Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у учащихся»
Введение
В последние годы значительно увеличилось количество транспортных
средств на дорогах. Не стало исключением и село Петелино, хоть это и не
очень большой населенный пункт, но количество автомобилей на дорогах
увеличилось в разы. Светофоров в селе нет, есть лишь пешеходные переходы, которые не используются жителями. Таким образом, тема, выбранная для исследования, является чрезвычайно
актуальной. Государству в целом и каждой школе в частности необходимо как
можно скорее найти выход из ситуации, сложившейся в результате
несовершенства приводящейся работы по пропаганде правил дорожного
движения.
Цель исследования:
-Развить знания учащихся Петелинской СОШ в области ПДД
Задачи:
- изучить нормативно-правовых актов в области безопасности
Дорожного движения;
- рассмотреть причины и обстоятельства ДТП с участием детей;
- рассмотреть информацию о работе школы по пропаганде ПДД за три года;
-провести анкетирование односельчан на тему: "Я и правила дорожного движения"
-разработать рекомендации для учащихся Петелинской СОШ.
Глава 1
На сегодняшний день законодательство Российской федерации в области
безопасности дорожного движения нельзя назвать совершенным, оно требует
серьёзной доработки. Но существует немало нормативно-правовых актов,
регламентирующих эту деятельность.
Конвенция «О правах ребенка».
Целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-
2017 годах».
ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения». Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года (с
изменениями).
Правила дорожного движения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Уголовный кодекс РФ.
Устав школы.
Учебный план.
Учебные программы.
План воспитательной работы школы.
План воспитательной работы класса
Глава 2
По каким же причинам дети попадают в дорожно-транспортные происшествия?
1. «Нарушения ПДД взрослыми участниками движения. Дети в
большинстве случаев получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или
велосипедистами. Так же страдают и дети-пассажиры, которых взрослые
перевозят без удерживающего устройства и не пристёгивают их ремнями
безопасности» [10].
2. «Отсутствие должного контроля за передвижением школьников.
Результаты изучения травм детей от транспорта показали, что наибольшее
число детей и подростков получили их по дороге в школу или по возвращению
из неё. Что свидетельствует о невнимательности детей и слабом контроле за
ними со стороны родителей и учителей» [10].
3. «Сезонные и погодные условия. Немаловажную роль в увеличении
ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на
улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят
вне дома. Наибольшее число травм отмечается весной, наименьшее – летом. И
взрослым необходимо это учитывать» [10].11
4. «Недостаточное использование градостроительных возможностей. Как
показывают исследования, чаще детский транспортный травматизм имеет
место на широких (9-15 метров) дорогах и значительно реже на узких (до 4,5
метров). Поэтому в качестве социальной профилактики детских транспортных
травм необходимо разделение транспортного и пешеходного потоков,
увеличение количества подземных и наземных пешеходных переходов» [10].
Как видно из выше сказанного, чаще всего причиной получения детьми
травм от транспорта является несоблюдение как ими самими, так и взрослыми
правил дорожного движения.
Глава 3
Цель работы школы в области профилактики детского дорожно-
транспортного травматизма: создание в ОУ условий, оптимально
обеспечивающих процесс обучения школьников правилам дорожного движения
и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке
положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Формировать у детей практические навыки поведения в различных
ситуациях дорожного движения и соответствующую модель поведения.
Активизировать внимание родительской общественности к решению
задач по обучению детей дорожной азбуке.
Организовать предметно – развивающую среду в ОУ по проблеме.
Закрепление знаний ПДД.
Петелинская школа расположена на участке, где повышена интенсивность
движения транспортных средств, поэтому вопрос изучения ПДД и привития
навыков правильного поведения детей на улицах является одним из важных
компонентов в деятельности педагогического коллектива. Организация работы
по профилактике ДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей детей и
дифференцируется по возрастным периодам.
На педсоветах регулярно анализируются итоги работы по профилактике
ДДТТ и определяются конкретные задачи на текущий год. В ходе обсуждения
данного вопроса отмечается положительный опыт работы классных
руководителей и преподавателя ОБЖ, которые используют широкий спектр
форм и методов работы по пропаганде безопасности на дороге: ролевые игры,
беседы, тематические уроки и вечера, встречи с работниками ГИБДД,
диагностику психофизиологических особенностей детей и в соответствии с
требованиями организуют работу с родителями.
В работе с родителями педагоги используют следующие методы и
приемы:
консультации по темам: «Ребенок и дорога», «Детский травматизм и
меры его предупреждения» и др.;
индивидуальные консультации психолога для родителей и детей с
ослабленным вниманием и памятью;
тематические родительские собрания;
тематические анкетирования и тестирования.
Исследовательская часть
В целях определения уровня знаний учащихся в области ПДД, было проведено анкетирование ( Приложение 1) , по результатам которого было выявлена следующая статистика:
63 % учащихся оценивают свои знания ПДД на отлично, 27%- видят пробелы в своих знаниях и 10% - абсолютно не осведомлены о ПДД
54% опрошенных узнают о ПДД через родителей, 27%- получают знания через учителя ОБЖ, 12%- самостоятельно изучают ПДД, используя интернет и специальную литературу и 7% получают знания через рассказы классного руководителя
42% опрошенных, считают, что всегда соблюдают ПДД, 26% - ответили на данный вопрос «часто», 18% соблюдают ПДД крайне редко, а 14% вовсе не соблюдают ПДД
38% учащихся отметили, что нарушение ПДД происходит в основном при переходах через проезжие части, 35% считают, что нарушения происходят при выходе из общественного транспорта, 27% видят нарушения ПДД при езде с родителями на автомобиле
50% участников тестирования заявили, что им попросту лень соблюдать ПДД, 27% опрошенных не соблюдают ПДД в виду их незнания, 23% учащихся не видят необходимости в выполнении ПДД, ориентируясь и брав в пример других учащихся, а также взрослых людей
45% участников дорожного движения видят частые нарушения окружающих, 36% детей ответили на данный вопрос: «Иногда» и 19% считают, что их знакомые соблюдают ПДД постоянно
90% учащихся не попадали в ДТП и лишь 10% да собственном примере осознали, что такое ДТП
На вопрос, что нужно сделать, чтобы люди не попадали в ДТП 38% учащихся ответило вариантом: «Заставлять учить ПДД», 36% видят нарушения в окружающих, поэтому хотят видеть примером взрослых людей, соблюдающих ПДД и 26% видят профилактикой и развитием более частое использование игровой и наглядной формы ПДД.
С целью предотвращения дальнейших нарушений учащимся были выданы рекомендации ( Приложение 3), в которых указаны основные положения соблюдения
Заключение
Занимаясь этой работой я узнала, что большинство учащихся Петелинской СОШ не знают ПДД, это является весьма отрицательным моментом, т.к. большинство ДТП случаются по вине пешеходов, незнающих правила дорожного движения.
Подводя итоги, хочется подметить следующее: в школах недостаточно заострено вниманию профилактике ДТП и ДДТТ, я считаю, что данным вопросом должны заниматься не только педагоги, но и законные представители ребёнка, ведь именно на взрослых смотрят и берут пример дети. Я призываю каждого задуматься о вашем будущем, не будьте равнодушны к правилам поведения на дороге.