- Друзья мои, сегодня мы начинаем изучение нового предмета ОБЖ.
- А начать урок я хочу со стихотворения.
В школе новый есть предмет-
Он спасет от многих бед!
В каждом классе он введен,
В каждом классе нужен он!
В пятом классе и в шестом,
И в одиннадцатом он!
А названье: ОБЖ –
Это знать пора уже…
Буква «О» - это «ОСНОВЫ»,
Буква «Ж» - вы, как, готовы?
Слово длинное идет:
«ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - вот!
В середине - буква «Б»:
«БЕЗОПАСНОСТЬ», мне, тебе.
ОБЖ – это спасенье,
Бед от многих избавленье!
Чтоб опасность избежать,
ОБЖ должны вы знать!
ОБЖ – это наука!
Праздник жизни, а не скука!
Интереснейший предмет,
Где на все готов ответ:
Как в лесу не заблудиться,
Как под лед не провалиться.
Как пожара избежать,
Как купаться, загорать!
ОБЖ все вам расскажет,
И поможет, и подскажет:
Как узнать вороний глаз,
Как надеть противогаз.
Как вести себя в метро,
Как идти, когда темно!
Кто подскажет? ОБЖ!
В нем ответ готов уже!
- Итак, кто же из вас запомнил, как расшифровывается аббревиатура ОБЖ? Ответы учащихся. Слайд 2.
- Что означают данные слова? Слайд 3.
О- основы, т.е. самое важное, главное, основное.
Б – безопасность. Это состояние, при котором не угрожает опасность.
Ж – жизнедеятельность, т.е. повседневная жизнь: учеба, отдых, работа и т.д.
- В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
- Как вы думаете, с чем это связано? Ответы учащихся.
- Так в РФ ежегодно от разного рода опасностей погибают более 300 тыс. человек, 100 тыс. становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье. В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
- Изучение курса ОБЖ в 5 классе предусмотрено учебным планом из расчета 1 ч в неделю.
- Заниматься мы будем по учебнику, написанному Фроловым и другими авторами, под редакцией заслуженного спасателя РФ, Героя России Ю.Л.Воробьева.
- Кроме учебника на уроках нам понадобится общая тетрадь 48 или 96 листов. Это будет вашей рабочей тетрадью, в которой мы будем записывать важные моменты урока.
- Наши уроки будут проходить в кабинете ОБЖ. Давайте ознакомимся с инструкцией по технике безопасности в кабинете ОБЖ. Учитель зачитывает инструкцию.
- Сейчас обратимся к учебнику и посмотрим, что же мы с вами будем изучать в 5 классе и как работать с данным учебником?
Работа с учебником (стр. 3 и стр. 6).
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают. Слайд 4.
Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает. Наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.
С чего начнем нашу подготовку к безопасной жизни?
Обратим сначала наше внимание на понятие «безопасность».
Безопасность – это состояние, при котором ничего не угрожает. Это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
А, что же такое опасная ситуация? Посмотрите на слайд. Слайд 5.
Опасны ли данные ситуации? В чем их опасность? Ответы учащихся.
Таким образом, опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Запись в тетрадь. Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы узнаем опасные места.
1.Вот огромный шумный мир, В нем четыреста квартир, Пять подъездов, домофоны, Остекленные балконы. Дом.
2. В городе деревьев мало И гулять стремятся все, Уходя на два квартала
От проспектов и шоссе. Тут прохладно средь аллей И зеленых тополей. Парк.
3. Вот жилище горожан: В кухне есть плита и кран, Ванна есть и туалет, Мебель в комнате, паркет. Заходи в нее, живи, Только слово назови. Квартира.
4. Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! Транспорт.
5. Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в... Магазин.
6. Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет. Школа.
7. Зеленый луг, Сто скамеечек вокруг, От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих - Рыбацкие сети. Стадион.
8. В полумраке зала прожекторы светят, И снова на сцену актёрам пора. Заботы и беды пусть останутся дома. Здесь сказка и правда, Здесь жизни игра. Театр.
9. В два ряда стоят дома — Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами друг на друга глядят. Улица.
- Дом, парк, квартира, транспорт, магазин, школа, стадион, театр, улица – это наши хорошо знакомые места. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.
V. Продолжение изучения нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
Что же относиться к таким факторам?Слайд 15.
Некоторые опасные ситуации перерастают в экстремальные.Слайд 16.
Например, человек тонет, тушит пожар….
Экстремальная ситуация - это наиболее сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил. Запись в тетрадь.
Если же это крупномасштабные опасные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие особо тяжелыми последствиями – это чрезвычайные ситуации.Слайд 17. Запись в тетрадь.
Демонстрация слайда 18 – примеры ЧС.
В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих вредных факторов опасные ситуации можно разделить на 3 группы:
- техногенные;
- природные;
- социальные. Запись в тетрадь.Слайд 19.
VI. Закрепление нового материала
Индивидуальная работа учащихся с последующей проверкой.
Учащимся на слайдах 20 – 21 предлагаются задания, которые они выполняют в тетрадях.
Задание 1.
Найдите соответствие между понятием и его определением.
А. Экстремальная опасная ситуация
Б. Чрезвычайная ситуация
Экстремальная и опасная ситуация с вовлечением большого количества людей, грозящая тяжелыми последствиями для общества.
Неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие жизни, здоровью человека, его имуществу и среде обитания.
Сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
Ответ: А – 3; Б – 1.
Задание 2.
Выберите правильный ответ.
В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих факторов опасные ситуации бывают:
А. Только техногенные и социальные
Б. Только природные и социальные
В. Только природные и техногенные
Г. Техногенные, природные и социальные
Ответ: Г.
VII. Итог урока.
Фронтальная беседа.
- Что такое опасная ситуация? - Какие ситуации называют чрезвычайными? - На сколько групп можно условно разделить все опасные ситуации?