В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.
В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.
Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.
Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нормативы ГТО 2014»
Нормативы ГТО 2014
В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.
В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.
Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.
Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.
Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.
Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.
Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.
ГТО
Реферат: "ГТО"
ГТО - это всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу советской системы физического воспитания. Цель его- укрепление здоровья, всестороннее людей, подготовка их к трудовой деятельности и защите Родины. Комплекс ГТО составляет основу всех учебных программ по физическому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах, вузах, в спортивных секциях.
У ГТО славная история. Она началась весной 1930 г., когда в газете «Комсомольская правда» впервые появились слова: «Готов к труду и обороне». «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся!» - говорилось тогда в обращении. Предлагалось проводить всесоюзные состязания на право получения значка ГТО. Призыв газеты вызвал горячий отклик. В редакцию потоком шли письма рабочих, ученых, крестьян. Идею комплекса поддержали академик И. Павлов, писатель М. Горький.
Комплекс ГТО введен в 1931 г. В январе 1933 г. был дополнен еще одной ступенью- ГТО-2. Первыми значкистами ГТО-2 стали 10 слушателей Военной академии им. Фрунзе. Их портреты печатали газеты «Комсомольская правда» и «Красный спорт». К. Е. Ворошилов лично поздравил командиров, сдавших нормативы ГТО, и вручил им значки. С гордостью носила молодежь 30-х гг. заветный знак ГТО. На старты первыми выходили знатные люди страны: герои труда, прославленные воины, ученые, спортсмены. Среди них братья Г. и С. Знаменские-гордость советского спорта. Их пример увлекал юношей и девушек. Сдать нормы ГТО, носить на груди знак физкультурной доблести-в этом молодежь видела свой комсомольский долг.В суровые годы Великой Отечественной войны значкисты ГТО были в первых рядах защитников Родины.
В 1934 г. по предложению ЦК ВЛКСМ был введен комплекс испытаний по физической подготовке школьников «Будь готов к труду и обороне» (БГТО)-начальная ступень всестороннего физического развития молодежи. В комплекс входили 16 спортивных норм. Кроме того, необходимо было также иметь определенные знания по санитарному минимуму, уметь проводить занятия по одному из видов спорта, играть в спортивную игру и судить ее. По мере того как в стране улучшалась постановка физического воспитания советских людей и повышались требования к их физическому развитию, комплекс ГТО совершенствовался.
В январе 1972 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)».
Изменились условия жизни советского народа, значительно уменьшилась доля ручного физического труда. Повседневнаяфизическая нагрузка уменьшилась, потребность в движении увеличилась. Действовавший ранее комплекс ГТО отставал от требований времени и не мог уже служить достаточной основой дальнейшего совершенствования советской системы физического воспитания.
Новый комплекс ГТО имеет шесть ступеней, нормы которых предназначены для людей самого различного возраста-от 7 до 60 лет и старше.
В 1979 г. была введена новая начальная ступень комплекса ГТО для детей 7-9 лет. От сдающего нормы требуются знания по начальной военной подготовке, гражданской обороне страны и санитарно-гигиеническому просвещению. Сдающий должен ознакомиться с основными положениями советской системы физического воспитания, овладеть практическими навыками личной и общественной гигиены, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.
Нормы I, II и III ступеней можно сдать на золотой и серебряный значок, нормы IV ступени-на серебряный, золотой и золотой с отличием. Сдавшему нормы V ступени вручают золотой значок.
В новом комплексе каждая ступень рассчитана на определенный возраст.
I ступень- «Смелые и ловкие»-для мальчиков и девочек 10-13 лет. У детей, сдающих нормы этой ступени, должны формироваться сознательное отношение к занятиям физической культурой, развиваться такие качества, как сила, ловкость, смелость, упорство в достижении цели, выявляться спортивные интересы.
Здесь обязательны такие виды упражнений: бег на короткую дистанцию, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание теннисного мяча, плавание, бег на лыжах (для бесснежных районов: езда на велосипеде или бег по пересеченной местности-кросс), подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
Упражнения по выбору - преодоление полосы препятствий, гимнастическое многоборье, бег на коньках, спортивная игра, туристский поход с проверкой туристских навыков, стрельба. На золотой значок нужно выполнить не менее 5 норм на уровне требований для золотого значка и 2 нормы на уровне требований для серебряного значка.
II ступень-«Спортивная смена»-для подростков 14-15 лет. Сдавший нормы этой ступени повышает физическую подготовку и овладевает прикладными двигательными навыками.
Система коррекции двигательной сферы слепых учащихся в процессе овладения норм ГТО
СИСТЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ГТО
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Советское государство проявляет постоянную заботу о физическом развитии и здоровье подрастающего поколения. Свидетельством этого является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем, подъеме массовости физической культуры и спорта» от 11 сентября 1981 года.
Для детей с нарушением зрения и особенно слепых детей совершенствование физического развития и физической подготовленности является еще более актуальными в связи с тем, что зрительные нарушения отрицательно сказываются на двигательной активности слепых детей, их подвижности, ориентации в пространстве, что, в свою очередь, отражается на их общем развитии и готовности к жизни и труду в социалистическом обществе.
Большую роль в усовершенствовании всей системы обучения, воспитания и трудовой подготовки слепых школьников сыграло постановление Совета Министров СССР № 50 от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения и воспитания, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», где наряду с общеобразовательной и профессиональной (подготовкой ставится задача сохранения здоровья и работоспособности учащихся).
Основные принципы нашего исследования основываются на теории компенсации и коррекции нарушенных функций, разрабатываемой советской тифлопедагогикой и утверждающей возможность устранения или предупреждения негативного влияния слепоты и глубокого нарушения зрения на физическое развитие ребенка
Повышение уровня физического развития и физической подготовленности предполагает морфофункциональные /преобразования, всех органов и систем — определенный комплекс изменений на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях (Н.А. Амосов, Я.А. Бендет, 1975; В.П. Филин, Б.А. Сироткина, Н.Н. Каргин, 1974 и др.). Физическое развитие и совершенствование физической| подготовленности, повышение работоспособности зависит от функциональных перестроек организма, и в первую очередь, в центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах (М.И. Виноградов, 1966, 1969; Н.В. Зимкин, 1965; А.В. Коробков, 1968; В.С. Фарфель, 1960; L. Zeuthen, 1978 и др.). Физиологические изменения деятельности органов и систем организма являются основой коррекционных и компенсаторных процессов, возникающих у лиц с нарушением зрения (М.И. Земцава, 1956—1976; А.М. Зимкина, 1956 и др.).
Создание благоприятных условий для специально направленного обучения аномальных детей расширяет возможности их психического и физического развития (П.К. Анохин, 1962; Т.А. Власова, М.С. Певзнер 1973; Л.С. Выготский, 1924; А.П. Гозова, 1966; М.И. Земцова, 1965; Ю.А. Кулагин, 1967; А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Леонтьев, 1972; Л.И. Солнцева, 1978 и др.). Поиск эффективных форм физического воспитания слепых детей показал, что использование традиционных форм физической культуры (уроки, секции, зарядка и др.) и специальных коррекционно-воспитательниых занятий недостаточно для удовлетворения современных высоких требований, предъявляемых к выпускникам школ слепых, на производстве. В физическом развитии детей массовой школы большое значение имеет комплекс ГТО, являющийся нормативной основой программы физического воспитания. До настоящего времени такого комплекса для школ слепых не существовало. Разработанные нами содержание и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых детей и слепых с остаточным зрением основной медицинской группы, которым не противопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, способствуют улучшению физической подготовки слепых, так как создают детям стимул для занятий и обеспечивают увеличение физических нагрузок. Методика подготовки этих детей к выполнению нормативных требований комплекса ГТО с использованием различных форм занятий физической культурой, служит также обогащению арсенала средств и методов коррекционно-воспитателыной работы, способствует улучшению не только физического, но и психического развития детей с аномалиями зрения, содействует активной подготовке слепых детей к овладению двигательными навыками и умениями, необходимыми детям в их будущей трудовой деятельности.
Целью исследования является научное обоснование содержания и нормативных требований комплекса ГТО для слепых школьников 10—18 лет обоего пола и создание методики обучения упражнениям, входящим в комплекс ГТО и подготовки к выполнению их учащимися школ слепых.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Научно обосновать содержание и определить нормативные требования комплекса ГТО, адекватные возможностям развития слепых школьников основной медицинской группы 10—18 лет обоего пола:
а) изучить возможности слепых детей, их физическое развитие,
б) определить нормы, выполнимые для слепых детей по возрастам, полу и зрительным возможностям;
в) выделить специфические вопросы подготовки, обеспечивающие выполнение норм ГТО слепыми;
2. Изучить содержание и методы работы школ слепых, показатели физической подготовленности, которые можно использовать для слепых школьников к сдаче норм, ГТО.
3. Разработать практические рекомендации для учителей физической культуры спецшкол слепых с целью использования комплекса ГТО в процессе проведения коррекционно-воспитателыной работы со слепыми детьми.
4. Показать эффективность комплекса ГТО для коррекции недостатков физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
Объект исследования. Массовое обследование физического развития и физической подготовки слепых детей проводилось в 40 школах-интернатах (1618 учащихся тотально слепых и слепых с остаточным зрением). В экспериментальном исследовании участвовало 412 учащихся спецшкол слепых и нормально видящих г.г. Горького, Избербаша, Махачкалы. Все учащиеся по состоянию зрения подразделялись на две группы: тотально слепые и слепые с остаточным зрением, не имеющие противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что подготовка к выполнению слепыми детьми комплекса ГТО по специально разработанным нормативным требованиям будет повышать эффективность физического воспитания слепых и способствовать коррекции недостатков их физического развития, вызванных слепотой, и формированию у учащихся школ слепых жизненно необходимых двигательных навыков и умений, необходимых им в предстоящем труде.
Научная новизна. В настоящем исследовании впервые научно обосновано содержание и нормативные требования комплекса ГТО для слепых школьников с учетом возраста и пола, уровня физического развития, зрительных возможностей. Показано влияние нагрузок различного характера на реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Разработана методика подготовки слепых школьников к выполнению норм комплекса ГТО с использованием урочных и внеурочных форм занятий, средств физической культуры и их сочетаний. Разработана система физических упражнений по коррекции точности, координации движений, гибкости, равновесия — физических качеств, наиболее страдающих от слепоты.
Методы исследования включили в себя краткий исторический обзор и этапы развития Всесоюзного комплекса ГТО, анализ литературных источников, изучение и обобщение опыта работы учителей физической культуры школ слепых, психолого-педагогический и педагогический лабораторный и обучающий эксперимент, методы медицинского контроля, вариационно-статистический анализ полученных данных.
Практическая ценность работы. Отобраны физические упражнения, входящие в содержание комплекса ГТО для слепых, и разработаны нормативные требования для двух групп учащихся школ слепых: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Подготовлена методика обучения выполнению норм ГТО слепыми школьниками, включающая специфические упражнения, повышающие уровень физического развития и. физической подготовленности детей. Апробированные в диссертации упражнения вошли в новую программу по физической культуре для школ слепых. В действующую в настоящее время программу по физической культуре для слепых включены нормативные требования для оценки выполнения физических упражнений.
Материалы исследования имеют большое практическое значение для проведения спортивных соревнований слепых учащихся, так как обеспечивают возможность их проведения с учетом возраста, пола и степени зрительных нарушений, |
Апробация результатов работы. Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили одобрение на научных конференциях Горьковского государственного педагогического института им. А. М. Горького (1980, 1981, 1982 г.г.); молодых ученых Горьковской области (1980, 1981, 1982 г.г.), на VI Всесоюзных педагогических чтениях по дефектологии (г. Москва, 1982 г.); использованы в лекциях для студентов, учителей физического воспитания школ слепых и слабовидящих и для директоров и завучей спецшкол слепых, повышения квалификации, проводимых Институтом усовершенствования учителей г. Горького и Институтом повышения квалификации Академии педагогических наук СССР в г. Москве (1981, 1982 г.г.), на IX научной сессии по дефектологии (5—7 апреля 1983 г.) АПН СССР.
Публикации. Основное содержание исследования отражено в четырех печатных работах, список которых приводится ib конце автореферата.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы и приложения. Диссертация изложена на 181 машинописных страницах (133 страницы текста, 28 таблиц, 12 рисунков и диаграмм).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении излагается краткая аннотация диссертации, и приводятся новые положения в исследовании проблемы, которые выносятся на защиту.
Глава I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Литературные данные свидетельствуют о том, что дети с глубокими нарушениями зрения значительно отстают от нормально видящих школьников в физическом развитии и физической подготовленности (Р.А. Азарян, А.К. Акимова, В.Ф. Афанасьев, Л.П. Вейспале в соавторстве с В.Ц. Вейспале, М.И. Земцова, Л.Ф. Касаткин, А.П. Павлов, Л.А. Сорокина, Б.В. Сермеев и др.). Это требует создания для них специального содержания физкультурного комплекса ГТО и особых нормативных требований. Специфика содержания комплекса и нормативов его выполнения вызвана первичными и вторичными отклонениями в развитии, связанными с нарушением зрения. Зрительный дефект оказывает наиболее тяжелое влияние на формирование двигательной сферы ребенка, особенно самоконтроль и саморегулирование движений при занятиях спортом и прудом.
Исторический анализ системы физического воспитания у нормально видящих показал, что немаловажное значение приобрело введение физкультурного комплекса ГТО, который на различных этапах развития продолжал совершенствоваться. Созданный по инициативе комсомола более 50-ти лет, комплекс ГТО стал настоящей школой физической закалки молодежи. Неустанная забота партии и правительства о здоровье советских людей, о дальнейшем развитии физической культуры и спорта повлияла на совершенствование комплекса ГТО. С первого марта 1972 года в нашей стране введен новый комплекс ГТО, предусматривающий сдачу нормативов ГТО от десяти до 60 лет.
Сегодня комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания, играющей важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных людей, стойких защитников нашей Родины.
Многие советские специалисты посвятили свои работы решению вопросов, связанных с введением и распространением комплекса ГТО (А.Д. Новиков, В.А. Старикова, И.Т. Осипов, Л.С. Хоменков и др.). Исследования проводились на базе массовой школы и не затрагивали проблем физического воспитания слепых школьников, но в их работах имеются рекомендации, которые могут быть использованы в работе со слепыми детьми для подготовки их к выполнению норм специального комплекса ГТО. В этих исследованиях научно-обоснована необходимость организации специальной подготовки учащихся массовых школ к выполнению норм комплекса ГТО. Выполняя нормативы комплекса ГТО, учащиеся массовых школ могут самостоятельно проверить уровень своего физического развития и физической подготовленности. Для слепых такие термы не разработаны, поэтому они не могут оценивать свои физические возможности. Обзор тифлопедагогической литературы показал, что в специальных школах для слепых детей нет четких критериев или норм для оценки уровня их физического развития и физической подготовленности. Наряду с этим выявилось, что найдены отдельные средства, методы и приемы использования различных физических упражнений для коррекции недостатков развития, которые можно включить в содержание комплекса ГТО для слепых школьников с дифференциацией возраста, пола и зрения.
В главе дано теоретическое обоснование необходимости создания специального комплекса ГТО для слепых и раскрыты психолого-педагогические аспекты разработки его содержания и нормативных требований.
Среди научных исследований, посвященным проблемам физического воспитания школьников с глубоким нарушением зрения нет работ, раскрывающих влияние уроков различной направленности и форм занятий на подготовку и выполнение нормативных требований ГТО, отсутствует и методика проведения этих занятий со слепыми детьми.
Анализ литературы по теме исследования показал, что нормативные требования физкультурного комплекса ГТО для слепых с целью коррекции их физического развития и правильной оценки их физической подготовленности в специальных исследованиях не разрабатывались. Отсутствие нормативов для физической подготовленности незрячих детей в процессе физического воспитания отрицательно сказывается на совершенствовании их двигательных навыков и подготовке к учебной и трудовой деятельности.
Исследования (Л.Ф. Касаткин и др.) показали, что слепые дети отстают от нормально видящих по всем показателям, кроме временной точности, кинестетической чувствительности и точности воспроизведения суставного угла. С возрастом это расхождение возрастает и труднее подвергается коррекции.
Для уменьшения гиподинамии и связанных с ней недостатков физического развития слепых необходимо не только увеличение объема физических нагрузок, расширение видов упражнений и увеличения объема занятий, но и моральное и эмоциональное стимулирование.
Разработка содержания комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением школьников и нормативов их выполнения дает и учителю, и ученику возможность оценки выполнения упражнений и ставит ближайшие цели физического развития и физической подготовленности.
Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Для отбора и апробации содержания комплекса ГТО и нормативов его выполнения были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Обследование уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школ слепых.
4. Педагогические наблюдения, беседы с учениками, учителями физического воспитания, врачами школ слепых.
5. Изучение и обобщение опыта работы учителей с целью выявления элементов комплекса ГТО, входящих в программу физической культуры школ слепых.
6. Обучающий эксперимент.
7. Врачебно-педагогический контроль.
8. Метод математической статистики.
Изучение источников отечественной и иностранной литературы было направлено на выявление возрастных особенностей физического развития слепых детей, уровня их физической подготовленности, развития двигательных умений у детей с различными зрительными возможностями, их клинической характеристики, влияние глубокого нарушения зрения на физическое и психическое развитие детей.
Было проанализировано также использование различных ферм занятий, средств и методов физической культуры на уроках и во внеурочное время, организация и проведение мероприятий по физической культуре и спорту в школах слепых.
С помощью антропометрии проводилось сравнительное исследование количественных показателей физического развития слепых школьников 10—18 лет обоего пола с их зрячими сверстниками. При разработке содержания и нормативных требований ГТО для слепых школьников использовалось анкетирование. Анализ анкет позволил также выявить возможные формы подготовки учащихся к сдаче норм ГТО. Во время педагогических наблюдений, бесед с учащимися, учителями физической культуры, школьными врачами, также выяснялись возможности введения физических упражнений из школьной программы в содержание комплекса ГТО, определялись дозировки выполнения физических упражнений, отношение слепых к физическим нагрузкам, их реакции и самочувствие после нагрузки, после уроков физической культуры, отношение к выполнению нормативов комплекса ГТО. Педагогические наблюдения способствовали выявлению причин, мешающих проведению организационных мероприятий для подготовки и выполнения нормативных требований комплекса ГТО слепым школьникам.
С целью объективной и достоверной разработки содержания и нормативных требований комплекса ГТО нами изучался и обобщался практический опъгг работы учителей физической культуры школ слепых. Наряду с этим проводилось массовое обследование уровня физической подготовленности учащихся (более 40 школ слепых СССР).
Исследования по теме диссертации проводились в период с ноября 1979 года по март 1982 года. Все эксперименты проходили в одинаковых условиях и в одно и то же время (8—13 час) и (19— 21 час).
Для выявления уровня физического развития и физической подготовленности, специфических закономерностей развития слепых школьников с учетом возраста и пола по сравнению с нормой, и возможности переноса целого ряда нормативных требований из комплекса ГТО массовой школы в спецшколы слепых, были сопоставлены показатели детей с глубоким нарушением зрения с нормально видящими школьниками 10—18 лет обоего пола.
В проведении массовых обследований уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма нам оказали помощь учителя физической культуры школ-интернатов.
Обучающий эксперимент состоял из трех этапов. В эксперименте приняло участие восемь групп (четыре экспериментальные и четыре контрольные) учащихся 10—18 лет обоего пола: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Состав всех групп — 12— 14 человек в каждой. В экспериментальных группах, кроме уроков физической культуры, проводились специальные занятия, в которых отрабатывались различные посильные для детей с нарушенным зрением упражнения, давались домашние задания и самостоятельные занятия в режиме дня. Кроме того, учащиеся экспериментальных групп знакомились с нормативами комплекса ГТО и тем, как они выполняют эти упражнения. Контрольные группы занимались только по общепринятой программе на уроках физической культуры.
С целью оптимальной подготовки слепых школьников к выполнению упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО, проводились занятия по развитию и совершенствованию точности, гибкости, координации, силы, выносливости, что способствовало лучшему овладению упражнениями со снарядами и без снарядов и подготавливало их к выполнению нормативных требований.
До и после эксперимента осуществлялся врачебно-педагогический контроль: регистрировались показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и проводилось тестирование физической подготовленности слепых учащихся. Врачебно-педагогический контроль показал влияние физических упражнений, выполняемых в процессе подготовки к сдаче нормативных требований комплекса ГТО, на коррекцию недостатков физического и функционального развития школьников 10—18 лет обоего пола, как тотально слепых, так и с остаточным зрением.
Данные массовых исследований и результаты педагогических экспериментов обрабатывались с помощью математической статистики.
Глава III. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И ВЫЯСНЕНИЯ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ.
В главе представлены результаты анализа опыта проведения уроков и соревнований учителями физической культуры в школах слепых, отобрано содержание и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением.
Изучение и обобщение опыта работы учителей физической культуры в школах слепых дало возможность выяснить различные тесты, используемые для оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, формы занятий физической культурой, применяющиеся в процессе физического воспитания.
Анализ анкет показал, что 99,5% учителей физической культуры школ для слепых детей СССР считают необходимым введение специального комплекса ГТО для слепых учащихся и разработки критериев комплексной оценки их физической подготовленности. Для оценки уровня физической подготовленности учащихся 20% учителей физического воспитания в настоящее время используют тесты из программы по физической культуре для школ слабовидящих, а большая часть (65%), пользуется тестами своими собственными, незначительно малая часть учителей (15%), применяли в своей работе тесты и нормы из комплекса ГТО для массовой школы, снизив требования к учащимся на 50%.
Все учителя проводят тестирование по видам физических упражнений, входящим в программу по физической культуре. Более 99,8% школ проводят внеклассную работу по легкой атлетике, гимнастике, играм, секции общефизической подготовки, шахматам, шашкам, и др. не менее одного—двух раз в неделю. По этим же видам спорта проводятся внутришкольные соревнования. Однако, не во всех школах имеются удовлетворительные условия для организации и проведения соревнований по плаванию, лыжам, турпоходам.
Анализ анкетирования показал также, возможность выполнения слепыми школьниками соответствующих возрастов большинства видов упражнений (в беге, прыжках, метаниях и др.), входящих в нормы ГТО для массовых школ, так как они также входят в программу по физическому воспитанию для учащихся школ слепых, по ним, проводятся и соревнования среди незрячих. Однако, нормативы их выполнения должны быть специально и экспериментально определены на основе медико-педагогических обследований.
Введение комплекса ГТО в школы слепых окажет значительное влияние на уровень физического воспитания слепых на уроках физической" культуры, так как программное содержание системы физического воспитания слепых должно теснейшим образом сочетаться с нормативной основой, вместе с тем необходима дифференциация в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных различий, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья, степени поражения зрения) и условий его деятельности: учеба, работа на производстве, в быту. При этом предусматривалась тесная взаимосвязь общей и специальной подготовки.
Для исследования физического состояния учащихся школ слепых мы провели массовое обследование слепых детей 10—18 лет обоего пола и их зрячих сверстников. Обследование учащихся школ слепых позволило получить объективную оценку уровня их физической подготовленности, степень их отставания от зрячих на 14,8—51,6%, выявить их особенности и провести дифференциацию по возрасту, полу и зрительным возможностям. Эти данные подтвердили необходимость дифференциации детей на группы при разработке комплекса ГТО для слепых, а также при проведении занятий и соревнований. Слепые школьники, которым не была противопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, вошедшие в основную медицинскую группу, должны быть разделены на две группы (кроме обычных групп по возрасту и полу): тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Были определены упражнения, которые можно включить в комплекс ГТО для слепых. Для этого с помощью пульсометрии, спирометрии, сфигмоманометрии исследовали реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем при выполнении предполагаемых видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО для слепых.
Анализ выполнения упражнений комплекса ГТО слепыми показал, что для качественного их выполнения необходимы специальные упражнения, коррелирующие у слепых детей координацию, гибкость, точность движений, равновесие. Поэтому для успешной подготовки к сдаче норм комплекса ГТО слепыми школьниками нами были разработаны специальные упражнения, развивающие эти качества и нормативные требования для них, что способствовало лучшему выполнению всех норм комплекса ГТО слепыми учащимися.
Проведенное экспериментальное исследование позволило нам предложить упражнения и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением, в четырех возрастных группах с дифференциацией возраста и пола.
Глава IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ СЛЕПЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментальное обучение учащихся школ слепых упражнениям комплекса ГТО, осуществлялось с помощью различных средств и методик подготовки учащихся школ слепых к сдаче норм комплекса ГТО. Результативность обучения в значительной степени зависело от нормативных требований, которые предъявляются к той или иной функции в процессе обучения и использования научно обоснованных методов в коррекции напущенных функций и устранения недостатков физического и психического развития.
Целым рядом исследователей-дефектологов (Р.С. Боскис, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.) показано, что в процессе специально организованного обучения вторичные отклонения в психическом и физическом развитии слепых детей можно скоррегировать. Однако, поскольку не было научного разработанного содержания норм и комплекса ГТО, то, естественно, не изучалось его воздействие на развитие физических качеств слепых детей и не разработана методика подготовки учащихся к выполнению норм комплекса ГТО, а также не анализировались используемые средства физической культуры и нормативные оценки уровня физической подготовленности тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Имеются лишь отдельные исследования по развитию физических качеств и двигательных умений у слепых детей (Л.Ф. Касаткин, 1967—1980; Б.В. Сермеев, 1967—1970; И.И. Шмельков, 1970; В.С. Фарфель, 1956; Г.А. Бобков, 1975—1978; Я.И. Дуткевич, 1979 и др.) без дифференциации зрительных возможностей.
В главе показана эффективность содержания, средств и методов подготовки к сдаче норм комплекса ГТО учащимися школ слепых и их положительное влияние на общее физическое развитие.
Однако, качественные изменения в выполнении упражнений по сравнению с контрольной группой были незначительны (от 4 до 10%), так как для совершенствования двигательных навыков у слепых требуется значительное дополнительное время.
На первом этапе экспериментального обучения учащиеся экспериментальных и контрольных групп занимались лишь на уроках физической культуры два раза в неделю; упражнения были одни и те же, только учащихся первой группы познакомили с нормативами ГТО, и им была поставлена задача их выполнения, что сразу же увеличило объем выполняемых детьми упражнений. Наблюдения и анализ уроков показал, что учащиеся экспериментальной группы стали более активны и подвижны, чем школьники контрольных групп, стремились больше выполнить упражнений, интересовались своими результатами, сравнивали их с нормативами.
На втором этапе школьники контрольных групп продолжали заниматься по общепринятой программе, а в экспериментальных группах учащиеся занимались по собственной программе подготовки, в которой был увеличен объем физических упражнений, расширены средства физической культуры, введены секционные занятия. Включение в физическую подготовку слепых, детей дополнительных разнообразных занятий как в урочное, так и во внеклассное время вызвало более значительные сдвиги в выполнении нормативов комплекса ГТО (на 14—28,9% лучше по сравнению с контрольной группой).
Эти данные показали, что при подготовке к выполнению норм комплекса ГТО необходимо использовать разнообразные формы и средства физической культуры и не ограничиваться лишь уроками физической культуры.
При проведении экспериментального исследования выявились специфические недостатки, свойственные тотально слепым и слепым с остаточным зрением, сказывающиеся на технике выполнения и качестве воспроизведения физических упражнений. Слепота оказывает отрицательное влияние на координацию движений, точность, гибкость, общую выносливость равновесие. Поэтому на третьем этапе экспериментального обучения были введены специальные занятия, направленные на формирование этих физических качеств у слепых детей. Как показали дальнейшие исследования, именно развитие этих качеств способствует лучшей подготовке к выполнению норм и освоению техники различных видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО. Результаты учащихся экспериментальных групп значительно улучшились по сравнению с контрольной, что составило 31,6% до 43,8%. Введение нормативов по этим показателям и подготовка к их выполнению позволяет уменьшить отставание слепых от нормально видящих детей, (от 2 до 8%), а по некоторым даже превзойти (сила кистевая, точность временная, ориентировка).
Правильному выполнению движений слепыми мешали их скованность, страх, перед выполнением упражнений у детей отметалось дрожание век, бледность, преждевременное учащение пульса до начала выполнения упражнений от 20 до 60 ударов в минуту, увеличилась частота дыхания на 10—12 вдохов и выдохов в минуту. Учащиеся до начала эксперимента были менее активными, не всем было присуще трудолюбие, коллективизм, смелость, целеустремленность. После эксперимента школьники экспериментальных групп преодолели эти трудности, улучшились показатели физического развития и физической подготовленности (от 4% до 22,6%), адаптировались сердечно-сосудистая и дыхательная системы к физическим нагрузкам. Время восстановления этих систем к допустимым пределам нормальной деятельности после нагрузки составило от одной до трех минут.
Экспериментальное обучение положительно сказалось не только на выполнении норм комплекса ГТО, но и на всем ходе психического и физического развития слепых детей, так как одновременно осуществлялась коррекция координации движений, их точности, улучшилась общая выносливость, что сказалось на повышении общей активности, их мобильности, трудовых успехах, в 1,8 раза по сравнению с началом опытного исследования этих групп, в то время как учащиеся контрольных групп этих сдвигов не обнаружили. Ход и результаты обучающего эксперимента показали, что содержание и нормативные требования комплекса ГТО требуют специальной целенаправленной подготовки слепых учащихся к их выполнению.
Результаты обучающего эксперимента показали, что введение комплекса ГТО с использованием специальных разработанных нормативов и методики подготовки слепых к их выполнению повышает эффективность физического воспитания слепых и способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физического и психического развития, начиная с младшего школьного возраста, формируя у слепых жизненно необходимые двигательные навыки и умения, что помогает успешной подготовке их к предстоящему труду в сфере материального производства.
ВЫВОДЫ
1.Тотальная слепота или глубокое нарушение зрения вызывают значительное отставание в физическом развитии детей, ограничивая их двигательную активность, затрудняя ориентацию в пространстве и т. д.
В связи с этим возникает необходимость использования различных форм и средств физической культуры для активизации двигательной активности слепых школьников и подготовки их к современному труду в сфере материального производства.
Важное место в этом занимает разработка содержания и нормативов комплекса ГТО для слепых, направленного на повышение адаптационного и реабилитационного потенциала слепых, на основе формирования у них общих и специальных двигательных навыков и умений, необходимых в труде и жизни.
2. Результаты анкетирования в школах слепых детей по географическому региону СССР показали, что нет научно обоснованной системы тестов для оценки уровня физической подготовленности слепых, а также комплексного использования урочных и внеклассных форм и средств физического воспитание, что не обеспечивает необходимый уровень физического развития и физической подготовленности слепых учащихся.
3. Экспериментальное изучение уровня физического развития и физической подготовленности слепых школьников 10—18 лет основной медицинской группы обоего пола в сопоставлении с учащимися массовых школ выявило значительное отставание первых в выполнении норм комплекса ГТО (бег, прыжки, метание и др.) на 4—51,6%; в силе, силовой выносливости, гибкости, координации движений, быстроте, статическом и динамическом равновесии на 6,4—89,8%.
Гиподинамия слепых детей приводит к тому, что к моменту окончания школы они оказываются недостаточно подготовленными к выполнению сложных трудовых процессов, к систематическим физическим нагрузкам, к ориентировке в новых условиях, связанных с включением в новую структуру усвоенных двигательных навыков.
4. Экспериментальное обучение детей и подготовка к выполнению норм комплекса ГТО слепыми детьми показали необходимость использования урочных и внеурочных форм занятий (уроков гимнастики, легкой атлетики, игр, секционных занятий по видам спорта и общей физической подготовке, индивидуальных и самостоятельных занятий в режиме дня и каникулярные периоды, работу на тренажерных устройствах, игры на воздухе, прогулки) и дифференцированного подхода к учащимся в процессе применения различных форм и средств физического воспитания для овладения двигательными навыками и упражнениями комплекса ГТО. Учащиеся всех возрастных групп обоего пола должны быть разделены на две группы: первая группа детей с остротой зрения VIS: O; вторая включает учащихся с VIS: 0,01—0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, которым не противопоказана физическая нагрузка и занятия спортом.
5. В процессе экспериментального обучения прошли проверку и оказались эффективными специальные методики, включающие подготовку и выполнение нормативных требований комплекса ГТО в четырех возрастных группах: 10—11 лет; 12—13 лет; 14—15 лет; 16—18 лет обоего пола, а также разработанные нами упражнения на точность движения, координацию, гибкость, а также силу, общую выносливость, способствующие лучшей физической подготовке школьников.
6. Сравнение результатов учащихся экспериментальных и контрольных групп по всем упражнениям, входящим в комплекс ГТО для слепых, показало, что в беге, прыжках, метании, подтягивании, сгибании и разгибании рук в упоре и др., превосходство первых в этих видах над учащимися контрольных групп от 4,0% до 22,6% среди всех возрастных групп обоего пола. По ряду показателей (силе, точности и др.) -школьники экспериментальных групп приблизились, а по временной и кинестетической точности — даже превзошли своих нормально видящих сверстников.
7. Сопоставление данных констатирующего и обучающего экспериментов свидетельствуют о том, что в результате проведения специально направленных физических упражнений в условиях урочных и внеурочных занятий, как групповых, так и индивидуальных, у слепых повысился уровень их общего психического и физического развития, что проявилось в более совершенных способах владения мышечной регуляцией сложными движениями в пространственной ориентировке при выполнении норм комплекса ГТО.
Таким образом, оценивая результаты экспериментального обучения, можно считать, что оно способствовало не только успешной подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО слепыми детьми, но и обеспечило коррекцию и компенсацию дефектов, связанных со зрительной недостаточностью учащихся школ слепых.
8. Результаты экспериментального обучения показали, что у учащихся экспериментальных групп, занимающихся по программе подготовки к выполнению норм комплекса ГТО, повысился интерес к занятиям физической культурой. Они стали организованнее. 99,8% школьников преодолели страх и скованность при выполнении упражнений комплекса ГТО, стали выполнять их смелее, увереннее, что способствовало воспитанию настойчивости, целеустремленности, смелости, собранности. Проведение всей работы по комплексу ГТО во внеурочное время в сочетании с урочными формами, оказало воздействие на формирование активных черт личности слепого школьника (самостоятельность, трудолюбие, организованность, коллективизм).
Занятия по комплексу ГТО по специально разработанной программе и проведение коррекционно-воспитательной работы способствовали также коррекции недостатков психического развития слепых школьников.
Результаты экспериментального исследования позволили составить практические рекомендации для использования их учителями в практике физического воспитания, и при подготовке слепых школьников 10—18 лет к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
1. Физическая подготовленность слепых школьников старшего возраста.— В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1980, с. 57—58.
2. Методика подготовки учащихся к сдаче норм ГТО — В кн.: Тезисы научной конференции молодых ученых Горьковской области, посвященной 110-годовщине со дня рождения В. И. Ленина (Горький, 11—12 апреля 1980). Г., 1981, с. 108—109.
3. С заботой о будущем.— Наша жизнь, 1981, № 11, с. 23—24.
4. Педагогические аспекты разработки комплекса нормативных требований по физической подготовке учащихся школ слепых к труду и жизни.— В кн.: Тезисы VI Всесоюзных педагогических чтений «Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся» (Москва, 25—27 марта 1982). М., 1982, с. 72.