Урок проводится с целью ознакомления учащихся со средствами бытовой химии. Работа на уроке построена в группах, с применением методов технологии критического мышеения. Для проведения урока использованы такие приемы, как мозаика проблем, чтение с пометками, бортовой журнал. В разработке урока представлен материал по истории возникновения производстав средств бытовой химии. Предполагается работа обучающихся с задачами, содержащими ошибку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опасные вещества в быту»
Тема: « Опасные вещества в быту».
Цель:познакомить учащихся со средствами бытовой химии.
Задачи:
1. формирование знаний о безопасном поведении при пользовании бытовыми химическими препаратами разной степени опасности, умение определять степень опасности бытовых химических препаратов;
-формирование
познавательных УУД: осуществлять смысловое чтение познавательного текста; догадаться о чем идет речь; умение находить общие признаки;
коммуникативных УУД: умение слушать и слышать учителя; отвечать на вопросы; учитывать разные мнения при работе в группах; договариваться и приходить к общему решению;
регулятивных УУД: постановка цели урока; оценивать правильность выполнения действий в различных ситуациях; умение оценить свою работу;
личностные УУД: формулировать собственное мнение; эмоциональное отношение к изучаемой теме;
3. Развитие интереса учащихся к изучению состава содержания средств разной по степени опасности;
5. Воспитание ценностного отношения к нормам и правилам безопасного поведения.
Литература:
Основы безопасности жизнедеятельности: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова – М.: АСТ:Астрель 2003.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5-6классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Литература для детей:
1.Джейн Эллиотт и Колин Кинг Детская энциклопедия. Идательство «Росмэн», 1994
2.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях./Главный ред. В.А. Володин, 2000
Приемы и стратегии: Технология критического мышления
Мозаика проблем. Чтение с пометками. Бортовой журнал.
Ученики работают в группах по 4 человека.
Показ презентации.
Ход урока
1.Приветствие
2.Определение темы и постановка цели урока
I.Стадия Вызова
Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы работаем в группах. В каждой группе выберете, кто будет руководителем, секретарем, советником, ответственным за тишину и порядок в группе. Руководитель – руководит работой в группе, советник дает советы на протяжении всего урока, секретарь фиксирует ответы участников «+».
Командная работа подразумевает определенные правила:
каждый член команды имеет право высказать свое мнение, которое должно быть услышано;
команда – это работа на общий положительный результат, поэтому, вы помогаете друг другу и работаете сообща.
Вам понадобится общий лист - бортовой журнал, который вы будете заполнять при работе в группах. Оценочный лист, который может уже заполнять секретарь, фиксируя все фамилии участников группы. Хочу пожелать вам успехов на сегодняшнем уроке.
Ребята, обратите внимание на картинки, которые расположены на доске. (мыло, дезодорант, дихлофос, лак, краска, уксус, перец, сода, средство для борьбы с грызунами), как можно это все назвать одним словом, вам поможет ребус (вещества)
На какие две группы их можно разделить? По какому принципу?
(1.-химические, 2.-пищевые)
А что их всех объединяет? Что общего в этих картинках
(все вещества могут быть для человека опасны)
Где они встречаются? (в быту)
/появляется на доске слово ОПАСНЫЕ, ребус, В БЫТУ/
Какая тема урока? (Опасные вещества в быту) Презентация.
Сегодня мы более подробно остановимся на средствах бытовой химии.
/Слова на доске:/
-ПОЧЕМУ………….?
-КОГДА……….?
-НА КАКИЕ………?
-КАК………….?
Ребята, вы, вероятно, обратили внимание, что на доске написаны вопросительные слова.
Сформулируйте вопросы по нашей теме, индивидуально. Запишите в тетради.
Осудите вопросы в парах, выберете вопросы, которые вам понравились, подчеркните.
А сейчас обсудите вопросы в группе, выберете вопросы от группы, на которые бы вы хотели получить ответ и выпишите в бортовой журнал.
(-ПОЧЕМУ…………?-КОГДА……….?-НА КАКИЕ………? -КАК…………?)
Есть ли вопросы, на которые вы уже можете дать ответ? (дети отвечают)
На остальные вопросы мы будем искать ответ на протяжении нашего урока.
II. Стадия Содержания
Современные люди не обходятся без порошка, чистящих, моющих, дезинфицирующих и др. средств бытовой химии. А как вы думаете, когда возникли средства бытовой химии?
Историческая справка
Издавна человек использовал химические вещества. Например, пещерные жители использовали химические вещества для изготовления краски, которую применяли для нанесения воинственного макияжа или же для наскальной живописи. Древние люди обнаружили, что жир в сочетании с золой может не только растворить грязь, но и смыть ее. Жители Древнего Египта, на основе натуральных химических составляющих изготавливали косметику для волос, соли для принятия ванн, краску для ногтей, грим для лица, бальзамы, и многое другое.
Далее по хронологии бытовая химия заняла прочное место и в жизни древних греков, китайцев, римлян, индийцев и других народов.
В древности для получения косметических средств применяли различные травяные настои, растительную смолу, крахмал, пчелиный воск, жир животных, молочные продукты, оливковое масло.
Примерно три тысячи лет тому назад появилось первое мыло, которое впоследствии стало главным средством для поддержания гигиены тела человека.
Если спросить наших прабабушек и прадедушек, они вам расскажут, что во время их молодости не было никаких химических моющих средств. В быту и при уборке квартиры они мыли все грязные предметы при помощи зубного порошка, соды, золы и нерастворенной горчицы.
Сама фраза «бытовая химия» появилась в 1933 году. И в этом же году появилось первое химическое моющее средство.
А что нам поможет, если под руками нет средств бытовой химии?
(Сообщения детей.)
По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы. На какие, вам поможет узнать учебник стр.55. Командам необходимо заполнить таблицу№1, вписать наименование, характеризующую степень опасности средств бытовой химии.
(Приложение 1)
Все группы завершили работу. Предлагаю руководителю зачитать, какие группы получились
/на доску вывешиваются таблички с названием групп опасных веществ:
-относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные, ядовитые/
Физкультминутка. (Слайды)
На экране вы увидите изображения некоторых препаратов бытовой химии.
Если вы считаете,
• средство относительно безопасное – руки в стороны;
• средство опасное для глаз и кожи – покачали головой
• средство огнеопасное - подняли руки вверх и помахали,
• если средство ядовитое – присели-встали
Исследование
Ребята, теперь вы знаете, что порошок входит в группу относительно безопасных средств, доказать это, нам поможет лакмусовая бумажка. Если среда щелочная она будет синей, если кислая - красной, если нейтральная - фиолетовой. Чем меньше щелочи, тем окраска меньше. Сравним раствор порошка и мыльный раствор. (Показ опыта) Какой вывод можно сделать? Предлагаю ответить советникам.
Все эти средства необходимы человеку и безопасны, если их правильно использовать. Сейчас нам с вами предстоит разработать памятку-инструкцию - правила использования и хранения средств бытовой химии.
У каждой группы на столе карточка с иллюстрацией веществ разной степени опасности.
Задачи при работе в группе:
определить степень опасности данного вещества;
составить инструкцию по применению данного средства. Составить инструкцию вам поможет Приложение2
(Каждой группе выдается лист по составлению инструкции)
О степени опасности вещества и инструкцию по использованию средств бытовой химии зачитывают секретари.
Как вы думаете, почему эти вещества считаются опасными для человека? К чему может привести неправильное их использование?
Как можно узнать степень опасности вещества? (прочитать инструкцию на упаковке)
А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания, решив следующие ситуационные задачки. (Каждой группе дается лист с одной ситуационной задачей)
Прочитать и подчеркнуть в тексте, то, что герои сделали не верно. Определить, какая опасность существует
Задачи
Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.
Ирина торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка. Какая опасность существует?
Валя, при использовании косметики, обратила внимание на покраснение кожи после нанесения его на лицо. Какая опасность существует?
После уборки ванной комнаты, мама оставила чистящие средства там же. В доме маленький ребенок. Какая опасность существует?
Отвечают ребята каждой группы, ответственные за тишину и порядок в группе
Ребята, обратите внимание, на все ли вопросы мы дали ответ?
Ребята, оцените работу каждого в группе, сосчитав количество «+» в оценочном листе (Приложение 3.)
III. Стадия Размышления
В заключении нашего урока предлагаю каждому дописать любую из предложенных фраз: « Я понял, что…», «Я узнал, что…», «Трудным для меня было…», «Интересным показалось…» (Приложение 4.)
Кто желает озвучить? (ребята зачитывают дописанные фразы)
Домашнее задание на выбор:1.Нарисовать предупреждающий знак определенной группы по степени опасности средств бытовой химии. 2. Приготовить презентацию на тему: «Личная безопасность при использовании средств бытовой химии»
Учитель комментирует оценки за урок:
Поднимите руку, кто получил «4», «5»
У остальных есть возможность повысить отметку, подготовив ответы на оставшиеся вопросы.
Урок окончен.
Приложение №1
Таблица№1
Группы
1.________________
2._______________
3__________________
4.______________
Характеристика предметов бытовой химии
Не имеют предупредительных надписей
Наносят вред только при попадании на определенные участки тела, в глаза
Имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня
С надписью «Яд», «Ядовито», «Токсично» или специальной маркировкой
Таблица№2
№
ИНСТРУКЦИЯ
1
Хранить отдельно от
2
Не допускать попадания в
3
Проверять срок
4
При работе с огнеопасными средствами нельзя зажигать
5
Применяя средства бытовой химии, строго соблюдать
6
Хранить в недоступном месте для
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Техника безопасности при использовании относительно безопасных средств бытовой химии
1.Внимательно изучите……
2. Обязательно используйте…..
3. При стирке пыль от стирального порошка остается в воздухе около 20 минут, что может спровоцировать аллергию. Не находитесь долго…., и хорошо ее …..
4.Храните порошок …...
Техника безопасности при использовании средств опасных для глаз и кожи
При работе с чистящими средствами обязательно ....
После уборки хорошо проветривайте….
Не хранить бытовые химикаты рядом с пищевыми….
Соблюдайте…….
В случае попадания в глаза, на кожу немедленно…..
Техника безопасности при использовании огнеопасных средств
Внимательно изучите состав средства, инструкцию по……
Средство является……
Не распылять вблизи ……
Использовать только в хорошо проветриваемых…..
Техника безопасности при использовании ядовитых химических средств
1Ядохимикаты нужно хранить в герметически закрываемой…..
2.Запрещается их хранить вместе с пищевыми….
3.При использовании ядохимикатов следует пользоваться …. и защитными очками.
4.После окончания работы тщательно мыть с мылом…….