kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Охрана окружающей среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в виде конференций,

План пресс-конференции:

1.Двигатели внутреннего сгорания – карбюраторный, дизельный; их устройство и принцип работы.

2.Топливо, его виды.

3.Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами жд.транспорта и их влияние на здоровье человека.

4.Загрязнение железнодорожного полотна сухим мусором и сточными водами

5.Загрязнения сточных вод шпалопропиточным заводом и вагонным депо.

6. Основные направления деятельности по охране и рациональному использованию водных ресурсов

7.Методы обеспечения равновесия в природе

По каждому вопросу  предоставляется слово "специалистам", ими выступают учащиеся. Вконце

задается вопросы для контроля знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Охрана окружающей среды.»

План

Открытого урока в группе третий курс

Специальность: « Помощник машиниста тепловоза»

Ф.И.О. преподавателя: Елеуова Лиза Алибековна

Дисциплина; Охрана труда

Тема урока; Охрана окружающей среды.

1.Цели урока; 1.1.Образовательная-знакомство учащихся с экологическими проблемами на железнодорожном транспорте и методами обеспечения равновесия в природе.

2.Воспитательная- привлечение внимания к жизни природы ,развитие интереса к проблемам экологии ,сознания необходимости заботиться о природе и причастности к общечеловеческим проблемам;

3.развивающая: : развитие мышления, памяти, умения выражать свое мнение об окружающей действительности

2.Методы обучения:

2.1.По источникам знаний: словесный, наглядный-показ слайдов.

2.2. По уровню познавательной деятельности учащихся:выступления

специалистов, контроль знаний методом тестов, составление дерево-сканворда.

3.Тип урока: урок-конференция

4. Оборудование, наглядные пособия: Слайды, реферат, контроль знаний методом тестов

5. Межпредметная связь: Управление тепловозом,Устройство и ремонт тепловоза, Устройство вагонов, Химия, Экология.

6.Производственные связи: Локомотивное депо, вагонное депо, шпалопропиточный завод.

7.Содержание и ход урока

7.1.Организационный момент

Приветствие , сообщение о теме и характере работы на данном уроке.2мин.

7.1.2. Проверка наличия конспектов

7.1,3. Ознокомление учащихся с целью и задачами урока 3-5 минут

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, представители прессы и специалисты! Сегодня мы собрались на пресс-конференцию

«Железно-дорожный транспорт и охрана окружающей среды». Давайте обсудим эту проблему. Успешно работать нам поможет план, который лежит перед каждым.


План пресс-конференции:


1.Двигатели внутреннего сгорания – карбюраторный, дизельный; их устройство и принцип работы.


2.Топливо, его виды.


3.Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами жд.транспорта и их влияние на здоровье человека.

4.Загрязнение железнодорожного полотна сухим мусором и сточными водами

5.Загрязнения сточных вод шпалопропиточным заводом и вагонным депо.

6. Основные направления деятельности по охране и рациональному использованию водных ресурсов

7.Методы обеспечения равновесия в природе


По первому вопросу слово предоставляется инженеру-конструктору:

Инженер-конструктор. Первый ДВС изобрёл в 1878г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Этот двигатель работал на газе. Позже, в 1885 году, его коллега инженер Даймлер построил карбюраторный двигатель, работавший на бензине. Его «сердцем» является карбюратор – устройство, в котором смешиваются бензин и воздух, образуя горючую смесь. Малая масса, компактность, сравнительно высокий КПД (25-30%) обусловили широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, бензопилы.


Но у этих двигателей есть и недостатки: дорогое высококачественное топливо, довольно сложная конструкция, большая скорость вращения вала двигателя, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу. Более экономичен четырёхтактный дизельный ДВС. В 1992г. немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на двигатель, в цилиндре которого сжимался воздух, а не горючая смесь. Дизельный двигатель работает без карбюратора и свечи, на дешёвых сортах топлива, причем расходует его меньше. КПД (35-40%). Дизельные двигатели устанавливают на тракторах и автомобилях, на речных и морских теплоходах, на дизель-электроходах, тепловозах, электростанциях небольшой мощности.

По второму вопросу слово предоставляется химику-технологу.

Химик-технолог. Топливо для ДВС получают из нефти. Карбюраторные двигатели работают на её легкой фракции – бензине, смеси углеродов состава С5-С12. Смесь некоторых углеродов бензина с воздухом воспламеняется от сотрясения, так что удар взрывной волны о поршень происходит преждевременно. Такое явление называется детонацией, оно приводит к перегреву и преждевременному износу двигателя. Детонационную стойкость бензина определяют октановым числом: чем оно больше, тем выше стойкость к детонации. Это число и определяет разные марки бензина – А-72, А-76, А-96, АИ-93 и т.д. Октановое число, равное 96, означает, что допускается такое сжатие паров бензина в цилиндре без детонации, как и при использовании смеси из 96% изооктана СН3-СН(СН3)-СН2-С(СН3)2-СН3 и 4% гептана Н3С-(СН2)5-СН3.


