Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности преподавателя ОБЖ, БЖ.
Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности преподавателя ОБЖ, БЖ.
В презентации раскрывается суть педагогической деятельности учителя ОБЖ. Может быть использована на семинарах, педагогических советах, заседаниях методического объединения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности преподавателя ОБЖ, БЖ.»
« Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности преподавателя ОБЖ, БЖ »
Подготовил:
Маркова Светлана Владимировна,
учитель ОБЖ,
МАОУ города Иркутска гимназия №2
Слайд №2. Составляющие педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Основные объекты цели педагогической деятельности: воспитательная среда деятельность воспитанников воспитательный коллектив индивидуальные особенности воспитанников.
Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач: как формирование воспитательной среды организация деятельности воспитанников создание воспитательного коллектива развитие индивидуальности личности.
Основные виды педагогической деятельности:
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Преподавание — это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Слайд №3.Виды педагогической деятельности
Слайд №4. Компоненты структуры педагогической деятельности
В структуре педагогической деятельности выделяются три взаимосвязанных компонента (Н.В.Кузьмина): конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность распадается на: конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Слайд №5. Педагогическая культура как составляющая структуры педагогической деятельности
Слайд №6. Критерии педагогической деятельности
Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели, «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).
Успехов в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя.
В полной мере сказанное относится к педагогической деятельности преподавателя безопасности жизнедеятельности.
Слайд №7. Обратная связь как составляющая педагогического процесса.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Все компоненты, или функциональные виды, педагогической деятельности проявляются в работе педагога безопасности жизнедеятельности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Слайд №8. Цель курса ОБЖ.
Генеральная цель курса ОБЖ (зафиксированную в нормативных документах) - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим. Для достижения указанной цели недостаточно знаний по способам выживания в ЧС. Прежде чем формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, указанное отношение было сформировано у самого преподавателя.
Слайд №9. Особенности предмета ОБЖ
Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает все более важное значение.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Слайд №10. Структура содержания воспитания культуры личной безопасности
В.Н. Мошкин в структуре содержания воспитания культуры личной безопасности, которой, безусловно, должен обладать сам педагог, выделяет 5 основных компонентов :
мотивация к безопасности,
система знаний об источниках опасности,
система умений и навыков безопасного поведения,
воспитание личностных качеств
и психологическая подготовка к безопасному поведению.
Кроме этого, воспитание культуры личной безопасности предполагает мировоззренческую, нравственную, правовую, психологическую, физическую, экологическую, эстетическую, политехническую и медицинскую подготовку.
.
Слайд №11. Основные особенности содержания курса ОБЖ и методики его преподавания, предъявляющие к структуре педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности специфические требования :
1) Интегративный характер курса, а также большое количество взаимосвязей внутри него. Имея самостоятельное содержание и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, курс опирается на систему межпредметных знаний об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления, т.е. имеется системное знание - «взаимосвязанная в целостность совокупность предметного знания, обладающего определенной структурой». Реализация системного подхода требует от педагога жизненного опыта, эрудиции, владения содержанием смежных учебных дисциплин в необходимом объеме, развития системного стиля мышления.
Слайд №12. Основные особенности содержания курса ОБЖ и методики его преподавания, предъявляющие к структуре педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности специфические требования :
2) Учет психологии чрезвычайных ситуаций . Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, неверная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по ее разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам, возникновению психоэмоционального напряжения и уменьшению шансов на выживание. От преподавателя требуется качественная психологическая подготовка, особенно в аспектах, связанных с вопросами безопасности.
Слайд №13. Основные особенности содержания курса ОБЖ и методики его преподавания
.
3) Практическая направленность курса. Справедливость известных пословиц «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и «Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется» не требует доказательств.
4) Специфичность знаний курса. Любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна и решение о возможном варианте действий скорее всего придётся человеку, когда рядом не будет преподавателя и тетради с конспектами. Поэтому одной из главных задач для преподавателей будет являться следующая - научить учеников мыслить самостоятельно, проявлять творческую инициативу к решению возникающих проблем, сформировать «готовность к творческой эвристической деятельности» и «навыки эвристического мышления», безусловно, подразумевается наличие таких качеств и у самого преподавателя.
Слайд №14. Основные особенности содержания курса ОБЖ и методики его преподавания
5) Способ подачи учебного материала . Л.С. Выготский писал: «Наихудшим приёмом является усиленное и настойчивое введение в сознание учеников тех поступков, которых он не должен совершать. Заповедь «не делай чего-нибудь» уже есть толчок к совершению этого поступка, т.к. она вводит мысль о поступке в сознание и, следовательно, тенденцию к её осуществлению…». Обилие правил, начинающихся с частицы «не», безусловно, ограничивает вероятность совершения действий способных ухудшить сложившуюся ситуацию, но в чрезвычайных ситуациях не менее важно быстро и грамотно действовать. Для этого нужна конкретная цель, сформулированная в позитивной форме, и путь к ней.
6) Сильное рассредоточение занятий во времени и организация учебного процесса не способствуют восприятию и запоминанию учебной информации и противоречат закономерностям физиологии и психологии: урок по предмету проводится только 1 час в неделю (в 10 классах – 2 часа); многообразие изучаемых дисциплин в течение дня и отсутствие между ними взаимосвязи; стремление каждого педагога максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании дня и недели и т.д. Исходя из этого, представляется важным требование качественной подготовки педагога к занятию
Слайд №15. Заключение.
Какими бы не были новыми и эффективными методы обучения, все зависит от личности преподавателя – организатора ОБЖ. Именно личность педагога влияет на интерес к предмету у учеников. Если деятельность педагога захватывающая, то обучение пойдет плодотворно для учеников и самого учителя. Но без любви к детям, эта деятельность можно считать напрасной.
Хочется закончить словами великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Учитель, который любит детей - педагог наполовину, учитель, который любит дело – мастер, а учитель, который любит и детей и дело – истинный педагог»