kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое конкурсное занятие "Оказание первой помощи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое конкурсное занятие по теме "Первая помощь". Занятие сответствует принципам ФГОС и направлено на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. это достигается через организацию занятия в деятельностном режиме и ориентацию на индивидуализацию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое конкурсное занятие "Оказание первой помощи"»

Краевой этап XВсероссийского конкурса “Учитель здоровья России-2019»

в Пермском крае

















Тема занятия:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

(разработано для учащихся 8-9 класса)














Автор: Кочкина Нина Юрьевна педагог дополнительного образования высшей категории

МБОУ ДО «Центр детского творчества» с. Березовка

Березовский автономный округ






Березовка 2019г


Конспект занятия

объединение «Школа безопасности» 3 год обучения


Тема: Оказание первой помощи

Цель: Научить оказывать первую помощь пострадавшим при различных травмах

Задачи:

Обучающие:

- научить определять травмы и классифицировать их;

- научить оказывать первую помощь пострадавшим при различных травмах;


Воспитывающие:

-воспитывать бережное отношение к себе и окружающим;

-способствовать формированию дружеских отношений в группе.

Развивающие:

- формировать умение ставить цель и задачи;

- формировать навыки работы с текстом;

- формировать умение работать с информацией;

- формировать навыки поиска информации и умение преобразовывать информацию в схемы и таблицы;

- формировать навык составления алгоритма.


Предполагаемые результаты:

Предметные результаты:

- знакомство с разными видами травм;

- умение оказать первую помощь при различных травмах;

- формирование у учащихся бережного отношения к себе и окружающим.

Личностные и метапредметные результаты:

- умение ставить цель и задачи;

- умение работать с текстом;

- умение работать с информацией, проводить самооценку;

- умение составлять алгоритм;

- умение работать в группе.


Оборудование:

- столы, стулья, карандаши, маркеры, листы бумаги, манекен для СЛР, бинты, шины, жгуты и другие медикаменты;

- презентация Power Point и видеофильм, медиа проектор, ноутбук.

- раздаточный материал: тест, карточки с заданием, схемы, облако тегов

- ресурсы интернет

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

  1. Организационный

Становись! Равняйсь! Смирно! Доброе утро, ребята! Я рада видеть команду в полном составе! Прошу разбиться на 3 группы по 3 человека и сесть за любой из столов.

Внимательно слушают педагога, настраиваются на работу

Коммуникативные: слушать педагога, выполнять строевые команды.

Регулятивные: формировать способность к волевой саморегуляции

1 мин

  1. Мотивация к учебной деятельности


Внимание на экран! (предлагается посмотреть видеоролик по первой помощи)

Как вы уже поняли, это видеоролик ребят, занимающихся в объединении «ШБ» г. Кунгур. Просмотрев ролик, как вы думаете, какая тема нашего занятия? (ответы детей)

А теперь давайте поставим задачи, которые будем решать на занятии. (ответы детей).

Так как у нас занятие по медицине, предлагаю вам в течение всего занятия оценивать свою работу при помощи вот таких импровизированных градусников. Внимание на экран

36,6 – выполнил задание на отлично, задание заинтересовало, загорелся желанием к дальнейшим действиям

36 – выполнил задание полностью, готов работать дальше

35 – при выполнении задания были трудности, многое не смог


Учащиеся смотрят ролик, по окончании просмотра определяют тему занятия, ставят цель и задачи, оценивают себя с помощью рефлексии «Градусник».




















Личностные: повышение мотивации к новому учебному материалу.

Регулятивные:

постановка цели и задач, самооценка.


5 мин

  1. Актуализация имеющихся знаний

Предлагаю проверить материал, ранее изученный по этой теме. Перед вами облако тегов. Вам нужно, разобрать понятия по группам. На все даю вам 1 минуту. По окончании времени 1 группа представит свой ответ. Остальные группы дополняют.

Молодцы, а теперь вернемся к нашим градусникам. Оцените себя, поставьте температуру.

Дети работают в группах. Систематизируют понятия по 4 группам. Озвучивают полученный результат и дополняют другие группы.






Коммуникативные умение работать в группе.

Регулятивные: контроль за собственной деятельностью.


2 мин

  1. Открытие новых знаний

.

Все мы родом из детства. Все любили сказки. Я предлагаю вам следующее задание. Перед вами 5 сказок, вам нужно:

-выбрать одну сказку по желанию,

-определить виды травм, которые могли получить герои,

-аргументировать свой ответ.

На это вам 1 минута.

Отлично, молодцы. А теперь выберите одну травму, с которой вы будите работать дальше.

Внимание на экран. Вам предлагаются задания по трём уровням сложности. Прочитайте их. Вопросы есть?

Выберите уровень для своей группы, приступайте к выполнению задания.

Задание:

  • Прочитайте текст

  • Заполните таблицу, составьте алгоритм

  • Расскажите о травме и алгоритме оказания первой помощи

  • Продемонстрируйте оказание первой помощи

Кроме печатного текста, вы можете пользоваться Интернетом или собственными знаниями. У вас есть выбор: заполнить мою таблицу или составить собственный алгоритм.

На все это вам дается 15 минут, по окончании которых в течении 3-4 минут демонстрируете первую помощь.


Читают тексты сказок, определяют вид травмы, аргументируют ответы.









Читают текст, анализируют, составляют алгоритм, заполняют таблицу, распределяют обязанности в группе.















Демонстрируют первую помощь

Познавательные:

-умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений;

-умение пользоваться дополнительными источниками информации,

- умение анализировать текст, находить главное;

- умение строить суждения на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

-умение точно и полно выражать свои мысли;

-умение доказать свою точку зрения;

-умение договариваться и распределять обязанности в группе






4 мин
























15 мин





9-12мин

  1. Оценочно-рефлексивный этап

На протяжении всего занятия вы измеряли свою температуру. Теперь выявите свою среднюю температуру по итогам всего занятия. И поставьте градусник в ту аптечку, определение которой вам больше подходит.

Аптечка №1:

  • Научился определять вид травмы.

  • Нашёл нужную информацию, составил схему, алгоритм.

  • Могу оказать первую помощь.

Аптечка №2

  • Научился определять вид травмы.

  • Нашёл нужную информацию, составил схему, алгоритм.

  • Не уверен, что смогу грамотно оказать первую помощь.

Аптечка №3

  • Не научился определять вид травмы

  • Не нашёл нужной информации, не составил схему, алгоритм

  • Не смогу оказать первую помощь

Подведение итогов рефлексии педагогом.

Ролик «Водителя спасли очевидцы»

- Водителя спасли очевидцы, т.е. люди, которые проходили мимо. На их месте могли оказаться вы. Думаю, что после нашего занятия, вы сможете оказать первую помощь и спасти жизнь человека.


Благодарю всех за работу на занятии!


Дети оценивают свою работу на протяжении всего занятия.
























Смотрят ролик, мотивирующий на дальнейшую отработку навыков первой доврачебной помощи.

Регулятивные: контроль за собственной деятельностью.






















Личностные повышение мотивации к дальнейшему изучению темы.


6 мин



Используемая литература

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2018г.

  2. Учреждение – разработчик: образовательно-методический центр «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой Территориальный центр медицины катастроф», Первая помощь – Пермь, 2010г.

  3. Образовательно-медицинский центр «Пермская краевая школа медицины катастроф», Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии – Пермь, 2007г.

  4. Федюкович Н.И., « Основы медицинских знаний», учебное пособие для 10-11 кл., - Ростов н/д «Феникс», 2014г.

Интернет ресурсы:

  1. https://travmaoff.ru/perelom/kosynochnaya-povyazka.html

  2. https://www.youtube.com/watch?v=E4O9Z_36YYU

  3. https://www.youtube.com/watch?v=vJx8k6-vfEU

  4. https://myfamilydoctor.ru/perelomy-vidy-perelomov-pervaya-pomoshh/

  5. https://studfiles.net/preview/1608771/page:31/

Приложение №1

Сказки

Колобок

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок.

Старик старухе и говорит:
 — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!
 — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!


Катится колобок, а навстречу ему волк:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!
 — Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
 — Колобок, колобок, я тебя съем!
 — Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
 — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
 — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по...
А лиса его — ам! И съела!





Битый небитого везет



Бежала как-то раз по дороге голодная лиса. Смотрит - едет мужик и везёт в санях рыбу. Забежала лисица вперёд, легла на дорогу, хвост в сто­рону откинула и притворилась мёртвой. Подъехал мужик к лисе и дума­ет: «Вот славный воротник жене будет». Схватил лису за хвост и бросил в сани. А лиса полежала немного и давай из саней рыбу выкидывать. Рыб­ка за рыбкой, выкинула всю, а потом и сама с саней спрыгнула. Приехал мужик домой и говорит жене: «Ну, старуха, я тебе не только рыбы при­вёз, но и воротник на шубу!»
Обрадовалась старуха, побежала к саням: а там ни воротника, ни ры­бы. Догадался дед, что провела его хитрая лисица, погоревал, да делать нечего.
Перетаскала лиса всю украденную у мужика рыбу к себе в нору, села у входа и кушает.
Бежит мимо лисы голодный волк и просит у неё рыбку.«Налови сам, - отвечает лиса - Ступай на реку, опусти хвост в про­рубь и приговаривай: "Ловись, рыбка, большая и маленькая!" Рыбка сама на хвост тебе и нацепится. Да сиди подольше».
Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ло­вись, рыбка, большая и маленькая!» Долго сидел, хвост у него приморози­ло. Попробовал волк встать, да не тут-то было.
В это время бабы за водой на реку пришли, увидели волка и стали его вёдрами колотить. Насилу он от них убежал.
А лиса тем временем забралась в избу, где блины пекли, наелась бли­нов, да попала головой в тесто. Испачкалась вся и убежала.
Встретил её волк и говорит: «Из-за тебя меня поколотили!»
«Эх, - говорит лиса, - мне-то ещё хуже. Смотри, что у меня с го­ловой».
Пожалел волк лису, посадил её себе на спину и повёз в лес.
А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небито­го везёт!»






Пузырь, Соломинка и Лапоть

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем!

— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.







































Петушок и бобовое зернышко.

Жил-был петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:
 — Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
 — Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:
 — Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.

Бросилась курочка к корове:
 — Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Коровушка ей отвечает: 
 — Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:
 — Хозяин, хозяин, дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяин говорит:
 — Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
 — Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:
 — Ку-ка-реку!





Сказка о мертвой царевне и семи богатырях


Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла. 

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь. 

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов. 

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам. 

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя”.
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
“Что? - сказала ей царица. -
Где красавица девица?” -
“Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она.-
Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть”. 

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой. 

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя.
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! -
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась. 

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”. 

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх, во светлую светлицу,
И оставили одну
Отходящую ко сну. 

День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни. 

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?” 

“Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей”. 

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил поклонясь. -
Коли так, не заикнуся
Уж о том”. - “Я не сержуся, -
Тихо молвила она, -
И отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать. 

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась:
Наконец об нём хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
осказках.ру - oskazkax.ru
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить. 

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. “Постой.
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу”.
Отвечает ей черница:
“Ох ты, дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне”. - Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пёс ей под ноги - и лает
И к старухе не пускает;
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. Что за чудо?
“Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит. -
На ж, лови!” - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, - сказала, -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пёс как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. “Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед...” -
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
“Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!” - ив комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь...
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала... 

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет. “Не к добру! -
Братья молвили, - печали
Не минуем”. Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили;
И, пред мёртвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: “Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному”. 

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. 

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил”. 

Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. - “Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала”. - “Как обидно!” -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай”. 

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”. - “Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста”. 

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт, и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива! 

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.














































Приложение №2

Облако тегов




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое конкурсное занятие "Оказание первой помощи"

Автор: Кочкина Нина Юрьевна

Дата: 12.09.2020

Номер свидетельства: 557360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока "Это должен знать каждый!""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-eto-dolzhien-znat-kazhdyi"
    ["file_id"] => string(6) "279514"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453235872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства