Исследовательская работа по ОБЖ на тему "автомобильные аварии и катастрофы".Целью данной работы является исследование темы автомобильные аварии и катастрофах,их критериях,причинах возникновения и мерах предотвращения.Изучение данного материала входит в тематическое и поурочное планирование на уроках 8 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Автомобильные аварии и катастрофы»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Исследовательская работа по ОБЖ (8 класс)
на тему
«Автомобильные аварии и катастрофы»
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ
Храбров Николай Васильевич
г. Вологда
2015 год
Автомобильные аварии и катастрофы
Введение
Причина актуальности выбранной темы урока и повышенного интереса к ней у подрастающего поколения лежит на поверхности. Транспортная система РФ – это один из важнейших и главных элементов в производстве и социальной инфраструктуре страны, базовый и крупнейший сектор ее хозяйственной системы. Транспортное сообщение соединяет все области и регионы Российской Федерации, таким образом, обеспечивая единое экономическое пространство и территориальную целостность страны. Транспортные коммуникации обеспечивают связь Российской Федерации с другими странами мира и выступают материальной базой для установления внешних экономических связей РФ, обеспечивая также интеграцию страны в экономическую систему мира.
Бурное развитие промышленности, быстрая смена технологий, активный ритм современной жизни зачастую ведут к крупным авариям и катастрофам, которые способны повлечь за собой значительные повреждения или разрушения, сопровождающиеся нарушением производственного процесса и представляющие опасность для здоровья и жизни людей.
Целью данной работы является исследование темы об автомобильных авариях и катастрофах, их критериях, причинах возникновения и мерах предотвращения. Изучение данного материала входит в тематическое поурочное планирование учащихся 8 класса.
Исходя их поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить сущность понятий: авария и катастрофа, их основные критерии и отличия;
- рассмотреть причины автомобильных аварий и катастроф;
- проанализировать автомобиль как источник повышенной опасности;
- сформировать у учащихся понятие "участник дорожного движения".
Средства обучения, используемые в ходе урока: учебник, электронное приложение к учебнику, правила дорожного движения, рабочая тетрадь по ОБЖ, образовательные ресурсы Интернет.
Методы и приемы обучения учащихся материалу: рассказ в сочетании с обсуждением и общим опросом.
Опорная схема урока, которая в тезисах раскрывает его тему, представлена на рисунке 1.
Автомобильные аварии и катастрофы
Понятие об автомобильной аварии и автомобильной катастрофе
Автомобиль - источник повышенной опасности
Причины автомобильных аварий и катастроф
Недисциплинированность участников дорожного движения
Неисправность транспортных средств
Неблагоприятные погодные условия
Плохое состояние дорог
Рис. 1. Опорная схема урока
Основные термины и понятия, используемые в процесс изучения темы урока: участник дорожного движения, автомобильная авария, автомобильная катастрофа.
Содержание урока.
1. Понятие аварии и катастрофы, их сущность и отличия.
Круглосуточно происходит перемещение огромного количества людей с помощью автомобилей, автобусов. Люди едут по своим делам, на работу, на отдых, в командировки, на учебу. Сегодня практически невозможно найти кого-то, кто не пользуется этим видом транспорта. Но расширение и усовершенствование транспортных коммуникаций, увеличение роли транспорта в жизни людей сопряжено и с негативными обстоятельствами, такими как дорожно-транспортные происшествия, большое число аварий автотранспортных средств. Использование автомобильного транспорта сопровождается определенной степенью риска и является источником опасности. Это обусловлено вероятностью дорожно-транспортного происшествия, травматизмом во время посадки в транспорт или во время движения транспорта.
Авария - неблагоприятное происшествие на пассажирских или грузовых автомобилях, вызванное неполадками, отказами, повреждениями и разрушениями их элементов и создающее угрозу водителям, пассажирам, населению и окружающей среде.
Катастрофа - событие, которое привело к трагическим последствиям. Автомобильную катастрофу от автомобильной аварии отличает тяжесть последствий: большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, разрушение транспортных средств и других объектов.
Главный критерий в различии автомобильных аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных являются человеческие жертвы, пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ.
Наиболее распространенной причиной автомобильных аварий и катастроф является нарушение установленных правил участниками дорожного движения.
Люди, участвующие в дорожном движении, из-за неправильного поведения на дороге или неправильного использования транспортных средств, создают дорожно-транспортные происшествия, находясь в транспортном средстве, так и снаружи его. Участниками транспортного движения могут быть люди, которые принимают прямое участие в движении в качестве водителей, то есть машинисты, пилоты, и пассажиры транспорта, а также пешеходы. Несмотря на частые благополучные исходы опасных ситуаций, очень большое число их завершаются авариями и ДТП. Чтобы избежать транспортной аварии, увеличить безопасность в транспорте и на дороге, нужно выполнять правила дорожного движения и правила поведения в транспорте.
2. Участники дорожного движения.
Правила дорожного движения дают следующее определение: участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Автомобиль - главный источник повышенной опасности автомобильного транспорта.
С каждым годом растет количество автомобилей на дорогах, возрастает скорость их движения. Мгновенно остановить автомобиль невозможно, поэтому водителю надо вырабатывать умение заранее оценивать обстановку на дороге. Пешеходу необходимо уметь сравнивать свою скорость движения со скоростью движения автомобиля, чтобы при переходе улицы не оказаться в непосредственной близости от него. Скорость пешехода в среднем 5 км/ч или 1,4 м/с. Разрешенная скорость автомобилей в городах и населенных пунктах - 60 км/ч или 17 м/с. За одно и то же время автомобиль проходит расстояние в 12 раз большее, чем пешеход. Например, за время, которое пешеход затратит на переход одной полосы движения транспорта шириной 3,5 м, автомобиль приблизится к нему на расстояние 40-50 м.
Длина тормозного пути автомобиля во многом зависит от скорости движения. Так, при скорости 100 км/ч она примерно в 6 раз больше, чем при скорости 40 км/ч.
Длина тормозного пути зависит и от состояния дорожного покрытия. На сырой, заснеженной, обледенелой дороге она может быть в 3 раза больше, чем на сухой.
На величину тормозного пути влияет также состояние шипа автомобиля. На 30-40% увеличивают тормозной путь изношенные покрышки.
Повторение пройденного материала.
Изученный материал дает учащимся представление о том, как же ведет себя на дороге в самых разных ситуациях автомобиль. Тема поведения пешехода на дороге стоит в тематическом планировании на урок ранее и была изучена учащимися на предыдущем занятии. Для формирования целостного представления об участниках дорожного движения хорошо подходит игровой момент, предлагаемый преподавателем учащимся.
На уроке ученикам необходимо разбиться на 4 фокус-группы, состоящие из равного количества человек. Каждая группа получает по 4 карточки, в каждой из которых представлены четыре вопроса, касающиеся поведения пешехода как участника дорожного движения. Каждый вопрос имеет наглядную иллюстрацию, что поможет ученикам получить полное представление о дорожной ситуации и правильно сориентироваться в ней. Также данное задание может быть выполнено с использованием персональных компьютеров при проведении учебного занятия в компьютерном классе.
Вопросы для фокус-групп учащихся
1. Как должен поступить пешеход в этой ситуации?
1. Пройти перед автомобилем, убедившись, что он остановился и уступает Вам дорогу.
2. Пройти первым.
3. Уступить автомобилю
2. Как правильно переходить проезжую часть ?
1. В любом месте по пешеходному переходу.
2. За спиной и перед грудью регулировщика, убедившись, что транспорт вас пропускает.
3. Переход запрещен.
3. С какой стороны регулировщика разрешен переход ?
1. Переход запрещен.
2. За спиной и перед грудью регулировщика.
3. В любом месте по пешеходному переходу.
4. С какой стороны регулировщика разрешен переход?
1. За спиной регулировщика, убедившись, что транспорт вас пропускает.
2. Переход запрещен.
3. В любом месте по пешеходному переходу.
5. На что должны обращать внимание пешеходы, при переходе?
1. На котенка.
2. На машины, поворачивающие направо.
3. На сигналы регулировщика.
4. На машины и на сигналы регулировщика.
6. В каких случаях можно переходить проезжую часть не спускаясь в подземный переход?
1. При отсутствии транспорта.
2. Если есть подземный переход, переходить нужно только по нему.
3. Если опаздываешь в школу.
7. Где нужно ожидать общественный транспорт?
1. В любом месте;
2. На проезжей части.
3. Транспорт нужно ждать на остановке, при этом ни в коем случае нельзя выходить на проезжую часть!
8. Можно ли переходить проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода?
1. Можно
2. Нельзя.
3. Можно, если пропустить транспорт.
9. Имеют ли пешеходы преимущественное право перехода?
1. Имеют
2. Не имеют
10. Как правильно обходить трамвай?
1. Только спереди;
2. Только сзади;
3. Подождать, когда транспорт отъедет от остановки, тогда дорога будет хорошо видна в обе стороны.
11. Разрешается ли пешеходам переходить через дорогу, если нет пешеходного перехода?
1) Запрещается, необходимо дойти до ближайшего светофора.
2) Разрешается переходить дорогу, где она хорошо просматривается в обе стороны при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.
12. В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?
1) На участках, где она хорошо просматривается в обе стороны (при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка), под прямым углом к краю проезжей части.
2) На перекрестках по линии тротуаров или обочин.
3) Во всех перечисленных местах.
13. В каком из этих мест пешеходу разрешено пересекать проезжую часть?
14. Что означает эта дорожная разметка?
1) Место перегона животных.
2) Место пересечения велосипедной дорожки с проезжей
частью.
3) Пешеходный переход.
15. Что обозначает данная разметка?
1) Пешеходный переход, где движение регулируется светофором.
2) Место, где пешеходная дорожка пересекает проезжую часть.
3) Пешеходный переход, стрелки разметки указывают направление движения пешеходов.
16. Поставить под номером знака правильный ответ.
1 2 3 4 5
1. Велосипедная дорожка.
2. Осторожно пешеходный переход.
3. Железнодорожный переезд без шлагбаума.
4. Движение пешеходов запрещено.
5. Езда на велосипеде запрещена;
6. Движение только для пешеходов;
После получения карточек каждой фокус-группе учащихся дается 15 минут для коллективного обсуждения полученных заданий и ответов на поставленные вопросы.
По истечении указанного времени представитель от каждой группы зачитывает для всего класса поставленные группе вопросы вместе с ответами. При несогласии остальных учеников класса и учителя происходит коллективное обсуждение вопроса, вызванного затруднение, и поиск верного решения.
Анализ ответов учащихся следует отразить в виде диаграммы, аналогичной рисунку 2, для наглядного понимания процесса усвоения изучаемого материала.
Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод о высоком проценте закрепления полученных знаний у учащихся (свыше 80-ти процентов).
3. Причины возникновения автомобильных аварий и катастроф.
Причины, по которым возникают дорожно-транспортные происшествия, бывают различные. Но чаще всего это технический дефект транспортного средства, несоблюдение правил дорожного движения, высокая скорость или низкая подготовка водителей, которые управляют транспортным средством, медленная их реакция.
Алкогольное опьянение лиц, которые управляют автотранспортом - одна из самых частых причин катастроф и аварий на дорогах. Также, нарушение правил перевозки опасных грузов, нарушение техники безопасности, которое приводит к очень серьезным ДТП.
Еще одной причиной дорожно-транспортных происшествий является плохое состояние дорог. Очень часто встречаются не закрытые люки на дорогах, участки дорог на которых проводятся ремонтные работы, не огороженные и без соответствующих обозначений, и знаков, которые предупреждают об опасности. В совокупности это и приводит к страшным последствиям и потерям.
4. Классификация автомобильных аварий. Действия служб при возникновении дорожно-транспортного происшествия.
Различают следующие разновидности дорожно-транспортных происшествий, произошедших при: столкновении, опрокидывании автомобилей и наездах; на железнодорожных переездах; в ходе перевозки опасных грузов; при пожарах на автотранспорте; при падении автомобилей с крутых склонов; при попадании автомобилей под лавины и сели; при падении автомобилей в водоемы.
При автокатастрофе самое главное - это своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в течение 20-30 минут, в противном случае может быть уже поздно.
К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.
В соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г . № 151-ФЗ к спасению пострадавших в дорожно-транспортном происшествии могут привлекаться участники этого происшествия и, на добровольной основе, отдельные граждане, оказавшиеся в зоне происшествия.
С целью повышения эффективности оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях определяются зоны обслуживания (ответственности) аварийно-спасательных формирований, которые устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией с учетом возможностей этих формирований. Зоны обслуживания согласовываются с соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующих подсистем и звеньев РСЧС.
На практике при дорожно-транспортных происшествиях места выполнения аварийно-спасательных работ распределяются в трех зонах. В первой зоне (в радиусе 5 метров от объекта происшествия) находятся специалисты, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательных групп, которые обеспечивают готовность к работе аварийно-спасательных средств. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) располагаются средства доставки спасателей к месту происшествия, средства освещения и ограждения и другие аварийные технические средства.
Нормы времени прибытия сил различных ведомств определяются нормативными документами или комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для каждой зоны ответственности в соответствии с местными условиями.
В первую очередь оказывается помощь пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне и могут покинуть автомобиль через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. В данной ситуации следует опираться на знания об оказании первой медицинской помощи, полученные на уроках биологии.
Затем освобождаются зажатые части тел пострадавших. В зависимости от конкретной обстановки осуществляется отгибание листового и профильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью.
Для извлечения пострадавших из-под автомобиля производят приподнимание автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов и приспособлений или осуществляют подкоп в грунте.
При проведении аварийно-спасательных работ спасатели должны быть постоянно готовы к тушению пожара, который может возникнуть при работе, прежде всего, с электроинструментами.
Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
5) Поведение человека при возникновении ДТП.
Анализ поведения человека в момент совершения дорожно-транспортной ситуации позволяет выделить основные моменты, следование которым поможет избежать трагических последствий.
Не покидать машину до её остановки. Исследования показывают, что в этом случае шансов выжить в 10 раз больше, чем при катапультировании,
Сохранять самообладание, управлять машиной до последней возможности,
Сделать всё, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево - лучше идущего на вас автомобиля,
Когда удар не отвратим, самое главное - препятствовать своему перемещению вперёд и защитить голову. Для этого ногами упереться в пол, руками, напрягая все мышцы, в рулевое колесо, голову наклонить вперёд, между рук.
Водитель должен застыть за рулем, стараясь при этом «смягчить» предстоящее столкновение.
Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок, распростершись на сиденье - это позволит избежать травм от удара о твердые предметы. Пассажиры, которые находятся на заднем сиденье, должны постараться упасть на пол.
Если рядом находится ребёнок, его нужно крепко прижать, закрыть собой и так же упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сидение, поэтому ПДД запрещают находиться там детям до 14 лет.
После того, как удар произошел, первым делом надо определиться, где, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно, они заклинены, и надо, открывать или разбивать окна.
Мотоциклист должен быть обязательно в каске даже при езде на маленькое расстояние, при столкновении он должен постараться сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные органы, при падении - расслабиться, не напрягая мускулы, но стараться смягчить удар о землю.
Если машина оказалась в воде.
Происшествия на прибрежных дорогах, парковка под слишком большим углом, ошибки при маневре, превышение скорости, сильный порыв ветра при движении по набережной или по мосту могут стать причиной падения автомобиля в воду. Это влечет за собой последствия, которые особенно тяжелы в двух случаях: когда находившиеся в машине получили ранения или когда страх перед возможными последствиями почти парализует реакцию на происходящее.
Если тот, кто находится внутри, не получил повреждений во время падения в воду и сохраняет спокойствие, он имеет достаточно времени, чтобы выбраться из своей «клетки». Самое важное - сохранить способность контролировать свое поведение в самой тяжелой ситуации. Автомобиль не покидается до момента его полного погружения в воду.
Оказавшись в воде, машина некоторое время может держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из неё выскочить. Но двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и автомобиль начнёт резко погружаться. Выбираться нужно через открытое окно.
Когда вы поняли, что машина погружается, первое правило, которое нужно выполнить, это закрыть окна, чтобы замедлить процесс погружения. После этого включаются фары, которые могут послужить сигналом для потенциальных спасателей (электрооборудование обычно продолжает работать в течение некоторого времени). Если вы ехали в одиночестве, опускается спинка сиденья, чтобы иметь больше пространства для движения. Если вы не один, постарайтесь, по возможности, успокоить самых слабых и сохранить спокойствие. В подобных обстоятельствах необходима максимальная собранность, чтобы действовать, не допуская ошибок. Важно не дать вашим пассажирам впасть в отчаяние. Оптимизм важен для правильного распределения сил и средств.
В затонувшей автомашине необходимо поискать подушки, свертки, какую-нибудь одежду, подложить их под себя и подняться головой до потолка. Снять с себя все то, что может сковывать движение или за что-нибудь зацепиться: пальто или тяжелую одежду, ботинки, шнурки и ремни. Когда вода заполнила салон и превысила уровень двери (принцип выравнивания давления выполнен) можно открыть дверь. Этот путь предпочтителен, если машина осталась целой. В противном случае открывается окно, высовывается рука и упирается в крышку, лицо при этом обращено внутрь, и далее головой вперед вы выбираетесь из машины. Операция облегчается максимальной расслабленностью и гибкостью тела.
В случае если окна не открываются, нужно разбить стекло. Обычно предпочтение отдается лобовому или заднему стеклам, которые больше других. Это, однако, зависит от положения, в котором находится машина после погружения и которое почти никогда не бывает горизонтальным, а также от положения пассажиров. Для того чтобы разбить стекло, необходимо выждать до последнего, далее бить тупым предметом, причем не в центр, а в угол стекла, где сопротивление меньше. Для этой цели может послужить огнетушитель, который всегда должен быть в салоне или радиоприемник, а иногда достаточно надавить ногами и выдавить стекло из резиновых прокладок, даже не разбив его.
Очутившись под водой вне машины, имейте в виду, что у вас не менее 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы достичь поверхности. Считается, что опасна глубина более 30 метров, но найти её падающему автомобилю, практически не возможно, разве, что за бортом морского парома.
Действия пpи лобовом столкновении.
Если Вы сидите сзади, упpитесь pуками и ногами в пеpеднее сиденье, пpижмите голову к pукам.
Если сидите на переднем сидении, следует упереться в пеpедний щиток, но не в стекло.
Самые частые и самые опасные тpавмы - тpавмы головы. Надевайте если не шлем, то плотный головной убор. Садясь в машину не снимайте головной убоp, а натяните потуже.
Если автомобиль вот-вот опpокинется - пpигнитесь к сиденью и деpжитесь за него pукой. Не хватайтесь за pучку двеpи - двеpь может быть соpвана.
Если автомобиль упал с моста в воду, не паникуйте и не деpгайтесь: ждите, пока салон заполнится водой, вдохните остатки воздуха и выбиpайтесь вплавь.
6. Статистика автомобильных аварий и катастроф в Российской Федерации и в мире.
Исследования и статистика позволяют сделать вывод о том, что аварийность на дорогах России одна из самых высоких в мире. На улицах городов и населенных пунктов происходит более 70% аварий и примерно 30% - на загородных дорогах. Пешеходы составляют около 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших, 36% составляют пассажиры и 34% - водители.
Автомобильная авария - одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени. В России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок! Только в Москве автомобили ежедневно уносят 3-4 жизни и калечат 30-40 человек, ежегодно на дорогах города за год погибают до 60 детей, это два полных класса. Травмы получают свыше тысячи детей – а это целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают 36 – 37 тысяч человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.
По статистике ежегодно в мире при катастрофах на транспорте число пострадавших достигает около 8 миллионов человек, из них погибает около 300 тысяч человек.
Заключение
Исследование темы "Автомобильные аварии и катастрофы" позволяет сделать вывод о том, что современный автомобильный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью его является большая насыщенность энергетикой. Наиболее электроемкими видами транспортных средств автобус, троллейбус, трамвай.
Главные меры (усилия) человека по борьбе с автомобильными авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности транспортного средства и соблюдение правил дорожного движения.
Уместно отметить, что транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.
В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира так и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей, конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения.
Список использованной литературы
1) С.К. Миронов, В.Н. Смагин. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. Москва, 2015.
2) Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004.
3) Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998.
4) Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: Учебное пособие в 3-х книгах / Под ред. К.Е. Кочеткова, В.А. Котляревского и А.В. Забегаева. 2008.