Просмотр содержимого документа
«« Обеспечение радиационной безопасности населения» 8 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Тема урока 3: « Обеспечение радиационной безопасности населения»
8 класс
Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «СОШ №3» п. Ставропольский
Бельдиев Алексей Иванович
п. Ставропольский, 2022
Разработчик: Бельдиев Алексей Иванович, МОУ «СОШ №3» п. Ставропольский
УМК: А.Т. Смирнов (учебник для общеобразовательных организаций: Основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова)
Класс: 8
Предмет: ОБЖ
Тема урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
1. Ознакомиться с основными понятиями о радиации, рассмотреть источники радиации, изучить основные виды ионизирующего излучения; изучить единицы измерения дозы облучения; ознакомиться с нормами радиационной безопасности.
2. Установить последствия радиоактивного влияния на живые объекты
Задачи урока:
Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.
Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
Воспитательные: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: уметь работать с учебным материалом, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы
Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке; анализировать, обсуждать и отстаивать свое мнение при разборе ситуационных задач
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя
Коммуникативные УУД:
сохранять доброжелательные отношения друг к другу; слушать и принимать окружающих
Планируемые результаты:
Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при радиационной аварии;
Личностные: формировать модель личного безопасного поведения в случае возникновения ч.с. природного характера
Метапредметные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формирование культуры безопасности;
Основные понятия: радиационная безопасность населения
- Чтобы вспомнить тему «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия», предлагаю выполнить следующие задания.
Слайд 2.
Задание 1.
Установите соответствие.
1.
Покрытие территории водой.
а.
Зонакатастрофического затопления
2.
Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва.
б.
Гидродинамически опасный объект
3.
Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части.
в.
Поражающие факторы гидродинамической аварии
4.
Сооружение с разницей уровня воды.
г.
Гидродинамическая авария
5.
Образование волн прорыва.
д.
Затопление
На выполнение задания учитель дает несколько минут, после чего проверяет тетради у нескольких учащихся и ставит оценки.
Остальные учащиеся по слайду 3 проверяют правильность выполнения задания.
Слайд 4.
Задание 2.
Оцените верность утверждений
1. Плотина - это искусственное водосбросовое сооружение.
2. Аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды, относятся к гидродинамическим.
3. Гидродинамические аварии могут возникнуть вследствие действия сил природы.
4. Бьеф – это часть водоема выше и ниже гидротехнического сооружения.
5. Водозаборные гидротехнические сооружения предназначены для забора воды из источника питания (реки, озера) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей.
После выполнения задания учитель проверяет тетради у нескольких учащихся и ставит оценки.
Остальные учащиеся сверяют свои ответы со слайдом 5.
Ш. Введение в тему
- Ребята, подумайте, какое общее слово может объединить все эти ситуации:
многочасовой перелет на самолете, прохождение флюорографии в поликлинике, длительная работа за компьютером? Ответы учащихся.
- Воздействие радиации на организм мы называем облучением.
Давайте вспомним, что же такое радиация или ионизирующее излучение? Ответы учащихся.
ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (РАДИАЦИЯ) – это виды радиоактивных излучений, которые, попадая в определенные среды или проникая через них, производят в них ионизацию, т.е. приводят к образованию заряженных частиц (ионов).
- Сегодня на уроке мы поговорим о радиационной безопасности, установленных основных гигиенических нормативах облучения, а также о правилах поведения населения, проживающих в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.
- Тема нашего урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения». Слайд 1.
IV. Изложение нового материала
Что же такое радиационная безопасность?
Слайд 6.
Радиационная безопасность населения - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения.
В целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1996 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», в котором определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Слайд 7.
В нашей стране разработаны нормы радиационной безопасности (HPB-96/99),которые введены на территории России с 1 января 2000 г.
Прежде чем вы узнаете о них, поговорим сначала об источниках облучения.
Мы живём в радиоактивном мире, так как живём на радиоактивной Земле. Все естественные источники излучений создают естественный радиационный фон, в котором мы рождаемся и живём на протяжении всей нашей жизни.
Слайд 8.
К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету.
Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.
К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.
Слайд 9.
Радон – самый главный из всех естественных источников радиации. Этот газ без цвета, вкуса и запаха – один из продуктов распада урана-238. Он достаточно тяжёлый (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Главный источник поступления радона – грунт. Радон выделяется в основном из геологических разломов и шахт, но может содержаться в материале стен и даже питьевой воде.
При длительном поступлении радона в организм человека возрастает риск возникновения рака легких. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.
Слайд 10.
На слайде вы видите воздействие на человека разных источников радиации в процентном соотношении.
- облучение населения продуктами распада радона и торона в помещениях - 42% (торон – изотоп радона);
- использование ионизирующих излучений в медицине - 34%;
- естественный фон - 23%;
- глобальные выпадения продуктов ядерных испытаний -1%;
- пользование авиатранспортом - 0,10%;
- употребление радиолюминесцентных товаров - 0,10%;
- атомная энергетика - 0,03%.
Каковы же нормы радиационной безопасности?
Слайд 11.
Годовая доза облучения 30-100 миллибэр.
Допустимая доза облучения за год 500 миллибэр.
Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.
Слайд 12.
При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов необходимо:
– уточнить наличие в районе вашего проживания радиационно опасных объектов и получить возможно более подробную и достоверную информацию о них;
– выяснить в ближайшем территориальном управлении ГО ЧС способы и средства оповещения населения при аварии на радиационно опасном объекте;
– изучить инструкцию о порядке действий населения в случае возникновения радиационной аварии;
– создать и иметь определённые запасы необходимых герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия и воды.
V. Самостоятельная работа с учебником
- А сейчас выработаем алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии. В помощь учебник на с.131-132.
Слайд 13.
Задание 1.
Вставьте в полученный текст пропущенные слова и словосочетания.
Учащиеся получают листы с текстом. Приложение 1.
Учитель проверяет работы нескольких учащихся, выставляет оценки. Один ученик зачитывает свою работу всему классу.
VI. Продолжение темы
Каковы действия населения при подготовке к возможной эвакуации?
Слайд 14.
- Соберите самые необходимые вещи (документы, деньги, личные вещи, продукты, средства индивидуальной защиты).
- Необходимо сложить в чемодан и рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее бельё и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.
- Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите мусор, на дверь прикрепите объявление «В квартире №_ никого нет».
- Зарегистрируйтесь у председателя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените бельё и обувь.
Слайд 15.
Каковы правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности?
Прочитайте учебник с.132-134. Работа с учебником.
Слайд 16.
В заключение отметим, что для обеспечения радиационной безопасности населения в условиях развития ядерной энергетики необходимо повышение уровня знаний всего населения в вопросах понимания сущности физических и биологических процессов, связанных с ионизирующим излучением, а также знание нормативно-правовых актов и соблюдение норм поведения в области радиационной безопасности.
VII. Итог урока
Вопросы для самоконтроля:
- Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения установлены в Российской федерации?
- Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?
Выполнение заданий в рабочих листах (приложение 2)
VIII. Домашнее задание
Параграф 6.1.
Задание из рубрики «После уроков» с. 134.
Приложение 1.
Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии
1. Защитить органы дыхания _________________________________.
2. Укрыться в ближайшем здании, лучше ________________________________________ ____________________________________.
6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или _______ _________________________________________________.
7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке _____________________.
При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды.
8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,
________________________________________.
9. Строго соблюдать правила _______________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма.
10. Оставлять __________________________ только при крайней необходимости и на короткое ______________________________. При выходе защищать ___________________ _________________________________,надевать ____________________________________ ____________________________________________________________________________.
После возвращения ______________________________.
Ответы:
1. Защитить органы дыхания платком, шарфом__.
2. Укрыться в ближайшем здании, лучше __в собственной квартире.
3. Войдя в помещение, снять _верхнюю одежду и обувь, закрыть окна, двери, вентиляционные люки, включить радиоприемник или телевизор.
4. Провести герметизацию __помещения и защиту продуктов питания.
5. Открытые продукты питания _поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку.
6. Продукты и воду поместить в холодильник или в закрываемые шкафы.
7. В течение 7 дней принимать по _одной таблетке _йодистого калия.
При отсутствии специальных таблеток использовать 3-5 капель_5 % - ного раствора йода
на стакан воды.
8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать.
9. Строго соблюдать правила _личной гигиены, значительно снижающие внутреннее облучение организма.
10. Оставлять _помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащ, накидку или табельные средства защиты кожи.