Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 10 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 10 класс
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 10 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-го класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ;
Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ;
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ;
Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ;
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ;
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ;
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ;
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
-- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Образовательная программа МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино.
Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино на 2016-2017 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года).
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Под учебным разделом следует понимать конструктивно завершённую часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельностиследует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей лицея, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В тоже время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного плана;
постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральными и региональными компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение и закрепление учащимися знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
о мерах профилактики наркомании,
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
усвоение учащимися содержания:
основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействий терроризму;
нормативно-правовых актов РФ, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
усвоение учащимися знаний:
о предназначении, основных функций и задачах ВС РФ;
о видах ВС РФ и родах войск;
о руководстве и управлении ВС РФ;
об участии ВС РФ в контртеррористических операциях;
о государственных и военных символах РФ;
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществлять выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
развитие у учащихся:
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных ВС РФ или других войсках.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 10 по 11 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в 10-11 классах из расчёта 70 часов по 35 часов или 1 час в неделю в каждом классе, и 35 часов в 10 классе военно-учебные сборы с юношами, используется материал учебников предметной линии под редакцией В.Н. Латчука., В.В. Маркова., С.К. Миронова., С.Н. Виноградского, 10-11 классы. Дрофа. 2016 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Врезультате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции ВС России, государственные и военные символы РФ.
уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приёмы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств.
Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать:
обеспечению личной безопасности в ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или захвате в заложники;
выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни;
владению навыками в области гражданской обороны;
формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м классе по разделам включает в себя три учебных раздела и восемь глав.
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях .
Глава 1. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
Глава 2. Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
Глава 3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Глава 4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 5. Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Глава 6. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время.
Глава 7. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Глава 8. Основные мероприятия РОЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время.
Раздел II .Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 1. Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Глава 2. Значение двигательной активности для здоровья человека.
Раздел III .Основы военной службы.
Глава 1. Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
Глава 2. Воинская обязанность.
Принцип построения содержания курса ОБЖ по разделам позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
эффективнее использовать связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся;
более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.
№ модуля, раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1
Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях
22
22
0
Глава 1.
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
2
2
0
Глава 2.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
2
2
0
Глава 3.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
3
3
0
Глава 4.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
2
0
Глава 5.
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
2
2
0
Глава 6.
Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время.
2
2
0
Глава 7.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
4
4
0
Глава 8.
Основные мероприятия РОЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время.
4
4
0
Контрольная работа по разделу «Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях»
1
1
0
Раздел 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3
3
0
Глава 1.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
2
2
0
Глава 2.
Значение двигательной активности для здоровья человека.
1
1
0
Раздел 3
Основы военной службы
9
9
0
Глава 1.
Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
4
4
0
Глава 2.
Воинская обязанность.
5
5
0
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1
1
0
ВСЕГО:
35
35
0
Пятидневные военно-учебные сборы с юношами
35
10
25
ИТОГО:
70
45
25
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
10 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п.п.
Наименование темы
Всего часов
из них
Дата
Практические занятия
Контрольные работы
по плану
фактически
1
Раздел 1
Безопасность и защита человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях
22
1
2
Глава 1.
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
2
3
Глава 2.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.
2
4
Глава 3.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
3
5
Глава 4.
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
2
6
Глава 5.
Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
2
7
Глава 6.
Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время.
2
8
Глава 7.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
4
9
Глава 8.
Основные мероприятия РОЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время.
5
1
10
Раздел 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
3
3
11
Глава 1.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
.2
2
12
Глава 2.
Значение двигательной активности для здоровья человека.
1
1
13
Раздел 3
Основы военной службы
3
9
14
Глава 1.
Вооружённые Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.