Урок – путешествие по железной дороге из Новозыбкова в Брянск.
Цель:
Продолжить знакомство учащихся с основными видами транспорта и правилами поведения на нем при различного рода чс; познакомить учащихся с железнодорожным транспортом; активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования метода сюжетно-ролевого рассказа и проблемных ситуаций; воспитывать чувство альтруизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
Тип урока и его структура: интегрированный урок.
Материалы:
Карта Брянской области; дорожные знаки; города Брянска; рисунки: общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, поезд); тетрадь; карандаши; ластик; компьютер.
- Оформление кабинета:
На доске:
- тема урока;
- новые слова: поезд, купе, тамбур, электричка, шлагбаум;
- карта Брянской области;
-дорожные знаки (железнодорожный переезд со шлагбаумом;
железнодорожный переезд без шлагбаума);
- картинки: автобус, троллейбус, трамвай, поезд.
Ход урока.
- Организационный момент
Дети, сегодня у нас в гостях преподаватели ОБЖ школ района. Мы с вами должны показать все знания, которые мы получили при изучении данного предмета. Ответы должны быть полными и правильными. Не волноваться.
- Повторение темы урока: основные правила дорожного движения и общественный транспорт.
Вопросы:
- Повторение правил дорожного движения в стихотворении. Стихотворение у нас рассказывает Сутуло Алексей. Вы должны отвечать «Разрешается», «Запрещается» там, где нужно.
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей вперёд.
Ехать «зайцем», как известно
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зелёном даже детям
Разрешается…
2. Какой транспорт называется общественным?
Общественным транспортом называется – это транспорт по перевозке людей из одного места в другое.
- Назовите тот общественный транспорт, который мы с вами изучили: (показать на компьютере)
- автобус
- троллейбус
- трамвай
- корабль
4. Как нужно переходить на противоположную сторону улицы, выйдя из автобуса, троллейбуса, трамвая?
- Выйдя из автобуса, троллейбуса, трамвая, нужно пройти к пешеходному переходу и по нему перейти на противоположную сторону.
5. Какой транспорт нужно обходить спереди? Почему?
- трамвай. Если обходить сзади, то можно угодить под встречный трамвай.
II. Работа над новым материалом.
- Вступительное слово учителя ОБЖ
Сегодня мы продолжим знакомство с основными видами транспорта и правилами поведения на нем при различного рода чс; познакомимся с железнодорожным транспортом.
У нас необычный урок, урок – путешествие по железной дороге из Новозыбкова в Брянск.
И как вы уже догадались путешествовать мы с вами будем на поезде.
1. Поезд – состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом.
Наверное, все из вас путешествовали поездом, редко, кто самостоятельно, в основном с родителями, со взрослыми людьми. Сегодня мы поговорим о том, как сделать путешествие безопасным, без опасных «неожиданностей». А путешествовать мы будем на поезде по железной дороге Гомель – Брянск. Идея строительства этого участка железной дороги Полесья возникла ещё в 1882 году, когда тройственный союз – военно-политический блок в составе Германия, Австро-Венгрия и Италия готовились к переделу мира. 8 августа 1887 года состоялось официальное открытие железной дороги. Это событие и предопределило дальнейшее развитие города Унечи. И сегодня мы с вами совершим путешествие по этой железной дороге из г. Новозыбкова в Брянск, делая остановки в городах: Клинцы, Унеча, Почеп. (показать на карте железную дорогу)
Учитель: Нам нужно хорошо подготовиться для поездки на поезде. С чего начинается путешествие?
Учащиеся: Собираемся в дорогу, складываем нужные вещи; проверяем перед выходом: билеты, документы, ключи, отключаем все электроприборы, закрываем окна и двери.
Учитель: И вот мы приходим к вокзалу. Какая опасность подстерегает нас здесь?
Учащиеся: Можно затеряться в толпе, отстать от попутчиков.
Учитель: Поэтому лучше в самом начале договориться, где встретиться при опоздании или отставании: у вагона, у кассы, у справочного бюро.
Вы вошли в купе вагона. 2. Купе – отдельное помещение в пассажирском вагоне. Ваши действия.
Учащиеся: Познакомиться с соседями по купе, чтобы легче было общаться в пути.
Учитель: Располагаясь в купе сложите все ценные вещи под сиденье и не оставляйте их без присмотра. Самые безопасные места в купе – это нижние полки.
Путешествие мы начинаем из города Новозыбкова (ученик показывает на карте город и район Новозыбкова.) В руках картинка с изображением г. Новозыбков.
В середине 17 века (в 1667 году) на протоке Зыбкой и речке Корна поселились семьи старообрядцев. Возникла слобода Зыбкая. В начале 19 века (в 1809 году) она была утверждена уездным (районным) городом и переименована в Ново-Зыбка. Вскоре название города стали писать слитно – Новозыбков.
Перед отправкой поезда мы изучим правила поведения пассажиров поезда
Правила поведения пассажиров поезда: учащиеся читают по очереди:
1. Быть вежливым с пассажирами и проводником, выполнять все его законные требования и распоряжения.
2. Не трогать стоп-кран без крайней необходимости. (изображение стоп-крана).
3. Не высовывать руки и голову из окон.
4. Не трогать наружные двери.
5. Не стоять в 3 тамбуре (закрытая площадка железнодорожного вагона) и на подножках при движении поезда.
6. На остановках не отходить от поезда далеко.
7. Не обходить стоящий поезд близко от него – он может неожиданно тронуться.
8. Не выходить из дверей, открывающихся не на платформу, так можно попасть под рядом идущий поезд.
1 остановка наш родной город «Клинцы» (ученик показывает на карте город и район). В руках картинка с изображением г. Клинцы.
Клинцы – второй по величине город Брянщины. Он ровесник Санкт – Петербурга. Город основан в 1707 году (три столетия тому назад) беглым крестьянином Василием Клинцовым. Он вместе с братом Павлом и другими старообрядцами, которых преследовала церковь и царские власти, срубили на берегу реки Туросны первые бревенчатые избы.
Учитель: Ребята мы с вами немного устали и сейчас отдохнём.
Физкульминутка: (Проводит Иванов Николай)
Мы руками поведём-
Будто в море мы плывём.
Раз, два, три, четыре-
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнём наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть-
Раз, два, три, четыре
На счёт пять за парты – сесть.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с правилами поведения на территории железнодорожного вокзала.
Правила (читают по очереди учащиеся)
- переходить можно, только убедившись, что поезда нет, в установленном месте.
- нельзя пытаться перебраться на другой путь под вагонами.
- стой на расстоянии 2 метра от края платформы, иначе может затянуть вихревой поток воздуха.
- в районе станций и вокзалов проложено много проводов под током, электрических кабелей, держись от них подальше, не трогай их руками, особенно в сырую погоду.
2 остановка – город Унеча (ученик показывает на карте город и район). В руках картинка с изображением г. Унеча.
Унеча – небольшой уютный и зелёный городок Брянщины, известной своими лесами, своей скромной красотой. Город Унеча получил название по реке Унеча, на берегу которой он и располагается. Много столетий протекает эта речушка по территории Брянского края. Протяжённость её составляет свыше 102 километров. Почему её так назвали, сказать сложно, но известно, что свыше тысячи лет тому назад на территории края обитали балтийские и славянские племена. Наверное, существование этих племён и определило происхождение слова Унеча.
- Внеча, вариант Унеча. По-видимому, первоначальной формой является чешское слово «внетя», что означает «вторичный».
- Унеча – любопытное образование от древнерусского слова «Унетя» с корнем «унь» (юный, молодой).
Учитель: Сейчас мы с вами познакомимся с железнодорожными знаками, которые мы встречаем перед железнодорожным переездом.
- железнодорожный переезд со шлагбаумом (на доске дорожный знак) дети зарисовывают в тетради
- железнодорожный переезд без шлагбаума (на доске дорожный знак) дети зарисовывают в тетради
4 Шлагбаум – подъёмная перекладина для открытия и закрытия пути на переездах, заставах.
Учитель: Эти знаки предупреждают о том, что близко железнодорожный переезд, железная дорога.