kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геологические опасные явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по ОБЖ "Геологические опасные явления"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Геологические опасные явления»



Урок 3

9 класс

Геологические опасные явления









ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:


- оползни;

- сели;

- обвалы, осыпи;

- лавины;

- склоновый смыв;

- абразия, эрозия;

- пыльные бури.























Сель


Сель (в гидрологии от арабского ‎‎сайль — «бурный поток») — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов. 

Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Это явление кратковременное (обычно оно длится 1—3 часа), характерное для малых водотоков длиной до 25—30 км и с площадью водосбора до 50—100 км².








Характеристики

Скорость движения селевых потоков — в среднем 2—4 м/с, иногда 4—6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. 


Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.






Причины возникновения

Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10).

Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю часть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока. 

Иногда сели возникают в бассейнах небольших горных рек и сухих логов со значительными (не менее 0,10) уклонами тальвега и при наличии больших скоплений продуктов выветривания. По механизму зарождения различают эрозийные, прорывные и обвально-оползневые сели.
















Оползень

ОПОЛЗЕНЬ – скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.

Причинами оползня чаще всего являются подмыв склона, его переувлажнение обильными осадками, землетрясения или деятельность человека (взрывные работы и др.). Объем грунта при оползне может достигать десятков и сотен тысяч кубических метров, а в отдельных случаях и более. Скорость смещения оползня колеблется от нескольких метров в год, до нескольких метров в секунду.

Наибольшая скорость смещения оползня отмечается при землетрясении. Сползание масс грунта может вызвать разрушения и завалы жилых и производственных зданий, инженерных и дорожных сооружений, магистральных трубопроводов и линий

электропередачи, а также поражение и гибель людей.





ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Изучите информацию о возможных местах и примерных границах оползней, запомните сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действия при подаче этого сигнала.



КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОЛЗНЕ


При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам.





В зависимости от выявленной оползневой станцией скорости смещения оползня действуйте, сообразуясь с угрозой. При слабой скорости смещения (метры в месяц) поступайте в зависимости от своих возможностей (переносите строения на заранее намеченное место, вывозите мебель, вещи и т.д.).

При скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь в соответствии с заранее отработанным планом. При эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты.

Срочно эвакуируйтесь в безопасное место и, при необходимости, помогите спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и оказании им помощи.


Снежная лавина



 Снежная лавина — это масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор н движущаяся со скоростью 10-70 м/с. 


Сход лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения.

Причинами схода снежной лавины являются: длительный снегопад, интенсивное таяние снега, землетрясение, взрывы и другое виды деятельности людей, вызывающие сотрясение горных склонов и колебания воздуха.

Лавиноопасные районы России — это горы Северного Кавказа, Восточной Сибири, Дальнего Востока и Камчатки, Хибины, Урал. Алтай и Саяны. 



Правила поведения в районах схода лавин

Запрещается выходите в горы в снегопад и непогоду.

Находясь в горах, следите за изменением погоды.

Выходя в горы, узнайте в районе своего пути или прогулки места возможного схода снежных лавин.

Избегайте мест возможного схода лавин. Они чаще всего сходят со склонов крутизной более 30º, если склон без кустарника и деревьев – при крутизне более 20º. При крутизне более 45º лавины сходят практически при каждом снегопаде.

Помните, что в лавиноопасный период в горах создаются спасательные отряды.





 

Предупредительные мероприятия

В условиях угрозы схода лавин организуется контроль за накоплением снега на лавиноопасных направлениях, вызывается искусственный сход формирующихся лавин, строятся защитные сооружения на лавиноопасных направлениях, подготавливаются спасательные средства и планируются спасательные работы.

В любую погоду не следует переходить (пересекать) лощины со склонами более 30º, а после снегопада переходить лощины с крутизной склонов более 20º можно лишь через 2 – 3 дня.

Помните, что наиболее опасный период схода лавин – весна и лето, с 10 часов утра до захода солнца.

 

Порядок действий при сходе лавины

Если лавина срывается достаточно высоко, ускоренным шагом или бегом уйдите с пути лавины в безопасное место или укройтесь за выступом скалы, в выемке (нельзя прятаться за молодыми деревьями). 

Если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины.







 

Порядок действий, если накрыла лавина

Закройте нос и рот рукавицей, шарфом, воротником; двигаясь в лавине, плавательными движениями рук старайтесь держаться на поверхности лавины, перемещаясь к краю, где скорость ниже. 

Когда лавина остановилась, попробуйте создать пространство около лица и груди, оно поможет дышать. 

Если представиться возможность, двигайтесь в сторону верха (верх можно определить с помощью слюны, дав ей вытечь изо рта). 

Оказавшись в лавине не кричите – снег полностью поглощает звуки, а крики и бессмысленные движения только лишают Вас сил, кислорода и тепла. 

Сохраняйте самообладание, не давайте себе уснуть, помните, что Вас ищут (известны случаи, когда из-под лавины спасали людей на пятые и даже тринадцатые сутки).




Порядок действий после схода лавины

Если Вы оказались вне зоны схода лавины, сообщите любыми способами о происшедшем в администрацию ближайшего населенного пункта и приступайте к поиску и спасению пострадавших.

Выбравшись из-под снега самостоятельно или с помощью спасателей, осмотрите свое тело и, при необходимости, окажите себе помощь. 

Добравшись до ближайшего населенного пункта, сообщите о происшедшем в местную администрацию. Обратитесь в медпункт или к врачу, даже если считаете, что здоровы. Далее действуйте по указанию врача или руководителя спасательного отряда.

Сообщите своим родным и близким о своем состоянии и местонахождении.









Эрозия почвы



Эрозия почвы – это разрушение плодородного (верхнего) слоя земли. Выделяют как естественный, так и антропогенный фактор. Смена климата, неблагоприятная погода, влияние сельского хозяйства истощают почвенный слой, провоцируют возникновение его коррозии.





Выделяют как естественный, так и антропогенный фактор. Смена климата, неблагоприятная погода, влияние сельского хозяйства истощают почвенный слой, провоцируют возникновение его коррозии.






Абразия

Абразия — процесс разрушения волнами и прибоем надводного и подводного (не глубже 200 м) берега водоема.






Абразия понижает и выравнивает береговую полосу морей, океанов, водохранилищ. Она происходит тем быстрее, чем сильнее ветры, чаще волнения воды, слабее горные породы, слагающие берега.






















Экзарация



Экзарация – процесс, заключающийся в воздействии ледника на окружающие его горные породы.







Солифлюкация



Солифлюкция – движение полужидкой почвы по мерзлой поверхности грунта. Обычно такое явление распространено в тундре, на Дальнем Востоке, когда из-за таяния льда почвенный слой насыщается влагой, становится вязким. Влажная земля медленно стекает вниз по склонам, деформируя всё на своём пути.



Одним из последствий солифлюкции является лес с наклонёнными и изогнутыми стволами деревьев.

Такой лес возникает в случае деформаций и смещений грунтов во время роста деревьев.



Пьяные леса наиболее распространены в зоне вечной мерзлоты, в зоне субарктической тайги, где интенсивна солифлюкция, а также встречается при оползнях, при всякого рода просадках.

Наклон стволов деревьев возникает в результате таяния вечной мерзлоты.

Пьяный лес обычно представлен хвойными деревьями, такими, как ель чёрная или лиственница Гмелина. Эти деревья обладают развитой корневой системой, располагающейся близко к поверхности земли, так как вечная мерзлота не даёт проникнуть им глубже.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Геологические опасные явления

Автор: Мазманян Валерий Григорьевич

Дата: 20.06.2023

Номер свидетельства: 634087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Общая характеристика природных явлений "
    ["seo_title"] => string(47) "obshchaia-kharaktieristika-prirodnykh-iavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "113770"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411030866"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация на тему: Правило поведения и действия населения при природных ЧС"
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-na-tiemu-pravilo-poviedieniia-i-dieistviia-nasielieniia-pri-prirodnykh-chs"
    ["file_id"] => string(6) "255198"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447870874"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Чрезвычайные ситуации природного характера "
    ["seo_title"] => string(52) "chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera-1"
    ["file_id"] => string(6) "146037"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419065343"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obzh-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133615"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416556962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства