kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"»

Тема урока: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Цель урока: формирование представления об основных индивидуальных средствах защиты органов дыхания и правилах их использования.


Задачи урока:

Образовательные: изучить основные средства индивидуальной защиты органов дыхания, их предназначение и правила пользования.

Развивающие: развивать навыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.


Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная.


Методы обучения: наглядные, словесные, практические.


Учебно-материальное обеспечение:

- ноутбук, мультимедийный комплекс из проектора и экрана;

- электронная презентация по теме урока (приложение 1);

- текст тестовой проверочной работы (приложение 2);

- противогазы;

- респираторы;

- учебник.


План урока:

1. Организационный момент (2 мин).

2. Изучение нового материала (30 мин).

3. Закрепление нового материала (тестовая проверочная работа) (5 мин).

4. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин).



Планируемые результаты:

а) обучающиеся должны знать:   

- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов дыхания;

- правила пользования противогазом;                                    

б) обучающиеся должны уметь:

- пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания.


Подготовка к уроку:

Для проведения урока подготовлена компьютерная презентация, наглядные пособия. В слайды презентации включены основные определения, фотографии для иллюстрации рассказа учителя по всем изучаемым вопросам.

Для контроля подготовлены вопросы тестовой проверочной работы.

ХОД УРОКА


1. Организационный момент (2 мин).

Проверка готовности к уроку: ученики выстраиваются в кабинете у рабочих мест. После приветствия преподавателя ученики занимают свои места.

Как вам уже известно, одной из задач ГО является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Об этих средствах мы сегодня и поговорим. Тема сегодняшнего урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (слайд 1).


2. Изучение нового материала (30 мин).

Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - это специально разработанные технические устройства, которые обеспечивают защиту органов дыхания от вредного воздействия аварийно химически опасные вещества (АХОВ), радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ).

СИЗОД подразделяется на два основных вида: СИЗ органов дыхания фильтрующего действия и СИЗ органов дыхания изолирующего типа (слайд 2).


К СИЗОД изолирующего типа относятся:

- автономные дыхательные аппараты, обеспечивающие органы дыхания человека дыхательной смесью из баллонов со сжатым воздухом или сжатым кислородом, либо за счет регенерации кислорода с помощью кислородсодержащих продуктов;

- шланговые дыхательные аппараты, с помощью которых чистый воздух подается к органам дыхания по шлангу от воздуходувок или компрессорных магистралей.

Средства изолирующего тира способны обеспечивать органы дыхания человека необходимым количеством свежего воздуха независимо от состава окружающей атмосферы (слайд 3).


К СИЗОД фильтрующего действия относятся:

- противогазы;

- респираторы;

- ватно-марлевые повязки;

- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

В фильтрующих аппаратах воздух из окружающей среды проходит через набор фильтров, после чего подается к органам дыхания (слайд 4).


К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску (ПТМ-1) и ватно-марлевую повязку. Эти средства вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств.

Маска ПТМ-1 изготавливается из 4-5 слоев ткани по специальным выкройкам (слайд 5).

Гораздо легче и быстрее изготовить ватно-марлевую повязку: берут кусок марли размером 100 на 50 см; на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см; марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату; свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок; разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние - на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки (слайд 6).

Защитные свойства ПТМ-1, ВМП и подручных средств можно повысить в 2-3 раза, смочив их водой или специальным раствором.


Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются в рудниках, шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве (слайд 7).


Наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз (слайд 6).

Главное предназначение гражданских противогазов — защита органов дыхания от отравляющих и радиоактивных веществ в случае применения оружия массового поражения. Изначально они создавались на случай войны, и в стране их накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население.


Для дыхания в противогазе используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку.

В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан (слайд 9).


Для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице (слайд 10).


Последовательность проверки исправности противогаза: вынуть противогаз из сумки; проверить целостность шлема-маски и стекол очков; осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха. После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным.



Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое» (слайд 11).

В «походном» положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку.

В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы.

Надевается противогаз («боевое» положение) заблаговременно по распоряжению старшего начальника или немедленно по сигналам «Радиационная опасность», «Химическая тревога» или по команде «Газы», а также самостоятельно при обнаружении применения противником химического и бактериологического оружия и выпадении радиоактивных веществ.

Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:

  1. задержать дыхание, закрыть глаза;

  2. снять головной убор;

  3. вынуть шлем-маску из сумки;

  4. взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные - внутри;

  5. подвести шлем маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очки пришлись против глаз;

  6. сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

При незначительном разрыве шлема-маски необходимо плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место. Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы шлема-маски, повреждение стекол очков или выдыхательного клапана), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку.


Тренировка в надевании противогаза.


Следует отметить, что гражданские противогазы не защищают при отсутствии или недостатке в воздухе кислорода, при слишком высоких концентрациях вредных веществ, от дыма и угарного газа.

Появление противогаза стало ответом на новый вид оружия массового поражения - химического оружия. Отравляющие вещества впервые применили в первую мировую войну войска Германии против позиций французских войск в апреле 1915г. И в том же году русский ученый-химик Николай Дмитриевич Зелинский изобрел противогаз (слайд 12). Дизайн современных противогазов за прошедшие 100 лет претерпел значительные изменения, но принцип устройства противогаза, заложенный Зелинским, дошел до наших дней


3. Закрепление нового материала (5 мин).

Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. Работа выполняется индивидуально. В первой строке таблицы записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. Приступим!

Ученики выполняют работу, сдают ее на проверку учителю.


4. Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин).

Итак, на сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты является противогаз, научились пользоваться противогазом.


Учителем отмечаются наиболее активные обучающиеся.


Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и учебником (Раздел I §8.3).

Благодарю Вас за работу на уроке. Урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"

Автор: Емельянов Сергей Васильевич

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по теме: Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avarii_na_khimichieski_opasnykh_obiektakh_i_ikh_vozmoz"
    ["file_id"] => string(6) "375204"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483479749"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока «Первичные средства пожаротушения и индивидуальные средства защиты органов дыхания»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_pervichnye_sredstva_pozharotusheniia_i_individualnye_sredstva_zas"
    ["file_id"] => string(6) "510156"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557818423"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока на тему: "Химическое оружие""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khimichieskoie_oruzhiie"
    ["file_id"] => string(6) "383490"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485312094"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства