Протокол №___ от «___»______20__ ______ В.Г. Туктагулов
Приказ №___ от «__»_____20__
Краткосрочная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа безопасности»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Гиматдинов Марат Наэлович,
преподаватель-организатор ОБЖ
первая квалификационная категория
с. Крестово Городище
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1.Календарный учебный график
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации (контроля)
2.4.Оценочные материалы
3. Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в полном соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ и построена на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1252 «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по основам безопасности жизнедеятельности, разработанных и утвержденных центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, методических рекомендаций по содержанию, организации и проведению слета-соревнования Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», а также примерных программ по учебным предметам. Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности» . Предметная линия учебников 5-9 классы. Под редакцией А.Т. Смирнова. Авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников », издательство «Просвещение» 2016.
Укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения – является одной из ведущих задач в системе дополнительного образования. Эти задачи перед нами ставит сама жизнь.
Объем информации о действиях во время ЧС или автономии не играет никакой роли, без практических знаний и умений. Чем больше ребята отрабатывают на практике ряд определенных действий, тем более подготовленным морально будет обучающийся к различным стрессовым ситуациям. Стрессовая ситуация в таком случае стрессовой не является, потому что обучающийся к ней уже готов. Эмоционально-волевая устойчивость в данном случае не нарушается. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цели программы:
развитие у обучающихся качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
формирование готовности обучающихся к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганда научных знаний;
развитие знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
о здоровье и здоровом образе жизни;
о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
совершенствование умений обучающихся оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую помощь пострадавшим.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Образовательные: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Формы и методы обучения.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения обучающихся на занятии: групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Практические (отработка нормативов, решение теоретических и практических задач).
Формы контроля:
- Опросы;
- Практические занятия.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» предназначена для реализации на базе Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Алые паруса».
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Школа безопасности » составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 24 академических часа в год. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 12-15 человек, состав групп - постоянный.
Отличительной особенностью структуры и содержания программы является ее практическая направленность, возможность обучения школьников разных возрастов (от 10 до 12 лет), проведения индивидуальной, групповой и коллективной работы, вариативность практических заданий.
Выполнение практических заданий обычно происходит неравномерно, поэтому возможно выполнение работы индивидуально и в подгруппах.
По данной программе могут заниматься обучающиеся, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов.
Программа рассчитана, в первую очередь, на детей со способностями к изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Поскольку программа предназначена для детей среднего школьного возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности практически каждого ребенка.
Дети 10-12 летнего возраста – учащиеся 5-6 классов общеобразовательных организаций. Они отличаются повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. У подростков начинает формироваться более осознанный подход к миру профессии, политики, нравственности. Отношения к подростку всех субъектов воспитания должны характеризовать следующие признаки: внимание к подростку как к личности, уважение его прав; сострадание и сочувствие, понимание причин отклонений в его поведении; создание теплой, дружеской атмосферы как средство снятия у подростка напряжения и враждебности; тактичность помощи, доверие к его возможностям и одновременно создание атмосферы успешности; освоение взрослым во взаимодействии с подростком роли партнера, советчика, консультанта, старшего товарища.
Теоретические сведения включают информацию познавательного характера, объяснение нового, повтор пройденного материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Практическая работа включает отработку знаний полученных на теоретических занятий на практике.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей.
В конце каждой темы проводится занятие, где подводятся итоги выполненной работы, тестирование по пройденному материалу, демонстрация полученных знаний на практике, отмечаются достигнутые успехи.
Обучение по программе строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у обучающихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план
Название темы
Общее кол-во часов
Теоретич. часть
(час.)
Практич. часть
(час.)
Вводное занятие. Инструктаж.
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Психика человека в экстремальных ситуациях
1
1
Первая помощь
5
3
2
Общий порядок оказания первой помощи.
Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях.
1
1
Кровотечение. Виды. Способы остановки
2
1
1
Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок.
2
1
1
Пожарная безопасность
3
2
1
Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения
1
1
Действия во время пожара. Действия пожарного расчета.
2
1
1
Топография
4
3
1
Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты.
1
1
Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности.
1
1
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте.
2
1
1
Автономное существование
4
4
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия.
1
1
Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы.
1
1
Добыча огня. Типы костров. Убежища.
1
1
Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ.
1
1
Туристский маршрут с элементами спасательных работ
5
2
3
Виды туризма. Спас работы. Инструктаж.
Этапы маршрута. Правила соревнований.
Экипировка, снаряжение
1
1
Узлы
Страховка и самостраховка
2
2
Переправы (навесная, параллельная и т.д.)
Обычный и спортивный способ спуска, траверс склона. Способы переправы по бревну с перилами. Способы переправы по болоту.
2
1
1
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
2
2
Виды ЧС природного характера.
Действия при ЧС природного характера
1
1
Виды ЧС техногенного характера.
Действия при ЧС техногенного характера
1
1
ИТОГО
24
17
7
Раздел 1: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях- 1ч.
Вводное занятие. Инструктаж. Психика человека в экстремальных ситуациях.
Раздел 2. Первая помощь — 5 ч.
Общий порядок оказания первой помощи. Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях. Кровотечение. Виды. Способы остановки Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок.
Раздел 3: Пожарная безопасность — 3 ч.
Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения. Действия во время пожара. Действия пожарного расчета.
Раздел 4: Топография - 4 ч.
Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты. Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте.
Раздел 5: Автономное существование — 4 ч.
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия. Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы. Добыча огня. Типы костров. Убежища. Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ.
Раздел 6: Туристский маршрут с элементами спасательных работ - 5ч.
Виды туризма. Спас работы. Инструктаж. Этапы маршрута. Правила соревнований. Экипировка, снаряжение. Узлы. Страховка и самостраховка. Переправы (навесная, параллельная и т.д.). Обычный и спортивный способ спуска, траверс склона. Способы переправы по бревну с перилами. Способы переправы по болоту.
Раздел 7: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера — 2 ч.
Виды ЧС природного характера. Действия при ЧС природного характера. Виды ЧС техногенного характера. Действия при ЧС техногенного характера
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Школа выживания»
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах, готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи, классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах;
оказывать первую помощь при ожогах, при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета Основы безопасности жизнедеятельности определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету Основы безопасности жизнедеятельности в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
групп первого года обучения с 15.09.2017 по 31.05.2018
№ урока
Название темы
количество
часов
группа
Дата
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Инструктаж.
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Психика человека в экстремальных ситуациях
1
1
Первая помощь
5
3
2
2
Общий порядок оказания первой помощи.
Личная гигиена. Первая помощь при ушибах, укусах, ожогах, отравлениях.
1
1
3-4
Кровотечение. Виды. Способы остановки.
2
1
1
5-6
Перелом, виды переломов. Первая помощь при переломах. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок.
2
1
1
Пожарная безопасность
3
2
1
7
Пожар. Виды пожаров. Средства пожаротушения
1
1
8-9
Действия во время пожара. Действия пожарного расчета.
2
1
1
Топография
4
3
1
10
Понятие о топографии. Значение топографии в хозяйстве и военном деле. Топографические условные знаки. Топографические карты.
1
1
11
Масштаб. Номенклатура. Рельеф местности и его изображение на картах Приборы для ориентирования на местности.
1
1
12-13
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. Определение расстояний на местности и на карте.
2
1
1
Автономное существование
4
4
14
Понятие об автономном существовании человека. План действия. Сигналы бедствия.
1
1
15
Добыча воды. Подножный корм. Растительная пища. Животная пища. Ядовитые растения и грибы.
1
1
16
Добыча огня. Типы костров. Убежища.
1
1
17
Встреча с дикими животными. Следы и следопытство. Снаряжение и НАЗ.
1
1
Туристский маршрут с элементами спасательных работ
5
2
3
18
Виды туризма. Спас работы. Инструктаж.
Этапы маршрута. Правила соревнований.
Экипировка, снаряжение
1
1
19-20
Узлы
Страховка и самостраховка
2
2
21-22
Переправы (навесная, параллельная и т.д.)
Обычный и спортивный способ спуска, траверс склона. Способы переправы по бревну с перилами. Способы переправы по болоту.
2
1
1
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
2
2
23
Виды ЧС природного характера.
Действия при ЧС природного характера
1
1
24
Виды ЧС техногенного характера.
Действия при ЧС техногенного характера
1
1
ИТОГО
24
17
7
2.2. Условия реализации программы
Перечень необходимого оборудования
Техническое оснащение:
Кабинет, имеющий хорошее освещение.
Стулья, рабочие столы.
Стол и стул педагога.
Шкаф для размещения материалов, наглядных пособий.
Доска школьная.
Палатки
Спальные мешки
Пенополиуретановые коврики и сидушки
Альпинистские веревки Д10
Карабины
Жумары
Альпинистские системы
Тренажер для отработки реанимационных действий «Гоша»
Аптечка
Носилки
Учебно-методическое обеспечение:
Технические средства обучения: компьютер или ноутбук, мультимедийное оборудование.
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ обучающихся, настенные иллюстрации, фотографии, магнитные доски;
демонстрационные: законченные работы педагога и обучающихся;
Для оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Школа безопасности » применяется входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль (тест, беседы): определение исходного уровня знаний и умений.
Текущий контроль (опрос, контроль за качеством выполненных изделий на практических занятиях): определение уровня усвоения изучаемого материала по темам.
Промежуточный и итоговый контроль (выходное тестирование, выполнение практических заданий по изученным темам): Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а также сформированности личностных качеств.
2.4. Оценочные материалы
Для оценки результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа безопасности» используются следующие группы методов диагностики:
Информационно-констатирующие (анкеты, опросы, беседы, тесты, анализ документов).
Оценочные: экспертные оценки, независимые характеристики (отзывы родителей, учителей, зрителей), тесты.
Поведенческие: наблюдения, специальные ситуации (ситуации свободного выбора, ролевые игры), игры.
Продуктивные: анализ продуктивной деятельности, тесты, участие в конкурсах, олимпиадах, достижения обучающихся.
Для повышения качества и объективности оценки освоения программ, в ОО разработаны технологии определения обученности и воспитанности обучающихся. Оценка происходит по 15-ти бальной системе, содержит основные показатели и критерии уровней обученности и воспитанности.
«Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе
«Школа безопасности»»
Показатели (оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
I. Теоретическая подготовка учащихся.
1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)
1-3 балла - обучающийся не овладел знаниями, предусмотренных программой, и не знает терминологии;
4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой, и избегает употреблять специальные термины;
7-9 баллов - объем усвоенных знаний составляет более 1/2 и сочетает специальную терминологию с бытовой;
10-12 баллов - обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой, и применяет специальную терминологию;
13-15 баллов - обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии.
1.2. Владение специальной терминологией.
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
II. Практическая подготовка учащихся.
2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы)
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.
1-3 балла - обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога;
4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками, предусмотренными программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога;
7-9 баллов - объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца;
10-12 баллов - обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества;
13-15 баллов - обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством.
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения.
2.3. Творческие навыки.
Креативность в выполнении практических заданий
III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.
1-3 балла - обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место, не аккуратен в работе.
4-6 баллов - обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно.
7-9 баллов - обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более 1/2, к работе относится старательно, не всегда ответственен.
10-12 баллов - обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен.
13-15 баллов - обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратно и ответственно выполняет задания.
3.2. Умение организовать свое рабочее место.
Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой.
3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат.
Аккуратность и ответственность в работе.
1-3 балла – низкий уровень
4-6 баллов – ниже среднего уровня
7-9 баллов – средний уровень
10-12 баллов – выше среднего уровня
13-15 баллов – высокий уровень
«Мониторинг личностного развития обучающихся при обучении по дополнительной общеобразовательной программе «Школа безопасности»
Отношение к деятельности
1. Самостоятельность
Высокий 13-15 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей.
Выше среднего 10-12 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей.
Средний 7-9 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения.
Ниже среднего 4-6 б. - не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения.
Низкий 1-3 б. - при выполнении работ нуждается в руководстве.
2. Инициативность и творчество
Высокий 13-15 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), помогает товарищам при разработке заданий.
Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету, предлагает свои варианты при созданий коллективных работ), но не помогает товарищам при разработке пособий.
Средний 7-9 б. - в творческом поиске (разрабатывает пособия, читает литературу по предмету).
Ниже среднего 4-6 б. - может сам разработать пособие, но в основном работает по образцу.
Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля.
3. Осознание значимости деятельности
Высокий 13-15 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы...) и побуждение к этому товарищей.
Выше среднего 10-12 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.).
Средний 7-9 б. - уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу.
Ниже среднего 4-6 б. - не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы.).
Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества.
Отношение к людям
1. Уважительное отношение к старшим
Высокий 13-15 б. - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
Выше среднего 10-12 б. - уважает старших.
Средний 7-9 б. - уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом.
Ниже среднего 4-6 б. - к взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве.
Низкий 1-3 б. - не уважает старших
2. Отношение к сверстникам
Высокий 13-15 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых.
Выше среднего 10-12 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам.
Средний 7-9 б. - не всегда отзывчив и доброжелателен.
Ниже среднего 4-6 б. - часто конфликтует со сверстниками.
Низкий 1-3 б. - постоянно конфликтует со сверстниками.
Отношение к себе
1. Соблюдение правил культуры поведения
Высокий 13-15 б. - соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.
Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения.
Средний 7-9 б. - не всегда соблюдает правила поведения.
Ниже среднего 4-6 б. - правила поведения соблюдает при наличии контроля.
Низкий 1-3 б. - не соблюдает правила поведения.
2. Самооценка
Высокий 13-15 б. - адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях)
Выше среднего 10-12 б. - в основном адекватная самооценка
Средний 7-9 б. - бывает адекватная и неадекватная самооценка
Ниже среднего 4-6 б. - часто бывает неадекватная самооценка
Низкий 1-3 б. - завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (неуверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях)
3. Стремление к самосовершенствованию
Высокий 13-15 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим.
Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны,
стремится изменить себя в лучшую сторону.
Средний 7-9 б. - знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону.
Ниже среднего 4-6 б. - не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога.
Низкий 1-3 б. - не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств.
1-3 балла – низкий уровень
4-6 баллов – ниже среднего уровня
7-9 баллов – средний уровень
10-12 баллов – выше среднего уровня
13-15 баллов – высокий уровень
3. Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий программу.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 № 41
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р (раздел IV)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова. – 6-е издание, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2008. – 423 с.
2. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ФОРУМ, 2009. – 496 с.: ил. (Профессиональное образование).33
3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. – М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 420 с.
5. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. – 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.
7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Академия, 2008. – 334 с.
В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебнометодических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях. В процессе подготовки к Олимпиаде идет поиск и Интернет-ресурсов поддерживающих вопросы методической работы учителя по основам безопасности жизнедеятельности, разработки содержания и степени сложности теоретических и практических олимпиадных заданий.
Интернет-ресурсы:
1. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3. http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
4. http://www.school-obz.org/ – информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности. 34
5. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий».
6. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях.