Просмотр содержимого документа
«Безопасность через игру»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Вот уже много лет в ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделение Пестравка проводится работа по формированию у наших воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах. Ребенок попадает в различные трудные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Мы, взрослые, должны сформировать у несовершеннолетних умение адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь им овладеть элементарными навыками поведения на улице, развивать самостоятельность и ответственность.
В нашем учреждении вопросы обеспечения безопасности на дороге часто рассматриваются на педсоветах, консультациях, семинарах. Мы анализируем работу, делимся опытом, учимся друг у друга.
Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Чтобы выработать положительную привычку, необязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать в группе и на участке социально – реабилитационного центра, при любых формах организации занятий. В нашем учреждении работа по ознакомлению с ПДД не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления образования и воспитания.
Например, учитель – логопед Коптева Н.А. ввела в систему своей работы темы «Город», «Улица», «Транспорт», «Безопасность», «Правила дорожного движения». Впоследствии полученные знания дети реализовывают в играх и повседневной жизни, за пределами СРЦН.
Так, рассказывая о назначении транспортных средств и правилах поведения на дороге, логопед решает не только коррекционные задачи по формированию правильной речи у детей, но и знакомит их с правилами поведения в общественном транспорте, а воспитатели отрабатывают полученные знания на практике. Закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети с логопедом знакомятся с местами движения машин и людей, опираясь на компьютерную презентацию, подготовленную социальным педагогом Болясовой Н.А. Это дает возможность добиться целостного последовательного рассказа ребенка, употребления сложных грамматических конструкций, а на прогулке с воспитателями отрабатывается навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны, обсуждая опасные ситуации на дороге.
В каждой группе воспитателями Бугай Г.М, Таджибовой Н.Т., Мешалкиной Л.Б. и другими педагогами оформлены "уголки безопасности", которые постоянно обновляются, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал представленный в уголках разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо формировать у детей знания о правилах безопасности дорожного движения через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры и т.д.
Для облегчения составления творческого рассказывания педагоги дают детям модели, схемы, планы, используют мультимедийные презентации, которые позволяют привнести эффект наглядности в работу, повысить мотивационную активность, способствует тесной взаимосвязи специалистов и воспитателей уже на этапе подготовки к занятиям. Современные информационные технологии позволяют быстро освоить ПДД. Презентации компактны, емки, доступны, эмоционально привлекательны, мобильны и многофункциональны.
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге мы осуществляем как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения мы тесно сотрудничаем ОГИБДД.
Нами был организован конкурс рисунков на асфальте. Дети заворожено, старательно рисовали светофор, авторы лучших работ были награждены сладкими призами.
Так же не раз проводился конкурс детских рисунков "Я на дороге", "Пусть дружат на планете водители и дети" и т.д. Наши партнеры сотрудники ОГИБДД вручили грамоты победителям.
Систематически педагоги ЧСРЦН отделения Пестравка проводят консультации для родителей, стремятся сделать их своими главными союзниками в деле освоения детьми сложной азбуке дорог. До сведения родителей доводят, что ребенок не всегда может определить направление и слышит только те звуки, которые ему интересны. Поле зрения ребенка гораздо уже, чему взрослого. Бегущий ребенок не в состоянии сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием.
А, если это дети дошкольники, то надежная ориентация «направо», «налево» им просто необходима. Ребенок, основываясь на аналогичных движениях из микро – мира игрушек, убежден, что реальные машины могут остановиться так же мгновенно, как игрушечные. Заметив предмет или человека, которые привлекают его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
В процессе обучения воспитанников навыкам безопасного поведения на дороге у нас есть своя "изюминка". Мы большое внимание уделяем проведению акций. В первую очередь они учат детей правилам взаимоотношения с взрослыми.
Готовясь к проведению акции, педагог, совместно с детьми, составляет текст листовки с обращением к взрослым. Например, листовка может содержать обращение и к водителям, и к пешеходам. Затем мы совместно с детьми и сотрудниками ОГИБДД организовываем раздачу листовок, комментируя обращение. Тем самым мы формируем у ребенка осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Нами были проведены акции "Пристегни себя и ребенка", "Внимание дети", "Дома нас ждет мама" и другие.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов, к которому мы привлекаем не только педагогов, воспитанников, родителей СРЦ и пенсионеров, но и сотрудников ГИБДД. В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что, научившись в детском возрасте действовать подобным образом, наши дети и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества.
Нами были реализованы следующие проекты "Правила дорожные знать каждому положено", "Воспитываем культурного пешехода" и т.д.
Совместно с сотрудниками ГИБДД мы так же проводим праздники и развлечения, на которых всякий раз дети совершают увлекательные путешествия, помогают тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. Маленькие пешеходы и пассажиры постигают азы дорожной азбуки посредством игры, творчества. Сотрудники ГИБДД стали участниками развлечений "Красный, желтый, зеленый", "Полосатая зебра" и т.д.
Используя выше перечисленные формы работы педагоги ЧСРЦН отделение Пестравка имеют возможность постоянно упражнять детей в приобретении трех групп навыков по ознакомлению с ПДД :сенсорных, мыслительных и двигательных. Наши воспитанники получают четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей.
Таким образом, работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами нашего учреждения.