Дизельное топливо – более тяжёлая, чем бензин, фракция нефти (газойль), называемая в технике соляровым маслом, в быту – соляркой. Важнейшим его показателем является цетановое число. Оно характеризует такое же воспламенение как и при использовании смеси н-цетана (С16Р34 и а-метилнафталина С11Н10). Воспламенение первого принято за 100, второго за 0. Для равномерного сгорания топлива, высокой эффективности рабочего цикла, малого расхода горючего, лёгкого запуска двигателя необходимо, чтобы цетановое число было равно 40-55.


По третьему вопросу слово предоставляется экологу:

Эколог. Да, вещества, содержащиеся в выхлопных газах (СО, СО2, СхНу, SO2, NOx и др.) наносят большой вред окружающей среде.


Коварным газом является оксид углерода (2) СО, или угарный газ. В лёгких он соединяется с гемоглобином крови в 200-300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания. Зарегистрированы случаи, когда, попадая в районы интенсивного движения, люди теряли сознание. Угарный газ угнетает также активность ферментов клеток печени, сердца, мозга, повышает уровень сахара в крови.


Большие количества выбрасываемого углекислого газа СО2 ведут к возникновению парникового эффекта, который заключается в поглощении атмосферой теплового (инфракрасного) излучения Земли. Это может привести к такому повышению температуры земной поверхности, что вызовет таяние льдов и соответственно поднятию уровня Мирового океана до 50м.


Выбросы сернистого газа SO2 и оксидов азота вызывают заболевания дыхательных путей. Кроме того, соединения азота неблагоприятно действуют на кровь и кровеносные сосуды. Считается, что оксиды азота в десять раз опаснее, чем оксид углерода (2). Они являются причиной возникновения в воздухе нитрозоаминов – сильных канцерогенов.


По вопросам 4-5-6-7 слово предоставляется-инспектору по охране окружающей среды:

Инспектор по охране окружающей среды:

Основные виды воздействия транспорта на окружающую среду и природные ресурсы - загрязнение токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, загрязнение поверхностных водных объектов, образование отходов и воздействие транспортных шумов. Одним из таких видов транспорта является железнодорожный.

Значение железнодорожного транспорта в Казахстане очень велико. Более 68 % всего грузооборота и свыше 57 % пассажирооборота страны приходится на долю железных дорог

Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется, прежде всего, в загрязнении воздушной, водной среды и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог. Выделяют следующие источники загрязнения: подвижные и стационарные

Основное загрязнение происходит в районах, где в качестве локомотивов используют тепловозы с дизельными силовыми установками. При работе магистральных тепловозов в атмосферу выделяются отработавшие газы, по составу аналогичные выхлопам автомобильных дизелей. Помимо выбросов продуктов сгорания топлива, ежегодно при перевозке и перегрузке грузов из вагонов в окружающую среду поступает около 3,3 млн. т руды, 0,15 млн. т солей и 0,36 млн. т минеральных удобрений

Из вагонов-цистерн на пути и междупутье, во время перевозок, вследствие не герметичности клапанов и сливных приборов цистерн, не плотностей люков теряются нефтепродукты. Они просачиваются через почвенные горизонты и загрязняют грунтовые воды. Из пассажирских вагонов происходит загрязнение железнодорожного полотна сухим мусором и сточными водами

Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебеночные заводы, промывочно-пропарочные станции. Процесс обработки шпал сопровождается выделением в воздушную среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, ксилола, фенола, то есть веществ, относящихся к 2-му классу опасности.

Помимо атмосферы, на шпалопропиточных заводах происходит загрязнение почвы и водоемов. Основными загрязнителями являются сланцевые и каменноугольные масла, в состав которых входят фонолы; их накопление в почве опасно для живых организмов. Сточные воды ШПЗ насыщены антисептиком, растворенными смолами, фонолами. Один шпалопропиточный завод сбрасывает в год от 40 до 150 тыс. м. куб. производственных и хозяйственно-бытовых вод.

В составе вагонных депо, либо как самостоятельные предприятия действуют около 40 промывочно-пропарочных станций (ППС), где производится очистка цистерн от остаточных нефтепродуктов. Сточные воды ППС (объемом от 60 до 500 м. куб.) загрязнены нефтепродуктами, растворенными органическими кислотами, фенолами, тетраэтилсвинцом .

Укладка балласта при строительстве и реконструкции железнодорожных линий является еще одним негативным аспектом воздействия на здоровье людей. В качестве балласта используется смесь щебня и асбеста. Экологическая опасность применения асбестосодержащего балласта состоит в том, что он при погрузке, транспортировке, хранении и укладке вызывает сильную запыленность. Высокая степень содержания асбестовой пыли на рабочих местах путевых рабочих, монтеров, машинистов щебнеочистигельных и землеуборочных машин приводит к ряду профессиональных заболеваний, таких как асбестов, хронический бронхит и трахеобронхит, злокачественные опухоли легких [3]

Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).

Основными направлениями деятельности по охране и рациональному использованию водных ресурсов являются сокращение потребления воды питьевого качества на производственные нужды; снижение сброса загрязненных сточных вод от существующих локальных и узловых очистных сооружений, перевод сточных вод железнодорожных предприятий в территориальные системы канализации, применение менее водоемких технологических процессов, внедрение систем оборотного и повторного водоснабжения, сокращение утечек и потерь воды [3].

Первостепенное значение имеют меры по сохранению лесных насаждений; поддержанию лесов в надлежащем состоянии и повышению защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов; охране лесов от пожаров, болезней и вредителей; опережающему лесовосстановлению.

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу .

Обеспечить равновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и других методов.

Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользования исходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде.

Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояние охраны окружающей среды.

Экономические методы предусматривают определенные виды затрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату за ресурсы, возмещение ущерба.

Организационные методы основаны на научной организации природопользования и выполнении административных и правоохранных мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.

Технические методы основаны на создании новых технологий и производственного оборудования, уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективных средств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.

Санитарно-гигиенические методы предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды с целью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияния загрязнений на людей и природу.

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами. Правительства принимают решения против загрязнения планеты. Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

8.Вопросы для закрепления:

1.Назовите основные виды воздействия транспорта на окружающую среду?

2.Каким образом происходит загрязнения окружающей среды ЖД транспортом?

3. Чем сопровождается процесс обработки шпал?

4.Каким профессиональным заболеваниям приводит укладка балласта

при строительстве ЖД дорог?

5. Назовите факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду?

6.Тетоды обеспечения равновесия в проироде.

9.Заключительная часть:

Нарисуйте дерево-методы обеспечения равновесия в природе.

10 Оценки за урок (2мин)

11.Д/з. написать способы повышения коэффициента полезного действия тепловых машин и пути решения экологических проблем, не названных на уроке.










Экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей.

Пути решения

  1. загрязнение атмосферы

  2. шумовые загрязнения

  3. загрязнение почвы

  4. повышение температуры атмосферы





Используемая литература:

5. Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1996. - 238 с.

6. Павлова Е. И. Экология транспорта. - М.: Транспорт, 2004 г. - 248 с.































Тестовые вопросы по теме:


1.Назовите основные виды воздействия транспорта на окружающую среду?

А -загрязнение токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей

Б- выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников

В-загрязнение поверхностных водных объектов

Г- образование отходов и воздействие транспортных шумов

Д-все перечисленные выше


2.Каким образом происходит загрязнения окружающей среды ЖД транспортом?

А- щебеночные заводы, промывочно-пропарочные станции.

Б- где в качестве локомотивов используют тепловозы с дизельными силовыми установками

В- при перевозке и перегрузке грузов

Г-. Из пассажирских вагонов происходит загрязнение железнодорожного полотна сухим мусором и сточными водами

Д-все выше перечисленные


3. Чем сопровождается процесс обработки шпал?

А-ничем

Б- выделением только фенола

В- выделением в воздушную среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, ксилола, фенола

Г- выделением только ксилола

Д-выделением только бензола

4.Каким профессиональным заболеваниям приводит укладка балласта

при строительстве ЖД дорог?

А-головные боли, отравления

Б-, хронический бронхит и трахеобронхит, злокачественные опухоли легких

В-повышенное давление

Г-ангина, тонзилит

Д-плоскостопие


5. Назовите факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду?

А-механические ,физические, химические

Б-тепловые, энергетические

В-технологические,транспортные

Г-звуковые,тепловые

Д-искуственные, естественные






АКТЮБИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ


Рассмотрено на заседании Утверждаю

МО специальных дисциплин Зам директора по УПР

___________ Байжаркенова Б.У _______Турганова К.А.

«____»_________2012 г. «______»_________2012г.











ПАНОРАМНЫЙ УРОК

На тему: Охрана окружающей среды

По дисциплине «Охрана труда»







Специальность: « Помощник машиниста тепловоза»

Ф.И.О. преподавателя: Елеуова Лиза Алибековна













г.Актобе-2013г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Охрана окружающей среды.

Автор: Елеуова Лиза алибековна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок химии на тему " Нефть, переработка нефти, охрана окружающей среды""
    ["seo_title"] => string(79) "urok-khimii-na-tiemu-nieft-pierierabotka-niefti-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "266779"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450250249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Охрана окружающей среды "
    ["seo_title"] => string(31) "okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "101952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402469520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок по теме: «Состав мыла и его моющие действия. Понятие о СМС. Охрана окружающей среды от загрязнения ПАВ» "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-po-tiemie-sostav-myla-i-iegho-moiushchiie-dieistviia-poniatiie-o-sms-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy-ot-zaghriaznieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "170707"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423581396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Охрана окружающей среды"
    ["seo_title"] => string(29) "okhrana_okruzhaiushchei_sredy"
    ["file_id"] => string(6) "490271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544552782"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сценарий мероприятия к Всемирному дню охраны окружающей среды. Экологическая мозаика. "
    ["seo_title"] => string(102) "stsienarii-mieropriiatiia-k-vsiemirnomu-dniu-okhrany-okruzhaiushchiei-sriedy-ekologhichieskaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "109163"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404155765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1950 руб.
2440 руб.
1690 руб.
2110 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства