Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. Прививать элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих. Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мы маленькие пешеходы"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Аленушка»
Проект по ПДД для детей средней группы детского сада
«Мы маленькие пешеходы»
Авторы-составители проекта:
Глухова Вера Николаевна
Федотова Наталья Геннадьевна
2016год
3
Паспорт проекта:
Тип проекта:
информационно-творческий, творческий (дети получают информацию, пользуются ею, оформляют свои работы, тематический уголок группы, выставку творческих работ в группе, участвуют в итоговом досуге по данной теме).
Продолжительность проекта:
проект средней продолжительности – 2,5 месяца (12 недель) с 25 февраля 2016г. по 20марта 2016г.
Участники:
воспитатели средней группы «Теремок» Глухова Вера Николаевна и Федотова Наталья Геннадьевна дети средней группы (4-5 лет) и их родители.
4
Актуальность проблемы:
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Первоочередной задачей ФГОС ДО ребенка является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Наш проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста мы в нашей работе детского сада, отводим большое место обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
5
Цель:
Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. Прививать элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих. Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Задач
Образовательные:
- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути), односторонним и двусторонним движением, домашним адресом;
- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
- учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки.
Развивающие:
- развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
- обогащать словарный запас детей;
6
- расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
7
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте, исследование ЗУН по теме проекта, формулировка проблемы, анкетирование родителей, обозначение цели и задач, обзор методической литературы, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап:
Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки с детьми.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям. Индивидуальные беседы с родителями. Пригласить папу воспитанника группы, сотрудника ДПС, для проведения беседы с детьми.
Заключительный этап:
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми. Проведение досуга. Исследование ЗУН детей на заключительном этапе проекта.
8
Формы реализации проекта:
- Совместная взросло-детская деятельность с учетом интеграции образовательных областей.
- Художественное творчество – изготовление макетов улицы из бумаги, картона и подручного материала с последующим использованием данных макетах в игровой деятельности детей.
- Организация целевых прогулок с целью знакомства детей на практике с улицей и правилами поведения на дороге.
- Изготовление продуктов художественного творчества (рисунки, аппликации, поделки) совместно родителями с детьми.
- Создание уголка « Мы маленькие пешеходы»
- Чтение Т. Алиев «Дорожная азбука», Н. Носов «Автомобиль»
- Проведение конкурса рисунков « Наша улица»
- Семейные экскурсии выходного дня «Улица, на которой я живу», «Перекресток», «Мой город - Ядрин» Викторина «Школа светофорных наук для родителей»
- Консультации: «Вы. ребенок и автомобиль», «Вы, ребенок и общественный транспорт», «Главные уроки воспитания пешехода», «Что должен знать ребенок по ПДД», «Азы дороги малышам», «Как переходить улицу с детьми», «Что читать детям по ПДД», «Будте бдительны на улицах города», «Мой путь в школу»
- Анкетирование: «Я и мой ребенок на улицах города»
9
- Итоговое мероприятие проекта – «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Предполагаемые результаты:
-усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
- повышения уровня ответственности за безопасность своей жизни;
- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;
- вовлечение родителей в совместную деятельность в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
- названия и обозначения дорожных знаков для пешеходов и водителей;
- правила для пешеходов и пассажиров;
- в каком месте можно переходить дорогу и как ее переходить;
- как правильно переходить дорогу при двустороннем движении;
- где нужно ожидать транспорт;
- как нужно вести себя в транспорте, чтобы не мешать другим пассажирам.
10
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
Степанкова Э.Я. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения».
Художественная литература:
Бедарев О. «Азбука безопасности»;
Веревка В. «Учимся переходить дорогу»;
Волкова С. «Про правила дорожного движения»;
Домоховский А. «Чудесный островок»;
Житков Б. «Светофор»;
Иришин В. «Прогулка по городу»;
Клименко В. «Происшествия с игрушками»;
Кожевников В. «Светофор»;
Кончаловская Н. «Самокат»;
Мигунова И. «Друг светофор»;
Михалков С. «Дядя Степа»;
Михалков С.«Моя улица»;
Михалков С. «Три чудесных цвета»;
Михалков С.«Скверная история»;
Обойщиков К. «Светофорик»;
Тарутин О. «Для чего нам светофор»;
Хурманек Д. « Перекресток».
Интернет-ресурсы:
Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014
Приложение:
Рисунок 1
НОД по ПДД в средней группе «Будь внимателен»
(игра-путешествие)
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: повторить сигналы светофора; познакомить с правилами поведения в транспорте и на улице; учить рисовать сюжетную композицию, развивать аккуратность в работе, внимание, память, воображение, речевую активность; воспитывать бережное отношение к себе и близким.
Материалы и оборудование: листы бумаги и краски, иллюстрации по теме (светофор, дорога, пешеходный переход, регулировщик, дорожные знаки, картинки с изображениями проезжей части дороги).
Ход занятия:
Ребята сегодня мы с вами отправимся удивительное в путешествие на автобусе, но прежде чем в него попасть нужно правила узнать как себя вести. Повторим правила:
- нельзя бегать по салону и кричать;
- нельзя стучать ногами по сиденью, которое перед вами;
- нельзя нажимать на незнакомые рычаги и кнопки;
- нельзя торопиться у дверей автобуса или трамвая;
- перед тем как войти, сначала пропустить тех, кто выходит;
- нельзя отвлекать водителя во время движения;
- нельзя высовываться из окна.
Теперь мы знаем правила поведения и можем проходить в автобус.
Правил всяких есть немало,
Соблюдать их каждый должен,
А не ездить, как попало,
Надо проходить вперед,
Не задерживать народ,
Возле двери не стоять,
Выходящим не мешать.
И за поручни держаться,
Стоять прямо не кривляться,
Старшим место уступать-
Старших нужно уважать.
(Повторяют правила поведения еще раз).
И первая наша остановка «Страна загадок»
Вот первая загадка ребята будьте внимательны.
Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут
Но не та, что в зоопарке
По ней люди все идут. (Пешеходный переход).
Молодцы ребята правильно отгадали.
Вторая загадка.
Вот стоит на мостовой
Рослый, строгий, постовой
Кружит, вертит головой
Всем прохожим говорит:
«Путь сейчас для вас открыт! (Регулировщик).
Вот молодцы и опять отгадали.
Третья загадка.
Одна нога,
Три глаза. (Светофор).
Вот молодцы и опять вы отгадали.
Ну, вот и последняя загадка.
Вдоль улиц и дорог
Солдатики стоят.
Мы с вами выполняем
То, что нам они велят (Дорожные знаки) .
И вот мы едем дальше и следующая остановка «Играем вместе»
Игра «Это я»
Воспитатель читает стихи, дети отвечают «Это я, это я, это все мои друзья» или молчат.
Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто из вас несется скоро,
Что не видит светофора?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
(Дети молчат.)
Знает кто, что красный свет-
Это значит» хода нет»?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Продолжаем наше путешествие и следующая остановка «Отгадай правильно»
Посмотрите на картинки и скажите: как правильно изображается пешеходный переход? Молодцы ребята правильно угадали. И вот он перед нами давайте по нему перейдем дорогу (переходят все вместе).
Отправляемся дальше и следующая остановка «Будь внимателен на улице»
Беседа о правилах поведения на улице.
Вопросы:
- Как нужно вести себя на улице?
- Какие правила поведения на улице вы знаете?
- Соблюдаете ли вы эти правила? (ответы детей). Молодцы ребята вы справились, с этим заданием отправляемся дальше.
Следующая остановка «Давайте поиграем»
Игра «Можно или нельзя»
Дети встают в круг. Тот, кому воспитатель бросит мяч и задаст вопрос, должен сказать, можно так поступать или нет.
Можно или нельзя?
- Играть в мяч на проезжей части дороги.
- Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
- Высовываться из окна трамвая.
- Бегать по автобусу.
- Обходить автобус сзади.
- Обходить трамвай спереди.
- Кататься на велосипеде на проезжей части дороги.
Продолжаем наше путешествие и последняя наша остановка «Придумай свою композицию»
Рисование по замыслу.
Воспитатель предлагает изобразить сюжетную композицию: дорогу с машинами и светофор или светофор и пешеходы у дороги. Для образца показываются картинки по теме.
Молодцы ребята вы справились и с этим заданием, но, к сожалению, нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Дидактическиеигры.
«Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
«Водители»
Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
Ход игры:
Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
«По дороге»
Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называют их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
«Найди нужный знак»
Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.
Ход игры:
Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.
«Учим дорожные знаки»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.
Ход игры:
Детям раздают большие карты. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
«Правила дорожного движения»
Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
«Верно – неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры:
Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
«Мы – пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.
«Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.
Материал: Иллюстрации улиц города.
Ход игры:
Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
«Пешеходы и транспорт»
Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.
Материал: Кубик, игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков.
Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
«Большая прогулка»
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.
Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.
«Соблюдай правила дорожного движения»
Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.
Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.
Ход игры:
Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.
Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Ход игры:
Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.
«Разрезные знаки»
Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
«Я грамотный пешеход»
Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.
Ход игры:
Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.
Настольно-печатная игра «Дорога к бабушке»
Цели: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.
Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.
Ход игры:
Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.
Подвижные игры поПДД
«Автомобили»
Дети представляют себя автомобилями и двигаются по сигналам педагога.
Произносятся слова «медленно», «вправо», «влево», «вперед», «назад».
Дети «Автомобили» двигаются по «проезжей части» группы согласно
заданию.
«Светофорчики»
Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребенок получает круг одного из двух цветов. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по двое в «светофорчики». Игра повторяется несколько раз.
«Слушай команду»
Дети двигаются согласно командам педагога: руль поворачивается;
стекло автомобиля поднимается и опускается; щетки-дворники движутся вправо-влево и т. п.
«Цветные автомобили»
Ребята получают круги различных цветов и «превращаются» в цветные
автомобили. В группе организуется « проезжая часть», и «автомобили»
двигаются по ней, соблюдая все известные им ПДД.
«Воробушки и автомобиль»
Дети – “воробушки” сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто – то из детей – “автомобиль”. Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке. На слово воспитателя “автомобиль” или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышки. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется.
«Сигналы светофора»
Воспитатель показывает сигналы светофора, дети выполняют действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый – ходим, прыгаем, бегаем.
«Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»
(малой подвижности)
Ребенок изображает какой-нибудь вид транспорта, остальные отгадывают.
Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».
Выбирают водителя автобуса и кондуктора. Остальные становятся
пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев
составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус;