Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Заливинская средняя общеобразовательная школа
Принято решениемметодического объединения учителейПротокол № ____от «__»__________2014г. | | Согласовано И.о.зам. директора по УВР _____________/Гревцова Р.Н./ «__»____________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ для основного общего образования
5 – 9 классы
Составил учитель Кошев В.Н.
14.08.2014 г.
д. Заливино, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «ОБЖ» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МО РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Минобрнауки России 31 марта 2014 года № 253 об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения ООО:письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 03-776.;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Заливинская СОШ.
- информационно-методических материалов:
Рабочие программы по Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений авторыА. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 47 с. - ISBN 978-5-09-026506-5.
Издательство «Просвещение», 2012
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и ант«террористического поведения.Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- анти экстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость
-отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс предназначен для:
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- приобретения учащимися' способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;формирования у учащихся антиэкстремистского и анти- террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗСНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 час в неделю. ОБЖ в 5-6 классе ведется за счет часов формируемых участниками образовательного процесса по 0,5 ч в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятая решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов’ формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
•. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Защита населения РФ от ЧС
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. '
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (БАК).
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятель
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов
Семья в современном обществе.
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания. Средства оказания первой помощи. Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях кости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс (0,5 ч - 19ч в год) |
№ № п/п | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (11 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
1 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека (2ч) Город как среда обитания. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту |
22 | Опасные ситуации техногенного характера (3 ч) Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре |
33 | Опасные ситуации природного характера (1 ч) Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде |
4 4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (3 ч) |
55 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (1 ч) Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях |
6 | Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (2 ч) Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в терро ристической деятельности | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч) |
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3ч) О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питан О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания |
8 | Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) 8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) (1ч) | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч) |
9 | Первая помощь и правила её оказания (3ч) Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс (0,5 ч - 19ч в год) |
№ № п/п | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (12 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (12 ч) |
1 1 | Подготовка к активному отдыху на природе (3 ч) 1.1 Природа и человек. 1.2 Ориентирование на местности. 1.3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности. 1.4 Подготовка к выходу на природу. 1.5 Определение места для бивака и организация бивачных работ. 1.6 Определение необходимого снаряжения для похода | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях |
22 | Активный отдых на природе и безопасность (2 ч) Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов | Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов |
33 | Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (3 ч) 3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. 3.2 Акклиматизация человека в различных климатических условиях. 3.3. Акклиматизация в горной местности. 3.4 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. 3.5 Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. 3.6 Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях. Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования |
4 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (2 ч) Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде..В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (3 ч) |
55 | Опасные ситуации в природных условиях (2 ч) Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика | Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся.уясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч) |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч) |
7 6 | Первая помощь при неотложных состояниях (3ч) 6.1 Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях 6.2 Оказание первой помощи при травмах 6.3 ОПП при тепловом и солнечным ударе, отморожении и ожоге 6.4 ОПП при укусах змей и насекомых | Характеризуют сущность рационального питания Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи, нарабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом, при травмах, при тепловом и солнечным ударе, отморожении и ожоге, при укусах змей и насекомых. |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (4 ч) |
9 7 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие 7.1 Здоровый образ жизни и профилактика утомления 7.2 Компьютер и его влияние на здоровье 7.3 Влияние неблагоприятно окружающей среды 7.4 Влияние социальной среды 7.5 Влияние наркотиков и других психотропных веществ 7.6 Профилактика употребление наркотиков и других психотропных веществ | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом |
Тематическое планирование 7 класс (0,5 ч в неделю) |
Тематическое планирование 7 класс |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч) 2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов | Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) 3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.3. Смерчи | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения ( 5 ч) 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. 4.4. Сели и их характеристика. 4.6. Цунами и их характеристика. 4.8. Снежные лавины | Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся |
5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3ч) 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии | Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
2 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч) 2.2. Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей |
3 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч) 3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь |
|
4 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3ч) 4.2. Защита населения от последствий наводнений 4.5. Защита населения от последствий селевых потоков. 4.7. Защита населения от цунами | Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учётом характеристик этого явления |
5 | Зашита населения от природных пожаров (1ч) 5.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч) |
6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2 Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее е одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) |
7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
8 | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего | Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
|
Тематическое планирование 8 класс |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | Пожарная безопасность (3 ч) Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности |
2 | Безопасность на дорогах (3 ч) 2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, .пассажира, водителя велосипеда |
3 | Безопасность на водоёмах (3 ч) Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде |
4 | Экология и безопасность (2 ч) Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно - опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможны последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей |
|
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
6 | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической -защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
| | |
7 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. 7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.) |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч) |
8 | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
9 | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие). Первая помощь при травмах (практическое занятие). Первая помощь при утоплении | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат |
10 Повторение М-1, М-2. – (1ч) |
|
Тематическое планирование 9 класс |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
1 | Национальная безопасность в России в современном мире (4ч) 1.1. Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия |
2 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени национальная безопасность России (4ч) Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России | Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
3 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций' | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях |
4 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации |
Рсгздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) |
5 | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях |
|
| | |
6 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) Основные нормативно-правовые акты по противодействию террору и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». |
7 | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты» |
8 | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. ■ По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) |
9 | Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России |
10 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП |
11 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации |
Раздел – 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
12 | Оказание первой медицинской помощи (2 ч) 12.1 Первая медицинская помощь при массовых порожних 12.2 Первая медицинская помощь при передозировке и при приеме пситропныхприоратов | Обрабатывания в парах приемы в оказании ПМП при массовых поражениях и при передозировке психотропных веществ, транспортировка пострадавшего. |
оэ
;03
Литература.
Нормативно-правовые документы РФ.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
Конституция РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература.
Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник.
Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
Гражданская защита. Энциклопедия.в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики2002 г.
Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
Михайлов А.А. Игровые занятия по ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы: М. «Просвещение» 2004г.
МайриСтанеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу (полный вариант)
Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: метод, рекомендации: 10—11 кл. / [Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2010.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / A. JI. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учеб.- наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / A. JI. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.
Нет планируемых результатов
Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Основные виды деятельность учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | Учебно-методическое, материальное оснащение | Форма организации учебных занятиях | Дата |
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные | | | |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства – 11 ч |
Раздел -1 Особенности комплексной безопасности – 8 ч |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека (2ч) 1.1 Город как среда обитания. 1.2Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций | Знать отличия городского жителя от сельского. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Владеть понятиями горожанин и сельчанин. | Формирование приемов работы с электронным приложением. | Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу | |
2 | 1.3 Особенности природных условий в городе. 1.4Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. 1.5 Безопасность в повседневной жизни. | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Порядок вызова соответствующей службы. | Работа с электронным приложением, знакомство с презентацией. | | |
3 | Опасные ситуации техногенного характера (3 ч) 2.1 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. 2.2 Пешеход. Безопасность пешехода. | Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией | О том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
4 | 2.3 Пассажир. Безопасность пассажира 2.4 Водитель. | Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач | О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Правильно действовать в случае пожара в доме. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
5 | 2.5 Пожарная безопасность. 2.6 Безопасное поведение в бытовых ситуациях | Работа с учебником, решение заданий | Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Уметь правильно действовать в случае затопления жилища. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
6 | Опасные ситуации природного характера (1 ч) 3.1 Погодные условия и безопасность человека. 3.2 Безопасность на водоёмах | Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий | Почему опасно электричество и в чем это заключается; как уберечь себя от поражения электрическим током. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Иметь представление об электротравмах. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
7 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) 4.1 Чрезвычайные ситуации природного характера | Работа с учебником, ответы на вопросы | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу | |
8 | 4.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Решение задачи, ответы на вопросы | Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Уметь действовать при взрыве в квартире (доме). | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
9 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (1 ч) 5.1Антиобщественное поведение и его опасность. 5.2 Обеспечение личной безопасности дома. 5.3 Обеспечение личной безопасности на улице | Решение заданий из учебника | Чего нельзя делать, когда потерян ключ. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Знать о способах предотвращения ситуации, когда невозможно попасть домой. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
10 | Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (2 ч) 6.1 Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. 6.2 Виды экстремистской и террористической деятельности. | Работа с учебником плакатами, презентацией | Знать правила безопасного поведения во время гололеда. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу | |
11 | 6.3Виды террористических актов и их последствия. 6.4 Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | Работа с учебником, работа в группах | Знать правила безопасного поведения в толпе. | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч) |
12 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (2 ч) 7.1 О здоровом образе жизни. 7.2 Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. 7.3 Рациональное питание. Гигиена питания | Ответ на вопросы учебника | Знать правила безопасного поведения при встрече с собакой. | Р: Применять установленные рекомендации П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу | |
13 | 7.4 О здоровом образе жизни. 7.5 Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. 7.6 Рациональное питание. Гигиена питания | Формирование понятий о видах транспорта | а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом; б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
14 | 7.7 О здоровом образе жизни 7.8 Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. 7.9 Рациональное питание. Гигиена питания | Решение задач учебника, работа с плакатами | Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Работа с МУП (мультемидийным учебным пособием) ОБЖ | | |
15 | Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) 8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье | Работа с плакатами, иллюстрациями | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
16 | 8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) (1ч) | Решение заданий, работа в группах | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
17 | Первая помощь и правила её оказания (3ч) 9.1 Первая помощь при различных видах повреждений. | Работа с учебником, решение задач | Уметь пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
18 | 9.2 Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). | Решение заданий учебника | Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть понятиями и премами самозащиты. К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. | О манере поведения и о языке жестов. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | | |
19 | 9.3 Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | Решение задачи, работа с учебником | Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам. К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог. | Умение противодействовать злоумышленнику. | Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ | Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу | |