Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ОБЖ»
Пояснительная записка
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
Уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;
оказывать первую помощь пострадавшим
Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.
Практическая работа №1
Тема: Изучение основных положений организация рационального питания и освоении методов его гигиенической оценки.
Цель: Ознакомиться с условиями обеспечения рационального питания нормами физиологии, потребности в пищевых веществах и энергии для разных групп населения методами количественной и качественной оценки по энергетической ценности по состоянию питательных веществ употребляемых продуктов.
Планируемые результаты.
Знать:
Основные положения здорового питания как важнейший составляющий ЗОЖ.
Основные законы рационального питания. Общие понятия о гиповитаминами, авитоминозом.
Общие понятия о ГМО.
Уметь:
Составлять полноценный рацион который должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении необходимые организмы вещества.
Определять суточный расход энергии человека.
ОК 3. Осуществить поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.06. Работать в команде эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Личностные умение составлять суточный рацион.
Метапредметные:
-Умение сформулировать законы рационального питания.
-Развития умения информировать о результатах наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Содержание
Задание №1. Ответить на вопросы.
Что такое рациональное питания?
Перечислите основные законы рационального питания.
Выводы по итогам практического занятия: В ходе занятия закрепили знания об основных законах рационального питания, основные положения здорового питания, общие понятия о авитоминозе, гиповитоминозе, общие понятия ГМО.
Критерии оценки:
Критерии оценивания устного ответа
Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Критерии оценивания:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если:
1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» – студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерий оценки практического задания
Оценка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
Оценка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя.
Оценка «1»: работа не выполнена.
Практическое занятие №2
Тема: Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов пассажиров и водителей.
Цель: Изучить модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей.
Планируемые результаты.
Знать:
Обязанности водителей, пешеходов, велосипедистов и пассажиров.
Уметь:
Применять правила дорожного движения на практике.
Личностных:
Формирование потребности соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения для водителей, пешеходов, велосипедистов и пассажиров.
Метапредметные:
−овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
Содержание:
Ответить на вопросы:
1.Перечислите обязанности водителей при движении транспортного средства.
2.Составте алгоритм действий водителя при ДТП.
3.Перечислите обязанности пассажиров при движении транспортного средства.
4.Перечислите правила пешеходов при отсутствии тротуаров, дорожек.
5.Составте алгоритм поведения пешехода при пересечении проезжей части.
6.Перечислите правила движения велосипедистов по проезжей части, по тротуару.
Выводы по итогам практического занятия:
В результате проведения практического занятия студенты ознакомились с правилами дорожного движения велосипедистов, водителей, пешеходов и пассажиров.
Практическая работа №3
Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС
Цель работы: Ознакомить студентов с основными правилами поведения безопасности.
Оборудование:
Лист А 4, карандаши, линейка, тетради для практических работ
Планируемые результаты:
Знать:
Основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; общие понятия чрезвычайных ситуаций, классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристику особенностей ЧС различного происхождения
Уметь:
предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 3. Осуществить поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.06 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Личностные: освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Метапредметные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения при получении сигнала о ЧС
Содержание.
Задание №3. Составить памятки поведения населения в ЧС (с приведением примеров)
1. Действия населения при ЧС
Действия при сигнале Внимание
Правила поведения при эвакуации
Действия при угрозе и осуществлении террористического акта
Действия при угрозе терроризма
Действия при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ)
Безопасность на водных объектах
Безопасность на зимней рыбалке
Правила поведения на воде
Правила поведения при гололёде и снежном заносе
Безопасность в общественном транспорте
Правила поведения ребёнка, если он один дома
Безопасность детей на воде
Правила защиты от животных
Безопасность при использовании пиротехнических изделий
Правила безопасности – бытовой газ
Правила поведения при пожаре
Правила поведения при лесном пожаре
Правила пожарной безопасности в быту
Правила действий при грозе
Правила действий во время урагана, бури, смерча
Правила действий при подтоплении
Правила действий во время наводнения
Правила действий при землетрясении
Вывод по итогам практического занятия
В ходе занятия закрепили знания об основных мерах защиты и правилах поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; повторили понятия чрезвычайных ситуаций, классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, рассмотрели характеристики особенностей ЧС различного происхождения
Научились анализировать признаки возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; использовать информационно-коммуникационные технологии для получения информации.
Практическая работа №4
Тема: Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной автономии.
Цель: Приобрести навыки поведения в условиях вынужденной природной автономии.
Знать:
Основные правила безопасного поведения в природной автономии.
Уметь:
Определить с помощью компаса магнитный азимут движения.
Двигаться по азимуту.
ОК4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК6. Работа в команде: эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
Личностные: Освоение приемов и действий в опасных ЧС природного и техногенного характера.
Метопредметные:
Формирование умения анализировать явления и события природного, технического и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектирование модели личного поведения. Овладение умениями формулировать личные понятия о без них анализировать причины возникновения опасных ЧС, обобщать и сравнивать последствия опасных и ЧС выявлять причино -следственной связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность и жизнедеятельность.
Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни. И в различных опасных и ЧС, выбирать средства реализации постановления целей оценивание результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Содержание:
Задание №1
Вопросы:
1.Причины приводящие человека к автономному существованию.
2.Перечислите способы приобретения навыков поведения в условиях вынужденной природной автономии.
3.Определите с помощью компаса магнитный азимут движения.
4.Порядок определения (магнитного азимута).
5.Как определить стороны горизонта?
Выводы по итогам практического занятия:
В ходе практического занятия студенты приобрели навыки поведения в условиях вынужденной природной автономии (Научились определять магнитные стороны горизонта.причины приводящие человека к автономному существованию).
Практическая работа №5
Тема: Изучение и отработка моделей поведения ВЧС на транспорте изучения первичных средств пожаротушения
Цель: научить студентов действовать при ЧС на транспорте, закрепления знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах.
Планируемые результаты
Знать:
закон о пожарной безопасности
Уметь:
Пользоваться огнетушителями,
оказывать первую помощь при пожаре.
ОК 3. Осуществить поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.06. Работать в команде эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Личностные.
Умение пользоваться средствами пожаротушения. Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни. Освоение приёмов действий в опасных ЧС природного и техногенного характера.
Метапредметные. Развитие и умение применять полученные теоритические знания на практике, принимать обоснованные решения вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реально складывающейся обстановке и возможностей.
Освоение знаний устройств и принципов действия бытовых приборов в повседневной жизни.
Содержание:
Задание№1. Ответы на вопросы.
Сформулируйте закон о пожарной безопасности
2. Перечислите правила действия при ЧС на транспорте
3. Составьте алгоритм поведения при пожаре
Выводы по итогам практического занятия:
В ходе занятия закреплены знания о мерах пожарной безопасности в правилах безопасного поведения при ЧС на транспорте .
Практическая работа №6
Тема: Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Цель: Закрепление теоремы знаний о средствах индивидуальной защиты и приобретении практических навыков по их использованию.
Знать:
Классификацию средств защиты.
Алгоритм одевания противогаза.
Правила использования средств индивидуальной защиты.
Уметь:
Использовать индивидуальные средства защиты в ЧС мирного и военного времени.
ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для выполнения профессиональных задач.
Личностные:
Развитие личностных в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Освоение приёмов действий в опасных и в ЧС ,природного технического и социального характера. Освоение приемов действий в опасных чс природного техногенного и социального характера
Метопредметные
Формирование умения анализировать явления и события природного, технического и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектирование модели личного поведения.
Содержание:
Задание 1. Подобрать размер противогаза каждому студенту в соответствии с данными
Задание 2.
1. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед.средства защиты (учебник БЖД стр.83-89)
2. Изготовить ВМП
Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос.
3. Надеть противогаз, ОЗК
4. Надеть ВМП
Итоги практического занятия: В результате практического занятия студенты научились подбирать размер противогаза, освоили алгоритм пользования противогазом изучили основную классификацию средств индивидуальной защиты .
Практическая работа №7
Тема: Изучение способов без конфликтного общения и саморегуляции.
Цель: помочь студентам осознать социальное практическую значимость материала по изучении способов бесконфликтного общения и само-регуляции.
Планируемые результаты:
Знать: способы бесконфликтного общения и саморегуляции.
Уметь использовать приобретённые знания в практической и повседневной деятельности.
ОК 4. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.06 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Метопредметные:
-развитие умения выражать свои мысли и способности, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на своё мнение.
-развивать умения применять полученные знания на практике: принимать обоснованные решения конкретной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и реальных возможностей.
-развития умения информировать о результатах своих наблюдений участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссные решения в любой ситуации.
Личностные:
Освоение примой и действий бесконфликтного общения и само регуляции в практической профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Содержание:
1.Дать определение конфликту
2.Перечислить типы конфликтов и охарактеризовать их.
3.Причины конфликтов, этапы конфликтов.
4.Перечислить приёмы без конфликтного общения.
5.Охароктерезовать стиль и поведение людей в конфликтных ситуациях.
6.Приёмы бесконфликтного общения.
7.Приёмы разрешения конфликтов.
Выводы по итогам практического занятия:
В результате проведения занятия студенты освоили приёмы без конфликтного общения, стили поведения людей в конфликтных ситуациях методы и способы бесконфликтного общения.
Практическая работа №8
Тема: Особенности службы в армий изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.
Цель: Ознакомить студентов с особенностями службы и методикой строевой подготовки.
Знать: Основы российского законодательства по обороне государства и воинской обязанности Граждан.
Уметь:
Оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Владеть на практике методами строевой подготовки.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителей.
ОК 10 Соблюдать действующие законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требование стандартов и иных нормативных документов.
Личностных
Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защиту жизненно-важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
Метапредметные
Развитие необходимых физических качеств: выносливости, ловкости, гибкости, достаточных для того чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.
Получение знаний основ гос. системы российского законодательства направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз.
Получение освоения знаний основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности гражданина до призыва, во время призыва прохождения военной службы уставных отношений огневой и тактической подготовки.
Освоение знаний основных видов военно-профессиональной деятельности особенности прохождения военной службы по контракту, по призыву, увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Содержание:
1.Что составляет правовую основу воинской обязанности и воинской службы в РФ.
2.Что предусматривает воинская обязанность.
3.Какие категорий граждан состоят на воинском учёте.
4.Как осуществляется воинский учёт граждан в РФ.
5.Каковы обязанности граждан по воинскому учёту.
6.Что такое мобилизация? Какие виды мобилизаций различают и в каких случаях она объявляется?
7.В чём заключается исполнения обязанностей военной службы?
8.В чём различие между службой по призыву и службой по контракту?
9.Какие требования предъявляются гражданам проходящим военную службу по контракту?
10.Каковы сроки заключения контрактов по прохождению военной службы?
11.Какой документ регулирует вопросы прохождения воинской службы по призыву?
12.С какого момента гражданин приобретает статус военно-служащего?
13.Какова продолжительность начальной военной подготовки военно-служащего?
14.Когда военно-служащий приводиться к присяге?
15.Что такое внутренняя служба?
16.Какие воинские звания соответствуют составам «солдат и матрос»?
Выводы по итогам практического занятия:
В результате проведения практического занятия студенты ознакомились с особенностями службы в армий и методикой проведения строевой подготовки, с порядком постановки на воинский учёт, с особенностями прохождения военной службы по контракту, по призыву, с воинскими званиями, с какого момента гражданин приобретает статус военно-служащего.
Практическое занятие 9
Тема: Изучение и освоение основных приемов оказание первой помощи при кровотечении.
Цель работы: ознакомиться студентов с основными приемами оказания первой помощи при кровотечениях.
Знать:
основные виды кровотечения, признаки артериального кровотечения, признаки венозного кровотечения
Уметь:
накладывать медицинский жгут, оказывать медицинскую помощь при венозных и артериальных кровотечениях.
ОК 4 Принимать решение в нестандартных ситуациях. И нести за них ответственность.
ОК 3. Осуществить поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Метопредметные:
Овладение умениями формулировать личные понятия о без них анализировать причины возникновения опасных ЧС, обобщать и сравнивать последствия опасных и ЧС выявлять причино -следственной связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность и жизнедеятельность .
Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни. И в различных опасных и ЧС, выбирать средства реализации постановления целей оценивание результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Личностные
Освоение приемов действий в опасных ЧС природного техногенного социального характера.
Содержание
Задание 1
Назовите основные виды кровотечений.
Как можно остановить капиллярное кровотечение?
Каковы признаки артериального кровотечения и чем оно опасно для пострадавшего?
В каких случаях следует накладывать медицинский жгут?
Каковы основные правила наложения жгута?
Назовите признаки венозного кровотечения и способы его остановки.
Каковы способы оказания первой помощи при признаках кровотечения из внутренних органов?
Выводы по итогам практического занятия:
В ходе занятия студенты закрепили знания о различных видах кровотечений, научились определять признаки венозного и артериального кровотечения. Научились накладывать жгут, и освоили правило наложения жгута.
Практическое занятие №10.
Тема: Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания.
Знать
Анатомическую и физиологическую сущность процесса дыхания.
Особенности проведение искусственного дыхания.
Виды неаппаратных способов искусственного дыхания.
Уметь
Технологию проведения искуственного дыхания по способу Калистова, Нильсану и Степанскому.
ОК 4 Принимать решение в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность .
ОК 3. Осуществить поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Метопредметные:
Овладение умениями формулировать личные понятия о без них анализировать причины возникновения опасных ЧС, обобщать и сравнивать последствия опасных и ЧС выявлять причино -следственной связи опасных ситуаций и их влияние на безопастность и жизнедеятельность.
Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни. И в различных опасных и ЧС, выбирать средства реализации постановления целей оценивание результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности
Содержание:
Задание №1
Раскройте анатомическую и физиологическую сущность процесса дыхания.
Что подразумевают под искусственным дыханием?
Перечислите показания к применению искусственного дыхания.
В чем заключается особенность проведения искусственного дыхания при наличии в воздухе отравляющих и иных опасных веществ ?
Назовите основные виды неаппаратных способов искусственного дыхания.
Какие способы искусственного дыхания рекомендованы для проведения в полевых условиях?
Какова технология проведения искусственного дыхания по способу Калистова?
Выделите особенности проведения искуссвенного дыхания по Нильсену и Степанскому .
В результате проведения практического занятия студенты знакомились с анатомической и физиологической сущности процесса дыхания, особенностями проведения искусственного дыхания с видами неаппаратных способов искусственного дыхания изучили технологию проведения искусственного дыхания по способу Калистова, Нильсона и Степанского.