kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л Е К Ц И Я ТЕМА 12 Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Ознакомить слушателей с основными угрозами жизни и здоровью

детей в повседневной жизни.

2. Довести до слушателей обязанности взрослого населения по защите  

 детей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л Е К Ц И Я ТЕМА 12 Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации.»

ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела подготовки

УМЦ по ГО и ЧС Республики Татарстан

________________ А.А.Сяфуков


"___" _____________ 20____г. Экз. № _____




Л Е К Ц И Я


ТЕМА 12 Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации.



Время: 1 час





Обсуждена на педагогическом

совете отдела подготовки

УМЦ по ГО и ЧС РТ


"_____"_____________ 20____ г.


Протокол № _____





г. Казань

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
  1. Ознакомить слушателей с основными угрозами жизни и здоровью
детей в повседневной жизни.
  1. Довести до слушателей обязанности взрослого населения по защите

детей.


МЕСТО ЗАНЯТИЯ - учебный класс

КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ:


45 мин: Руководители занятий по курсовому обучению в области ГО и ЧС работников организаций;

начальники, инструктора (консультанты) УКП по ГО и ЧС.



ВРЕМЯ: 45 мин



УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:



Учебные вопросы

Расчет времени

(мин)


Введение


2

1-й уч. вопрос: Основные угрозы жизни и здоровью детей в повседневной жизни.

25

2-й уч. вопрос: Обязанности взрослого населения по защите детей. Действия родителей по защите детей.

15

Заключение

3

Итого:

45


ЛИТЕРАТУРА:


а) основная:

1. Энциклопедия безопасного поведения в современном мегаполисе. М., 2010 г. Под общей редакцией В.А.Пучкова.

2. Библиотечка «Военные знания» А.Г.Рыхнов Правила безопасности для взрослых и детей. Под ред. В.В.Шевченко. Памятка по безопасному поведению в различных экстремальных ситуациях. М. 2000 г.

б) дополнительная:

1. А.Гостюшин Энциклопедия экстремальных ситуацтий. 1996 г. с. 221 – 226.

2. Библиотечка «Военные знания». Алгоритмы безопасности. Справочное пособие по действиям в чрезвычайных ситуациях. М. 2013 г.

в) справочная:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21 июля2014 г.).

2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) 3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция).

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.

 

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ

  1. Ноутбук.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Мультимедийное приложение по теме.

  4. DVD фильмы № 123 «Ребенок в городе. Пищевое отравление. Температура у ребенка».

№ 87 «Черзвычайная ситуация в районе школы».



ТЕКСТ ЛЕКЦИИ


В В Е Д Е Н И Е


Обязанность по защите детей законодательно закреплена за взрослым населением нашей страны в Семейном кодексе РФ. Забота родителей о ребенке должна касаться, прежде всего, сохранения им здоровья. Проявлением такой заботы является повседневная забота родителей о своих детях. При этом родители должны обеспечить защиту детей, поскольку они являются законными представителями ребенка.

В лекции будут рассмотрены основные угрозы жизни и здоровью детей, изучены обязанности взрослого населения по защите детей.



1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Основные угрозы жизни и здоровью детей в повседневной жизни


Дети развиваются в определенной социальной среде, которая выступает как фон, на котором формируется личность. И каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности – это:

семья;

квартира и ее убранство;

место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне);

улица;

люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его и многое другое.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания. Дети, особенно в возрасте до 7 лет, проявляют непосредственный интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио-, видеотехнике, взрывоопасным предметам и т.д. Они не осознают к чему можно прикасаться, а к чему – опасно для жизни.

Если ребенок находится дома, это вовсе не означает, что он вне опасности. Даже если он спокоен и проявляет незначительный интерес к окружающим предметам, внимание взрослых не должно ослабевать – необходимо постоянное наблюдение за его поведением, чтобы ребенок не получил бытовой травмы.

Безопасность ребенка дома – это целый комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность отдельных составляющих дома (кухни, ванной комнаты, спальни и т.д.).

Стоит подчеркнуть, что детей в возрасте до 7 лет не следует одних на длительное время оставлять дома, ребенок должен находиться под присмотром взрослых (родителей, бабушек, воспитателя или няни).

Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного. Американцы, например, по этому поводу категоричны. Их закон запрещает оставлять ребенка одного дома до 12 лет. И если сосед увидит, что родители оставили одиннадцатилетнего подростка одного, он может подать на них заявление в суд.

Большой социальной проблемой является травматизм детей. Чаще всего они получают травмы в силу любознательности, подвижности, чрезмерной самоуверенности, недостатка жизненного опыта, эмоциональной неуравновешенности. Дети и подростки готовы любым способом доказать свою смелость и бесстрашие. По данным Всемирной организации здравоохранения, травматизм стоит на первом месте среди причин смертности детей в развитых странах мира. Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма детей. Каждый год от различных травм, аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий страдает и погибает в несколько раз больше детей, нежели от инфекционных заболеваний, превалировавших в этой категории в прошлых столетиях.

Выделяют следующие виды детского травматизма: бытовой, уличный (связанный с транспортом, нетранспортный), школьный, спортивный, прочий. Строго говоря, в полной мере детского травматизма избежать невозможно, так как он является обратной стороной процесса изучения и познания ребенком окружающего мира и своих собственных возможностей. В наших силах лишь сведение этого явления к минимуму, насколько это возможно, и своевременное оказание пострадавшему ребенку необходимой первой помощи для предупреждения развития осложнений и скорейшего восстановления здоровья.

Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим. Как объяснить ребенку, в каких случаях можно и когда нельзя знакомиться?

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

Общие рекомендации родителям маленьких детей:

- старайтесь не оставлять ребенка одного. Провожайте его в школу, на секцию и встречайте после занятий.

- объясните малышу, что нельзя ходить в гости к незнакомым и малознакомым людям, как бы заманчиво не выглядели их предложения, и даже просьбу о помощи нужно игнорировать.

- объясните ребенку, что нельзя заходить в подъезд или в лифт с незнакомыми и малознакомыми людьми. «Вооружите» его фразой, как объяснить отказ, например: «Я подожду маму». А еще лучше – папу.

- запретите ребенку принимать угощения от чужих. Подарок – первый шаг к контакту, который стремится установить маньяк с жертвой.

- научите сына или дочку не стесняться привлекать к себе внимание в экстренных случаях. В случае опасности пусть кричит: «Помогите! Меня украли! Я не хочу идти с этим человеком!».

- скажите ребенку, что если его пытается задобрить незнакомец, пусть зовет родителей или хорошо знакомых взрослых.


Ребенок один дома

Колющие, режущие предметы, которыми может пораниться ребенок, спички и зажигалки, лекарства и средства бытовой химии храните в недоступном для детей месте.

Известно, что ребенок начинает разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, поэтому, расскажите ребенку, куда ему обращаться в случае опасности. Напишите на бумаге четыре основных телефона: пожарной охраны, скорой помощи, полиции и службы газа (если дом газифицирован), и чтобы ребенку было легче разобраться, рядом с телефоном «01» нарисуйте горящую спичку, с телефоном «02» - полицейского или светофор (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация), напротив телефона «03» - красный крест, рядом с телефоном «04» - горелку газовой плиты. Если в городе действует единый телефонный номер «112» - расскажите ребенку, что он может набрать этот номер вместо любых названных выше номеров и рассказать о случившемся.

Напишите и держите на видном месте номера телефонов соседей, друзей, рабочих телефонов родителей, чтобы в случае опасности ребенок мог с ними связаться.

Объясните ребенку, что он ни в коем случае не должен рассказывать случайным людям, которые заговорили с ним во время прогулки или в транспорте, как зовут его и родителей (имя, фамилия, отчество), где он живет (домашний адрес).

Уходя из дома даже на непродолжительное время, закройте окна, выключите воду, газ, электронагревательные приборы.

Если предполагаете, что вернетесь затемно, включите свет во всех комнатах, где может играть ребенок.

Закрывая дверь, попросите ребенка накинуть цепочку и напомните, чтобы никому из посторонних он дверь не открывал.

Объясните ребенку, что если кто-то пытается взломать вашу дверь, он должен тут же позвонить в полицию, а затем соседям или знакомым, которые живут поблизости.

Если живете на первых этажах, зашторьте окна.

Ребенок лучше усвоит правила, если сымитировать возможные опасные ситуации в виде игры и привлечь к ней членов семьи и его друзей.

Не оставляйте детей без присмотра. Ежегодно в России объявляют в розыск почти 30 тысяч детей и подростков.


Встреча с незнакомцем

Большинство родителей внушает детям, что нужно быть воспитанным и вежливым по отношению к людям старшего возраста, не грубить и не врать. Но именно тихие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступников. Их проще обмануть, особенно когда они приучены говорить только правду.

Возможные сценарии встречи с незнакомцем:

- случайно остановившаяся машина или люди, которые «разыскивают» какую-то улицу или ищут исполнителя для роли главного героя в новом фильме;

- незнакомые люди предлагают ребенку различные вещи: конфеты, игрушки, подарки;

- незнакомец уверяет, что его прислала мама (папа, бабушка), чтобы отвести ребенка к родителям;

- незнакомые люди предлагают покатать на машине, подвезти до дома или поехать посмотреть какое-либо животное и т.п. Попав в машину, ребенок рискует быть серьезно изувеченным и даже лишиться жизни;

- встреча в лифте. Статистика говорит, что многие дети стали жертвами преступления именно в лифте или ожидая его.


Рекомендации родителям:

- постоянно напоминайте об опасности общения с незнакомцами, получения от них подарков;

- чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его делами и увлечениями, узнавайте про всех его знакомых;

- будьте в курсе всех перемещений ребенка и мест, где он бывает;

- не приводите в дом незнакомых людей, не внушающих доверия.

Запреты и предостережения родителей должны быть адаптированы для различных возрастных групп.

Дети до 5-ти лет:

В силу возраста у малышей отсутствует инстинкт самосохранения, поэтому:

- не оставляйте ребенка без присмотра;

- не пугайте малыша злым дядей – это может вызвать у него невроз, лучше предупредите ребенка, чтобы он никуда не ходил с незнакомцами, так как может потеряться и больше никогда не увидеть папу с мамой.

Дети от 6 до 9 лет:

- разговор о возможной встрече с маньяком начните с фразы, что считаете его уже не маленьким;

- не перечисляйте все ужасы возможной встречи, объясните, что его, например, могут похитить и увезти за границу;

- приучите ребенка возвращаться домой в группе с одноклассниками;

- если ребенок возвращается вечером один, например, со спортивной секции, обязательно встречайте его.

Подростки 10 – 16 лет:

- не ведите с подростком разговоров в приказном тоне;

- в ненавязчивой форме расскажите «о правде жизни» в подробностях;

- в его присутствии расскажите о случае, когда, войдя в подъезд с незнакомым мужчиной, была чуть не изнасилована 13-летняя дочь знакомого, попеняйте, что в 13 лет девочка уже взрослая и должна иметь голову на плечах;

- обращайте внимание подростка на газетные заметки и телевизионные сюжеты про похожие преступления.


На улице

Если ребенок гуляет во дворе, родителям кажется, что это самое безопасное место. Здесь все создано для ребенка: специальная хоккейная коробка, детская площадка. Успокоенные этой мнимой безопасностью родители оставляют ребенка без присмотра.

Возможные опасности для детей на улице

Опасные зоны:

- разрушенные строения, ямы, котлованы;

- временные постройки, зачастую, с неустойчивыми конструкциями и местами ночевок бомжей.

Деревья, высокие конструкции, ограды, люки

Опасность для жизни детей представляет лазанье по деревьям и по высоким конструкциям. Падение может случиться из-за поломки ветки, потери равновесия, скольжения обуви, неосторожного действия нескольких играющих детей. Наибольшую опасность представляет лазанье по мокрым, обледенелым, заснеженным деревьям и поверхностям, в туман, снегопад, ветреную и дождливую погоду. Причины, по которым дети лезут на данные объекты, могут быть разными: необходимо достать мяч, воздушного змея, снять животное, либо просто «поиграть». Нередко падение приводит к сдавливанию органов и тканей, нарушению кровоснабжения, развитию опасных состояний, переломам, разрывам внутренних органов.

Травмы, полученные в результате падения с высоты, являются наиболее типичными для детей школьного возраста. 30% случаев падения заканчиваются госпитализацией.

К числу наиболее тяжелых травм детей относятся падения из окон зданий и с балконов. В 10% случаев такие падения приводят к летальному исходу, а оставшиеся в живых получают серьезные травмы, нередко приводящие к инвалидности.

Сотни детей гибнут и получают травмы по причине падения в открытый люк – во время игры ребенок может просто не заметить опасности.

Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде всего, позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсменов. Всевозможные шлемы, наколенники и налокотники – это не просто модные «примочки», а то, что убережет малыша не только от разбитых коленок и ободранных ручонок, но и от травм куда более серьезных.

Опасности на детской площадке

Песочница

В детской песочнице часто встречаются осколки стекла, битые бутылки, куски разорванных металлических банок, собачьи экскременты и много прочего разнородного мусора, который может явиться причиной различных травм у ребенка.

Качели

Качели могут ударить ребенка, что заканчивается травмой. Опасность подстерегает не только маленьких детей, которые подошли близко к качелям, но и младших школьников, которые не могут правильно оценить безопасное расстояние.

Карусель

- карусель крутится, ребенок решает слезть, сползает, но карусель продолжает двигаться и бьет по голове;

- малыш сам раскручивает пустую карусель, взявшись за одно сиденье, бежит по кругу, резко останавливается и получает удар по спине следующим сиденьем.

Горка

- у горки отсутствует пологий скат – ребенок, слетев с высоты, ударяется копчиком;

- в сильную жару железные горки нагреваются и обжигают ножки и ручки малыша;

- если ребенок сразу не отбежит от горки, как только приземлится, на него могут свалиться дети, съезжающие за ним следом;

- если горка деревянная, летом можно получить занозу через тонкие штанишки.

Драки

Драки – нередкая причина серьезных травм у детей, достигающая порядка 15% от общего числа детских травм. Часто в ход идут подручные средства: палки, железки, камни – дети не понимают, насколько серьезно можно поранить этими предметами.

Нападение собак

Дети пытаются поиграть с прогуливающимися собаками, которые поначалу ведут себя дружелюбно и приветливо подпускают к себе детей, но в любой момент могут кинуться на ребенка, нанеся множественные укусы.

Особую опасность представляют собаки, зараженные вирусом бешенства.

Объясните детям, что нельзя подходить к собаке даже если она гуляет с хозяином, она может напасть, защищая его. Собака может напасть, защищая территорию, которую охраняет, пищу, своих щенков и, наконец, приняв улыбку ребенка за оскал.

В транспорте

Каждый год на дорогах гибнет около 1.500 детей и почти 25 тысяч получают травмы. Практически страна ежегодно теряет целую школу. За последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) В России погибло более 17 тысяч детей до 16 лет и более 200 тысяч ребятишек были ранены. Дети виновны в возникновении 2/3 транспортных происшествий и травм, происшедших с ними на дорогах, 1/3 приходится на водителей и взрослых, которые сопровождали детей. 63% детей, попадающих в больницы с травмой, получили ее, когда выбегали на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта.

Причинами ДТП, в которые попадают дети, являются:

- интенсивность транспортных потоков в мегаполисе;

- не всегда достаточно высокая квалификация водителей;

- перевозка детей до определенного возраста без специальных кресел, детей до 12 лет – на переднем сидении, без использования ремней безопасности;

- недисциплинированность участников дорожного движения;

- непонимание детьми возможных последствий своего поведения вблизи проезжей части либо на пешеходном переходе (внимание маленьких детей всегда полностью сосредоточено только на своих конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к другу на другой стороне дороги для него важнее, чем движущиеся автомобили);

- недисциплинированность взрослых, не соблюдающих требования правил дорожного движения. Дети перенимают пример родителей или других взрослых, и, руководствуясь им, также нарушают установленные нормы.

Одним из массовых видов городского транспорта является автобус. Травмирование наиболее вероятно при посадке и высадке, в момент резких торможений, при возникновении пожара. Из-за сравнительно небольшой скорости и малой маневренности троллейбус и трамвай – наиболее безопасные виды транспорта. Вместе с тем их электропитание осуществляется от подвесной контактной сети высокого напряжения, что значительно повышает опасность поражения электрическим током.

Метрополитен – сложная транспортная система. Зоны опасности в метрополитене – распашные массивные двери вестибюля, турникеты, эскалатор, перрон, вагон поезда, где возможно возникновение пожара, а при резком торможении состава – давка, паника.

Помимо пользования общественным транспортом, научите ребенка необходимым главным правилам поведения пешеходов:

- не переходить дорогу на красный свет светофора независимо от того, идут или нет машины;

- убедиться, что нет движущегося транспорта – это может быть спецтранспорт, машины совершающие поворот или с недисциплинированными водителями;

- сходить с тротуара на дорогу, а не выбегать на нее;

- не выходить на дорогу из-за препятствия: когда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;

- переходить дорогу только по пешеходному переходу, желательно подземному, а по поверхностному – только вместе со взрослыми.

На воде

Очень важно обеспечить безопасность детей на воде. За последние пять лет в России на воде погибло более 63 тысяч человек, свыше 14 тысяч из них – дети младше 15 лет. Примером может служить трагедия, произошедшая в июле 2010 года в Краснодарском крае, где во время купания в море унесло группу воспитанников лагеря «Азов». Пятеро детей и их преподаватель погибли.

На утопления приходится 20% смертельных случаев среди всего детского травматизма. В России ежегодно тонет примерно 3,5 тысячи детей. Причем 63% из них умели плавать.

Наиболее распространенные причины утопления:

- внезапное погружение в холодную воду (ребенок упал, оступился и т.д.), а также купание в холодной воде сразу после еды или длительного пребывания на солнце может привести к рефлекторной остановке дыхания (без заглатывания воды). Дети постарше могут утонуть в воде, если они долго купались, ныряли и играли до изнеможения (истощение и отсутствие кислорода в организме приводит к потере сознания и нарушению работы сердечно-сосудистой системы);

- страх. Ребенок может испугаться, оступившись и внезапно потеряв дно. Когда ребенком овладевает страх, он начинает активно барахтаться, кричать, при этом вода может попасть в желудок и легкие;

- прыжки в необследованных участках водоемов: ребенок может застрять между корнями подводной коряги, удариться головой о дно, затонувшее дерево или металлические конструкции. Такой удар чреват переломом шейных позвонков и повреждением спинного мозга, а это – мгновенная смерть либо инвалидность;

- халатность – взрослые оставляют на берегу водоема детей, не умеющих плавать, полагаясь на надувные круги, жилеты, матрацы, которые даже слабый ветер и течение может отнести на большие расстояния, захлестнуть волной, они могут выскользнуть из-под ребенка и накрыть его с головой. Любой надувной предмет из-за скрытого дефекта, который не всегда удается обнаружить своевременно, потеряет плавучесть;

- водовороты, образующиеся в местах сильного течения рек, на изгибах, за крупными камнями, над неровностями дна. Вращательное движение воды в водовороте затягивает ребенка под воду, вращает его, нарушает координацию движений, вызывает головокружение;

- водоросли – могут обвить петлями ноги, руки, туловище, сковать движения и явиться причиной утопления. Особенно опасны водоросли для ныряльщиков;

- высокие волны – могут унести ребенка далеко от берега, либо он может захлебнуться от сильного потока воды;

- задержка дыхания во время ныряния вызывает уменьшение снабжения головного мозга кислородом, ребенок может потерять сознание и утонуть. Положение усугубляется тем, что критическое состояние наступает неожиданно, ребенок теряет сознание под водой и не может самостоятельно противодействовать случившемуся или позвать на помощь.

Оградите ребенка от опасностей и на берегу водоема:

- при долгом пребывании ребенка в мокрой одежде (плавки, купальник) может наступить переохлаждение. Дети любят играть в воде, зайдя в нее по щиколотку. Однако этого достаточно, чтобы низ купальника был мокрым, и по нему вода поднималась вверх. Многим детям достаточно побегать час в мокром купальнике, чтобы «заработать» сильную простуду или воспаление легких;

- не разрешайте детям находиться на берегу водоема в солнечный день без головного убора, последствием такой халатности может стать солнечный удар;

- солнечные лучи, особенно их ультрафиолетовая составляющая, могут послужить причиной ожогов, поэтому ребенок должен загорать под присмотром взрослых только в утренние часы и после 17 часов дня. С целью адаптации детского организма первые 2-3 дня лучше находиться в тени.


Ребенок и телевизор

В среднем на один час телетрансляций на Российском телевидении приходится 4 сцены насилия и эротики, то есть одна в каждые 15 минут. В утренние часы – 3; вечерние – 4; ночные – 5.

Общая продолжительность ежедневных телепросмотров школьниками составляет 2,3 часа. Только 36% подростков сцены эротики и насилия не нравятся, 16,2% - никогда не испытывают жалости к жертве насилия. 45% ребят, которые смотрят телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию. Эти сведения из результатов исследований, приведенных Центром социологии образования Российской академии образования. На настоящее время положение еще более усугубилось.

Последствия длительного просмотра телепрограмм:

- развитие агрессивности даже в результате просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием;

- ожирение, из-за снижения времени на активный отдых, малоподвижного времяпрепровождения на диване, часто совмещенного с механическим поглощением продуктов питания;

- ухудшение зрения, снижение иммунитета;

- нарушение сна по продолжительности и качеству, что не позволяет продуктивно восстанавливать силы, а часто способствует беспричинному возникновению чувства голода;

- не способствует развитию интеллектуальных способностей подмена чтения телевидением. Дети, злоупотреблявшие телевидением до 3-х лет, в 6 – 7 лет плохо справляются с чтением и математикой;

- утрачивается способность концентрироваться на «нетелевизионных предметах», рассеивается внимание, возможны проблемы с памятью и скоростью реакции;

- переутомление от телевизионных программ, представляющих калейдоскоп образов и звуков – пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил;

- телезависимость – доходящая до того, что теле- и видеопродукция становится частью их мира, а компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых их профессиональная компетентность;

- пассивность предлагаемых развлечений (именно эта особенность частично объясняет легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в детях пассивность.

Дети смотрят телевизор чаще всего потому, что родители не уделяют им должного внимания. Причины телемании в эмоциональном голоде, который испытывает человек, зачастую с детства.


Рекомендации родителям:

- не рекомендуется детям до двух лет смотреть телевизор, так как уже с 12 месяцев на их эмоциональное состояние влияют телепередачи;

- начиная с 2 – 3 лет, телевизор можно смотреть не более 2-х часов в день. Каждый дополнительный час просмотра повышает на 10% риск возникновения у ребенка дефицита внимания.

В 2 – 3 летнем возрасте мозг развивается интенсивно, а телепередачи с быстрым изменением изображений могут стимулировать неестественные уровни возбуждения. Возможны проблемы с концентрацией внимания, излишняя импульсивность и беспокойство.

Если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными мультфильмами, он начинает отождествлять себя с их персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг.


Ребенок и компьютер

Число пользователей Интернетом в России стремительно растет, причем доля молодежи среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Несовершеннолетние пользователи Интернета в России составляют от 8 до 12 млн. человек. Для многих он становится информационной средой. Но, как и реальный мир, Сеть тоже может быть опасна: в ней есть своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

Начинать свое знакомство с виртуальной реальностью ребенок должен под присмотром взрослых. Именно родители и преподаватели смогут ответить на все «почему» и «как, а также предостеречь от возможных опасностей и ошибок.

Наиболее вероятные опасности Интернета для детей:

- вредоносные программы, компьютерные вирусы, заражающие компьютеры. Программы обмена сообщениями, позволяющие пользователям прикреплять файлы к сообщениям помогают перемещению вирусов по сети. Поэтому зараженные файлы могут легко распространяться от пользователя к пользователю или злоумышленник может обмануть ничего не подозревающих детей и заставить их открыть файл, посланный им;

- доступ к неприемлемому содержимому. Несмотря на то, что растет количество попыток со стороны некоторых правительств регулировать содержимое, доступное для просмотра в Интернете, в реальности любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любой вид материалов. Насилие, порнография, страницы, подстрекающие молодежь к употреблению наркотиков, самоубийству, убийству, - все это доступно без ограничений. Часто этот просмотр даже не зависит от подростков; множество страниц, не относящихся к обсуждаемым темам, отображают всплывающие окна любого содержания, особенно порнографического;

- контакт с незнакомцами через чаты или электронную почту. В некоторых случаях такие люди хотят обманно заставить детей выдать личные данные (такие как номера счетов, кредитных карт, пароли). Они могут также оказаться педофилами, выдающими себя за сверстника. Заводят заочное знакомство, а затем приглашают на встречу. Также опасными незнакомцами в Сети могут оказаться члены радикальных политических групп, либо деструктивных сект;

- неконтролируемые покупки. Развитие электронной коммерции сделало возможным приобрести почти любые товары или сервисы через Интернет. Ребенок может без проблем совершать онлайновые покупки, для этого ему нужны данные банковского счета или номер кредитной карты. Такие покупки без ведома родителей, приводят к неприятным последствиям для семейного бюджета.

- вовлечение в азартные игры. Даже простые онлайн игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка много времени, отвлекая от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.


Советы родителям:

- прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др.) и их последствиях;

- объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, не следует использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

-объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также «показывать» свои фотографии;

- четко определите время, которое ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать;

- помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите его спрашивать о том, в чем он не уверен;

- не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения или в отсутствии взрослого человека;

- объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием;

- убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений;

- контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.


Внимание! Интернет-угрозы. Некоторые советы пользователям.

Как защитить детей

  1. от интернет-зависимости

- как можно больше общайтесь с ребенком;

- приобщайте ребенка к культуре, спорту;

- объясните ребенку разницу между игрой и реальностью;

- не сердитесь на ребенка за увлечение компьютерными играми, не запрещайте (исключение: игры с насилием и жестокостью)

2. От онлайн-педофилов

- контролируйте время, которое ребенок проводит в интернете;

- будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ребенок;

- если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше себя, проведите мягкий обучающий разговор;

- при обнаружении признаков совращения сразу же обращайтесь в правоохранительные органы.

Итак, заканчивая изучение первого вопроса занятия, обратим внимание на выводы специалистов по детской безопасности. Все они говорят о том, насколько важно доверять ребенку и заслужить его доверие. У ребенка своя шкала оценки серьезности событий, представлений об обязанностях и этике – старайтесь ее понять. Самые небольшие перемены в поведении ребенка – откуда-то взявшаяся новая вещь, царапина – могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам. И самое главное - как бы ни работали воспитатели, полиция и все общество в целом, этого мало. Потому что ребенка защищает прежде всего любовь родителей.


2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Обязанности взрослого населения по защите детей. Действия родителей по защите детей


Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция РФ

- Семейный кодекс РФ

- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

- Федеральный закон об образовании

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ

- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Конституция РФ

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о

нетрудоспособных родителях.

Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» был принят Госдумой в июле 1998 и вступил в силу 24 июля того же года. Федеральный закон регламентирует ключевые гарантии прав и легитимных интересов ребенка, прописанных в Конституции Российской Федерации. Их цель заключается в формировании правовых, общественно-финансовых условий для осуществления данных прав. Последняя редакция, вступившая в силу первого числа января 2017 г., была опубликована 28 декабря 2016.

ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний. В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д.

Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина. Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

От неожиданностей и чрезвычайных ситуаций не застрахованы ни взрослые, ни дети. Чтобы с вашим ребенком не случилось беды, следует придерживаться некоторых правил:

1. Рекомендуется придумать для использования членами семьи какое-нибудь кодовое слово, чтобы при необходимости сообщить о чрезвычайной ситуации, в которой кто-то из вас оказался.

2. Старайтесь не оставлять детей одних дома, на улице или в машине.

3. Убедитесь, что ваш ребенок знает свой домашний адрес и номер телефона. Время от времени проверяйте эти знания.

4. Терпеливо выслушивайте своих детей и поощряйте их к тому, чтобы не было секретов между вами.

5. Ваш ребенок должен знать, что к некоторым взрослым можно обратиться за помощью, например, к полицейскому, незнакомым мамам с малышами или продавцу в магазине.

6. Объясните ребенку, что нужно делать, если он потерялся в магазине или другом общественном месте.

7. Пусть ваш ребенок хорошо усвоит, что гулять лучше всего в сопровождении папы, мамы, дедушки или бабушки. Малыш должен знать: если в поведении незнакомого взрослого человека его что-то насторожило, то лучше убежать.

8. Приучите детей всегда говорить родителям, куда и на какое время они направились и что до наступления темноты должны возвратиться домой.

9. Дети должны усвоить, что играть можно только в тех местах и ходить только по тем дорогам, где разрешают родители. Настоятельно советуйте им избегать слабоосвещенных и безлюдных мест.

10. Ваши дети должны запомнить: без разрешения родителей никогда нельзя принимать от чужих сладости, подарки, деньги, приглашения покататься на машине и т.п.

11. Внушите детям: не надо вступать в разговоры с незнакомыми людьми при отсутствии родителей. Если незнакомые попытаются заговорить с ребенком, то нужно отойти в сторонку или убежать.

12. Приучите своих детей всегда запирать входную дверь и ни за что на свете не признаваться чужим, что они дома одни.

13. Научите своих детей вызывать полицию, пожарных, «скорую помощь», дежурных МЧС - телефон 112.

14. Предупредите детей, что опасно соглашаться с незнакомыми людьми, когда они зовут куда-нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что-нибудь сделать (найти потерявшуюся кошку или собаку, поднести вещи, сфотографироваться с ними, вместе поиграть и т.п.). Прежде чем что-либо делать, надо обязательно спросить разрешения у родителей.


Один дома

Основные правила поведения вашего ребенка

при отсутствии родителей

- Необходимо объяснить ребенку, что «никому не открывать дверь» - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы ни говорил. Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом.

- В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: «кто?» Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать: «Папа сейчас в ванной, когда выйдет – он вам откроет».

- Категорически нельзя закрывать малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

- Научите ребенка пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера «скорой помощи», пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу.

- Ребенок должен знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: «Мама сейчас занята. Перезвоните позже».

- Объясните ребенку, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Вы также звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке.


Как действовать, если в дверь позвонил неизвестный

- Безопаснее всего поставить квартиру на охранную сигнализацию, тем более что в случае кражи полиция будет нести материальную ответственность.

- Не впускайте в квартиру незнакомых.

- Спрашивайте удостоверение личности через закрытую на цепочку дверь или через дверной глазок, в случае опасности звоните в полицию.

- При отсутствии сторожей, но при наличии в двери подъезда кодового устройства не оставляйте дверь открытой и тем более не доверяйте незнакомым, которые пытаются войти, чтобы «нанести визит» вашим соседям.

- Держите все время рядом с телефоном справочник с номерами «служб экстренного вызова» (полиция, «скорая помощь», пожарная охрана и т.д.), а также тех, кто может прийти вам на помощь.

- Используйте сотовый телефон или радиостанцию для возможной связи с экстренными службами в том случае, если вам перерезали телефонную линию.

- Предупреждайте детей, чтобы они не отвечали незнакомым людям на вопросы по телефону, были внимательны к подозрительным личностям и необычным ситуациям вокруг дома.

- Познакомьтесь с соседями, которые полностью зная ваши привычки, могут заподозрить неладное и вмешаться в случае странного движения или шума.

- Не говорите на каждом шагу о предстоящем отъезде или ваших семейных планах.

Как действовать, если вы потеряли ключи от квартиры

- Поменяйте все замки.

- Никогда не оставляйте ключи без присмотра, не сдавайте вместе с вещами в гардероб, не бросайте в рабочие столы и бардачки машин. Помните, для того чтобы снять с них отпечаток, квалифицированному преступнику достаточно нескольких секунд. А дома по слепку он легко изготовит дубликаты.

- При утрате ключа всегда исходите из худшего, считая, что это не случайность, не ваше ротозейство, а чей-то злой умысел со всеми возможными вытекающими последствиями.

- Если вдруг вы оказались перед вооруженным преступником – не старайтесь стать героем. Лучше вести себя пассивно, скрывая первые чувства, так как любая неконтролируемая реакция может иметь драматические последствия.

- Постарайтесь запомнить и записать приметы злоумышленника. Если вы стали жертвой какого-нибудь преступления, даже не тяжелого, заявите о нем в органы охраны порядка. Это может быть полезным всему обществу.

Как действовать, если открыта или взломана дверь вашей квартиры

- Не заходите в квартиру, злоумышленники могут находиться вней.

- Зайдите к соседям или по мобильному телефону вызовите полицию.

Как действовать, если в квартиру пытаются проникнуть грабители

- Звоните в полицию

- Если перерезан телефонный провод, призывайте из окна прохожих на помощь, просите их звонить в полицию.

Как защитить свою квартиру

Для того чтобы обокрасть квартиру, достаточно 30-минутного отсутствия хозяев. Поэтому:

- не создавайте у вора впечатления, что все жильцы ушли;

- не оставляйте на виду или слишком легко доступными дорогие вещи;

- уменьшите звук телефона, чтобы звонок в пустой квартире не был слышен снаружи;

- оставляйте включенным свет, не входите в темноте в дом или гараж;

- возвращаясь домой, держите ключи под рукой, чтобы не стоять слишком долго перед дверью, роясь в сумке;

- не прячьте ключи в слишком легко обнаруживаемых местах и не оставляйте дверь открытой и квартиру без присмотра, даже спустившись на минутку к почтовому ящику или в гараж. Если у вас есть оружие или средства самообороны, держите их наготове с момента входа в подъезд и до момента входа в квартиру;

- как только вы вошли в квартиру, осмотритесь. Если вам кажется, что все в порядке, закройте дверь изнутри. Если вы подозреваете, что за время вашего отсутствия что-то произошло, лучше выйти из дома в поисках помощи;

- будьте внимательны при входе в жилище. Преступник может ждать жертву в лифте или поблизости, чтобы заставить в отсутствие свидетелей с помощью угроз ввести его в дом. Реакция жертвы в этом случае зависит от ее подготовки, наличия оружия и храбрости.

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛУ ЧЕТЫРЕХ «НЕТ»

- Не разговаривать с посторонними людьми и ни в коем случае ничего у них не брать.

- Не садиться в чужую машину.

- Не заходить в лифт с незнакомцами.

- Не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих.

Главное условие детской безопасности – это бдительность родителей.

- Нельзя оставлять детей без присмотра!

- Нужно провожать их до школы и встречать.

- В случае пропажи ребенка СРОЧНО обращайтесь в полицию!


Если ребенок пропал:

- сходите или позвоните туда, где он должен был быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей;

- проверьте наличие документов и вещей пропавшего;

- позвоните в справочные службы «О заблудившихся детях», «О несчастных случаях»;

- сообщите в полицию по телефону «02» о пропаже, если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите;

- начните с помощью соседей и родственников поиски на соседних дворах, в подъездах, чердаках, подвалах;

- напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного;

- не прекращайте самостоятельные поиски, обратитесь в общественные фонды и частный сыск;

- в ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто-то из соседей или родственников; при возвращении ребенка сразу сообщите в полицию.

 Таким образом, делая заключение по второму вопросу занятия, надо четко помнить, что необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах.


Подводя итоги занятия, необходимо отметить, что защита прав ребенка регулируется целям рядом нормативных документов государства, Семейным законодательством, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией о правах ребенка. Защита прав ребенка является одной из главных задач государства, которую решают на разных уровнях детские дошкольные учреждения, школы, внешкольные детские учреждения, органы опеки и попечительства.

Семья, родители – главное условие успешного развития и воспитания ребенка. А безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания.

В период самостоятельной работы изучить:

Энциклопедия безопасного поведения в современном мегаполисе. М., 2010 г. Под общей редакцией В.А.Пучкова. с. 237 – 253.





Преподаватель Ващенок И.В.





ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ


Почти каждый день люди делают СЕЛФИ и выкладывают их в популярные соцсети. Чтобы сделать уникальный снимок и стать популярным, люди идут на необдуманные поступки, забывая об опасности. Чтобы фотография не стала причиной несчастного случая, в первую очередь стоит помнить о своей безопасности, а не о крутом снимке.

Главное управление МЧС России напоминает жителям пять главных принципов безопасного селфи:

Убедитесь, что вы находитесь на безопасном расстоянии от:

а) движущегося транспорта;

б) хищников;

в) проводов под напряжением.

2) Не держите в руках объекты, представляющие опасность:

а) острые предметы и оружие;

б) работающие электроприборы и строительные инструменты;

в) источники открытого огня.

3) Убедитесь, что ваше положение в пространстве устойчиво:

а) находитесь на твердой поверхности;

б) сохраняете равновесие, защищены от возможности упасть;

в) опираетесь на объекты и конструкции, которые надежно закреплены.

4) Остановитесь, не занимайтесь другими делами. Параллельно с фотографированием нельзя:

а) управлять транспортным средством;

б) заниматься экстремальными видами спорта;

в) выполнять опасные виды работ.

5) Если вы любите экстремальный спорт – безопасное селфи можно сделать с помощью: 

а) другого человека, не принимающего участия в экстриме;

б) закрепленной экшн-камеры в автоматическом режиме (без участия ваших рук).

в) фотографировать себя другим способом во время занятий экстремальным спортом - опасно!

Помните, девизом любого селфи должно быть «Думай, прежде чем фотографироваться, и позаботься о своей безопасности на 200%». Ведь если отвлечься исключительно от экстрима – который говорит, что человеку больше нечем произвести впечатление – то можно будет найти много идей для отличных и запоминающихся фото.


Приложение от МЧС России «Мобильный спасатель»

Приложение «Мобильный спасатель» разработано для помощи гражданам, попавшим в чрезвычайную ситуацию или ставшим свидетелями ЧС.

Оно позволяет одним касанием вызвать оперативные службы и оповестить о беде родственников.

Главная страница приложения представляет собой страницу, основную площадь которой занимает красная «кнопка» - «Послать сигнал SOS». Всего одним нажатием на нее человек может позвонить в службу спасения и оповестить SMS-сообщением близких, родственников и знакомых, о том, что он попал в чрезвычайную ситуацию или произошел экстренный случай. Это возможно, если загрузив приложение, человек внес в экстренные контакты номера телефонов близких или знакомых, которым при нажатии на «кнопку» сообщение будет отправлено автоматически.

Для оправки сигнала SOS кнопку необходимо нажать и удерживать в течение восьми секунд, - это сделано в целях предотвращения случайного нажатия детьми и уменьшения количества ложных вызовов.

При нажатии кнопки "SOS" приложение автоматически определяет регион нахождения пользователя, по номеру телефона определяет оператора сотовой связи и вызывает номер службы спасения. Автоматический выбор номера службы спасения доступен только зарегистрированным и авторизованным пользователям.

При нажатии на кнопку осуществляется вызов службы спасения и одновременно автоматически уходит сообщение о местонахождении пользователя и его номере телефона в службу спасения, а также родственникам и друзьям, телефоны которых внесены в экстренные контакты.

Кроме того, приложение содержит справочники. Они демонстрируют способы оказания первой помощи и правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Один из справочников поможет найти ближайшую службу экстренного реагирования - пожарную часть, поисково-спасательный отряд, отдел полиции и медицинское учреждение с учетом местонахождения человека.


23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ващенок Ирина Валентиновна

Дата: 01.03.2019

Номер свидетельства: 501875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Программа кружка "ОБЖейка" "
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "123697"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414525493"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Мир- высшая ценность»"
    ["seo_title"] => string(22) "mir-vysshaia-tsiennost"
    ["file_id"] => string(6) "273766"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452267340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства