Просмотр содержимого документа
«Метапредмет "Защитные силы организма"»
Тема:
«Нетрадиционные методики оздоровления на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов»
Актуальность:
В связи с постоянным ростом интенсивности учебных нагрузок сам процесс обучения детей становится сегодня одним из ведущих факторов разрушения здоровья учащихся.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить влияние нетрадиционных методов оздоровления на физиологические особенности функционального состояния пролицеистов в процессе адаптации, разработать методическое пособие для учащихся, содержащее наиболее эффективные методики.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
учащиеся пролицейских классов: основная группа – учащиеся пролицейского ЛК, контрольная группа – учащиеся пролицейского БХ.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
г. Усолье-Сибирское, МБОУ «Лицей №1».
ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА:
Если интенсивные условия обучения в лицее по своей сути являются стрессогенными факторами, оказывающими выраженное влияние на уровень активации физиологических процессов учащихся для обеспечения успешной адаптации к высокому темпу и объёму информации, то применение нетрадиционных методик на уроках физической культуры позволяет снизить физиологическое напряжение учащихся в процессе обучения, а также выявляет группы«риска»- лиц, с ранними признаками переутомления, для проведения профилактических мероприятий.
ЗАДАЧИ:
рассмотреть влияние применения нетрадиционных методов оздоровления на уроках физической культуры через исследование функционального состояния учащихся пролицейских классов;
проанализировать предложенные исследователями теоретические подходы к изучению понятия адаптация;
систематизировать имеющийся в теории и практике опыт внедрения оздоровительных технологий, на их основе спроектировать оздоровительные системы, экспериментально доказать эффективность, а следовательно , необходимость их использования.
разработать методическое пособие, содержащее комплексы нетрадиционных методик, оказывающих существенное положительное влияние на функциональное состояние учащихся
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Использовались как субъективные (анкетирование, наблюдение), так и объективные (функциональные пробы) методы исследования.
Функциональные пробы:
Проба с 20 приседаниями (проба Мартинэ), характеризующая состояние сердечнососудистой системы;
Проба с задержкой дыхания. Анализ психологической устойчивости (волевой подготовленности) состояния дыхательной системы.
Тест на гибкость. Анализ костно-мышечной системы.
Масса тела.
Длина тела.
Частота дыхания.
3. Опытно-экспериментальная работа по определению влияния нетрадиционных методик оздоровления на адаптацию учащихся пролицейских классов.
Диагностическая методика
Входная диагностика (осень)
Знание оздоровительных методик и их использование (анкета)
Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)
3
Баллы
Полонский Павел
6.
3
Динамометрия кисти /
Баллы
-
5
Баллы
-
Самульцева Софья
7.
0
Масса тела (%) 100
0
5
Общая оценка уровня здоровья
-
-
8.
5
Рожкова Анастасия
4
-
Баллы
-
0
(сумма баллов)
8
Рогова Олеся
3
(ниже среднего)
-2
12
-
9.
-
1
Глызина Алина
-
-
(выше сред.)
10.
3
1
6
5
5
Корогодина Галина
0
2
(ниже среднего)
-
-
4 (низкий)
3
0
2
-
-
4 (низкий)
5
0
8
3
-
0
2
(ниже среднего)
5
3
3
(ниже среднего)
0
7
(ниже среднего)
2
6
(ниже среднего)
7
(ниже среднего)
№
1.
ФИО
2.
Шваров Алексей
Масса тела /
3.
Горбачёв Никита
-
Рост тела, (г/см)
ЖЕЛ (мл/кг)
Сизых Владимир
4.
Масса тела
-
ЧСС АД сист
-
Баллы
Карапетян Сергей
100
Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)
-
5.
-
3
Баллы
6.
5
Динамометрия кисти /
Баллы
Полонский Павел
3
-
-
Баллы
5
2
Масса тела (%) 100
7.
Самульцева Софья
2
-
Общая оценка уровня здоровья
-
5
8.
Рожкова Анастасия
10
-
(сумма баллов)
Баллы
2
-
Рогова Олеся
2
4
-
5
0
-
(средний)
9.
12
10.
1
-
9
4
Глызина Алина
-
5
(выше сред.)
2
-
(средний)
5
Корогодина Галина
1
-
8
1
5
2
-
0
(ниже среднего)
6
5
1
3
-
(ниже среднего)
10
2
5
(средний)
8
3
4
0
(ниже среднего)
9
2
(средний)
8
(ниже среднего)
9
(средний)
Экспериментальная группа
Осень
Контрольная группа
Весна
8
12
Осень
(ниже среднего)
10
6
12
(выше сред.)
(средний)
6 (ниже среднего)
Весна
7 (ниже среднего)
(выше сред.)
7 (ниже среднего)
(ниже среднего)
9
4 (низкий)
4 (низкий)
7 (ниже среднего)
(средний)
9 (ниже среднего)
8
6
8
10 (средний)
(ниже среднего)
7 (ниже среднего)
8 (ниже среднего)
5
(ниже среднего)
10
(ниже среднего)
7 (ниже среднего)
8 (ниже среднего)
7
(средний)
7(ниже среднего)
(ниже среднего)
8
6
(ниже среднего)
9
8 (ниже среднего)
(ниже среднего)
6 (ниже среднего)
6 (ниже среднего)
(средний)
10 (средний)
(ниже среднего)
8
7
10 (средний)
(ниже среднего)
8 (ниже среднего)
Общий балл 67
(ниже среднего)
9
9 (ниже среднего)
5 (ниже среднего)
(средний)
89
6 (ниже среднего)
72
79
При сравнении результатов экспериментальной и контрольной группы можно сделать следующие выводы:
Общий балл уровня здоровья экспериментальной группы к концу года вырос на 14,74% , балл контрольной группы вырос на 6,48%. Улучшение показателей контрольной группы происходило за счёт роста параметров тела и мышечной силы. Экспериментальная группа увеличила общий балл уровня развития здоровья за счёт улучшения роста параметров тела, а также физиологических параметров (частота сердечных сокращений, артериальное давление).
Выводы
Проанализировав результаты диагностики учащихся по указанным выше методикам можно сделать следующие выводы:
Использование нетрадиционных методик оздоровления способствует росту уровня адаптационных возможностей учащихся;
Уровень здоровья учащихся экспериментальной группы к окончанию года значительно вырос, что связано с применением нетрадиционных методик оздоровления;
Уровень здоровья учащихся контрольной группы к концу года увеличился незначительно за счёт роста параметров тела.
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что применение нетрадиционных оздоровительных методик оказывает позитивное влияние на здоровье учащихся.