемом заряда (с массой не менее 20, но не более 400 кг; могут иметь одну или несколько емкостей с огнетушащим веществом) относятся к передвижным, их корпуса устанавливаются на специальные тележки.

- Ребята, как вы считаете, нужно ли обзаводиться огнетушителем для дома?

Сегодня некоторыми ошибочно огнетушитель воспринимается как нечто

обязательное, но совершенно бесполезное. Во многих странах огнетушители стали обязательной частью интерьера квартир и дач. У нас же в домах и квартирах огнетушители являются пока редкостью. Но в школах и других общественных местах их достаточно.

- Каждому человеку в его жизни необходимо знать, как пользоваться огнетушителем. Для того, чтобы понять, как пользоваться огнетушителем, я предлагаю просмотреть фрагмент видеофильма. Смотрите внимательно, для того чтобы выполнить последующее задание (воспроизвести последовательность действий для приведения в боевую готовность огнетушителя).


  1. ВИДЕОФРАГМЕНТ

  2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.

  3. ПРОВЕРКА

- А теперь, чтобы проверить правильность вашей инструкции при обращении с огнетушителем, давайте обратимся к слайду.


УГЛЕКИСЛОТНЫЙ. Предназначен для тушения пожаров горючих жидкостей, газов, твёрдых веществ, электрооборудования до 1000В.

При пожаре:

  1. Сорвать пломбу.2.Выдернуть чеку. 3.Направить раструб на очаг. 4.Нажать на рычаг.

Особенности: При работе углекислотного огнетушителя запрещается держать раструб незащищенной рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная масса с температурой минус 70°С; держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз.


ПОРОШКОВЫЙ. Универсальный огнетушитель. Предназначен для тушения всех классов пожара.

При пожаре:

  1. Сорвать пломбу. 2.Выдернуть чеку. 3.Направить шланг с распылителем на очаг. 4.Нажать на рычаг.

Особенности: Следует отметить, что огнетушители нельзя хранить вблизи отопительных приборов, нагретых поверхностей и агрегатов, а также под действием прямых солнечных лучей. Нагревание корпуса огнетушителя свыше 50 градусов категорически запрещено.



ВОЗДУШНО-ПЕННЫЙ. Огнетушители применяют для тушения пеной начинающихся загораний почти всех твердых веществ, а также горючих и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей на площади не более 1 м².

При пожаре:

  1. Сорвать пломбу. 2.Выдернуть предохранительное кольцо.3. Направить шланг на очаг.

  1. Нажать на рычаг.

Особенности: Нельзя применять для тушения электроустановок под напряжением.

Нельзя применять при тушении щелочных металлов натрия и калия, потому что они, взаимодействуя с водой, находящейся в пене, выделяют водород, который усиливает горение, а также при тушении спиртов, так как они поглощают воду, растворяясь в ней, и при попадании на них пена быстро разрушается.



ПРОВЕРКА

Прочитав инструкцию, скажите, где вы допустили ошибку?

- В чем их сходство и отличие на ваш взгляд? (сравнение)

(Итак, мы видим, что несмотря на наличие сходств, эти огнетушители отличаются друг от друга).

- Действительно существуют несколько видов огнетушителей (углекислотного, порошкового, пенного).

- Как вы думаете, почему они получили такие названия?

(Да название огнетушитель получает в зависимости от того, каким веществом он заполняется).

- Как вы думаете, что может произойти при неумелом пользовании огнетушителем во время пожара. (Каждому человеку в его жизни знать, как пользоваться каждым из этих огнетушителей).

Огнетушительнадёжные и достаточно эффективные первичные средства для борьбы с огнём). И стоит случиться беде, он тут же придёт на помощь.

Средство пожаротушения

Для чего применяется

Подручные средства

Вода – основное средство тушения пожара

Можно тушить почти все, за исключением электропроводки, горючих жидкостей

Снег

То же самое

Песок, земля (даже из цветочных горшков)

Для тушения горящей жидкости, разлитой по полу; отдельных очагов возгорания и электропроводки

Стиральный порошок

Для засыпки загорания в газовых шлангах, на газовой плите, небольших очагов возгорания в электропроводке и других мелких очагов

Брезент, верхняя одежда

Для тушения горючих жидкостей, жира, для прекращения доступа воздуха к очагу горения

Веники из зеленых веток

Для сбивания пламени

Ведра, лестницы, багры

Для облегчения и ускорения пожаротушения

Специальные (табельные) средства

огнетушители

Согласно инструкции:

Углекислотный – А, В, Е классы.

Порошковый: А, В, С, Е до 1000В классы.

Воздушно-пенный: А, В классы.

Пожарные краны с обозначением «ПК»

Для подачи воды с помощью пожарных шлангов к очагу пожара

Пожарные машины

Для тушения пожаров


- Как вы думаете можно ли перечисленные нами первичные средства пожаротушения разделить на две группы: подручные, специальные (табельные)?

- Какие из них отнесём к подручным? - … табельным?



  1. Рефлексия

Представьте, что вы строите свой дом. Чем необходимо оснастить его против пожара?

Я думаю, что в целях своей личной безопасности вы обязательно так и сделаете.



  1. Подведение итогов: Икона “Неопалимая Купина”.

У белорусских пожарных есть реликвия икона «Неопалимая Купина», на которую православная церковь возложила предотвращение пожаров. Она является заступницей от огненных бед.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первичные средства

Автор: Буцкевич Наталья Владимировна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_pervichnye_sredstva_pozharotusheniia_i_individualnye_sredstva_zas"
    ["file_id"] => string(6) "510156"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557818423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Реферат на тему "Первичные средства пожаротушения""
    ["seo_title"] => string(59) "riefierat_na_tiemu_piervichnyie_sriedstva_pozharotushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "472970"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528720114"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Учебный практикум по охране труда "Первичные средства пожаротушения""
    ["seo_title"] => string(72) "uchebnyi_praktikum_po_okhrane_truda_pervichnye_sredstva_pozharotusheniia"
    ["file_id"] => string(6) "498873"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549561050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Первичные средства пожаротушения"
    ["seo_title"] => string(36) "pervichnye_sredstva_pozharotusheniia"
    ["file_id"] => string(6) "511767"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558501011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по ОБЖ для 8 класса "Изучение первичных средств пожаротушения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_obzh_dlia_8_klassa_izuchenie_pervichnykh_sredstv_pozharotushen"
    ["file_id"] => string(6) "512822"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559216406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства