kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нормативы ГТО 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативы ГТО 2014

В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нормативы ГТО 2014»

Нормативы ГТО 2014

В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.

ГТО



Реферат: "ГТО"

ГТО - это всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу советской системы физического воспитания. Цель его- укрепление здоровья, всестороннее  людей, подготовка их к трудовой деятельности и защите Родины. Комплекс ГТО составляет основу всех учебных программ по физическому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах, вузах, в спортивных секциях.

У ГТО славная история. Она началась весной 1930 г., когда в газете «Комсомольская правда» впервые появились слова: «Готов к труду и обороне». «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся!» - говорилось тогда в обращении. Предлагалось проводить всесоюзные состязания на право получения значка ГТО. Призыв газеты вызвал горячий отклик. В редакцию потоком шли письма рабочих, ученых, крестьян. Идею комплекса поддержали академик И. Павлов, писатель М. Горький.

Комплекс ГТО введен в 1931 г. В январе 1933 г. был дополнен еще одной ступенью- ГТО-2. Первыми значкистами ГТО-2 стали 10 слушателей Военной академии им. Фрунзе. Их портреты печатали газеты «Комсомольская правда» и «Красный спорт». К. Е. Ворошилов лично поздравил командиров, сдавших нормативы ГТО, и вручил им значки. С гордостью носила молодежь 30-х гг. заветный знак ГТО. На старты первыми выходили знатные люди страны: герои труда, прославленные воины, ученые, спортсмены. Среди них братья Г. и С. Знаменские-гордость советского спорта. Их пример увлекал юношей и девушек. Сдать нормы ГТО, носить на груди знак физкультурной доблести-в этом молодежь видела свой комсомольский долг.В суровые годы Великой Отечественной войны значкисты ГТО были в первых рядах защитников Родины.

В 1934 г. по предложению ЦК ВЛКСМ был введен комплекс испытаний по физической подготовке школьников «Будь готов к труду и обороне» (БГТО)-начальная ступень всестороннего физического развития молодежи. В комплекс входили 16 спортивных норм. Кроме того, необходимо было также иметь определенные знания по санитарному минимуму, уметь проводить занятия по одному из видов спорта, играть в спортивную игру и судить ее. По мере того как в стране улучшалась постановка физического воспитания советских людей и повышались требования к их физическому развитию, комплекс ГТО совершенствовался.

В январе 1972 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)».

Изменились условия жизни советского народа, значительно уменьшилась доля ручного физического труда. Повседневнаяфизическая нагрузка уменьшилась, потребность в движении увеличилась. Действовавший ранее комплекс ГТО отставал от требований времени и не мог уже служить достаточной основой дальнейшего совершенствования советской системы физического воспитания.

Новый комплекс ГТО имеет шесть ступеней, нормы которых предназначены для людей самого различного возраста-от 7 до 60 лет и старше.

В 1979 г. была введена новая начальная ступень комплекса ГТО для детей 7-9 лет. От сдающего нормы требуются знания по начальной военной подготовке, гражданской обороне страны и санитарно-гигиеническому просвещению. Сдающий должен ознакомиться с основными положениями советской системы физического воспитания, овладеть практическими навыками личной и общественной гигиены, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.

Нормы I, II и III ступеней можно сдать на золотой и серебряный значок, нормы IV ступени-на серебряный, золотой и золотой с отличием. Сдавшему нормы V ступени вручают золотой значок.

В новом комплексе каждая ступень рассчитана на определенный возраст.

I ступень- «Смелые и ловкие»-для мальчиков и девочек 10-13 лет. У детей, сдающих нормы этой ступени, должны формироваться сознательное отношение к занятиям физической культурой, развиваться такие качества, как сила, ловкость, смелость, упорство в достижении цели, выявляться спортивные интересы.

Здесь обязательны такие виды упражнений: бег на короткую дистанцию, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание теннисного мяча, плавание, бег на лыжах (для бесснежных районов: езда на велосипеде или бег по пересеченной местности-кросс), подтягивание на перекладине, лазанье по канату.

Упражнения по выбору - преодоление полосы препятствий, гимнастическое многоборье, бег на коньках, спортивная игра, туристский поход с проверкой туристских навыков, стрельба. На золотой значок нужно выполнить не менее 5 норм на уровне требований для золотого значка и 2 нормы на уровне требований для серебряного значка.

II ступень-«Спортивная смена»-для подростков 14-15 лет. Сдавший нормы этой ступени повышает физическую подготовку и овладевает прикладными двигательными навыками.

















































Система коррекции двигательной сферы слепых учащихся в процессе овладения норм ГТО




СИСТЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ГТО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Советское государство проявляет пос­тоянную заботу о физическом развитии и здоровье подрастающего поколения. Свидетельством этого является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем, подъеме массо­вости физической культуры и спорта» от 11 сентября 1981 года.

Для детей с нарушением зрения и особенно слепых детей совер­шенствование физического развития и физической подготовленно­сти является еще более актуальными в связи с тем, что зритель­ные нарушения отрицательно сказываются на двигательной актив­ности слепых детей, их подвижности, ориентации в пространстве, что, в свою очередь, отражается на их общем развитии и готовнос­ти к жизни и труду в социалистическом обществе.

Большую роль в усовершенствовании всей системы обучения, воспитания и трудовой подготовки слепых школьников сыграло постановление Совета Министров СССР № 50 от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения и воспитания, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственно­го и физического развития», где наряду с общеобразовательной и профессиональной (подготовкой ставится задача сохранения здоровья и работоспособности учащихся).

Основные принципы нашего исследования основываются на те­ории компенсации и коррекции нарушенных функций, разрабаты­ваемой советской тифлопедагогикой и утверждающей возможность устранения или предупреждения негативного влияния слепоты и глубокого нарушения зрения на физическое развитие ребенка

Повышение уровня физического развития и физической подго­товленности предполагает морфофункциональные /преобразования, всех органов и систем — определенный комплекс изменений на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях (Н.А. Амосов, Я.А. Бендет, 1975; В.П. Филин, Б.А. Сироткина, Н.Н. Каргин, 1974 и др.). Физическое развитие и совершенствование физической| подготовленности, повышение работоспособности зависит от функциональных перестроек организма, и в первую очередь, в централь­ной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах (М.И. Виноградов, 1966, 1969; Н.В. Зимкин, 1965; А.В. Коробков, 1968; В.С. Фарфель, 1960; L. Zeuthen, 1978 и др.). Физиологичес­кие изменения деятельности органов и систем организма являются основой коррекционных и компенсаторных процессов, возникающих у лиц с нарушением зрения (М.И. Земцава, 1956—1976; А.М. Зимкина, 1956 и др.).

Создание благоприятных условий для специально направленно­го обучения аномальных детей расширяет возможности их психи­ческого и физического развития (П.К. Анохин, 1962; Т.А. Власо­ва, М.С. Певзнер 1973; Л.С. Выготский, 1924; А.П. Гозова, 1966; М.И. Земцова, 1965; Ю.А. Кулагин, 1967; А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Леонтьев, 1972; Л.И. Солнцева, 1978 и др.). Поиск эффек­тивных форм физического воспитания слепых детей показал, что использование традиционных форм физической культуры (уроки, секции, зарядка и др.) и специальных коррекционно-воспитательниых занятий недостаточно для удовлетворения современных высоких требований, предъявляемых к выпускникам школ слепых, на производстве. В физическом развитии детей массовой школы боль­шое значение имеет комплекс ГТО, являющийся нормативной ос­новой программы физического воспитания. До настоящего времени такого комплекса для школ слепых не существовало. Разработан­ные нами содержание и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых детей и слепых с остаточным зрением основ­ной медицинской группы, которым не противопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, способствуют улучшению физической подготовки слепых, так как создают детям стимул для занятий и обеспечивают увеличение физических нагрузок. Методика подготовки этих детей к выполнению нормативных требований комплекса ГТО с использованием различных форм занятий физической культурой, служит также обогащению арсенала средств и мето­дов коррекционно-воспитателыной работы, способствует улучшению не только физического, но и психического развития детей с анома­лиями зрения, содействует активной подготовке слепых детей к ов­ладению двигательными навыками и умениями, необходимыми де­тям в их будущей трудовой деятельности.

Целью исследования является научное обоснование содержания и нормативных требований комплекса ГТО для слепых школьни­ков 10—18 лет обоего пола и создание методики обучения упраж­нениям, входящим в комплекс ГТО и подготовки к выполнению их учащимися школ слепых.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

1. Научно обосновать содержание и определить нормативные требования комплекса ГТО, адекватные возможностям развития слепых школьников основной медицинской группы 10—18 лет обое­го пола:

а) изучить возможности слепых детей, их физическое развитие,

б) определить нормы, выполнимые для слепых детей по возрас­там, полу и зрительным возможностям;

в) выделить специфические вопросы подготовки, обеспечиваю­щие выполнение норм ГТО слепыми;

2. Изучить содержание и методы работы школ слепых, показа­тели физической подготовленности, которые можно использовать для слепых школьников к сдаче норм, ГТО.

3. Разработать практические рекомендации для учителей физи­ческой культуры спецшкол слепых с целью использования комп­лекса ГТО в процессе проведения коррекционно-воспитателыной работы со слепыми детьми.

4. Показать эффективность комплекса ГТО для коррекции не­достатков физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

Объект исследования. Массовое обследование физического раз­вития и физической подготовки слепых детей проводилось в 40 школах-интернатах (1618 учащихся тотально слепых и слепых с остаточным зрением). В экспериментальном исследовании участ­вовало 412 учащихся спецшкол слепых и нормально видящих г.г. Горького, Избербаша, Махачкалы. Все учащиеся по состоянию зрения подразделялись на две группы: тотально слепые и слепые с остаточным зрением, не имеющие противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что подготовка к выполне­нию слепыми детьми комплекса ГТО по специально разработан­ным нормативным требованиям будет повышать эффективность физического воспитания слепых и способствовать коррекции недо­статков их физического развития, вызванных слепотой, и формиро­ванию у учащихся школ слепых жизненно необходимых двигатель­ных навыков и умений, необходимых им в предстоящем труде.

Научная новизна. В настоящем исследовании впервые научно обосновано содержание и нормативные требования комплекса ГТО для слепых школьников с учетом возраста и пола, уровня физи­ческого развития, зрительных возможностей. Показано влияние нагрузок различного характера на реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Разработана методика подготовки слепых школьников к выполнению норм комплекса ГТО с использованием урочных и внеурочных форм занятий, средств физической культу­ры и их сочетаний. Разработана система физических упражнений по коррекции точности, координации движений, гибкости, равнове­сия — физических качеств, наиболее страдающих от слепоты.

Методы исследования включили в себя краткий исторический обзор и этапы развития Всесоюзного комплекса ГТО, анализ лите­ратурных источников, изучение и обобщение опыта работы учите­лей физической культуры школ слепых, психолого-педагогический и педагогический лабораторный и обучающий эксперимент, мето­ды медицинского контроля, вариационно-статистический анализ полученных данных.

Практическая ценность работы. Отобраны физические упражне­ния, входящие в содержание комплекса ГТО для слепых, и разра­ботаны нормативные требования для двух групп учащихся школ слепых: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Подго­товлена методика обучения выполнению норм ГТО слепыми школь­никами, включающая специфические упражнения, повышающие уровень физического развития и. физической подготовленности де­тей. Апробированные в диссертации упражнения вошли в новую программу по физической культуре для школ слепых. В действую­щую в настоящее время программу по физической культуре для слепых включены нормативные требования для оценки выполнения физических упражнений.

Материалы исследования имеют большое практическое значе­ние для проведения спортивных соревнований слепых учащихся, так как обеспечивают возможность их проведения с учетом воз­раста, пола и степени зрительных нарушений, |

Апробация результатов работы. Материалы диссертации докла­дывались, обсуждались и получили одобрение на научных конфе­ренциях Горьковского государственного педагогического институ­та им. А. М. Горького (1980, 1981, 1982 г.г.); молодых ученых Горьковской области (1980, 1981, 1982 г.г.), на VI Всесоюзных педаго­гических чтениях по дефектологии (г. Москва, 1982 г.); использо­ваны в лекциях для студентов, учителей физического воспитания школ слепых и слабовидящих и для директоров и завучей спецшкол слепых, повышения квалификации, проводимых Институтом усо­вершенствования учителей г. Горького и Институтом повышения квалификации Академии педагогических наук СССР в г. Москве (1981, 1982 г.г.), на IX научной сессии по дефектологии (5—7 апре­ля 1983 г.) АПН СССР.

Публикации. Основное содержание исследования отражено в четырех печатных работах, список которых приводится ib конце ав­тореферата.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы и приложения. Диссертация изложена на 181 машинописных стра­ницах (133 страницы текста, 28 таблиц, 12 рисунков и диаграмм).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается краткая аннотация диссертации, и при­водятся новые положения в исследовании проблемы, которые выносятся на защиту.

Глава I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные данные свидетельствуют о том, что дети с глубо­кими нарушениями зрения значительно отстают от нормально ви­дящих школьников в физическом развитии и физической подготов­ленности (Р.А. Азарян, А.К. Акимова, В.Ф. Афанасьев, Л.П. Вейспале в соавторстве с В.Ц. Вейспале, М.И. Земцова, Л.Ф. Касаткин, А.П. Павлов, Л.А. Сорокина, Б.В. Сермеев и др.). Это требует создания для них специального содержания физкуль­турного комплекса ГТО и особых нормативных требований. Спе­цифика содержания комплекса и нормативов его выполнения выз­вана первичными и вторичными отклонениями в развитии, связан­ными с нарушением зрения. Зрительный дефект оказывает наибо­лее тяжелое влияние на формирование двигательной сферы ребен­ка, особенно самоконтроль и саморегулирование движений при за­нятиях спортом и прудом.

Исторический анализ системы физического воспитания у нор­мально видящих показал, что немаловажное значение приобрело введение физкультурного комплекса ГТО, который на различных этапах развития продолжал совершенствоваться. Созданный по инициативе комсомола более 50-ти лет, комплекс ГТО стал настоя­щей школой физической закалки молодежи. Неустанная забота партии и правительства о здоровье советских людей, о дальнейшем развитии физической культуры и спорта повлияла на совершенст­вование комплекса ГТО. С первого марта 1972 года в нашей стране введен новый комплекс ГТО, предусматривающий сдачу нормативов ГТО от десяти до 60 лет.

Сегодня комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания, играющей важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных лю­дей, стойких защитников нашей Родины.

Многие советские специалисты посвятили свои работы решению вопросов, связанных с введением и распространением комплекса ГТО (А.Д. Новиков, В.А. Старикова, И.Т. Осипов, Л.С. Хоменков и др.). Исследования проводились на базе массовой школы и не затрагивали проблем физического воспитания слепых школьни­ков, но в их работах имеются рекомендации, которые могут быть использованы в работе со слепыми детьми для подготовки их к вы­полнению норм специального комплекса ГТО. В этих исследованиях научно-обоснована необходимость организации специальной подготовки учащихся массовых школ к выполнению норм комп­лекса ГТО. Выполняя нормативы комплекса ГТО, учащиеся массо­вых школ могут самостоятельно проверить уровень своего физи­ческого развития и физической подготовленности. Для слепых та­кие термы не разработаны, поэтому они не могут оценивать свои физические возможности. Обзор тифлопедагогической литературы показал, что в специальных школах для слепых детей нет четких критериев или норм для оценки уровня их физического развития и физической подготовленности. Наряду с этим выявилось, что най­дены отдельные средства, методы и приемы использования различ­ных физических упражнений для коррекции недостатков развития, которые можно включить в содержание комплекса ГТО для слепых школьников с дифференциацией возраста, пола и зрения.

В главе дано теоретическое обоснование необходимости созда­ния специального комплекса ГТО для слепых и раскрыты психоло­го-педагогические аспекты разработки его содержания и нормати­вных требований.

Среди научных исследований, посвященным проблемам физи­ческого воспитания школьников с глубоким нарушением зрения нет работ, раскрывающих влияние уроков различной направленности и форм занятий на подготовку и выполнение нормативных требова­ний ГТО, отсутствует и методика проведения этих занятий со сле­пыми детьми.

Анализ литературы по теме исследования показал, что норма­тивные требования физкультурного комплекса ГТО для слепых с целью коррекции их физического развития и правильной оценки их физической подготовленности в специальных исследованиях не разрабатывались. Отсутствие нормативов для физической подго­товленности незрячих детей в процессе физического воспитания от­рицательно сказывается на совершенствовании их двигательных навыков и подготовке к учебной и трудовой деятельности.

Исследования (Л.Ф. Касаткин и др.) показали, что слепые де­ти отстают от нормально видящих по всем показателям, кроме временной точности, кинестетической чувствительности и точности воспроизведения суставного угла. С возрастом это расхождение возрастает и труднее подвергается коррекции.

Для уменьшения гиподинамии и связанных с ней недостатков физического развития слепых необходимо не только увеличение объема физических нагрузок, расширение видов упражнений и уве­личения объема занятий, но и моральное и эмоциональное стиму­лирование.

Разработка содержания комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением школьников и нормативов их выпол­нения дает и учителю, и ученику возможность оценки выполнения упражнений и ставит ближайшие цели физического развития и фи­зической подготовленности.

Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Для отбора и апробации содержания комплекса ГТО и норма­тивов его выполнения были использованы следующие методы ис­следования:

1. Анализ литературных источников.

2. Анкетирование.

3. Обследование уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школ слепых.

4. Педагогические наблюдения, беседы с учениками, учителями физического воспитания, врачами школ слепых.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей с целью выяв­ления элементов комплекса ГТО, входящих в программу физичес­кой культуры школ слепых.

6. Обучающий эксперимент.

7. Врачебно-педагогический контроль.

8. Метод математической статистики.

Изучение источников отечественной и иностранной литературы было направлено на выявление возрастных особенностей физи­ческого развития слепых детей, уровня их физической подготовлен­ности, развития двигательных умений у детей с различными зри­тельными возможностями, их клинической характеристики, влия­ние глубокого нарушения зрения на физическое и психическое раз­витие детей.

Было проанализировано также использование различных ферм занятий, средств и методов физической культуры на уроках и во внеурочное время, организация и проведение мероприятий по фи­зической культуре и спорту в школах слепых.

С помощью антропометрии проводилось сравнительное иссле­дование количественных показателей физического развития слепых школьников 10—18 лет обоего пола с их зрячими сверстниками. При разработке содержания и нормативных требований ГТО для слепых школьников использовалось анкетирование. Анализ анкет позволил также выявить возможные формы подготовки учащихся к сдаче норм ГТО. Во время педагогических наблюдений, бесед с учащимися, учителями физической культуры, школьными врачами, также выяснялись возможности введения физических упражнений из школьной программы в содержание комплекса ГТО, определя­лись дозировки выполнения физических упражнений, отношение слепых к физическим нагрузкам, их реакции и самочувствие после нагрузки, после уроков физической культуры, отношение к выполнению нормативов комплекса ГТО. Педагогические наблюдения способствовали выявлению причин, мешающих проведению орга­низационных мероприятий для подготовки и выполнения норма­тивных требований комплекса ГТО слепым школьникам.

С целью объективной и достоверной разработки содержания и нормативных требований комплекса ГТО нами изучался и обоб­щался практический опъгг работы учителей физической культуры школ слепых. Наряду с этим проводилось массовое обследование уровня физической подготовленности учащихся (более 40 школ слепых СССР).

Исследования по теме диссертации проводились в период с но­ября 1979 года по март 1982 года. Все эксперименты проходили в одинаковых условиях и в одно и то же время (8—13 час) и (19— 21 час).

Для выявления уровня физического развития и физической под­готовленности, специфических закономерностей развития слепых школьников с учетом возраста и пола по сравнению с нормой, и возможности переноса целого ряда нормативных требований из комплекса ГТО массовой школы в спецшколы слепых, были сопос­тавлены показатели детей с глубоким нарушением зрения с нор­мально видящими школьниками 10—18 лет обоего пола.

В проведении массовых обследований уровня физического раз­вития, физической подготовленности и функционального состояния организма нам оказали помощь учителя физической культуры школ-интернатов.

Обучающий эксперимент состоял из трех этапов. В эксперимен­те приняло участие восемь групп (четыре экспериментальные и четыре контрольные) учащихся 10—18 лет обоего пола: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Состав всех групп — 12— 14 человек в каждой. В экспериментальных группах, кроме уроков физической культуры, проводились специальные занятия, в кото­рых отрабатывались различные посильные для детей с нарушен­ным зрением упражнения, давались домашние задания и самостоя­тельные занятия в режиме дня. Кроме того, учащиеся экспериментальных групп знакомились с нормативами комплекса ГТО и тем, как они выполняют эти упражнения. Контрольные группы занимались только по общепринятой программе на уроках физической культуры.

С целью оптимальной подготовки слепых школьников к выпол­нению упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО, про­водились занятия по развитию и совершенствованию точности, гибкости, координации, силы, выносливости, что способствовало лучшему овладению упражнениями со снарядами и без снарядов и подготавливало их к выполнению нормативных требований.

До и после эксперимента осуществлялся врачебно-педагогический контроль: регистрировались показатели сердечно-сосудис­той и дыхательной систем, и проводилось тестирование физической подготовленности слепых учащихся. Врачебно-педагогический контроль показал влияние физических упражнений, выполняемых в процессе подготовки к сдаче нормативных требований комплекса ГТО, на коррекцию недостатков физического и функционального развития школьников 10—18 лет обоего пола, как тотально сле­пых, так и с остаточным зрением.

Данные массовых исследований и результаты педагогических экспериментов обрабатывались с помощью математической стати­стики.

Глава III. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И ВЫЯСНЕНИЯ НОРМАТИ­ВОВ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ СЛЕПЫХ ШКОЛЬ­НИКОВ.

В главе представлены результаты анализа опыта проведения уроков и соревнований учителями физической культуры в школах слепых, отобрано содержание и нормативные требования комплек­са ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением.

Изучение и обобщение опыта работы учителей физической культуры в школах слепых дало возможность выяснить различные тесты, используемые для оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, формы занятий физиче­ской культурой, применяющиеся в процессе физического воспита­ния.

Анализ анкет показал, что 99,5% учителей физической культу­ры школ для слепых детей СССР считают необходимым введение специального комплекса ГТО для слепых учащихся и разработки критериев комплексной оценки их физической подготовленности. Для оценки уровня физической подготовленности учащихся 20% учителей физического воспитания в настоящее время используют тесты из программы по физической культуре для школ слабовидя­щих, а большая часть (65%), пользуется тестами своими собствен­ными, незначительно малая часть учителей (15%), применяли в своей работе тесты и нормы из комплекса ГТО для массовой шко­лы, снизив требования к учащимся на 50%.

Все учителя проводят тестирование по видам физических уп­ражнений, входящим в программу по физической культуре. Более 99,8% школ проводят внеклассную работу по легкой атлетике, гимнастике, играм, секции общефизической подготовки, шахматам, шашкам, и др. не менее одного—двух раз в неделю. По этим же видам спорта проводятся внутришкольные соревнования. Однако, не во всех школах имеются удовлетворительные условия для органи­зации и проведения соревнований по плаванию, лыжам, турпоходам.

Анализ анкетирования показал также, возможность выполнения слепыми школьниками соответствующих возрастов большинства видов упражнений (в беге, прыжках, метаниях и др.), входящих в нормы ГТО для массовых школ, так как они также входят в про­грамму по физическому воспитанию для учащихся школ слепых, по ним, проводятся и соревнования среди незрячих. Однако, норма­тивы их выполнения должны быть специально и экспериментально определены на основе медико-педагогических обследований.

Введение комплекса ГТО в школы слепых окажет значительное влияние на уровень физического воспитания слепых на уроках фи­зической" культуры, так как программное содержание системы фи­зического воспитания слепых должно теснейшим образом сочета­ться с нормативной основой, вместе с тем необходима дифферен­циация в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных различий, уровня предварительной под­готовленности, состояния здоровья, степени поражения зрения) и условий его деятельности: учеба, работа на производстве, в быту. При этом предусматривалась тесная взаимосвязь общей и специ­альной подготовки.

Для исследования физического состояния учащихся школ сле­пых мы провели массовое обследование слепых детей 10—18 лет обоего пола и их зрячих сверстников. Обследование учащихся школ слепых позволило получить объективную оценку уровня их физической подготовленности, степень их отставания от зрячих на 14,8—51,6%, выявить их особенности и провести дифференциацию по возрасту, полу и зрительным возможностям. Эти данные подт­вердили необходимость дифференциации детей на группы при раз­работке комплекса ГТО для слепых, а также при проведении заня­тий и соревнований. Слепые школьники, которым не была проти­вопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, вошедшие в основную медицинскую группу, должны быть разделены на две группы (кроме обычных групп по возрасту и полу): тотально сле­пых и слепых с остаточным зрением. Были определены упражнения, которые можно включить в комплекс ГТО для слепых. Для этого с помощью пульсометрии, спирометрии, сфигмоманометрии исследовали реакции сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем при выполнении предполагаемых видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО для слепых.

Анализ выполнения упражнений комплекса ГТО слепыми по­казал, что для качественного их выполнения необхо­димы специальные упражнения, коррелирующие у слепых детей координацию, гибкость, точность движений, равновесие. Поэтому для успешной подготовки к сдаче норм комплекса ГТО слепыми школьниками нами были разработаны специальные упражнения, развивающие эти качества и нормативные требования для них, что способствовало лучшему выполнению всех норм комплекса ГТО слепыми учащимися.

Проведенное экспериментальное исследование позволило нам предложить упражнения и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением, в четы­рех возрастных группах с дифференциацией возраста и пола.

Глава IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВ­КИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ СЛЕПЫХ ПРИ ВЫПОЛ­НЕНИИ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИ­МЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Экспериментальное обучение учащихся школ слепых упражне­ниям комплекса ГТО, осуществлялось с помощью различных средств и методик подготовки учащихся школ слепых к сдаче норм комплекса ГТО. Результативность обучения в значительной степе­ни зависело от нормативных требований, которые предъявляются к той или иной функции в процессе обучения и использования на­учно обоснованных методов в коррекции напущенных функций и устранения недостатков физического и психического развития.

Целым рядом исследователей-дефектологов (Р.С. Боскис, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.) показано, что в процессе специально органи­зованного обучения вторичные отклонения в психическом и физическом развитии слепых детей можно скоррегировать. Однако, по­скольку не было научного разработанного содержания норм и ком­плекса ГТО, то, естественно, не изучалось его воздействие на раз­витие физических качеств слепых детей и не разработана методика подготовки учащихся к выполнению норм комплекса ГТО, а также не анализировались используемые средства физической культуры и нормативные оценки уровня физической подготовленности тоталь­но слепых и слепых с остаточным зрением. Имеются лишь отдель­ные исследования по развитию физических качеств и двигательных умений у слепых детей (Л.Ф. Касаткин, 1967—1980; Б.В. Сермеев, 1967—1970; И.И. Шмельков, 1970; В.С. Фарфель, 1956; Г.А. Бобков, 1975—1978; Я.И. Дуткевич, 1979 и др.) без диффе­ренциации зрительных возможностей.

В главе показана эффективность содержания, средств и мето­дов подготовки к сдаче норм комплекса ГТО учащимися школ сле­пых и их положительное влияние на общее физическое развитие.

Однако, качественные изменения в выполнении упражнений по сравнению с контрольной группой были незначительны (от 4 до 10%), так как для совершенствования двигательных навыков у слепых требуется значительное дополнительное время.

На первом этапе экспериментального обучения учащиеся эк­спериментальных и контрольных групп занимались лишь на уроках физической культуры два раза в неделю; упражнения были одни и те же, только учащихся первой группы познакомили с норматива­ми ГТО, и им была поставлена задача их выполнения, что сразу же увеличило объем выполняемых детьми упражнений. Наблюдения и анализ уроков показал, что учащиеся экспериментальной группы стали более активны и подвижны, чем школьники контрольных групп, стремились больше выполнить упражнений, интересовались своими результатами, сравнивали их с нормативами.

На втором этапе школьники контрольных групп продолжали заниматься по общепринятой программе, а в экспериментальных группах учащиеся занимались по собственной программе подготов­ки, в которой был увеличен объем физических упражнений, рас­ширены средства физической культуры, введены секционные заня­тия. Включение в физическую подготовку слепых, детей дополни­тельных разнообразных занятий как в урочное, так и во внеклассное время вызвало более значительные сдвиги в выполнении нормативов комплекса ГТО (на 14—28,9% лучше по сравнению с контрольной группой).

Эти данные показали, что при подготовке к выполнению норм комплекса ГТО необходимо использовать разнообразные формы и средства физической культуры и не ограничиваться лишь уроками физической культуры.

При проведении экспериментального исследования выявились специфические недостатки, свойственные тотально слепым и сле­пым с остаточным зрением, сказывающиеся на технике выполнения и качестве воспроизведения физических упражнений. Слепота ока­зывает отрицательное влияние на координацию движений, точность, гибкость, общую выносливость равновесие. Поэтому на третьем этапе экспериментального обучения были введены специальные за­нятия, направленные на формирование этих физических качеств у слепых детей. Как показали дальнейшие исследования, именно раз­витие этих качеств способствует лучшей подготовке к выполнению норм и освоению техники различных видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО. Результаты учащихся эксперимен­тальных групп значительно улучшились по сравнению с контроль­ной, что составило 31,6% до 43,8%. Введение нормативов по этим показателям и подготовка к их выполнению позволяет уменьшить отставание слепых от нормально видящих детей, (от 2 до 8%), а по некоторым даже превзойти (сила кистевая, точность временная, ориентировка).

Правильному выполнению движений слепыми мешали их ско­ванность, страх, перед выполнением упражнений у детей отмета­лось дрожание век, бледность, преждевременное учащение пульса до начала выполнения упражнений от 20 до 60 ударов в минуту, увеличилась частота дыхания на 10—12 вдохов и выдохов в мину­ту. Учащиеся до начала эксперимента были менее активными, не всем было присуще трудолюбие, коллективизм, смелость, целеуст­ремленность. После эксперимента школьники экспериментальных групп преодолели эти трудности, улучшились показатели физиче­ского развития и физической подготовленности (от 4% до 22,6%), адаптировались сердечно-сосудистая и дыхательная системы к фи­зическим нагрузкам. Время восстановления этих систем к допусти­мым пределам нормальной деятельности после нагрузки составило от одной до трех минут.

Экспериментальное обучение положительно сказалось не толь­ко на выполнении норм комплекса ГТО, но и на всем ходе психи­ческого и физического развития слепых детей, так как одновремен­но осуществлялась коррекция координации движений, их точности, улучшилась общая выносливость, что сказалось на повышении об­щей активности, их мобильности, трудовых успехах, в 1,8 раза по сравнению с началом опытного исследования этих групп, в то время как учащиеся контрольных групп этих сдвигов не обнаружили. Ход и результаты обучающего эксперимента показали, что содер­жание и нормативные требования комплекса ГТО требуют специ­альной целенаправленной подготовки слепых учащихся к их вы­полнению.

Результаты обучающего эксперимента показали, что введение комплекса ГТО с использованием специальных разработанных нормативов и методики подготовки слепых к их выполнению повы­шает эффективность физического воспитания слепых и способству­ет целенаправленной педагогической коррекции недостатков фи­зического и психического развития, начиная с младшего школьного возраста, формируя у слепых жизненно необходимые двигатель­ные навыки и умения, что помогает успешной подготовке их к пред­стоящему труду в сфере материального производства.

ВЫВОДЫ

1.Тотальная слепота или глубокое нарушение зрения вызывают значительное отставание в физическом развитии детей, ограничи­вая их двигательную активность, затрудняя ориентацию в про­странстве и т. д.

В связи с этим возникает необходимость использования различ­ных форм и средств физической культуры для активизации двига­тельной активности слепых школьников и подготовки их к совре­менному труду в сфере материального производства.

Важное место в этом занимает разработка содержания и нор­мативов комплекса ГТО для слепых, направленного на повышение адаптационного и реабилитационного потенциала слепых, на осно­ве формирования у них общих и специальных двигательных навы­ков и умений, необходимых в труде и жизни.

2. Результаты анкетирования в школах слепых детей по геогра­фическому региону СССР показали, что нет научно обоснованной системы тестов для оценки уровня физической подготовленности слепых, а также комплексного использования урочных и внеклас­сных форм и средств физического воспитание, что не обеспечивает необходимый уровень физического развития и физической подго­товленности слепых учащихся.

3. Экспериментальное изучение уровня физического развития и физической подготовленности слепых школьников 10—18 лет ос­новной медицинской группы обоего пола в сопоставлении с уча­щимися массовых школ выявило значительное отставание первых в выполнении норм комплекса ГТО (бег, прыжки, метание и др.) на 4—51,6%; в силе, силовой выносливости, гибкости, координации движений, быстроте, статическом и динамическом равновесии на 6,4—89,8%.

Гиподинамия слепых детей приводит к тому, что к моменту окончания школы они оказываются недостаточно подготовленными к выполнению сложных трудовых процессов, к систематическим физическим нагрузкам, к ориентировке в новых условиях, связан­ных с включением в новую структуру усвоенных двигательных на­выков.

4. Экспериментальное обучение детей и подготовка к выполне­нию норм комплекса ГТО слепыми детьми показали необходимость использования урочных и внеурочных форм занятий (уроков гим­настики, легкой атлетики, игр, секционных занятий по видам спор­та и общей физической подготовке, индивидуальных и самостояте­льных занятий в режиме дня и каникулярные периоды, работу на тренажерных устройствах, игры на воздухе, прогулки) и диффе­ренцированного подхода к учащимся в процессе применения раз­личных форм и средств физического воспитания для овладения двигательными навыками и упражнениями комплекса ГТО. Уча­щиеся всех возрастных групп обоего пола должны быть разделены на две группы: первая группа детей с остротой зрения VIS: O; вторая включает учащихся с VIS: 0,01—0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, которым не противопоказана физическая на­грузка и занятия спортом.

5. В процессе экспериментального обучения прошли проверку и оказались эффективными специальные методики, включающие под­готовку и выполнение нормативных требований комплекса ГТО в четырех возрастных группах: 10—11 лет; 12—13 лет; 14—15 лет; 16—18 лет обоего пола, а также разработанные нами упражнения на точность движения, координацию, гибкость, а также силу, об­щую выносливость, способствующие лучшей физической подготов­ке школьников.

6. Сравнение результатов учащихся экспериментальных и конт­рольных групп по всем упражнениям, входящим в комплекс ГТО для слепых, показало, что в беге, прыжках, метании, подтягивании, сгибании и разгибании рук в упоре и др., превосходство первых в этих видах над учащимися контрольных групп от 4,0% до 22,6% среди всех возрастных групп обоего пола. По ряду показателей (силе, точности и др.) -школьники экспериментальных групп при­близились, а по временной и кинестетической точности — даже превзошли своих нормально видящих сверстников.

7. Сопоставление данных констатирующего и обучающего экс­периментов свидетельствуют о том, что в результате проведения специально направленных физических упражнений в условиях урочных и внеурочных занятий, как групповых, так и индивидуаль­ных, у слепых повысился уровень их общего психического и физи­ческого развития, что проявилось в более совершенных способах владения мышечной регуляцией сложными движениями в про­странственной ориентировке при выполнении норм комплекса ГТО.

Таким образом, оценивая результаты экспериментального обу­чения, можно считать, что оно способствовало не только успешной подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО слепыми детьми, но и обеспечило коррекцию и компенсацию дефектов, связанных со зрительной недостаточностью учащихся школ слепых.

8. Результаты экспериментального обучения показали, что у учащихся экспериментальных групп, занимающихся по программе подготовки к выполнению норм комплекса ГТО, повысился инте­рес к занятиям физической культурой. Они стали организованнее. 99,8% школьников преодолели страх и скованность при выполне­нии упражнений комплекса ГТО, стали выполнять их смелее, уве­реннее, что способствовало воспитанию настойчивости, целеустрем­ленности, смелости, собранности. Проведение всей работы по ком­плексу ГТО во внеурочное время в сочетании с урочными формами, оказало воздействие на формирование активных черт личности слепого школьника (самостоятельность, трудолюбие, организован­ность, коллективизм).

Занятия по комплексу ГТО по специально разработанной про­грамме и проведение коррекционно-воспитательной работы способствовали также коррекции недостатков психического развития слепых школьников.

Результаты экспериментального исследования позволили соста­вить практические рекомендации для использования их учителями в практике физического воспитания, и при подготовке слепых школьников 10—18 лет к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Физическая подготовленность слепых школьников старшего возраста.— В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1980, с. 57—58.

2. Методика подготовки учащихся к сдаче норм ГТО — В кн.: Тезисы научной конференции молодых ученых Горьковской об­ласти, посвященной 110-годовщине со дня рождения В. И. Ленина (Горький, 11—12 апреля 1980). Г., 1981, с. 108—109.

3. С заботой о будущем.— Наша жизнь, 1981, № 11, с. 23—24.

4. Педагогические аспекты разработки комплекса нормативных требований по физической подготовке учащихся школ слепых к тру­ду и жизни.— В кн.: Тезисы VI Всесоюзных педагогических чтений «Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся» (Москва, 25—27 марта 1982). М., 1982, с. 72.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нормативы ГТО 2014

Автор: Верчинский Владислав Владимирович

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Внедрение нормативов ГТО в программу ДОУ"
    ["seo_title"] => string(40) "vnedrenie_normativov_gto_v_programmu_dou"
    ["file_id"] => string(6) "509492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1557298822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ГТО – путь к здоровью. Урок по подготовке и выполнение нормативов ГТО."
    ["seo_title"] => string(65) "gto_put_k_zdoroviu_urok_po_podgotovke_i_vypolnenie_normativov_gto"
    ["file_id"] => string(6) "525431"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572781268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Внеклассное мероприятие, приуроченное к началу сдачи нормативов «ГТО» в 1 классах. "Веселая эстафета с Джеком Воробьем" "
    ["seo_title"] => string(131) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-priurochiennoie-k-nachalu-sdachi-normativov-gto-v-1-klassakh-viesielaia-estafieta-s-dzhiekom-vorob-iem"
    ["file_id"] => string(6) "116305"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412411545"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Таблица нормативов ГТО"
    ["seo_title"] => string(23) "tablitsa_normativov_gto"
    ["file_id"] => string(6) "368146"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481399748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Обучение дошкольников прыжку в длину с места в рамках сдачи нормативов ГТО"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchieniie_doshkol_nikov_pryzhku_v_dlinu_s_miesta_v_ramkakh_sdachi_normativov_g"
    ["file_id"] => string(6) "405787"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491114259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства