Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 8 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 8 класс
Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, издательство «Дрофа», 2016.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 8 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ;
Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ;
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ;
Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ;
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ;
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ;
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Образовательная программа МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино.
Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино на 2017-2018 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года).
Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, издательство «Дрофа», 2016.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей лицея, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В тоже время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Настоящая рабочая программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 8-го класса.
При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного плана;
постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральными и региональными компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в 5-9 классах из расчёта 175 часов по 35 часов или 1 час в неделю в каждом классе, используется материал учебников предметной линии под редакцией В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, 8 класс. «Дрофа» 2017 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Врезультате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе по разделам включает в себя два учебных раздела и семь глав.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.
Глава 2. Взрывы и пожары.
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Глава 5. Гидродинамические аварии.
Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Глава 9. Основы здорового образа жизни.
Принцип построения содержания курса ОБЖ по разделам позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
эффективнее использовать связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся;
более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.
№ модуля, раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
29
29
0
Глава 1.
Производственные аварии и катастрофы.
2
2
0
Глава 2.
Взрывы и пожары.
7
7
0
Глава 3.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
5
5
0
Глава 4.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
4
4
0
Глава 5.
Гидродинамические аварии.
2
2
0
Глава 6.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
2
2
0
Глава 7.
Чрезвычайные ситуации экологического характера.
5
5
5
Повторение, подготовка к контрольной работе
1
1
0
Контрольная работа «Основы безопасности личности, общества и государства»
1
1
0
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.
3
0
3
Глава 8.
Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи.
3
0
3
Раздел III.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
2
2
0
Глава 9.
Основы здорового образа жизни.
2
2
0
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1
1
0
ИТОГО:
35
32
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
8 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п.п.
Наименование темы
Всего часов
из них
Дата
Практические занятия
Контрольные работы
по плану
фактически
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
29
0
1
1
Глава 1.
Производственные аварии и катастрофы.
2
0
0
2
Глава 2.
Взрывы и пожары.
7
0
0
3
Глава 3.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
5
0
0
Глава 4.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
4
0
0
Глава 5.
Гидродинамические аварии..
2
0
0
Глава 6.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
2
0
0
Глава 7.
Чрезвычайные ситуации экологического характера.
5
0
0
Повторение, подготовка к контрольной работе
1
0
0
Контрольная работа «Основы безопасности личности, общества и государства»
1
0
1
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
3
3
0
6
Глава 8.
Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи.