kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология применения проектной методики на занятиях ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается проектная методика и особенности ее применения на занятиях по ОБЖ. Данный материал способствует активизации познавательной деятельности учащихся и их возможности спроектировать собственную траекторию развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология применения проектной методики на занятиях ОБЖ»

Даниленко С.В., Баженов В.М.

Технология использования проектной методики в системе СПО

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

В стандарте третьего поколения СПО выделены две группы компетенций - общие (ОК) и профессиональные (ПК). Настоящее исследование посвящено формированию общих компетенций у студентов СПО с использованием технологии «метод проектов».

Проектное обучение - это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность.

Использование метода проектов на занятиях позволяет студентам ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.

Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов важных не только для учебного процесса, но главное - весьма значимых для студентов.

Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество. Студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить, правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Подготовку проекта традиционно делят на несколько этапов : подготовка; планирование; исследование; результаты или выводы; представление или отчет; оценка результатов и процесса.

Проекты классифицируют следующим образом:

Проблемно-реферативные проекты, созданные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные проекты, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

Натуралистические и описательные проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

Исследовательские проекты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

К показателям успешности проекта можно отнести следующее: качество усвоения студентами программы; сформированность потребности в продолжении образования; сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений студентов; конкурентоспособность знаний студентов; мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. Лейтмотив обучения в СПО - проблема качества образования как основы качества жизни человека и общества. Квинтэссенцией образования является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, большой напряженностью труда педагогов, оттоком квалифицированных кадров из системы СПО и недостаточной финансовой обеспеченности. Проблема качества образования получила вектор ускорения и в связи с непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В этих условиях важно научить студента умениям добывать и распознавать актуальные знания.

ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения.

Значит, нам педагогам необходимо кардинально менять стиль работы, умело сочетая старые и проверенные временем теории гуманистического обучения (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили и др.) и современные педагогические технологии (групповая работа, педагогическая мастерская, работа в парах, кейс - методика, метод модернизации, проектная методика и т.д.). Все эти технологии можно отнести к числу акмеологических, т.е. прогрессивных и перспективных для современного профессионального образования. Преподаватели профессиональной школы в настоящее время разрабатывают и апробируют технологии, позволяющие формировать компетенции и отслеживать уровень их сформированности.

Компетентностный подход является отражением этой потребности общества в подготовке специалистов не столько знающих, сколько умеющих применить свои знания. Именно деятельность педагогов является краеугольным камнем развития той или иной парадигмы образования. Пока преподаватель не будет ориентирован на деятельность каждого студента, не будет убежден в том, что только в партнерском взаимодействии происходит развитие и саморазвитие, сам не будет компетентным педагогом, все провозглашенные нововведения останутся лишь декларацией.

По исследованиям Г.С. Абрамовой развитие личности педагога и его профессии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимость прогрессивных образовательных технологий - это архиважное требование, и поэтому, как правило, каждый преподаватель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: или создать собственную технологию, или перенять то, что открыто другими и, адаптировать для себя и своих студентов

Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность, считал Бернард Шоу. Проектная деятельность является своеобразным «катализатором» проблем и, безусловно, способствует развитию личности студента, через активную самодеятельность.

В арсенале педагогических технологий, инновационных видов деятельности, проектирование занимает особое место. Разработке данного направления посвящены работы известных отечественных педагогов-исследователей В.В. Гузеева, М.Б. Павловой, С.В. Судакова. Сам метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но, учитывая современный образовательный ритм и потребность работодателей в активных и креативных, неординарных личностях, умеющих мобильно адаптироваться к новым условиям, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века.

Метод проектов предполагает использование окружающей жизни, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. «Всё из жизни - всё для жизни» - таков лозунг данной педагогической технологии.

Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему

• существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;

• значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

• структурирование этапов выполнения проекта;

• самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора.

Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов: развитие познавательных способностей студентов; повышение мотивации к обучению; совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию; развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное; обучение студентов рефлексии; обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения; развитие критического мышления.

Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают воспитанникам осознать, что знания - это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. А что такое учебный проект с точки зрения педагога? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Таким образом, первая трудность, с которой сталкиваются педагоги, состоит в организации самостоятельного определения студентами проблем, т.е. первого этапа проектной деятельности. Следующей трудностью является организация следующего этапа - целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Можно использовать различные методики для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.

На третьем этапе проектной деятельности - этапе выдвижения гипотезы - педагоги сталкиваются с новой проблемой. Не всегда удачно идет «мозговая атака». Зачастую педагоги не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. «Четвертый этап - планирование проекта - сопряжен с двумя трудностями. Первая из них заключается в неумении студентами и составить план деятельности.

Т. Лазарев в своей статье «Проектный метод: ошибки в использовании» указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов творческих проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов «на глазок»; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта. Преподаватель должен научить студентов, учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки.

На следующем этапе проектной деятельности - выполнении проекта -преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у студентов. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Преподавателю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах - консультационно- координирующая .

На этапе презентации, когда студенты, учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе - рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность. Поэтому на данном этапе анализируется не только сам проект, но и деятельность студентов.

Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект - субъектные отношения субъект-объектными, если педагог постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках. В связи с этим Н.Ю. Пахомова выделяет три вида уроков. Первый вид - проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Второй вид - урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний. Третий вид - урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология применения проектной методики на занятиях ОБЖ

Автор: Даниленко Сергей Владимирович, Баженов Валерий Михайлович

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства