kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности проведения учебных сборов в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных задач в области воспитания подрастающего поколения является формирование у молодёжи уважительного отношения к армии, осознание своей конституционной обязанности, достойно выполнить свой долг по защите Отечества и быть способным применить свои духовные и физические качества. С другой стороны важным будет являться  и то, чтобы и армия вызывала уважение к себе. Военно-патриотическое воспитание юных граждан Российской Федерации - действительно важное требование нашего времени. Формирование патриотического сознания граждан России является главной государственной задачей. Исторический опыт нашей страны убедительно доказывает, что моральный фактор и уважение к Отечеству играют огромную роль при защите Родины и укреплении авторитета государства в мире. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения учебных сборов в школе»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

г. Шахты Ростовской области

(МБОУ СОШ № 49)







РЕФЕРАТ




ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В ШКОЛЕ





Преподаватель-организатор ОБЖ Бедненко А.В






г. Шахты

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.


1. Введение………………………………………………………………………..2 - 3

2. Нормативная база проведения учебных сборов…...…...…...…...…..….…..4 - 9

3. Особенности проведения учебных сборов в школе…..…..…..…..…...........10 - 11

3.1. Организация и проведение учебно-полевых сборов……………………..12 - 17

4. Подведение итогов……………………………………………………………18 - 20

5. Библиография………………………………………………………………….21 - 22

6. Приложение……………………………………………………………………23 - 52














































1. Введение


Одной из важных задач в области воспитания подрастающего поколения является формирование у молодёжи уважительного отношения к армии, осознание своей конституционной обязанности, достойно выполнить свой долг по защите Отечества и быть способным применить свои духовные и физические качества. С другой стороны важным будет являться и то, чтобы и армия вызывала уважение к себе. Военно-патриотическое воспитание юных граждан Российской Федерации - действительно важное требование нашего времени. Формирование патриотического сознания граждан России является главной государственной задачей. Исторический опыт нашей страны убедительно доказывает, что моральный фактор и уважение к Отечеству играют огромную роль при защите Родины и укреплении авторитета государства в мире.

Данная тема для написания реферата выбрана не случайно. Многочисленные социологические ис­следования свидетельствуют о том, что большая часть молоде­жи не обладает ответственностью перед обществом за выполне­ние важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них является выполнение воинского долга в ря­дах Вооруженных сил. Многие из призванных в Вооружённые Силы юношей на начальном этапе своей службы испытывают трудности связанные со слабо сформированной, а нередко даже негативной установкой на военную службу, отсутствием чёткого представления о характере воинской деятельности, низкой психологической подготовленностью, отсутствием элементарных навыков, необходимых для несения военной службы, слабым физическим развитием.

Возникает вопрос «Что же нужно сделать для того, чтобы улучшить подготовку юношей к военной службе и поднять её на более высокий уровень?». Необходимо перестроить сознание призывника, сформировать необходимые установки на предстоящую служ­бу, вызвать интерес, стремление, безусловно, положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявля­лась на всем ее протяжении. Традиционные формы работы - беседы патриотического содержания, встречи с ветера­нами Великой Отечественной войны, участниками боевых дей­ствий в вооруженных конфликтах, лекции, несение вахты памяти на Посту № 1 и многие другие мероприятия необходимы. Однако опре­деляющего значения в формировании всесторонней готовности молодого человека к воинской службе они не имеют и играют в системе патриотического и военно-патриотического воспитания вспомогательную роль. Упор необходимо делать на самом актив­ном и деятельном участии каждого школьника в единой системе взаимосвязанных мероприятий, когда становится возможным комплексное использование самых различных форм и методов.

Целями учебно-полевых сборов являются: подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, выполнение ими конституционного долга по защите Отечества; закрепление теоретических знаний, которые были получены в ходе занятий по разделу «Основы военной службы», приобретение ими практических навыков, необходимых для быстрой адаптации при поступлении на военную службу; воспитание у обучающихся гордости за Вооружённые Силы, готовность к службе в них.

Учебные сборы – одна из возможностей создания оптимальных условий для физической и моральной подготовки учащихся допризывного возраста по выполнению своего долга перед Родиной, учитывая физиологические, психические и интеллектуальные возможности будущих защитников Отечества; развитие умений и навыков у учащихся-допризывников, необходимых будущему защитнику Отечества; формирование у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине; ориентации на выбор профессии, связанные с армией и флотом.

Задачами учебных сборов являются:

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённых Сил;

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и по контракту, о пребывании в запасе, о правах, обязанности и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

  • приобретение навыков в области гражданской обороны;

  • изучение основ безопасной военной службы, правил обращения с боевым оружием, основ тактической, строевой и медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебно-полевых сборов;

  • проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбор профессии офицера.




2. Нормативная база проведения учебных сборов


КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

ПРИКАЗ МИНОБОРОНЫ РФ и МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах."

Инструкция определяет:

  • задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны;

  • задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образова­тельных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

  • функции Министерства обороны и Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти региона и муниципалитета по обучению граждан начальным военным знаниям;

  • организацию обучения граждан начальным военным знаниям в образовательных учреждениях, в том числе и порядок проведения учебных сборов.

Задачи обучения граждан начальным военным знаниям:

1. Формирование морально-психологических и физических качеств граждан. необходимых для прохождения военной службы;

2. Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её вооруженным силам;

3. Изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации о воинском учёте, воинской обязанности, о прохождении военной службы по призыву и контракту, о пребывании в запасе, о правах и обязанностях граждан пребывающих в запасе;

4. Приобретение навыков в области гражданской обороны;

5. Обучение основам безопасности Вооружённых сил, устройство и правила обращения со стрелковым оружием, основам тактической, строевой подготовки, сохранению здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск;

6. Практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

7. Проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбор профессии офицера.

13. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

14. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

15. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются педагогическими работниками образовательных учреждений.

16. Подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, проводится образовательным учреждением совместно с военным комиссариатом.

17. Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляются в добровольном порядке.

33. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

34. Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными комиссарами и командирами соединений (воинских частей), на базе которых проводятся учебные сборы.

35 .Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

36. Учебные сборы проводятся на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет соединений и воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях.

37. Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным комиссаром (далее именуется - распоряжение), в котором указываются места и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с соединениями и воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медицинское обеспечение, доставка граждан к месту сборов) и назначаются ответственные руководители.

38. На основании распоряжения руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, формируют списки администрации учебных сборов и представляют их на утверждение главе муниципального образования.

В состав администрации учебных сборов назначаются: начальник учебного сбора, начальник штаба учебного сбора и его заместители (по воспитательной работе и по хозяйственной части). Руководители образовательных учреждений для оказания помощи педагогическим работникам образовательных учреждений, осуществляющим обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, при необходимости выделяют дополнительно учителей-предметников.

39. Начальник учебных сборов осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сборов, контроль за своевременной разработкой документов, регламентирующих их проведение, подготовку должностных лиц сборов; за согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; за организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом и соединением (воинской частью), привлекаемыми к подготовке и проведению сборов; за организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности.

40. Начальник штаба учебного сбора непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения учебного сбора, расписание занятий, распорядок дня, организует размещение и перевозку граждан к местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества, организует и руководит внутренней службой на сборе, составляет смету расходов учебного сбора.

41. Заместитель начальника учебного сбора (по воспитательной работе) организует мероприятия по военно-патриотическому воспитанию граждан, осуществляет контроль за их дисциплиной и морально-психологическим состоянием. Осуществляет разработку планов мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению.

42. Заместитель начальника сборов (по хозяйственной части) занимается материальным обеспечением сборов, совместно с командованием соединения (воинской части) организует размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное планом подготовки и проведения сборов, обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается перед командованием соединения (воинской части) за израсходованные продукты питания.

45. Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб, проводят педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных соединений (воинских частей).

46. Обучение граждан стрельбе из стрелкового оружия организуется командирами соединений (воинских частей) и проводится в установленном порядке на стрельбищах или в тирах военнослужащими, при участии педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподавателей учебных пунктов). Для проведения стрельб командиры соединений (воинских частей) назначают ответственных должностных лиц, а также предоставляют оружие и боеприпасы.

50. В муниципальных образованиях, где нет соединений и воинских частей, проведение стрельб организуется военным комиссаром на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).

Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в установленном ими порядке.

При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.

53. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке результатов учебных сборов.

Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях (учебных пунктах), заносится в классный журнал с пометкой "Учебные сборы", которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении (учебном пункте).

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

Общая оценка за учебные сборы выставляется:

  • «отлично», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке – «отлично», а по строевой – не ниже «хорошо» при примерном поведении;

  • «хорошо», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке – не ниже «хорошо», а по строевой – не ниже «удовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;

  • «удовлетворительно», если не более чем по одному разделу учебной программы получена оценка «неудовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;

  • «неудовлетворительно», если по двум и более разделам учебной программы получены оценки «неудовлетворительно».



































3. Особенности проведения учебных сборов в школе


Учебно-полевые сборы в связи с недостаточной оснащённостью учебно-материальной базы в школе проводились на плацу и в учебных классах Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей Детского Экологического Центра города Шахты. Так как наша школа расположена в посёлке (расстояние до места проведения сборов примерно 20 км), утром к 9.00 и после занятий приходилось очень сложно добираться на городском транспорте, а затем три квартала идти пешком.

Подготовку и проведение учебных сборов условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный этап начался с момента привлечения юношей к участию в проводимой в нашем городе с 1998 года военно-спортивной игре «Отвага» (ещё с 9 класса), несению вахты памяти на Посту № 1. Дальнейшее продолжение этап получил с началом изучения учащимися раздела «Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества» в 10-х классах, посещением воинской части, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных конфликтов. На этом этапе формировался интерес к предстоящим практическим занятиям на сборах и желанию юношей активно участвовать в них.

Работа с родителями проводилась на родительских собраниях и в частных беседах. До их сведения доводилась сама суть учебных сборов, программа и расписание занятий. Родители в письменной форме давали согласие на участие в сборах их сыновей. Были и случаи отказа без объяснения причин. От бесед с такими родителями остался горький осадок. Приходилось ещё и ещё раз беседовать, разъяснять необходимость сборов.

Работа по составлению документации началась задолго до проведения полевых сборов:

  • составление списков учащихся, привлекаемых к учебным сборам;

  • проработка программы сборов и расписания занятий на каждый день;

  • разработка планов проведения занятий;

  • ознакомление с боевым расчётом: рота, взвод, отделение;

  • назначение командиров отделений;

  • составление медицинской заявки;

  • издание приказа о проведении учебных сборов.

В связи с проведением учебных сборов в МБОУ ДОД ДЭЦ города, подготовка учебно-материальной базы заключалась в подборе учебной и методической литературы, составлении планов занятий, изготовлении макетов автоматов.

Основной этап - проведение учебных сборов.

Учебные сборы проводились по 35 часовой программе из расчёта 7 учебных часов в день. Продолжительность учебного часа 45 минут. Для проведения сборов были созданы роты и учебные взводы от 11 до 26 человек. Я являлся командиром 4-ого взвода 1-ой роты (приложение 7).

Ежедневно учебно-полевые сборы начинались с торжественного построения для развода на занятия, докладов командиров взводов об отсутствующих и причинах их отсутствия, доведения плана занятий на предстоящий день.































3.1. Организация и проведение учебных сборов



4 ИЮНЯ – ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Главная задача первого дня заключалась в формировании интереса к пред­стоящим учебно-полевым сборам, мотивационного закрепления его путем быстрого включения учащихся в предстоящую новую для них деятельность.

Занятия первого дня должны были проходить на базе войсковой части № 3722, так как по программе учебно-полевых сборов намечались стрельбы из автомата. Воинская часть не смогла принять нас в своём тире, сославшись на приказ МВД о запрещении стрельб из боевого оружия учащимися школ. Пришлось несколько перестраивать занятия первого дня и проводить их на территории МБОУ ДОД ДЭЦ города.

Согласно расписанию (приложение 8) были проведены занятия по огневой подготовке, где изучались требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и правила стрельбы из оружия. В ходе занятия решались следующие основные задачи:

  • выработка и закрепление навыков прицеливания, разбор­ки и сборки автомата, снаряжения магазина, изучение условий выполнения упражнения из АКМ, изучение возможных задер­жек и неисправностей при стрельбе;

  • воспитание уважения к стрелковому оружию, чувства уверенности в его возможностях, в высоких боевых ка­чествах, осознание ребятами своих собственных сил и возможнос­тей в овладении стрелковым оружием;

  • формирование интереса к проведению занятий по огневой подготовке, устойчивое желание совершенствовать свои практические навыки, стремление к достижению более высо­ких результатов в состязании со своими товарищами по выпол­нению нормативов.

Затем были проведены занятия по стрельбе из пневматической винтовки.

После трёх часов занятий по стрелковой подготовке следующие четыре часа были посвящены Уставам Вооружённых Сил российской Федерации. Первое воспитательно-просветительное занятие в фор­ме беседы было посвящено более глубокому ознакомлению ребят с общевоинскими уставами, главным образом с такими ключевыми вопросами, как сущность воинской дисциплины, распорядка дня, необходимости строго и точно выполнять при­казы и распоряжения начальников и старших. Беседа носила довольно активный характер. Изучались следующие вопросы:

  • распределение времени и внутренний порядок;

  • распорядок дня и регламент служебного времени;

  • обязанности лиц суточного наряда;

  • назначение, состав, вооружение;

  • подчиненность и обязанности дневального.

  • комната хранения оружия, её оборудование;

  • порядок хранения оружия и боеприпасов;

  • допуск личного состава, порядок выдачи оружия и боеприпасов.

  • несение караульной службы, состав караула;

  • часовой и караульный, обязанности часового;

  • пост и его оборудование.


5 ИЮНЯ - ДЕНЬ ВТОРОЙ

Второй день начался с утреннего построения, доклада командиров взводов, ознакомление с расписанием занятий на предстоящий день и развода по учебным местам. Личному составу моего взвода предстояло разучить комплекс утренней зарядки, так как первым занятием была физическая подготовка. Разучивание комплекса прошло успешно. Итогом стало самостоятельное выполнение упражнений.

Следующее занятие по расписанию строевая подготовка. Она приуча­ет ребят чувствовать ответственность за точное выполнение команд, требований и распоряжений командиров, помогает ов­ладеть различными приемами и действиями, а также приобрес­ти некоторые прикладные навыки, которые необходимы им на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и так  далее. Кроме того, строевая выучка вырабатывает у подростков акку­ратность, подтянутость, строевую выправку, выносливость и красоту движений. Занятия по строевой подготовке в огромной степени способствуют формированию у учащихся правильных взглядов на военную службу. Главные цели занятий по строевой подготовке:

  • углубить знание элементов строя и обязанностей солдата пе­ред построением и в строю;

  • закрепить практические навыки правильного выполнения ранее изученных на занятиях команд в строю и одиночных строевых приемов без оружия;

  • подготовиться к четкому выполнению основных команд и строевых приемов одиночной строевой подготовки, наибо­лее часто используемых в начальный период прохождения военной службы;

  • воспитывать в себе настойчивость, выдержку, организован­ность, дисциплинированность, подтянутость, опрятность, чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи;

  • вырабатывать требовательность к себе, уверенность в стой­ком преодолении трудностей военной службы, постоянную готовность к быстрым и решительным действиям.

Методика проведения строевой подготовки базировалась на практических занятиях с многократным повторением изучае­мых приемов. При этом основу методики одиночно­го строевого обучения составляли:

    • (ознакомление) личный образцовый показ мною, как руководителя занятия изучаемого приема или действия с кратким поясне­нием;

    • (разучивание) выполнение учащимися показанного приема самостоятельно и по моей команде;

    • тренировка в быстром и четком выполнении приема или дей­ствия.

Данный метод обучения является наиболее простым и вместе с тем достаточно действенным, так как опирается на свойственную молодому человеку способность к подража­нию, точному воспроизведению показанного действия.

После ознакомления прием или действие разучивались. При этом необходимо добиваться, чтобы все учащиеся научились правильно выполнять прием или действие. В зависимости от их сложности разучивание производилось в целом или по элементам.

Тренировка в выполнении приема или действия заключалась в многократном его повторении до приобретения обучаемы­ми прочных навыков. Тренировка по отработке приема прово­дилась вначале в медленном, а затем в обычном темпе.

Конечно, не у всех всё получалось сразу и правильно. Те из них, кто участвовал в игре «Отвага» и до учебных сборов не один раз был в карауле на Посту №1, были примером для подражания всем остальным. Эти учащиеся помогали взводу научиться правильно выполнять строевые приёмы. Ошибки вовремя учитывались и исправлялись.

После строевой подготовки взвод переместился на учебное место, где предстояло изучить вопросы РХБЗ. И здесь отличились те же учащиеся, так как они в совершенстве овладели и умело пользовались средствами индивидуальной защиты. Мне не пришлось показывать как правильно пользоваться общевойсковым защитным комплектом, как пользоваться приборами ДП-5Б, ВПХР, так как они сами изъявили желание продемонстрировать это взводу, а затем охотно всем помогали и указывали на ошибки, которые допускались учащимися. С моей стороны осуществлялось контроль за проведением занятия.

После небольшого перерыва очень интересное и поучительное занятие по медицинской подготовке провёл преподаватель МБОУ ДОД ДЭЦ Козлов В.А., в прошлом военный врач. Были показаны приёмы оказания первой помощи и неотложной реанимационной помощи.

Заключительным занятием второго дня было практическое занятие по огневой подготовке, на котором учащиеся не только познакомились с неполной разборкой и сборкой автомата, но и сами разбирали и собирали автомат, снаряжали патронами магазин.


6 ИЮНЯ - ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Третий день начался с обычного утреннего построения, доклада командиров взводов, ознакомление с расписанием занятий на день и развода по учебным местам.

Первые два часа - тактическая подготовка. Предстояло на практике отработать навыки передвижения солдата в бою и на поле боя. Главная задача проведения занятия – сформировать в со­знании подростка приблизительную модель психофизиологи­ческих нагрузок боевой деятельности, развить важнейшие качества, проявляемые и необходимые в современном общевойско­вом бою, в частности, готовность к успешному преодолению физических, нервно-психологических и умственных нагрузок и напряжений, а также вооружить некоторыми навыками, необ­ходимыми для военной службы.

Учащимся нужно было преодолеть полосу препятствий состоявшую из пяти рубежей.

1-й рубеж – отделения в пешем порядке во главе с команди­рами двигаются в колонне по одному в указанном направле­нии. По моему сигналу командиры отделений по­дают команду: «Отделение, к бою!». Отделение бегом разверты­вается в цепь.

2-й рубеж – преодоление расстояния (200 м) четырь­мя короткими перебежками по 50 м.

3-й рубеж – преодоление 30 м переползанием на боку.

4-й рубеж – преодоление 30 м переползанием на четвереньках.

5-й рубеж – преодоление 30 м переползанием по-пластунски.

После окончания занятия – краткий разбор и подведение итогов. Учащиеся очень серьёзно отнеслись к занятию. Пусть с первого раза не всё получалось, приходилось снова и снова возвращаться на исходную позицию. К концу занятий учащиеся умело передвигались на всех рубежах.

После тактической подготовки взвод перешёл на учебное место для выполнения контрольного упражнения в беге на 100 метров и 1 километр. Здесь необходимо отметить физическую закалку таких учащихся, как Карнаухов Всеволод, Легков Александр, Петухов Максим, Савёлков Максим, Тамразян Артур, Якушов Игорь.

Практическое занятие по обязанностям наблюдателя, выбору места наблюдения, его занятию, оборудованию и маскировке проводил командир второй роты Князьков В. Н.

Занятие было очень насыщенным, интересным и поучительным. После многочисленных ошибок большинство учащихся всё же правильно находило место для наблюдения и умело маскировались.

Наиболее тяжёлым было практическое занятие по выбору места, скрытому расположению на нём, самоокапыванию и маскировке. Окапываться лёжа и одновременно вести наблюдение оказалось не всем под силу. Приходилось подбадривать и объяснять, что в реальной боевой обстановке будет ещё сложнее и опаснее.

Последнее занятие текущего дня по физической подготовке было посвящено тренировке в беге на длинные дистанции.


7 ИЮНЯ - ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ

Четвёртый день начался с обычного утреннего построения, доклада командиров взводов, ознакомление с расписанием занятий на день и развода по учебным местам.

На практическом занятии по Уставам ВС были отработаны действия дежурного по роте, порядок приёма и сдачи дежурства, действий дежурного по тревоге, прибытии в роту офицеров и старшин.

Практическое занятие по физической подготовке было посвящено совершенствованию упражнений на перекладине с последующим контролем подтягивания. Не всем учащимся удавалось выполнить норматив на высокую оценку.

На занятиях по строевой подготовке отрабатывались вопросы выполнения воинского приветствия на месте и в движении, построения, перестроения, поворотов, перемены направления движения. После названия строевых приемов: построение, перестроение, повороты, перемена направления движения, выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении, объясняю, где и в каких случаях эти строевые приемы применяются. Довожу порядок выполнения строевых приемов, согласно требованиям Строевого устава. После показа и объяснения приступаем к практической отработке строевых приёмов. Перехожу от отделения к отделению, контролирую ход занятия, правильность обучения и даю рекомендации командирам отделений, как лучше устранить ошибки, допускаемые учащимися. При необходимости оказываю помощь командирам отделений в обучении учащихся.

Занятие по огневой подготовке было посвящено рассмотрению вопроса работы частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Довожу основные положения изучаемого вопроса: работа частей и механизмов при заряжании и при стрельбе (автоматической стрельбой и одиночными выстрелами). Одновременно с рассказом показываю на макете автомата. Далее учащиеся приступают к практической отработке с последующим опросом по пройденному материалу. Целью данного занятия было обучить учащихся поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и умелому использованию его для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки.


8 ИЮНЯ - ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Последний день учебных сборов начался как обычно с построения, но был самым насыщенным. Предстояло на практике отработать последние вопросы строевой и огневой подготовки, а также Уставов ВС. Кроме этого нужно было сдать зачёты по строевой, физической подготовке, Уставам ВС и подвести итоги проведения учебно-полевых сборов.

Проводя занятия по строевой подготовке, я исходил из того, что строевая подготовка неразрывно связана с тактической, огневой, физи­ческой подготовкой и с другими предметами обучения. Поэто­му приемы и действия, разученные на занятиях по строевой подготовке, обязательно совершенствовались и на всех других занятиях.

После проведения занятий по строевой подготовке, на котором были отработаны строевые приёмы походного и развёрнутого строя, было проведено занятие по Уставам ВС, где речь шла о воинской дисциплине, правах и обязанностях военнослужащих.

На занятии по огневой подготовке учащиеся уверенно проводили разборку и сборку автомата, познакомились с порядком чистки и смазки оружия, получили необходимые знания в вопросах ухода и сбережения оружия.

На контрольном занятии по строевой подготовке каждый учащийся в индивидуальном порядке демонстрировал полученные навыки выполнения строевых приёмов на месте и в движении. Карнаухов Всеволод, Легков Александр, Петухов Максим, Савёлков Максим, Тамразян Артур, Якушов Игорь получили наивысший балл. Зачёт принимал командир роты Недайвозов Г.Я., который дал высокую оценку взводу в целом.

На контрольном занятии по физической подготовке шесть учащихся выполнили нормативы на «отлично», пять – на «хорошо», один – на «удовлетворительно».

Контрольное занятие по Уставам ВС в виде тестов принимал начальник учебно-полевых сборов Фомин В.И. Все учащиеся правильно ответили на все вопросы, показав хорошие знания.

Ровно в 14.00 состоялось подведения итогов. На торжественном построении каждому учащемуся была выставлена предварительная устная оценка по итогам военно-полевых сборов. Оставалось внести оценки в сводную ведомость, выставить в школьный журнал общую оценку за учебные сборы и составить отчёт.



4. Подведение итогов


Во исполнение совместного приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 02.04.2012г. № 264 и Военного комиссариата Ростовской области от 03.04.2012 № 79 «О проведении учебных сборов с обучающимися и студентами образовательных учреждениях области в 2012 году», на основании приказа Муниципального учреждения Департамент образования г. Шахты №182 от 17.04.2011г. «О проведении учебных сборов с обучающимися в общеобразовательных учреждениях г. Шахты в июне 2012г.», в целях закрепления военных знаний и навыков, приобретенных на занятиях по основам военной службы с учащимися общеобразовательного учреждения, были проведены учебные сборы с 4 июня по 8 июня 2012г. Учебные сборы на базе МБОУ ДОД ДЭЦ города Шахты прошли 12 учащихся 10-х классов МБОУ СОШ № 49. Сборы проводились согласно утвержденному учебно-тематическому плану и расписанию занятий. Занятия проводились по темам: 1. Основы подготовки гражданина к военной службе. 2. Размещение и быт военнослужащих.

3. Организация караульной и внутренней служб.

4. Строевая, огневая, тактическая, физическая подготовка.

5. Медико – санитарная подготовка. В тактической подготовке учащиеся научились трассировке окопа для стрельбы лёжа, передвижению на поле боя (переползание по-пластунски, на коленях, на боку, размыкание в цепь), выбору места для стрельбы и наблюдения. Качество обученности составило 4,4 балла. В ходе огневой подготовки учащиеся изучили работу частей и механизмов автомата Калашникова, научились выполнять неполную разборку и сборку АК, изучили меры безопасности при подготовке к стрельбе и при стрельбе, снаряжению магазина патронами, стрельбе из пневматической винтовки. Качество обученности – 4,4 балла. Во время строевой подготовки учащиеся упражнялись в выполнении строевой стойки, перестроений, поворотов на месте и в движении, строевого шага, выхода из строя и возвращения в строй, воинских приветствий на месте и в движении. Качество обученности – 4,3 балла. Физическая подготовка: получили оценку «отлично» - 6 чел.; получили оценку «хорошо» - 5 чел.; получили оценку «удовлетворительно» - 1 чел.; получили оценку «неудовлетворительно» - - чел.; Качество обученности – 4,4 балла. Медицинская подготовка включала: оказание первой медицинской помощи при различных травмах, способы транспортировки раненого. Качество обученности – 4,4 балла

Недостатками проведения УПС являются:
  • Не проводились стрельбы из боевого оружия.
  • Добираться удалённым школам в МБОУ ДОД ДЭЦ очень неудобно.

Выводы:

Общая оценка учебно-полевых сборов 4 балла.

Программа сборов выполнена. Юноши получили знания и практические навыки по основам военной службы: ознакомились с основами тактической, строевой и огневой подготовки; выполнили нормативы по огневой, тактической и физической подготовке.

В целом учебные сборы прошли нормально. Однако какой ценой это далось можно только догадываться. Время сейчас немножко другое, много негатива, отношение к службе в армии настороженное, но учебно-полевые сборы нужны однозначно.

Хотелось бы в будущем проводить их на базе войсковой части или, как это было раньше, когда в школах преподавался предмет НВП, на базе ОСОЛ (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь). Мои бывшие ученики при встрече с благодарностью вспоминают свои учебные сборы, так как знания и навыки, полученные на занятиях НВП, а затем закреплённые на учебных сборах очень пригодились при прохождении службы в армии. Служить было намного легче и интересней.

Только в условиях, приближенных к армейской жизни, подростки могут самоопределиться, соотнести предъявляемые к ним более высокие требования со своими возможностями, сравнить себя с другими. Только проверка себя в новой роли, в необычном качестве поможет каждому определить правильные критерии самооценки. При этом в значительной степени пре­одолеваются ложные представления об армии, боязнь трудно­стей и неожиданностей, связанных с предстоящей службой. Вырабатывается собственное мнение, своя точка зрения, своя позиция в отношении выполнения воинского долга, формиру­ются конкретные цели.





5. Библиография

  1. Конституция Российской Федерации. М.: АСТ: Астрель. Владимир: ВКТ, 2012. – 63,[1] с.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

  3. Александровская В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Под ред. В.Н. Савина. Минск: “Нар. Асвета” , 1995. - 112 с.

  4. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть 3 (взвод, отделение, танк) 2005 г.

  5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.- 303с.

  6. Военно-спортивные игры. 7-11 классы / авт.-сост. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова. – Волгоград: Учитель, 2011. - 173 с.

  7. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы. - М.: ВАКО, 2009. – 192 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  8. Патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006.- 208 с.

  9. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. пособие / Н.И.Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 288 с. – (Методика).

  10. Проблемы военно-патриотического воспитания и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавателя курса “ОБЖ” в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 2. Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”// Ответственный редактор Л.Е. Курнешова – М.: Центр “Школьная книга”, 2002. - 224 с.

  11. Руководство по 5.45 мм автомату Калашникова (АК 74, АКС 74, АК 74Н, АКС 74Н) и 5,45 мм ручному пулемету Калашникова (РПК 74, РПКС 74, РПК 74Н, РПКС 74Н). - М.: Воениздат, 2004.

  12. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2006.

  13. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2007.

  14. Учебник сержанта войск РХБ защиты. - М.: Воениздат, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

" Утверждаю"

Директор МБОУ ДОД ДЭЦ г Шахты: И.А.Насонов



Расписание занятий УПС 2012 года.

П/П


Предмет, тема, содержание и вид занятия

Кол -во

часов

Руководители занятия

Место проведения

Подразделение и

время проведения



Первый день - 4 июня.


7 часов

Командиры рот и взводов

Расположение воинской части

Все роты

10.30-16.15

1

Огневая подготовка . Практическое занятие. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия.


1 час


Командиры взводов


стрельбище

1 рота 10.30-11.15

2рота 12.10-12.55

3 рота13.50-14.35

2

Огневая подготовка. Практическое занятие. Выполнение упражнения начальных стрельб.


2 часа

Командиры рот и взводов


стрельбище

1рота 11.20-12.55

2рота 13.00-14.35

3 рота14.40-16.15

3

Уставы ВС. Практическое занятие. Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и регламент служебного времени.


1 час

Командиры взводов

Расположение вч

2рота10.30-11.15

3рота 11.20-12.05

1рота13.00-13.45

4

Уставы ВС. Практическое занятие. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение, состав, вооружение. Подчиненность и обязанности дневального.


1час


Командиры взводов

Расположение вч

2рота 11.20-12.05

3рота13.00-13.45

1рота13.50-14.35

5

Уставы ВС. Практическое занятие. Комната хранения оружия, её оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава, порядок выдачи оружия и боеприпасов.


1 час


Командиры взводов


Расположение вч

2 рота 14.40-15.25

1рота 15.30-16.15

3 рота 10.30-11.15

6

Уставы ВС. Практическое занятие. Несение караульной службы - выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.

1 час


Командиры взводов


Расположение вч

3 рота 11.20-12.05

2 рота 15.30-16.15

1 рота 14.40-15.25



Второй день - 5 июня.


7 часов

Командиры рот и взводов

МБОУ ДОД ДЭЦ

Все роты

9.00-14.45

1

Физическая подготовка. Практическое занятие. Разучивание и совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней зарядке.


1 час


Командиры взводов


Спортгородок

1 рота 9.00-9.45

2рота9.50-10.35

3рота10.40-11.25

2

Строевая подготовка. Практическое занятие. Выполнение команд:"Становись"," Равняйсь","Смирно"."Вольно","Заправиться","Отставить","Головные уборы снять(надеть)". Повороты на месте. Движение строевым шагом.


1 час

Командиры взводов

Строевой плац

1 рота 9.50-10.35

3 рота 9.00-9.45

2 рота 10.40-11.25

3

РХБЗ. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях РХБЗ.

.

2 часа

Командиры взводов

Учебный городок

1 рота10.40--12.15

2 рота 12.20-13.05

3 рота9.00-10.35

4

Военно-медицинская подготовка. Практическое занятие. Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия

2 часа

Козлов В.А.

Командиры взводов

Актовый зал

1 рота12.20-13.55

2 рота13.10-14.55

3 рота 11.40-13.05

5

Огневая подготовка. Практическое занятие. Устройство оружия, разборка и сборка, уход и сбережение.

1 час

Командиры взводов

Учебный класс

1 рота 14.00-14.45

2 рота 9.00-9.45

3 рота 9.50-10.35



Третий день -6 июня.


7 часов

Командиры рот и взводов

Участок местности

Все роты

9.00-14.45

1.

Тактическая подготовка. Практическое занятие. Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя.


2 часа

Командиры взводов

Участок местности

1рота 9.00-10.35

2 рота 10.40-12.15

3 рота12.20-13.55.

2

Физическая подготовка. Практическое занятие. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 метров

1 час

Командиры взводов

Участок местности

2 рота 9.00--9.45

3 рота 9.50-10.35

1 рота10.40-11.25

3

Тактическая подготовка. Практическое занятие. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка.

1 час

Князьков В.Н.

Командиры взводов

Участок местности

3 рота 9.00-9.45

2 рота 9.50-1035

1 рота11.30-12.15

4

Физическая подготовка. Практическое занятие. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 1 км.

1 час

Командиры взводов

Участок местности

1 рота 13.10-13.55

2 рота 12.20-13.05

3 рота 14.00-14.45

5

Тактическая подготовка. Практическое занятие. Выбор места и скрытое расположение на нём, самоокапывание и маскировка.

1 час

Командиры взводов

Участок местности

1 рота 12.20-13.05

2 рота 13.10-13.55

3 рота 10.40-11.25

6

Физическая подготовка. Практическое занятие. Тренировка в беге на длинные дистанции.


1 час

Командиры взводов

Участок местности

Все роты

14.00-14.45



Четвёртый день 7 июня.


7 часов

Командиры рот и взводов

МБОУ ДОД ДЭЦ

Все роты

9.00-14.45

1

Уставы ВС. Практическое занятие. Обязанности дежурного по роте. Порядок приёма и сдачи дежурства, действия по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин.

1 час

Командиры взводов

Учебный класс

1 рота9.00-9.45

2 рота 9.50-10.35

3 рота10.40-11.25

2

Физическая подготовка. Практическое занятие. Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах. Контроль подтягивания на перекладине.

1 час

Командиры взводов

Спортгородок

2 рота 9.00-9.45

3 рота 9.50-10.35

1 рота 10.40-11.25

3

Строевая подготовка. Практическое занятие. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

1 час

Командиры взводов

Строевая площадка

3 рота 11.30-12.15

2 рота 13.10-13.55

1 рота 14.00-14.45

4

Огневая подготовка. Практическое занятие. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе.

2 часа

Командиры взводов

Учебный класс

2 рота 11.30-13.05

1 рота 13.10-14.45

5

Строевая подготовка. Практическое занятие. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения.


2 часа

Командиры взводов

Строевая площадка

3 рота11.30-13.05

1 рота 12.20-13.55



Пятый день 8 июня.


7 часов

Командиры рот и взводов

МБОУ ДОДДЭЦ

Все роты

9.00-14.45

1

Строевая подготовка. Практическое занятие. Походный и развёрнутый строи взвода.

1 час

Командиры взводов

Строевая площадка

1 рота 9.00-9.45

2 рота 9.50-10.35

3рота 10.40-11.25

2

Уставы ВС. Практическое занятие. Воинская дисциплина. Права и обязанности военнослужащих.

1 час

Командиры взводов

Учебный класс

1 рота 9.50-10.35

2рота10.40-11.25

3 рота 9.00-9.45

3

Огневая подготовка. Практическое занятие. Уход и сбережение оружия, порядок чистки и смазки.

1 час

Командиры взводов

Учебный класс

1 рота 10.40-11.25

2 рота 9.00-9.45

3 рота 9.50-10.35

4

Контрольное занятие. Строевая подготовка.

1 час

Командиры рот

Строевая площадка

1 рота11.30-12.15

2 рота 12.20-13.05

3 рота 13.10-13.55

5

Контрольное занятие. Физическая подготовка.

1 час

Командиры рот

Спортгородок

2 рота 11.30-12.15

3 рота 12.20-13.05

1 рота 13.10-13.55

6

Контрольное занятие. Уставы ВС.

1 час

Командиры рот

Учебный класс

1 рота 12.20-13.05

2 рота 10.40-11.25

3 рота11.30-12.05

7

Общее построение и подведение итогов.

1 час

Начальник УПС

Командиры рот

Строевая площадка

Все роты

14.00-14.45



Начальник УПС: Фомин В.И.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Особенности проведения учебных сборов в школе

Автор: Бедненко Александр Владимирович

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Учебные сборы по военной подготовке учащихся 10 классов "
    ["seo_title"] => string(67) "uchiebnyie-sbory-po-voiennoi-podghotovkie-uchashchikhsia-10-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "127507"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415309091"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Статья "Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс"
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-vniedrieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "249626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446924670"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства