Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках ОБЖ»
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в школе является особенностью современного школьного образования. Сегодня нужно, чтобы каждый учитель смог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, образен, информативен, интерактивен, экономит время и учителя, и ученика. Он дает возможность ученику работать в своем темпе, а учителю - оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения каждого.
Чтобы идти в ногу со временем, учителю ОБЖ необходимо основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint, Publisher и рядом других прикладных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках ИКТ.
Почему происходит компьютеризация обучения? Причин появления этого явления можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро понимает, что с его помощью писать, рисовать, и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере любое задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенная в память компьютера информация, они может быть распечатана, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю и ученику в получении разнообразной дополнительной информации.
Например, уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения, о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые
явления и процессы.
Проведение уроков с использованием информационных технологий –
это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 85% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия у учащихся появляется желание узнать и увидеть больше.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не заменяя собой учебник или другие
учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для ООО и СОО. Кроме использования этих учебников, я составляю разнообразные презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.
Одной из главных составляющих предмета ОБЖ является военно- патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться н примерах. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому отдельным ученикам я предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование ИКТ и освоение проектно-исследовательской деятельности, работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной деятельности. Отдельные работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по ряду тем. При этом обязательно называется автор работы.
Таким образом, использование компьютера на уроках - это одно из доступных средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, усилить эффективность урока.
Можно выделить следующие способы применения компьютера на уроках ОБЖ:
1.Подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные и самостоятельные работы, тесты);
Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного
материала много фотографий, рисунков и схем. Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников, Интернет.
Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов
или использовать из журналов и мультимедийных источников, Интернет. Наиболее простой способ – сканирование изображения.
При изучении темы «Основы военной службы», входящей в курс ОБЖ старшей школы, надо использовать множество наглядности для показа современной военной техники. Проблему решает мультимедийное пособие
«Энциклопедия вооружений»
2.Использование мультимедийного сопровождения объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов, объектов).
Использование мультимеатехники, с одной стороны – облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только владеть компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более продуктивного обучения.
Наиболее продуктивен интерактивный метод. В отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока
3.Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание «Основы безопасности жизнедеятельности».
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований учителей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая механическое воспроизведение изучаемого материала.
4.Использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании, способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится реальностью.
Применение ИКТ в обучении способствует;
-раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников;
-формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к изменениям;
-обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, гуманитарными науками и искусством;
-динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Таким образом, главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ следующие:
-положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ;
-рост уровня самостоятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности;
-направленность деятельности учеников на развитие своей личности;
-рост у учащихся познавательного интереса;
-воспитательная и развивающая подвижка личности;
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ - это не дань моде, а необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.