kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нормативы ГТО 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативы ГТО 2014

В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нормативы ГТО 2014»

Нормативы ГТО 2014

В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

Мальчики и девочки от 6 до 8 лет.

ГТО



Реферат: "ГТО"

ГТО - это всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу советской системы физического воспитания. Цель его- укрепление здоровья, всестороннее  людей, подготовка их к трудовой деятельности и защите Родины. Комплекс ГТО составляет основу всех учебных программ по физическому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах, вузах, в спортивных секциях.

У ГТО славная история. Она началась весной 1930 г., когда в газете «Комсомольская правда» впервые появились слова: «Готов к труду и обороне». «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся!» - говорилось тогда в обращении. Предлагалось проводить всесоюзные состязания на право получения значка ГТО. Призыв газеты вызвал горячий отклик. В редакцию потоком шли письма рабочих, ученых, крестьян. Идею комплекса поддержали академик И. Павлов, писатель М. Горький.

Комплекс ГТО введен в 1931 г. В январе 1933 г. был дополнен еще одной ступенью- ГТО-2. Первыми значкистами ГТО-2 стали 10 слушателей Военной академии им. Фрунзе. Их портреты печатали газеты «Комсомольская правда» и «Красный спорт». К. Е. Ворошилов лично поздравил командиров, сдавших нормативы ГТО, и вручил им значки. С гордостью носила молодежь 30-х гг. заветный знак ГТО. На старты первыми выходили знатные люди страны: герои труда, прославленные воины, ученые, спортсмены. Среди них братья Г. и С. Знаменские-гордость советского спорта. Их пример увлекал юношей и девушек. Сдать нормы ГТО, носить на груди знак физкультурной доблести-в этом молодежь видела свой комсомольский долг.В суровые годы Великой Отечественной войны значкисты ГТО были в первых рядах защитников Родины.

В 1934 г. по предложению ЦК ВЛКСМ был введен комплекс испытаний по физической подготовке школьников «Будь готов к труду и обороне» (БГТО)-начальная ступень всестороннего физического развития молодежи. В комплекс входили 16 спортивных норм. Кроме того, необходимо было также иметь определенные знания по санитарному минимуму, уметь проводить занятия по одному из видов спорта, играть в спортивную игру и судить ее. По мере того как в стране улучшалась постановка физического воспитания советских людей и повышались требования к их физическому развитию, комплекс ГТО совершенствовался.

В январе 1972 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)».

Изменились условия жизни советского народа, значительно уменьшилась доля ручного физического труда. Повседневнаяфизическая нагрузка уменьшилась, потребность в движении увеличилась. Действовавший ранее комплекс ГТО отставал от требований времени и не мог уже служить достаточной основой дальнейшего совершенствования советской системы физического воспитания.

Новый комплекс ГТО имеет шесть ступеней, нормы которых предназначены для людей самого различного возраста-от 7 до 60 лет и старше.

В 1979 г. была введена новая начальная ступень комплекса ГТО для детей 7-9 лет. От сдающего нормы требуются знания по начальной военной подготовке, гражданской обороне страны и санитарно-гигиеническому просвещению. Сдающий должен ознакомиться с основными положениями советской системы физического воспитания, овладеть практическими навыками личной и общественной гигиены, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.

Нормы I, II и III ступеней можно сдать на золотой и серебряный значок, нормы IV ступени-на серебряный, золотой и золотой с отличием. Сдавшему нормы V ступени вручают золотой значок.

В новом комплексе каждая ступень рассчитана на определенный возраст.

I ступень- «Смелые и ловкие»-для мальчиков и девочек 10-13 лет. У детей, сдающих нормы этой ступени, должны формироваться сознательное отношение к занятиям физической культурой, развиваться такие качества, как сила, ловкость, смелость, упорство в достижении цели, выявляться спортивные интересы.

Здесь обязательны такие виды упражнений: бег на короткую дистанцию, прыжок в длину, прыжок в высоту, метание теннисного мяча, плавание, бег на лыжах (для бесснежных районов: езда на велосипеде или бег по пересеченной местности-кросс), подтягивание на перекладине, лазанье по канату.

Упражнения по выбору - преодоление полосы препятствий, гимнастическое многоборье, бег на коньках, спортивная игра, туристский поход с проверкой туристских навыков, стрельба. На золотой значок нужно выполнить не менее 5 норм на уровне требований для золотого значка и 2 нормы на уровне требований для серебряного значка.

II ступень-«Спортивная смена»-для подростков 14-15 лет. Сдавший нормы этой ступени повышает физическую подготовку и овладевает прикладными двигательными навыками.

















































Система коррекции двигательной сферы слепых учащихся в процессе овладения норм ГТО




СИСТЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ГТО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Советское государство проявляет пос­тоянную заботу о физическом развитии и здоровье подрастающего поколения. Свидетельством этого является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем, подъеме массо­вости физической культуры и спорта» от 11 сентября 1981 года.

Для детей с нарушением зрения и особенно слепых детей совер­шенствование физического развития и физической подготовленно­сти является еще более актуальными в связи с тем, что зритель­ные нарушения отрицательно сказываются на двигательной актив­ности слепых детей, их подвижности, ориентации в пространстве, что, в свою очередь, отражается на их общем развитии и готовнос­ти к жизни и труду в социалистическом обществе.

Большую роль в усовершенствовании всей системы обучения, воспитания и трудовой подготовки слепых школьников сыграло постановление Совета Министров СССР № 50 от 17 января 1975 года «О мерах по дальнейшему улучшению обучения и воспитания, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственно­го и физического развития», где наряду с общеобразовательной и профессиональной (подготовкой ставится задача сохранения здоровья и работоспособности учащихся).

Основные принципы нашего исследования основываются на те­ории компенсации и коррекции нарушенных функций, разрабаты­ваемой советской тифлопедагогикой и утверждающей возможность устранения или предупреждения негативного влияния слепоты и глубокого нарушения зрения на физическое развитие ребенка

Повышение уровня физического развития и физической подго­товленности предполагает морфофункциональные /преобразования, всех органов и систем — определенный комплекс изменений на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях (Н.А. Амосов, Я.А. Бендет, 1975; В.П. Филин, Б.А. Сироткина, Н.Н. Каргин, 1974 и др.). Физическое развитие и совершенствование физической| подготовленности, повышение работоспособности зависит от функциональных перестроек организма, и в первую очередь, в централь­ной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах (М.И. Виноградов, 1966, 1969; Н.В. Зимкин, 1965; А.В. Коробков, 1968; В.С. Фарфель, 1960; L. Zeuthen, 1978 и др.). Физиологичес­кие изменения деятельности органов и систем организма являются основой коррекционных и компенсаторных процессов, возникающих у лиц с нарушением зрения (М.И. Земцава, 1956—1976; А.М. Зимкина, 1956 и др.).

Создание благоприятных условий для специально направленно­го обучения аномальных детей расширяет возможности их психи­ческого и физического развития (П.К. Анохин, 1962; Т.А. Власо­ва, М.С. Певзнер 1973; Л.С. Выготский, 1924; А.П. Гозова, 1966; М.И. Земцова, 1965; Ю.А. Кулагин, 1967; А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Леонтьев, 1972; Л.И. Солнцева, 1978 и др.). Поиск эффек­тивных форм физического воспитания слепых детей показал, что использование традиционных форм физической культуры (уроки, секции, зарядка и др.) и специальных коррекционно-воспитательниых занятий недостаточно для удовлетворения современных высоких требований, предъявляемых к выпускникам школ слепых, на производстве. В физическом развитии детей массовой школы боль­шое значение имеет комплекс ГТО, являющийся нормативной ос­новой программы физического воспитания. До настоящего времени такого комплекса для школ слепых не существовало. Разработан­ные нами содержание и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых детей и слепых с остаточным зрением основ­ной медицинской группы, которым не противопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, способствуют улучшению физической подготовки слепых, так как создают детям стимул для занятий и обеспечивают увеличение физических нагрузок. Методика подготовки этих детей к выполнению нормативных требований комплекса ГТО с использованием различных форм занятий физической культурой, служит также обогащению арсенала средств и мето­дов коррекционно-воспитателыной работы, способствует улучшению не только физического, но и психического развития детей с анома­лиями зрения, содействует активной подготовке слепых детей к ов­ладению двигательными навыками и умениями, необходимыми де­тям в их будущей трудовой деятельности.

Целью исследования является научное обоснование содержания и нормативных требований комплекса ГТО для слепых школьни­ков 10—18 лет обоего пола и создание методики обучения упраж­нениям, входящим в комплекс ГТО и подготовки к выполнению их учащимися школ слепых.

В ходе исследования решаются следующие задачи:

1. Научно обосновать содержание и определить нормативные требования комплекса ГТО, адекватные возможностям развития слепых школьников основной медицинской группы 10—18 лет обое­го пола:

а) изучить возможности слепых детей, их физическое развитие,

б) определить нормы, выполнимые для слепых детей по возрас­там, полу и зрительным возможностям;

в) выделить специфические вопросы подготовки, обеспечиваю­щие выполнение норм ГТО слепыми;

2. Изучить содержание и методы работы школ слепых, показа­тели физической подготовленности, которые можно использовать для слепых школьников к сдаче норм, ГТО.

3. Разработать практические рекомендации для учителей физи­ческой культуры спецшкол слепых с целью использования комп­лекса ГТО в процессе проведения коррекционно-воспитателыной работы со слепыми детьми.

4. Показать эффективность комплекса ГТО для коррекции не­достатков физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

Объект исследования. Массовое обследование физического раз­вития и физической подготовки слепых детей проводилось в 40 школах-интернатах (1618 учащихся тотально слепых и слепых с остаточным зрением). В экспериментальном исследовании участ­вовало 412 учащихся спецшкол слепых и нормально видящих г.г. Горького, Избербаша, Махачкалы. Все учащиеся по состоянию зрения подразделялись на две группы: тотально слепые и слепые с остаточным зрением, не имеющие противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что подготовка к выполне­нию слепыми детьми комплекса ГТО по специально разработан­ным нормативным требованиям будет повышать эффективность физического воспитания слепых и способствовать коррекции недо­статков их физического развития, вызванных слепотой, и формиро­ванию у учащихся школ слепых жизненно необходимых двигатель­ных навыков и умений, необходимых им в предстоящем труде.

Научная новизна. В настоящем исследовании впервые научно обосновано содержание и нормативные требования комплекса ГТО для слепых школьников с учетом возраста и пола, уровня физи­ческого развития, зрительных возможностей. Показано влияние нагрузок различного характера на реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Разработана методика подготовки слепых школьников к выполнению норм комплекса ГТО с использованием урочных и внеурочных форм занятий, средств физической культу­ры и их сочетаний. Разработана система физических упражнений по коррекции точности, координации движений, гибкости, равнове­сия — физических качеств, наиболее страдающих от слепоты.

Методы исследования включили в себя краткий исторический обзор и этапы развития Всесоюзного комплекса ГТО, анализ лите­ратурных источников, изучение и обобщение опыта работы учите­лей физической культуры школ слепых, психолого-педагогический и педагогический лабораторный и обучающий эксперимент, мето­ды медицинского контроля, вариационно-статистический анализ полученных данных.

Практическая ценность работы. Отобраны физические упражне­ния, входящие в содержание комплекса ГТО для слепых, и разра­ботаны нормативные требования для двух групп учащихся школ слепых: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Подго­товлена методика обучения выполнению норм ГТО слепыми школь­никами, включающая специфические упражнения, повышающие уровень физического развития и. физической подготовленности де­тей. Апробированные в диссертации упражнения вошли в новую программу по физической культуре для школ слепых. В действую­щую в настоящее время программу по физической культуре для слепых включены нормативные требования для оценки выполнения физических упражнений.

Материалы исследования имеют большое практическое значе­ние для проведения спортивных соревнований слепых учащихся, так как обеспечивают возможность их проведения с учетом воз­раста, пола и степени зрительных нарушений, |

Апробация результатов работы. Материалы диссертации докла­дывались, обсуждались и получили одобрение на научных конфе­ренциях Горьковского государственного педагогического институ­та им. А. М. Горького (1980, 1981, 1982 г.г.); молодых ученых Горьковской области (1980, 1981, 1982 г.г.), на VI Всесоюзных педаго­гических чтениях по дефектологии (г. Москва, 1982 г.); использо­ваны в лекциях для студентов, учителей физического воспитания школ слепых и слабовидящих и для директоров и завучей спецшкол слепых, повышения квалификации, проводимых Институтом усо­вершенствования учителей г. Горького и Институтом повышения квалификации Академии педагогических наук СССР в г. Москве (1981, 1982 г.г.), на IX научной сессии по дефектологии (5—7 апре­ля 1983 г.) АПН СССР.

Публикации. Основное содержание исследования отражено в четырех печатных работах, список которых приводится ib конце ав­тореферата.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы и приложения. Диссертация изложена на 181 машинописных стра­ницах (133 страницы текста, 28 таблиц, 12 рисунков и диаграмм).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении излагается краткая аннотация диссертации, и при­водятся новые положения в исследовании проблемы, которые выносятся на защиту.

Глава I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные данные свидетельствуют о том, что дети с глубо­кими нарушениями зрения значительно отстают от нормально ви­дящих школьников в физическом развитии и физической подготов­ленности (Р.А. Азарян, А.К. Акимова, В.Ф. Афанасьев, Л.П. Вейспале в соавторстве с В.Ц. Вейспале, М.И. Земцова, Л.Ф. Касаткин, А.П. Павлов, Л.А. Сорокина, Б.В. Сермеев и др.). Это требует создания для них специального содержания физкуль­турного комплекса ГТО и особых нормативных требований. Спе­цифика содержания комплекса и нормативов его выполнения выз­вана первичными и вторичными отклонениями в развитии, связан­ными с нарушением зрения. Зрительный дефект оказывает наибо­лее тяжелое влияние на формирование двигательной сферы ребен­ка, особенно самоконтроль и саморегулирование движений при за­нятиях спортом и прудом.

Исторический анализ системы физического воспитания у нор­мально видящих показал, что немаловажное значение приобрело введение физкультурного комплекса ГТО, который на различных этапах развития продолжал совершенствоваться. Созданный по инициативе комсомола более 50-ти лет, комплекс ГТО стал настоя­щей школой физической закалки молодежи. Неустанная забота партии и правительства о здоровье советских людей, о дальнейшем развитии физической культуры и спорта повлияла на совершенст­вование комплекса ГТО. С первого марта 1972 года в нашей стране введен новый комплекс ГТО, предусматривающий сдачу нормативов ГТО от десяти до 60 лет.

Сегодня комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания, играющей важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных лю­дей, стойких защитников нашей Родины.

Многие советские специалисты посвятили свои работы решению вопросов, связанных с введением и распространением комплекса ГТО (А.Д. Новиков, В.А. Старикова, И.Т. Осипов, Л.С. Хоменков и др.). Исследования проводились на базе массовой школы и не затрагивали проблем физического воспитания слепых школьни­ков, но в их работах имеются рекомендации, которые могут быть использованы в работе со слепыми детьми для подготовки их к вы­полнению норм специального комплекса ГТО. В этих исследованиях научно-обоснована необходимость организации специальной подготовки учащихся массовых школ к выполнению норм комп­лекса ГТО. Выполняя нормативы комплекса ГТО, учащиеся массо­вых школ могут самостоятельно проверить уровень своего физи­ческого развития и физической подготовленности. Для слепых та­кие термы не разработаны, поэтому они не могут оценивать свои физические возможности. Обзор тифлопедагогической литературы показал, что в специальных школах для слепых детей нет четких критериев или норм для оценки уровня их физического развития и физической подготовленности. Наряду с этим выявилось, что най­дены отдельные средства, методы и приемы использования различ­ных физических упражнений для коррекции недостатков развития, которые можно включить в содержание комплекса ГТО для слепых школьников с дифференциацией возраста, пола и зрения.

В главе дано теоретическое обоснование необходимости созда­ния специального комплекса ГТО для слепых и раскрыты психоло­го-педагогические аспекты разработки его содержания и нормати­вных требований.

Среди научных исследований, посвященным проблемам физи­ческого воспитания школьников с глубоким нарушением зрения нет работ, раскрывающих влияние уроков различной направленности и форм занятий на подготовку и выполнение нормативных требова­ний ГТО, отсутствует и методика проведения этих занятий со сле­пыми детьми.

Анализ литературы по теме исследования показал, что норма­тивные требования физкультурного комплекса ГТО для слепых с целью коррекции их физического развития и правильной оценки их физической подготовленности в специальных исследованиях не разрабатывались. Отсутствие нормативов для физической подго­товленности незрячих детей в процессе физического воспитания от­рицательно сказывается на совершенствовании их двигательных навыков и подготовке к учебной и трудовой деятельности.

Исследования (Л.Ф. Касаткин и др.) показали, что слепые де­ти отстают от нормально видящих по всем показателям, кроме временной точности, кинестетической чувствительности и точности воспроизведения суставного угла. С возрастом это расхождение возрастает и труднее подвергается коррекции.

Для уменьшения гиподинамии и связанных с ней недостатков физического развития слепых необходимо не только увеличение объема физических нагрузок, расширение видов упражнений и уве­личения объема занятий, но и моральное и эмоциональное стиму­лирование.

Разработка содержания комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением школьников и нормативов их выпол­нения дает и учителю, и ученику возможность оценки выполнения упражнений и ставит ближайшие цели физического развития и фи­зической подготовленности.

Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Для отбора и апробации содержания комплекса ГТО и норма­тивов его выполнения были использованы следующие методы ис­следования:

1. Анализ литературных источников.

2. Анкетирование.

3. Обследование уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школ слепых.

4. Педагогические наблюдения, беседы с учениками, учителями физического воспитания, врачами школ слепых.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей с целью выяв­ления элементов комплекса ГТО, входящих в программу физичес­кой культуры школ слепых.

6. Обучающий эксперимент.

7. Врачебно-педагогический контроль.

8. Метод математической статистики.

Изучение источников отечественной и иностранной литературы было направлено на выявление возрастных особенностей физи­ческого развития слепых детей, уровня их физической подготовлен­ности, развития двигательных умений у детей с различными зри­тельными возможностями, их клинической характеристики, влия­ние глубокого нарушения зрения на физическое и психическое раз­витие детей.

Было проанализировано также использование различных ферм занятий, средств и методов физической культуры на уроках и во внеурочное время, организация и проведение мероприятий по фи­зической культуре и спорту в школах слепых.

С помощью антропометрии проводилось сравнительное иссле­дование количественных показателей физического развития слепых школьников 10—18 лет обоего пола с их зрячими сверстниками. При разработке содержания и нормативных требований ГТО для слепых школьников использовалось анкетирование. Анализ анкет позволил также выявить возможные формы подготовки учащихся к сдаче норм ГТО. Во время педагогических наблюдений, бесед с учащимися, учителями физической культуры, школьными врачами, также выяснялись возможности введения физических упражнений из школьной программы в содержание комплекса ГТО, определя­лись дозировки выполнения физических упражнений, отношение слепых к физическим нагрузкам, их реакции и самочувствие после нагрузки, после уроков физической культуры, отношение к выполнению нормативов комплекса ГТО. Педагогические наблюдения способствовали выявлению причин, мешающих проведению орга­низационных мероприятий для подготовки и выполнения норма­тивных требований комплекса ГТО слепым школьникам.

С целью объективной и достоверной разработки содержания и нормативных требований комплекса ГТО нами изучался и обоб­щался практический опъгг работы учителей физической культуры школ слепых. Наряду с этим проводилось массовое обследование уровня физической подготовленности учащихся (более 40 школ слепых СССР).

Исследования по теме диссертации проводились в период с но­ября 1979 года по март 1982 года. Все эксперименты проходили в одинаковых условиях и в одно и то же время (8—13 час) и (19— 21 час).

Для выявления уровня физического развития и физической под­готовленности, специфических закономерностей развития слепых школьников с учетом возраста и пола по сравнению с нормой, и возможности переноса целого ряда нормативных требований из комплекса ГТО массовой школы в спецшколы слепых, были сопос­тавлены показатели детей с глубоким нарушением зрения с нор­мально видящими школьниками 10—18 лет обоего пола.

В проведении массовых обследований уровня физического раз­вития, физической подготовленности и функционального состояния организма нам оказали помощь учителя физической культуры школ-интернатов.

Обучающий эксперимент состоял из трех этапов. В эксперимен­те приняло участие восемь групп (четыре экспериментальные и четыре контрольные) учащихся 10—18 лет обоего пола: тотально слепых и слепых с остаточным зрением. Состав всех групп — 12— 14 человек в каждой. В экспериментальных группах, кроме уроков физической культуры, проводились специальные занятия, в кото­рых отрабатывались различные посильные для детей с нарушен­ным зрением упражнения, давались домашние задания и самостоя­тельные занятия в режиме дня. Кроме того, учащиеся экспериментальных групп знакомились с нормативами комплекса ГТО и тем, как они выполняют эти упражнения. Контрольные группы занимались только по общепринятой программе на уроках физической культуры.

С целью оптимальной подготовки слепых школьников к выпол­нению упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО, про­водились занятия по развитию и совершенствованию точности, гибкости, координации, силы, выносливости, что способствовало лучшему овладению упражнениями со снарядами и без снарядов и подготавливало их к выполнению нормативных требований.

До и после эксперимента осуществлялся врачебно-педагогический контроль: регистрировались показатели сердечно-сосудис­той и дыхательной систем, и проводилось тестирование физической подготовленности слепых учащихся. Врачебно-педагогический контроль показал влияние физических упражнений, выполняемых в процессе подготовки к сдаче нормативных требований комплекса ГТО, на коррекцию недостатков физического и функционального развития школьников 10—18 лет обоего пола, как тотально сле­пых, так и с остаточным зрением.

Данные массовых исследований и результаты педагогических экспериментов обрабатывались с помощью математической стати­стики.

Глава III. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И ВЫЯСНЕНИЯ НОРМАТИ­ВОВ КОМПЛЕКСА ГТО ДЛЯ СЛЕПЫХ ШКОЛЬ­НИКОВ.

В главе представлены результаты анализа опыта проведения уроков и соревнований учителями физической культуры в школах слепых, отобрано содержание и нормативные требования комплек­са ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением.

Изучение и обобщение опыта работы учителей физической культуры в школах слепых дало возможность выяснить различные тесты, используемые для оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, формы занятий физиче­ской культурой, применяющиеся в процессе физического воспита­ния.

Анализ анкет показал, что 99,5% учителей физической культу­ры школ для слепых детей СССР считают необходимым введение специального комплекса ГТО для слепых учащихся и разработки критериев комплексной оценки их физической подготовленности. Для оценки уровня физической подготовленности учащихся 20% учителей физического воспитания в настоящее время используют тесты из программы по физической культуре для школ слабовидя­щих, а большая часть (65%), пользуется тестами своими собствен­ными, незначительно малая часть учителей (15%), применяли в своей работе тесты и нормы из комплекса ГТО для массовой шко­лы, снизив требования к учащимся на 50%.

Все учителя проводят тестирование по видам физических уп­ражнений, входящим в программу по физической культуре. Более 99,8% школ проводят внеклассную работу по легкой атлетике, гимнастике, играм, секции общефизической подготовки, шахматам, шашкам, и др. не менее одного—двух раз в неделю. По этим же видам спорта проводятся внутришкольные соревнования. Однако, не во всех школах имеются удовлетворительные условия для органи­зации и проведения соревнований по плаванию, лыжам, турпоходам.

Анализ анкетирования показал также, возможность выполнения слепыми школьниками соответствующих возрастов большинства видов упражнений (в беге, прыжках, метаниях и др.), входящих в нормы ГТО для массовых школ, так как они также входят в про­грамму по физическому воспитанию для учащихся школ слепых, по ним, проводятся и соревнования среди незрячих. Однако, норма­тивы их выполнения должны быть специально и экспериментально определены на основе медико-педагогических обследований.

Введение комплекса ГТО в школы слепых окажет значительное влияние на уровень физического воспитания слепых на уроках фи­зической" культуры, так как программное содержание системы фи­зического воспитания слепых должно теснейшим образом сочета­ться с нормативной основой, вместе с тем необходима дифферен­циация в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных различий, уровня предварительной под­готовленности, состояния здоровья, степени поражения зрения) и условий его деятельности: учеба, работа на производстве, в быту. При этом предусматривалась тесная взаимосвязь общей и специ­альной подготовки.

Для исследования физического состояния учащихся школ сле­пых мы провели массовое обследование слепых детей 10—18 лет обоего пола и их зрячих сверстников. Обследование учащихся школ слепых позволило получить объективную оценку уровня их физической подготовленности, степень их отставания от зрячих на 14,8—51,6%, выявить их особенности и провести дифференциацию по возрасту, полу и зрительным возможностям. Эти данные подт­вердили необходимость дифференциации детей на группы при раз­работке комплекса ГТО для слепых, а также при проведении заня­тий и соревнований. Слепые школьники, которым не была проти­вопоказана физическая нагрузка и занятия спортом, вошедшие в основную медицинскую группу, должны быть разделены на две группы (кроме обычных групп по возрасту и полу): тотально сле­пых и слепых с остаточным зрением. Были определены упражнения, которые можно включить в комплекс ГТО для слепых. Для этого с помощью пульсометрии, спирометрии, сфигмоманометрии исследовали реакции сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем при выполнении предполагаемых видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО для слепых.

Анализ выполнения упражнений комплекса ГТО слепыми по­казал, что для качественного их выполнения необхо­димы специальные упражнения, коррелирующие у слепых детей координацию, гибкость, точность движений, равновесие. Поэтому для успешной подготовки к сдаче норм комплекса ГТО слепыми школьниками нами были разработаны специальные упражнения, развивающие эти качества и нормативные требования для них, что способствовало лучшему выполнению всех норм комплекса ГТО слепыми учащимися.

Проведенное экспериментальное исследование позволило нам предложить упражнения и нормативные требования комплекса ГТО для тотально слепых и слепых с остаточным зрением, в четы­рех возрастных группах с дифференциацией возраста и пола.

Глава IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВ­КИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ СЛЕПЫХ ПРИ ВЫПОЛ­НЕНИИ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИ­МЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Экспериментальное обучение учащихся школ слепых упражне­ниям комплекса ГТО, осуществлялось с помощью различных средств и методик подготовки учащихся школ слепых к сдаче норм комплекса ГТО. Результативность обучения в значительной степе­ни зависело от нормативных требований, которые предъявляются к той или иной функции в процессе обучения и использования на­учно обоснованных методов в коррекции напущенных функций и устранения недостатков физического и психического развития.

Целым рядом исследователей-дефектологов (Р.С. Боскис, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.) показано, что в процессе специально органи­зованного обучения вторичные отклонения в психическом и физическом развитии слепых детей можно скоррегировать. Однако, по­скольку не было научного разработанного содержания норм и ком­плекса ГТО, то, естественно, не изучалось его воздействие на раз­витие физических качеств слепых детей и не разработана методика подготовки учащихся к выполнению норм комплекса ГТО, а также не анализировались используемые средства физической культуры и нормативные оценки уровня физической подготовленности тоталь­но слепых и слепых с остаточным зрением. Имеются лишь отдель­ные исследования по развитию физических качеств и двигательных умений у слепых детей (Л.Ф. Касаткин, 1967—1980; Б.В. Сермеев, 1967—1970; И.И. Шмельков, 1970; В.С. Фарфель, 1956; Г.А. Бобков, 1975—1978; Я.И. Дуткевич, 1979 и др.) без диффе­ренциации зрительных возможностей.

В главе показана эффективность содержания, средств и мето­дов подготовки к сдаче норм комплекса ГТО учащимися школ сле­пых и их положительное влияние на общее физическое развитие.

Однако, качественные изменения в выполнении упражнений по сравнению с контрольной группой были незначительны (от 4 до 10%), так как для совершенствования двигательных навыков у слепых требуется значительное дополнительное время.

На первом этапе экспериментального обучения учащиеся эк­спериментальных и контрольных групп занимались лишь на уроках физической культуры два раза в неделю; упражнения были одни и те же, только учащихся первой группы познакомили с норматива­ми ГТО, и им была поставлена задача их выполнения, что сразу же увеличило объем выполняемых детьми упражнений. Наблюдения и анализ уроков показал, что учащиеся экспериментальной группы стали более активны и подвижны, чем школьники контрольных групп, стремились больше выполнить упражнений, интересовались своими результатами, сравнивали их с нормативами.

На втором этапе школьники контрольных групп продолжали заниматься по общепринятой программе, а в экспериментальных группах учащиеся занимались по собственной программе подготов­ки, в которой был увеличен объем физических упражнений, рас­ширены средства физической культуры, введены секционные заня­тия. Включение в физическую подготовку слепых, детей дополни­тельных разнообразных занятий как в урочное, так и во внеклассное время вызвало более значительные сдвиги в выполнении нормативов комплекса ГТО (на 14—28,9% лучше по сравнению с контрольной группой).

Эти данные показали, что при подготовке к выполнению норм комплекса ГТО необходимо использовать разнообразные формы и средства физической культуры и не ограничиваться лишь уроками физической культуры.

При проведении экспериментального исследования выявились специфические недостатки, свойственные тотально слепым и сле­пым с остаточным зрением, сказывающиеся на технике выполнения и качестве воспроизведения физических упражнений. Слепота ока­зывает отрицательное влияние на координацию движений, точность, гибкость, общую выносливость равновесие. Поэтому на третьем этапе экспериментального обучения были введены специальные за­нятия, направленные на формирование этих физических качеств у слепых детей. Как показали дальнейшие исследования, именно раз­витие этих качеств способствует лучшей подготовке к выполнению норм и освоению техники различных видов упражнений, входящих в содержание комплекса ГТО. Результаты учащихся эксперимен­тальных групп значительно улучшились по сравнению с контроль­ной, что составило 31,6% до 43,8%. Введение нормативов по этим показателям и подготовка к их выполнению позволяет уменьшить отставание слепых от нормально видящих детей, (от 2 до 8%), а по некоторым даже превзойти (сила кистевая, точность временная, ориентировка).

Правильному выполнению движений слепыми мешали их ско­ванность, страх, перед выполнением упражнений у детей отмета­лось дрожание век, бледность, преждевременное учащение пульса до начала выполнения упражнений от 20 до 60 ударов в минуту, увеличилась частота дыхания на 10—12 вдохов и выдохов в мину­ту. Учащиеся до начала эксперимента были менее активными, не всем было присуще трудолюбие, коллективизм, смелость, целеуст­ремленность. После эксперимента школьники экспериментальных групп преодолели эти трудности, улучшились показатели физиче­ского развития и физической подготовленности (от 4% до 22,6%), адаптировались сердечно-сосудистая и дыхательная системы к фи­зическим нагрузкам. Время восстановления этих систем к допусти­мым пределам нормальной деятельности после нагрузки составило от одной до трех минут.

Экспериментальное обучение положительно сказалось не толь­ко на выполнении норм комплекса ГТО, но и на всем ходе психи­ческого и физического развития слепых детей, так как одновремен­но осуществлялась коррекция координации движений, их точности, улучшилась общая выносливость, что сказалось на повышении об­щей активности, их мобильности, трудовых успехах, в 1,8 раза по сравнению с началом опытного исследования этих групп, в то время как учащиеся контрольных групп этих сдвигов не обнаружили. Ход и результаты обучающего эксперимента показали, что содер­жание и нормативные требования комплекса ГТО требуют специ­альной целенаправленной подготовки слепых учащихся к их вы­полнению.

Результаты обучающего эксперимента показали, что введение комплекса ГТО с использованием специальных разработанных нормативов и методики подготовки слепых к их выполнению повы­шает эффективность физического воспитания слепых и способству­ет целенаправленной педагогической коррекции недостатков фи­зического и психического развития, начиная с младшего школьного возраста, формируя у слепых жизненно необходимые двигатель­ные навыки и умения, что помогает успешной подготовке их к пред­стоящему труду в сфере материального производства.

ВЫВОДЫ

1.Тотальная слепота или глубокое нарушение зрения вызывают значительное отставание в физическом развитии детей, ограничи­вая их двигательную активность, затрудняя ориентацию в про­странстве и т. д.

В связи с этим возникает необходимость использования различ­ных форм и средств физической культуры для активизации двига­тельной активности слепых школьников и подготовки их к совре­менному труду в сфере материального производства.

Важное место в этом занимает разработка содержания и нор­мативов комплекса ГТО для слепых, направленного на повышение адаптационного и реабилитационного потенциала слепых, на осно­ве формирования у них общих и специальных двигательных навы­ков и умений, необходимых в труде и жизни.

2. Результаты анкетирования в школах слепых детей по геогра­фическому региону СССР показали, что нет научно обоснованной системы тестов для оценки уровня физической подготовленности слепых, а также комплексного использования урочных и внеклас­сных форм и средств физического воспитание, что не обеспечивает необходимый уровень физического развития и физической подго­товленности слепых учащихся.

3. Экспериментальное изучение уровня физического развития и физической подготовленности слепых школьников 10—18 лет ос­новной медицинской группы обоего пола в сопоставлении с уча­щимися массовых школ выявило значительное отставание первых в выполнении норм комплекса ГТО (бег, прыжки, метание и др.) на 4—51,6%; в силе, силовой выносливости, гибкости, координации движений, быстроте, статическом и динамическом равновесии на 6,4—89,8%.

Гиподинамия слепых детей приводит к тому, что к моменту окончания школы они оказываются недостаточно подготовленными к выполнению сложных трудовых процессов, к систематическим физическим нагрузкам, к ориентировке в новых условиях, связан­ных с включением в новую структуру усвоенных двигательных на­выков.

4. Экспериментальное обучение детей и подготовка к выполне­нию норм комплекса ГТО слепыми детьми показали необходимость использования урочных и внеурочных форм занятий (уроков гим­настики, легкой атлетики, игр, секционных занятий по видам спор­та и общей физической подготовке, индивидуальных и самостояте­льных занятий в режиме дня и каникулярные периоды, работу на тренажерных устройствах, игры на воздухе, прогулки) и диффе­ренцированного подхода к учащимся в процессе применения раз­личных форм и средств физического воспитания для овладения двигательными навыками и упражнениями комплекса ГТО. Уча­щиеся всех возрастных групп обоего пола должны быть разделены на две группы: первая группа детей с остротой зрения VIS: O; вторая включает учащихся с VIS: 0,01—0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, которым не противопоказана физическая на­грузка и занятия спортом.

5. В процессе экспериментального обучения прошли проверку и оказались эффективными специальные методики, включающие под­готовку и выполнение нормативных требований комплекса ГТО в четырех возрастных группах: 10—11 лет; 12—13 лет; 14—15 лет; 16—18 лет обоего пола, а также разработанные нами упражнения на точность движения, координацию, гибкость, а также силу, об­щую выносливость, способствующие лучшей физической подготов­ке школьников.

6. Сравнение результатов учащихся экспериментальных и конт­рольных групп по всем упражнениям, входящим в комплекс ГТО для слепых, показало, что в беге, прыжках, метании, подтягивании, сгибании и разгибании рук в упоре и др., превосходство первых в этих видах над учащимися контрольных групп от 4,0% до 22,6% среди всех возрастных групп обоего пола. По ряду показателей (силе, точности и др.) -школьники экспериментальных групп при­близились, а по временной и кинестетической точности — даже превзошли своих нормально видящих сверстников.

7. Сопоставление данных констатирующего и обучающего экс­периментов свидетельствуют о том, что в результате проведения специально направленных физических упражнений в условиях урочных и внеурочных занятий, как групповых, так и индивидуаль­ных, у слепых повысился уровень их общего психического и физи­ческого развития, что проявилось в более совершенных способах владения мышечной регуляцией сложными движениями в про­странственной ориентировке при выполнении норм комплекса ГТО.

Таким образом, оценивая результаты экспериментального обу­чения, можно считать, что оно способствовало не только успешной подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО слепыми детьми, но и обеспечило коррекцию и компенсацию дефектов, связанных со зрительной недостаточностью учащихся школ слепых.

8. Результаты экспериментального обучения показали, что у учащихся экспериментальных групп, занимающихся по программе подготовки к выполнению норм комплекса ГТО, повысился инте­рес к занятиям физической культурой. Они стали организованнее. 99,8% школьников преодолели страх и скованность при выполне­нии упражнений комплекса ГТО, стали выполнять их смелее, уве­реннее, что способствовало воспитанию настойчивости, целеустрем­ленности, смелости, собранности. Проведение всей работы по ком­плексу ГТО во внеурочное время в сочетании с урочными формами, оказало воздействие на формирование активных черт личности слепого школьника (самостоятельность, трудолюбие, организован­ность, коллективизм).

Занятия по комплексу ГТО по специально разработанной про­грамме и проведение коррекционно-воспитательной работы способствовали также коррекции недостатков психического развития слепых школьников.

Результаты экспериментального исследования позволили соста­вить практические рекомендации для использования их учителями в практике физического воспитания, и при подготовке слепых школьников 10—18 лет к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Физическая подготовленность слепых школьников старшего возраста.— В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1980, с. 57—58.

2. Методика подготовки учащихся к сдаче норм ГТО — В кн.: Тезисы научной конференции молодых ученых Горьковской об­ласти, посвященной 110-годовщине со дня рождения В. И. Ленина (Горький, 11—12 апреля 1980). Г., 1981, с. 108—109.

3. С заботой о будущем.— Наша жизнь, 1981, № 11, с. 23—24.

4. Педагогические аспекты разработки комплекса нормативных требований по физической подготовке учащихся школ слепых к тру­ду и жизни.— В кн.: Тезисы VI Всесоюзных педагогических чтений «Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся» (Москва, 25—27 марта 1982). М., 1982, с. 72.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нормативы ГТО 2014

Автор: Верчинский Владислав Владимирович

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Внедрение нормативов ГТО в программу ДОУ"
    ["seo_title"] => string(40) "vnedrenie_normativov_gto_v_programmu_dou"
    ["file_id"] => string(6) "509492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1557298822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ГТО – путь к здоровью. Урок по подготовке и выполнение нормативов ГТО."
    ["seo_title"] => string(65) "gto_put_k_zdoroviu_urok_po_podgotovke_i_vypolnenie_normativov_gto"
    ["file_id"] => string(6) "525431"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572781268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Внеклассное мероприятие, приуроченное к началу сдачи нормативов «ГТО» в 1 классах. "Веселая эстафета с Джеком Воробьем" "
    ["seo_title"] => string(131) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-priurochiennoie-k-nachalu-sdachi-normativov-gto-v-1-klassakh-viesielaia-estafieta-s-dzhiekom-vorob-iem"
    ["file_id"] => string(6) "116305"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412411545"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Таблица нормативов ГТО"
    ["seo_title"] => string(23) "tablitsa_normativov_gto"
    ["file_id"] => string(6) "368146"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481399748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Обучение дошкольников прыжку в длину с места в рамках сдачи нормативов ГТО"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchieniie_doshkol_nikov_pryzhku_v_dlinu_s_miesta_v_ramkakh_sdachi_normativov_g"
    ["file_id"] => string(6) "405787"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491114259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
1970 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1590 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства