kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

 

«Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».»

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»









Конспект урока



«Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания».



Класс: 8

Учитель: Джабраилов Джабраил Магомедович











2018 г.





Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Изучить основные первичные средства пожаротушения, их предназначение и порядок их использования для тушения очагов возгорания;

  • Изучить современные индивидуальные средства защиты органов дыхания, их предназначение и порядок их применения при пожарах;

  • обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;

Развивающие:

  • расширение кругозора обучающихся в области первичных средств пожаротушения и индивидуальных средств защиты органов дыхания;

  • приобретение опыта по грамотному использованию первичных средств пожаротушения и средств защиты органов дыхания;

  • развитие интереса к предмету ОБЖ.

Воспитательные:

  • формирование культуры безопасного и ответственного поведения в области пожарной безопасности;

  • воспитание бережливости и аккуратности при использовании огня в различных целях;

  • воспитание уважения к профессиям пожарного и спасателя.

Оборудование: компьютер, TV монитор, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагменты, макеты огнетушителей, средства индивидуальной защиты органов дыхания, раздаточный материал.

    1. Организационный момент. Приветствие обучающих, фиксация отсутствующих, проверка готовности помещения класса, организация внимания обучающихся, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

    2. Актуализация знаний. Проверка знаний ранее изученного материала

Задачи этапа: установить правильность и полноту знания пройденного материала; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности обучающихся и определить причины их возникновения; устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов.

Фронтальный опрос обучающихся по ранее пройденному материалу:

      1. Что такое пожар? Дайте его определение. (Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.)

      2. Назовите группы, наиболее распространенных причин пожаров в быту? (Неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность и неправильная эксплуатация электрических устройств и газового оборудования, неправильная эксплуатация печного отопления, шалости детей, умышленные поджоги).

      3. Что нужно делать при возникновении пожара? (Срочно сообщить в пожарную охрану по телефону: 01 или с мобильного 101, 112; Попытаться потушить очаг возгорания подручными средствами и если в течение 1 минуты не удается справиться с огнем, то необходимо эвакуироваться из здания, закрывая за собой двери, по возможности отключить электричество; Эвакуировавшись оповестить соседей о пожаре, помощь им эвакуироваться; Ждать приезда пожарной охраны.)

      4. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Огнетушителями, водой, песком, землей из цветочных горшков, покрывалами и одеялами из плотной ткани смоченными в воде).

      5. Что нужно сообщить, вызывая пожарную охрану?  (Точный адрес, объяснить что горит, ФИО, номер телефона с которого звонишь и отвечать на вопросы диспетчера).

      6. Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? (Лифт может остановиться из за отключения электричества, лифтовая шахта может заполнится дымом).

      7. Можно ли разбивать стекла в доме или квартире во время пожара? (Нет, т.к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня).

      8. Как потушить горящий телевизор? Обесточить и накинуть на него одеяло из плотной ткани.

      9. Чем опасен пожар, кроме огня?  (Дым, угарный газ).

      10. Какой пожар (возгорание) нельзя тушить водой? Если горят: электропроводка, электроприборы, горючие вещества (бензин, керосин, дизтопливо, масло и т.д.)

Работа обучающихся с интерактивным кроссвордом «Первичные средства пожаротушения»

    1. Этап изучения нового материала. Первый учебный вопрос

      1. Первичные средства пожаротушения Слайд 3

  • Наиболее распространенным и универсальным средством тушения пожара является вода.

  • Простейшим средством тушения возгораний и пожаров является песок и земля.

  • Для ликвидации пожаров в начальной стадии можно применять асбестовое и войлочное полотно, грубошерстные ткани.

  • Особое место отводится огнетушителям - это современные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в их начальной стадии возникновения.

Ознакомить обучающихся: с назначением и комплектацией пожарных щитов первичных средств пожаротушения, слайд 4; классификацией горючих веществ, слайд 5;

Огнетушители классифицируются: слайд 6

  • по виду огнетушащих средств;

  • по объему корпуса;

  • по способу подачи огнетушащего состава;

  • по виду пусковых устройств.

Наиболее распространенные огнетушители это порошковые и углекислотные слайд 7

Порошковые огнетушители предназначены для тушения пожаров твердых, жидких и газообразных веществ (в зависимости от марки используемого огнетушащего порошка), а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Они в зависимости от способа образования рабочего газа делятся на три вида: закачные, со встроенным баллонным источником газа и встроенным газогенератором.



Принцип действия порошковых огнетушителей со встроенными источниками рабочего газа: слайд 8

При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот) или капсуль газогенератора. Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление порядка 8-10 атмосфер. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха.









Принцип действия закачных порошковых огнетушителей: слайд 9

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха. Имеется стрелочный манометр показывающий рабочее давление (8-10атм.)







Углекислотные огнетушители: слайды 10 -12

предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 1000В. Принцип действия углекислотного огнетушителя основан на вытеснении двуокиси углерода избыточным давлением собственных паров. При открывании запорно-пускового устройства СО2 по сифонной трубке поступает к раструбу. СО2 из сжиженного состояния переходит в газообразное. Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода и воздуха.

Рассказать обучающимся о предназначении и принципе работы воздушно-пенных огнетушителей.

Применение огнетушителей 

Для приведения огнетушителя в действие (кроме огнетушителей аэрозольного типа) необходимо сорвать пломбу и вынуть блокирующий фиксатор (предохранительную чеку). Затем, для огнетушителей с источником вытесняющего газа (с газовым баллоном или с газогенерирующим устройством) необходимо ударить рукой по кнопке запускающего устройства огнетушителя или воздействовать на пусковой рычаг, расположенные в головке огнетушителя. При этом боек накалывает мембрану газового баллончика и вскрывает его или ударяет по капсюлю газогенерирующего устройства и запускает химическую реакцию между его компонентами. Газ по специальному каналу поступает в верхнюю часть корпуса огнетушителя с жидкостным зарядом или через газовую трубку-аэратор - в нижнюю часть корпуса порошкового огнетушителя, проходит через слой огнетушащего порошка, взрыхляя (вспушивая) его, и собирается в верхней части корпуса огнетушителя.

Для закачных огнетушителей эта операция отсутствует, т.к. в них огнетушащее вещество постоянно находится под действием давления сжатого газа или паров огнетушащего вещества (углекислотные огнетушители).

Необходимо подойти к очагу горения и направить на него насадок огнетушителя, открыть клапан запорно-пускового устройства и приступить к тушению.

Подходить к очагу горения необходимо с наветренной стороны (чтобы ветер или воздушный поток бил в спину) на расстояние не меньше минимальной длины струи заряда огнетушащего вещества (величина которой указывается на этикетке огнетушителя). Необходимо учитывать, что сильный ветер мешает тушению, снося с очага горения огнетушащее вещество, и интенсифицирует горение. Просмотр видеофрагментов по применению различных видов огнетушителей, для тушения различных горючих веществ. слайды 13-16



Физкультминутка (комплекс вольных упражнений №1)



Второй учебный вопрос 2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания во время пожара Слайд 17

В поиске решений, лежащих в области организации безопасности граждан во время пожаров, перед отечественными конструкторами, была поставлена задача разработать портативные средства защиты органов дыхания людей, от поражения продуктами горения во время эвакуации при пожарах. По результатам практических испытаний были рекомендованы к производству и использованию: самоспасатели изолирующие СПИ-20 и СИП-1, а также газодымозащитные комплекты ГДЗК, ГДЗК-У и ГДЗК-Ш.

Самоспасатель изолирующий СПИ-20 Слайды 17-18

Самоспасатель изолирующий СПИ-20 предназначен для защиты органов дыхания человека при экстренной эвакуации из зданий в условиях пожара, в особенности высотных, гостиниц, при авариях на всех видах транспорта и в метро.  Самоспасатель оснащен универсальным по размеру защитным колпаком, который позволяет использовать его людьми, имеющими бороду, усы, прически, очки. Колпак предохраняет голову и волосы от искр при кратковременном контакте с открытым огнем.  Самоспасатель работает на принципе поглощения выдыхаемой человеком влаги и диоксида углерода химическим регенеративным продуктом при одновременном выделении из него кислорода. Кислород для дыхания поступает не из внешней среды, а выделяется внутри изолирующего аппарата. 

Самоспасатель СПИ - 20 состоит из следующих элементов: защитного колпака; полумаски, гофрированной трубки; регенеративного патрона; пускового устройства; дыхательного мешка; Характеристики: примерное время безопасного нахождения человека в задымленном помещении — не менее 20 минут (при средней нагрузке) и не менее 40 минут (в режиме ожидания помощи);


Самоспасатель изолирующий противопожарный СИП-1 Слайды 21-22

Самоспасатель изолирующий противопожарный СИП-1 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и головы при самостоятельной эвакуации из помещений (гостиниц, высотных зданий, вагонов) во время пожара или при других аварийных ситуациях, от любых вредных веществ, независимо от их концентрации и при недостатка кислорода в воздухе. Самоспасатель не требует соблюдения размерного ряда, оснащен универсальным по размерам защитным колпаком, который позволяет использовать его людьми, имеющими бороду, усы, очки. Защитный колпак предохраняет голову и волосы при кратковременном контакте с открытым огнем.

Самоспасатель СИП-1 имеет следующие характеристики: прост в обращении и не требует предварительного обучения; может эксплуатироваться при температуре окружающей среды от 0 до +60С и относительной влажности до 95 %; не требует размерного ряда, универсален; является средством защиты одноразового применения; Время защитного действия не менее 20 минут.










От аналогичных изолирующих самоспасателей СИП-1 отличается расположением дыхательного мешка вокруг шеи, а не на груди, что позволяет переносить грузы или имущество, либо людей, потерявших сознание. Конструкция самоспасателя предотвращает отрыв полумаски от лица, а также потери дыхательной смеси из мешка при наклонах, падении, ползании или столкновении с препятствиями.



Газодымозащитный комплекты: ГДЗК и ГДЗК-У Слайды 23-25

Самоспасатели фильтрующего типа, газодымозащитные комплекты ГДЗК и ГДЗК-У, надежно предохраняют от поражения дыхательную систему человека. Средство рекомендовано к использованию при проведении эвакуационных мероприятий во время пожара. В газодымозащитный комплект ГДЗК входят несколько элементов, придающих средству главные функциональные качества: капюшон из огнестойкого материала. Полумаска, оснащенная клапаном выдоха, который одновременно облегчает ведение переговоров в экстренной ситуации. Самоспасатели фильтрующие ГДЗК -У не стесняют движений, не мешают рассматривать окружающую обстановку (обзор смотрового окна до 70%), оставляя человеку прекрасные шансы выбраться из опасной зоны. Комплекты окрашены яркими тонами с целью оперативного обнаружения пострадавшего в задымленной комнате.

Технические характеристики газодымозащитных комплектов:

ГДЗК ­­– время защитного действия не менее 15 минут;

ГДЗК-У – время защитного действии не менее 30 минут.

Комплекты ГДЗК весят не более 800 гр. могут храниться в течение 5-ти лет.

Порядок использования: сориентировать капюшон в верном положении, чтобы смотровое окно находилось прямо у глаз; надеть самоспасатель на голову, затянуть лямки капюшона.


ГЗДК- Ш, предназначен для защиты органов дыхания школьников.

время защитного действия не менее 30 минут в состоянии покоя и 20 минут при двигательной активности.


    1. Этап первичного осмысления и практического закрепления изученного материала.

Работа обучающихся с раздаточным материалом. Предлагается выполнить тестовое задание. (Приложения 1, 2)

Далее обучающиеся по очереди под руководством учителя, отрабатывают практические навыки и умения – путем имитации приведения учебных огнетушителей в работу. Дают краткую техническую характеристику выбранного огнетушителя, его предназначение и порядок своих действий по приведению огнетушителя в работу. Другим обучающимся предлагается оценить правильность действий своих товарищей, указать на допустимые ошибки.

Работа обучающихся в группах с раздаточным материалом по средствам индивидуальной защиты органов дыхания. (Приложение 3) Стрелками показать соответствие картинок СИЗ и их марки.

Практическая тренировка обучающихся, по надеванию средств индивидуальной защиты органов дыхания: самоспасателя СПИ-20 и противогазов ГП-5, ГП-7. Порядок подбора размера гражданских противогазов.

Работа над возникающими ошибками.



    1. Итоги урока. Рефлексия и оценивание деятельности обучающихся.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: 1. Что, вы узнали нового для себя на этом уроке? 2. Какие учебные вопросы, у вас вызвали затруднения? 3. Ребята, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый человек, чтобы умело и безопасно бороться с огнем? 4. Какие практические навыки и умения вы приобрели и чему научились? 5. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке по 5-ти бальной шкале?

Выставление оценок и их комментирование.

    1. Домашнее задание.

Повторить п.1.1. – 1.3. Используя ресурсы интернета, зайти на сайт МЧС Орловской области и подготовить краткие сообщения о наиболее крупных пожарах, произошедших на территории Орловской области в прошедшем месяце. Указать причины возникновения пожара.




































9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Джабраилов Джабраил Магомедович

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1380 руб.
1970 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства