kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из целей комплексной безопасности образовательного учреждения является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения. Школа, как социальная структура представляет собой социальный институт, в котором учащиеся проводят большую часть времини и период пребывания ученика в школе является наиболее сензотивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

            Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку  не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"»

"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Т.П. Ялаева, учитель ОБЖ, МБОУ «СОШ №36» г.Новокузнец

Понятие "комплексная безопасность" в широком смысле слова, включает в себя не только организационную защиту населения, в том числе участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и от социальной напряженности, насилия над личностью.

Одной из целей комплексной безопасности образовательного учреждения является формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения. Школа, как социальная структура представляет собой социальный институт, в котором учащиеся проводят большую часть времини и период пребывания ученика в школе является наиболее сензотивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

Принятие принципов толерантности в сфере международной политики Российской Федерации не обеспечивает автоматически трансформацию сознания россиян, поскольку не формальное, а содержательное принятие принципов толерантности населением России требует значительных преобразований и усилий, как на уровне социума, так и на уровне индивидуального сознания. Проблема толерантности не менее актуальна в современной системе образования России. Каковы критерии определения толерантности и могут ли толерантные отношения стать основой взаимодействия субъектов в образовательном пространстве? Возможны ли отношения, построенные на согласии, понимании, принятии, адаптивности, адекватности в конфликтной ситуации?

Когда основой взаимодействия различных субъектов выступает толерантное отношение, можно говорить о большой вероятности успеха данного процесса. Толерантное взаимодействие, также как и толерантное отношение, реализуется как на личностном, так и на социальном уровнях. Несмотря на такого рода очевидную однозначность всеобщей заинтересованности в неконфликтном взаимодействии, в реальной жизни обнаруживается множество факторов, не располагающих к толерантному общению, такие как: прямая агрессия, ущемление прав личности, социальная и юридическая незащищенность человеческой жизни, имущества и собственности; проявление национально-культурной дискриминации, а также различные виды дивиантного поведения, создающие угрозу и проблемы для нормальной жизнедеятельности граждан. Проблемы возникают тогда, когда мы сталкиваемся с конкретными, и тем более, персонифицированными проявлениями агрессии и нетерпимости, в случае ущемления личных интересов, либо прямой угрозы здоровью и жизни, а также других факторов. В данных случаях идет действие по обстоятельствам, руководствуясь соображениями не толерантности, а выживания.

Как показали исследования, проводимые в период с 2002 по 2004гг. в рамках Федеральной целевой программы " Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", во взаимодействиях преподавателей и учащихся на разных уровнях системы образования существуют значительные проблемы в недостаточности знаний и механизмов снятия социальной напряженности, возникают также проблемы в межличностных отношениях учащихся. Ненормативность представлений о культуре толерантного взаимодействия в сфере образования, значительно усложняет задачу закрепления принципов толерантности, обеспечивающих социальную безопасность. При возникновении проблем преподавателя и учащегося, как правило, отношения не ориентированы на достижение согласия посредством межличностных переговоров. Они пытаются использовать административные возможности различных уровней управления. В случаях межличностных конфликтов учащихся зачастую используется силовой фактор и фактор аморального воздействия. Отсутствие представлений о механизмах реализации толерантного типа поведения, способствующего защите прав и свобод каждой из взаимодействующих сторон, обусловлено прежде всего, тем, что в обществе не сформирована доминирующая идеология в отношении толерантности. Как показали исследования, преподаватели и учащиеся обнаружили достаточно неопределенные представления о реальных субъектах формирования толерантного сознания Не случайно те и другие основным объектом формирования толерантности назвали семью. Общество, по их мнению, занимает вторую позицию, образовательные учреждения - четвертую, что, по существу является признанием не результативности роли образовательных учреждений в разрешении проблемы обеспечения толерантного взаимодействия. Наряду с этим, было замечено, что конструктивное воздействие определяется не только тем, насколько сам учитель располагает толерантным сознанием, но также и тем, насколько сформировано толерантное отношение к учительству со стороны общества.

Можно ли утверждать, что в современном образовательном учреждении существует "культура справедливости"? Выступают ли учителя как единый коллектив носителей ценностей "культуры достоинства"? Да, можно. Если говорить о том, что основным источником конструктивного воздействия на формирование толерантного сознания в общеобразовательной среде являются: уважение личности, наличие общих целей и интересов педагогов и учеников, установка на неконфликтное взаимодействие образовательного взаимодействия, взаимная заинтересованность в качестве школьного образования, формирование идеологии корпоративного единства учителей и учеников с администрацией школы, содержание социально - гуманитарных дисциплин, установка на неконфликтное взаимодействие учителей, то тогда можно сказать, что "культура справедливости" существует на деле, а не на словах. Необходимость формирования толерантного сознания в процессе школьного обучения очень важна и стратегически значима. Наряду с этим, приходит понимание того, что разрешение проблемы толерантности должно быть комплексным, предполагающим взаимную дополняемость изменений повседневных практик личности и реализации государственных стратегий социальной защищенности и сотрудничества.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве"

Автор: Ялаева Татьяна Павловна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья "Толерантность как часть комплексной безопасности в образовательном пространстве""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_tolerantnost_kak_chast_kompleksnoi_bezopasnosti_v_obrazovatelnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "492453"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545641576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства