«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»
I. Развивающие задачи
- формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы
- развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием
- развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости
II. Образовательные задачи
- научиться определять типы кровотечений
- научиться оказывать первую помощь при кровотечении
- формировать навыки работы с раздаточным материалом
III. Воспитательные задачи
- продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности
- содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему
- содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.
Тип урока
- Комбинированный с элементами проблемного обучения
Вид урока
- С применением средств мультимедиа
Методы
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические
- По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа
- По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый
- По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный
Средства урока
- компьютер, мультимедийный проектор
- памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”
- текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.
План урока
- Организационный момент
- Ориентировочно – мотивационный этап.
- Актуализация знаний и практических умений.
- Операционно – исполнительный этап.
- Коррекция и первичная проверка знаний и умений.
- Домашнее задание.
- Рефлексивно – оценочный этап.
I Организационный момент.
День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).
II. Ориентировочно – мотивационный этап.
Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
- Кровь – это. (ткань)
- Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)
- Человек, которому переливают кровь … (реципиент)
- Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)
- Мышечный слой сердца … (миокард)
- Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)
- Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)
- Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)
- Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)
- Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)
- Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)
- Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)
- Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)
- Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)
- Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)
- Малый круг кровообращения … (лёгочный)
III. Актуализация знаний и практических умений.
«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.
ВИДЕОРОЛИК
Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»
А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?
IV. Операционно – исполнительный этап.
Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?
Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).
Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»
Типы кровотечений
? ?
? ? ?
Типы кровотечений
Внешнее (открытое) Внутреннее
капиллярное артериальное венозное
Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.
Проверяем схему………….
И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).
По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).
Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).
При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).
Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.
Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)
- Промыть рану перекисью водорода.
- Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.
- Наложить марлевую повязку.
Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)
- Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).
- Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).
- Рану обработать и наложить давящую повязку.
Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)
- Обработать края раны йодной настойкой.
- Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).
- При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?
Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).
У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.
Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.
Запишем в таблицу меры первой помощи:
- пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;
- на переносицу наложить холодный компресс;
- в носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.
Динамическая пауза
V. Коррекция и первичная проверка знаний и умений.
- Задание по вариантам (2 варианта).
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.
- Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку
- Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки
2 ряд – на область предплечья руки
3 ряд – на плечевую область правой руки
-Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки
2 ряд – на большой палец руки
3 ряд – на мизинец руки
VI. Домашнее задание.
Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.
Обязательное - §25, записи в тетради.
Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.
VII. Рефлексивно – оценочный этап.
Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?
Оценки за урок ……………………
И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –
- если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)
- Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.
- Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.
Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.