Основные требования к личным и профессиональным качествам педагога ОБЖ, БЖ.
Основные требования к личным и профессиональным качествам педагога ОБЖ, БЖ.
В статье представлены основные требования к качествам преподавателя ОБЖ. Материал может быть использован для семинаров, заседаний методического объединения, для работы со студентами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные требования к личным и профессиональным качествам педагога ОБЖ, БЖ.»
Основные требования к личностным и профессиональным качествам педагога ОБЖ, БЖ.
Маркова Светлана Владимировна,
МАОУ города Иркутска гимназия №2
Основы безопасности жизнедеятельности – предмет особый. Именно ему принадлежит миссия формирования типа безопасной личности – личности настоящего и будущего. Учитель безопасности жизнедеятельности должен соответствовать как общему профессиональному стандарту, применяемому к преподавателям различных дисциплин, так и в силу специфики предмета иметь ряд особых качеств. Профессиональные и личностные качества педагога безопасности жизнедеятельности определяются направленностью предмета на формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся и необходимостью практических знаний, умений и навыков, позволяющих уверенно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также способностью привить эти умения и навыки своим подопечным. Способность действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера предполагает, помимо обладания конкретными знаниями и практическими навыками, наличие у педагога особых личностных качеств. Рассмотрим эти позиции подробно, проанализировав ряд работ различных авторов по этому вопросу.
Для начала вспомним, какими обстоятельствами была вызвана необходимость введения предмета ОБЖ в программу обучения. Одной из важнейших потребностей общества является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека, предусматривающее его подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера. Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 года №253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Необходимость введения данного предмета было обусловлено различными причинами. Так, в предшествующий период времени произошел ряд трагических событий, показавших слабую подготовленность как специалистов, так и населения в целом к действиям по предупреждению ЧС и минимилизации их последствий (авария на Чернобыльской АЭС, железнодорожная катастрофа под Ашой, разрушительное землетрясение в Спитаке и др.).
Анализируя нормативные документы, выражающие запросы к профессиональным знаниям и умениям педагога, и теоретические предпосылки данной проблемы, можно констатировать, что современный педагог должен обладать целым комплексом профессионально значимых качеств. Это высокий уровень подготовленности (знание преподаваемого предмета); методическая грамотность (способность применить современные педагогические технологии); умение использовать современные технические средства на высоком уровне (знание мультимедийных технологий); высокий уровень коммуникативных навыков; знание возрастной физиологии и психологии обучаемых; знание нормативно-правовой документации в области общего образования федерального, регионального, муниципального уровней; организационные способности и способности управления социальной группой.
Квалификационные требования, предъявляемые к учителю безопасности жизнедеятельности, базируясь на вышеперечисленном составе требований к компетентности педагога вообще, учитывают специфику его профессиональной деятельности. Функциональные обязанности учителя ОБЖ определены нормативно-правовыми источниками общего и специального назначения (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О безопасности»). Так, в Законе РФ «Об образовании» излагаются основные принципы государственной политики в области образования, ориентирующие учителя БЖ на приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, подчеркивается гуманистический характер образования России, подчеркивается приоритет сохранения жизни и здоровья человека, отмечается обеспечение свободного и всестороннего развития личности.
Автор Е.Л. Львова в своей работе «Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности» выделяет следующие аспекты профессиональных компетенций учителя безопасности жизнедеятельности:
Школьный предмет «Безопасность жизнедеятельности» направлен на подготовку человека к обеспечению собственной безопасности на протяжении всей жизни. Именно в процессе воспитания, обучения и развития личности должны закладываться основы осознания целесообразности и важности создания всех необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека. Поэтому определенная часть профессиональных компетенций учителя безопасности жизнедеятельности связана с готовностью к формированию у учащихся «безопасного мировоззрения», соответствующего отношения к жизни, стиля поведения, предполагающего предупреждение и профилактику опасностей во всех сферах их жизнедеятельности.
Преподавание безопасности жизнедеятельности в школе предполагает создание нормативно-правовых, организационных, методических и материально-технических условий для обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки. Способность преподавателя безопасности жизнедеятельности создать такие условия в школьном образовательном пространстве является одной из его специфических компетенций.
Дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе образуют четыре блока: «Здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных и опасных ситуациях», «Основы военной службы».
Л.Н.Трубина отмечает: «В настоящее время учитель-организатор безопасности жизнедеятельности должен быть организатором учебно-пространственной среды, а поэтому должен быть не только носителем информации, проводником предметно-дисциплинарных знаний, учить разнообразным формам мышления, но и помощником в становлении личности безопасного типа».
Таким образом, функции выполняемые учителем БЖ, достаточно специфичны, сложны и многообразны. Они отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой курса ОБЖ и современными требованиями к нему.
В сферу специфических компетенций учителя ОБЖ входят знания:
- психологии поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения;
- нейрофизиологических основ поведения человека;
- основных современных теорий и методов оздоровления, укрепления и сохранения здоровья;
- методов, средств, способов оказания первой медицинской помощи в условиях ЧС различного происхождения;
- гигиенических норм, требований и правил сохранения и укрепления здоровья;
- профилактики соматических и инфекционных заболеваний;
- современных теорий и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС природного, техногенного и социального происхождения;
- теории риска и факторов, обуславливающих возникновение ЧС различного происхождения;
- методов прогнозирования ЧС и их последствий;
- основных способов, средств и методов индивидуальной и коллективной защиты в ЧС.
В процессе своей деятельности учитель БЖ должен ставить перед собой широкий спектр педагогических задач, таких как:
- утверждение во взаимоотношениях учащихся общечеловеческих ценностей;
- формирование законопослушного гражданина;
- привитие учащимся осознания необходимости здорового образа жизни и физического совершенствования, взаимозависимости физического, психического и социального здоровья личности;
- передача технологий оптимального взаимодействия с природой, техникой, человеком;
- развитие навыков защиты от угроз различного характера;
- формирование навыков поведения и действий во всех областях безопасности: правовой, информационной, психологической, физической и коммуникативной;
- обучение приемам психической саморегуляции при пребывании в сложных социальных условиях и нестандартных жизненных ситуациях;
- планирование индивидуальных программ формирования личности безопасного типа;
- участие в составлении комплексного плана формирования личности безопасного типа в конкретном образовательном учреждении;
- интегрирование курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в другие предметы школьной программы;
- организация сотрудничества и обмен опытом с другими государственными и общественными структурами по БЖ.
А.В. Матвеев пишет, что профессиограмма учителя БЖ базируется на следующих положениях:
- учитель- это, прежде всего, образованный человек с высоким уровнем нравственных и морально-волевых качеств;
- учитель – это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого-педагогических, медико-биологических наук, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний;
- учитель – это специалист-профессионал, владеющий всем арсеналом средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной готовности.
Принимая во внимание личностную составляющую, профессинально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуются такие аспекты личности учителя, как мотивация, личностные свойства (педагогические способности, черты характера, психологические процессы и состояния личности), интегральные характеристики (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал). Компетенции же представляют собой способность реализовывать данные качества с целью успешной педагогической деятельности.
Системообразующим компонентом профессиональной компетенции является личностный компонент, в структуру которого входят прежде всего качества, обеспечивающие решение педагогических задач на уровне социально-нравственной ответственности. Для учителя БЖ важны также такие личностные качества, как психологическая устойчивость, умение обдуманно и адекватно действовать в экстремальных ситуациях, решительность, умение принять на себя ответственность, стремление развиваться и совершенствоваться. Также учитель БЖ сам должен вести здоровый образ жизни и придерживаться всех принципов безопасного существования, которые прививает на своих уроках ученикам.
Таким образом, деятельность учителя безопасности жизнедеятельности требует знаний, умений и навыков междисциплинарного характера, базирующихся на высокой физической, практической и методической готовности, а для успешного выполнения профессиональной деятельности учитель БЖ должен обладать определенными личностными качествами.
Литература:
Е.Л. Львова «Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности»
Горина Л.Н. «Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты»
Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)
Попков А. «Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ»
Сериков В.В. «Личностный подход в образовании: концепции и технологии»
Елагина В.С., Трубина Л.Н. «Результаты изучения готовности студентов к осуществлению межпредметных связей в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
Клюшникова И.А. Формирование профессиональной устойчивости студентов к педагогической деятельности (на материале подготовки специалиста с квалификацией учитель безопасности жизнедеятельности)