Разработка данного урока была подготовлена для проведения открытого урока по дисциплине безопасность жизнедеятельности для студентов 3 курса нефтеюганского индустриального колледжа. Урок проведён с целью познакомить студентов с видами кровотечений, а также познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях как теоретически, так и на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».
Бернард Шоу
Все мы прекрасно понимаем, что жизнь очень непредсказуема и в ней могут произойти разные неприятные случаи. К таким случаям относится и разного вида кровотечения. В такой ситуации может оказаться каждый из нас и поэтому нужно быть готовым оказать первую помощь себе и окружающим, суметь остановить кровотечение.
Но, прежде чем приступить к оказанию такой помощи, необходимо владеть информацией и знать, что понимается под кровотечением, какие виды кровотечения бывают, и какую помощь при разных кровотечениях нужно оказывать, чтобы не навредить до приезда скорой помощи.
Практика.
Наше практическое занятие будет состоять из двух этапов:
1 этап – самостоятельная работа студентов по технологической карте «Кровотечения и их виды». (Приложение 1) Работа с учебником. Автор Микрюков В.Ю.Безопасность жизнедеятельности
После выполнения первой части занятия – провести совместно со студентами анализ по выполненной работе.
2 этап – практический «Оказание первой помощи при кровотечениях».
Работа в группах. Студентам предложены ситуационные задачи.
(Приложение 2)
Заключительная часть.
Закрепление материала (Тест, приложение 3). Подведение итогов.
Приложение 1
Технологическая карта занятия «Кровотечения и их виды»
Учебный элемент (УЭ)
Задания
Руководство по выполнению заданий
УЭ 0
Студенты должны понять, что кровотечение возникает вследствие травмы (ранения), рассмотреть основные виды кровотечений и их признаки, научиться определять вид кровотечения по внешним признакам.
УЭ 1. Понятие кровотечения, его причины
1.Сформулируйте определение кровотечения и запишите его в тетрадь.
2.Назовите причины кровотечения и запишите их в тетрадь.
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятия кровотечения на основе вашего личного опыта (вспомните причины, по которым у вас или у ваших знакомых возникло кровотечение, какой вид оно имело).
Сравните вашу формулировку определения с определением в учебнике. Если вы затрудняетесь сами сформулировать определение, выпишите его из учебника.
УЭ 2. Классификация кровотечений
3.Заполните в тетради схему «Классификация кровотечений».
Кровотечения
?
? ?
внутренние
?
Нарисуйте в тетради схему «Кровотечения». Прочитайте § 5.1. учебника, найдите приведённые в нём виды кровотечений и впишите их названия в схему, заменив знаки вопроса.
УЭ 3. Характеристика видов кровотечений в зависимости от характера повреждённых сосудов
4.Изучите признаки различных видов кровотечений и внесите их в таблицу:
Признаки кровотечений
№
Вид
Причина
Признаки
1.
2.
3.
4.
В § 5.1. найдите описания видов кровотечений и с их помощью заполните таблицу
УЭ 4. Самоконтроль
Задания для самоконтроля.
1.Рассмотрев предложенные ситуации, определите тип кровотечения:
а) из раны на наружной поверхности левого предплечья по всей её площади сочится кровь;
б) пострадавший при падении получил рану наружной поверхности правого бедра, из которой толчками вытекает кровь ярко-алого цвета;
в) мальчик глубоко порезал пальцы стеклом при падении. Из раны струйкой течёт тёмно-красная кровь;
г) после падения с дерева ребёнок почувствовал резкую слабость, у него закружилась голова, по всему телу выступил холодный пот.
2. Поставьте себе оценку за работу.
Определите по описанию вид кровотечения.
Оцените свою работу на занятии и выполнение заданий для самоконтроля.
Если вы правильно ответили:
-на все вопросы – оценка «отлично» (5);
-на три вопроса – оценка «хорошо» (4);
-на два вопроса - оценка «удовлетворительно» (3);
-на один вопрос или же не смогли ответить ни на один – вам нужно проработать задания занятия ещё раз
Приложение 2
Подведение итогов по 1 части занятия. Анализ деятельности студентов.
Преподаватель объясняет материал по практической части:
Мы переходим ко второй этапу занятия, практическому.
«Оказание первой помощи при кровотечениях»
Капиллярное –
чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)
если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место (НО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО ПАЛЬЦЕВОЕ ПРИЖАТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКОЙ КРОВОТЕЧЕНИЯ)
Артериальное –
придать конечности возвышенное положение;
пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте);
наложение давящей повязки;
максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области);
наложение жгута.
После объяснения и демонстрации правил остановки кровотечения, студентам даётся задание.
Предлагаются ситуационные задачи.
Затем предложить заключительный тест.
Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:
ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!!! ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!
Поэтому, основные правила нашего поведения во время оказания ПМП:
Оценить обстановку, где находится пострадавший.
По известным признакам определить вид кровотечения.
Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.
Сегодня на занятии мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку.
Приложение 3
ТЕСТ
1. Что такое кровотечение? А. Истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда Б. Выход крови из организма. В. Течение крови по кровеносным сосудам
2. Назвать основные виды кровотечений по виду кровеносных сосудов. А. Артериальное, венозное, сердечное, сквозное Б. Капиллярное, венозное, наружное и внутреннее В. Артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее.
3. Назвать признаки артериального кровотечения. А. Кровь сочится из кровеносного сосуда. Б. Алая кровь фонтанирует из кровеносного сосуда. В. Темно-красная кровь, истекающая ровной струей.
4. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или закрутки? А. Информацию о группе крови и резус факторе пострадавшего. Б. Информацию о времени наложения жгута или закрутки В. Информацию о характере повреждения и кровопотерях.
5. Какой сосуд прижимается к костной основе при пальцевом прижатии? А. Вена Б. Капилляр В. Артерия
6. На какое время накладывается жгут или закрутка? А. Летом на 2 часа, зимой на 3 часа. Б. Летом на 2 часа, зимой на 1 час.
В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа.
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Разработка урока
по теме: «Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях»