kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок с элементами профориентации по обществознанию "Правоохранительные органы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного урока  заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности.  Данная тема урока  позволяет углубить  правоведческие  знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена  на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7»







Районный конкурс методических разработок

«Профориентация на уроке»








Правоохранительные органы (9 класс)
















Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 26 лет

Линия УМК по обществознанию: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова.







Тема: Правоохранительные органы 

Пояснительная записка

Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии, адекватным способностям, желаниям личности. Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.

Тип урока - изучение нового материала

Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, частично-поисковый, информационный

Данный урок позволит решить ряд задач воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков, нравственных качеств личности.

Образовательными целями правового обучения стали вопросы повышения правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности учащихся

Развивающими целями является формирование индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования, коммуникативности.

Согласно принципам правового обучения главными задачами стало формирование:

- углубить и расширить знания школьников о системе правоохранительных органов ;

- научить различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы;

- ознакомить школьников с простейшими видами правовых документов (заявлениями, доверенностями и т.п.);

- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка учащегося в сфере нравственно- правовых, этических отношений; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание; ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии; учет разных мнений; овладение средствами решения коммуникативных задач.

Планируемые результаты учебной деятельности учащихся:

В области предметной компетенции учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории.

В области коммуникативной компетенции учащиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).

В области социальной компетенции учащиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Цели: 
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов (суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, милиции), цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 
2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 
3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в парах, формулировать и задавать вопросы; навыков работы с нормативными документами. Умений анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное. 

Исходя из этого, формируются задачи стоящие перед преподавателем:

1) предоставить учащимся необходимые общие данные по основным правоохранительным органам;

2) вместе с учащимися сформулировать определение понятию «правоохранительные органы»;

3) обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой;

5) научить способности формулировать понятия собственными словами.

        

Данный урок важен в целях преодоления правового нигилизма в российском обществе и нивелирования негативных последствий, выраженных в атмосфере недоверия к сотрудникам правоохранительных органов; в стремлении решать конфликт не с помощью законных способов – путем обращения в правоохранительные органы и суд, а с помощью незаконных; а также общего повышения значения права.
Ход урока. 

1 – й шаг. Определение нового. Слово учителя:

Иногда нам приходится сталкиваться с нарушением наших прав и мы не знаем, как защититься от несправедливости; иногда нам не хватает юридических знаний и мы обращаемся за помощью к специалистам. И в первом и во втором случаях нам приходится сталкиваться с правоохранительными органами.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.

- Как вы думаете, на какие жизненные вопросы мы должны ответить, чтобы определить задачи правоохранительных органов ?

- Как вы думаете, какие цели будут сегодня на уроке?

- постановка темы и целей урока 
1 слайд «Тема, цели» 

3 – й шаг. Планирование действий.

- Чтобы достичь целей на уроке и понять, как ответить на эти сложные вопросы, какая форма работы будет особенно продуктивна? Почему? (работа с документами-источниками, мозговой штурм)

- Наметим план работы.

- Что нам необходимо сделать?

  1. Выработать алгоритм поведения в трудных жизненных ситуациях, будучи в ответе не только за себя.

  2. По ходу исследования формулировать тезисы и правила, помогающие приблизиться к решению вопросов.

  3. Запись цепочки логических опорных сигналов на доске.

  4. Составление синквейна
    2 слайд «Правоохранительные органы» 
    В соответствии с определением – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. 
    Сегодня нам предстоит изучить 5 видов правоохранительных органов. 
    3 слайд «Виды правоохранительных органов» 
    В ходе урока вы должны будете заполнить сводную таблицу. 
    4 слайд «таблица» 

Правоохранительный орган Закон, регулирующий деятельность. Функции 
Изучение основных видов правоохранительных органов начнем с изучения функций адвоката. 
- сообщение учащегося, 
- обсуждение (беседа), 
- работа с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» 
? какую деятельность мы называем адвокатской?
? каковы функции адвоката?
? кто может стать адвокатом?
? а кто не имеет на это права? 
? как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, желающий стать адвокатом? 
5 слайд «Адвокат» 
Следующий правоохранительный орган – суд. 
- сообщение учащегося 
- обсуждение 
- подведение итога исследовательской работы учащегося – обсуждение интервью с судьей 
- объяснение учителя (рассказ о нормативно-правовой базе и системе судов в РФ) 
? каковы функции суда? 
? кто может стать судьей? 
? как вы считаете, какими качествами должен обладать судья? 
6 слайд «Суд» 
Теперь настало время поговорить о полиции - сообщение учащегося 
- обсуждение 
- работа с законом «О полиции» 
? какие задачи стоят перед полицией? 
? какова система органов полиции в РФ?
? в чем разница функций криминальной полицией и полицией общественной безопасности?
? кто может стать сотрудником полиции?
7 слайд «Полиция» 
Надзор за практически всеми правоохранительными органами осуществляет прокуратура. 
- просмотр видеосюжета 
- обсуждение 
8-9 слайды «Прокуратура» 
Продать дом или получить богатое наследство поможет нотариус. 
- сообщение учащегося 
- обсуждение 
- работа с документом (З-н «О нотариате») 
? кто может стать нотариусом?
? каковы функции нотариуса? 
? какие ограничения в деятельности нотариуса существуют?
? может ли нотариус быть частным? 
10 слайд «Нотариус» 

4 – й шаг. Планирование решений.

- Как вы думаете, на какие жизненные вопросы мы ответили ? Кто готов сделать выбор в пользу профессии «юрист», «адвокат», «работник полиции» ?

5 – й шаг. Планирование результата.

Решения проблемы.

- «Так как же мы решили проблему?»

Закрепление

2) тест (у каждого на парте)
1. надзор за исполнением законов относится к функциям 
а) суда в) прокуратуры 
б) милиции г) нотариуса 
2. продолжите фразу: «Статус адвоката вправе приобрести лицо…» 
а) имеющее высшее юридическое образование 
б) ранее работавшее следователем 
в) с погашенной судимостью 
3. чтобы заверить копии документов нужно обратиться 
а) в суд в) к начальнику 
б) к адвокату г) к нотариусу 
4. гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юр. Образование и юр. Стаж 5 лет может стать 
а) судьей в) прокурором 
б) адвокатом г) участковым 
5. в задачи милиции не входит: 
а) обеспечение безопасности 
б) вынесение приговоров 
в) раскрытие преступлений 
г) охрана общественного порядка 
ключ 1в, 2а, 3г, 4а, 5б 

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания (домашнее задание)

- полученные знания по данной теме вы можете высказать в письменной форме (эссе) не забудьте отметить, как можно применить новые знания?

Рефлексия.

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

  • Оцените свою работу на уроке. Работу класса

4. выставление оценок

Просмотр содержимого документа
«приложение к коспекту»

Урок обществознания в 9 классе


Учитель истории и обществознания Головчанский В.В.


Современный урок обществознания в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Требования к современному уроку обществознания в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию обществознания и права, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений.

Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках обществознания, увидев схему, ученики могут сами логически вывести признаки, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.

В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.























Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал для учащихся»

Приложение 2


Раздаточный материал для учащихся (для беседы по ходу урока)




Схема 1. Система правоохранительных органов в

Российской Федерации.



Органы прокуратуры

Судебные органы

Адвокатура



Органы предварительного следствия

Органы дознания

Органы оперативно-розыскной деятельности

Нотариат

Органы частной детективной деятельности



Органы частной детективной деятельности

Система правоохранительных органов


























Схема 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

МВД

РФ

ФСБ

ФС налоговой полиции

ФС

Охраны

РФ

Фед. погр.

служ.

РФ

Гос. тамож.

ком. РФ


Служба внешней разведки РФ

Служба внешней разведки МО РФ

Федер. Агент правит. Связи и инф-ии

Минист.

Юстиции РФ

З

А

Д

А Ч

И

1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

2. Выявление и установление лиц, подготавливающих или совершивших преступления.

3. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уголовного наказания.

4. Розыск без вести пропавших.

5. Добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности РФ.

1. Опрос граждан, наведение справок.

2. Сбор образцов, контрольные закупки.

3. Исследование предметов и документов.

4. Наблюдение.

5. Отождествление личности.

6. Обследование помещения, здания, сооружения, местности, транспортных средств.

7. Контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений.

8. Цензура корреспонденции заключённых.

9. Оперативное внедрение.

П

О

Л

Н

О

М

О

Ч

И

Я





Схема 3. Органы, осуществляющие дознание.

Перечень органов, осуществляющих дознание.

Полиция

Органы ФСБ

Федер. Органы налог-й. инспекции

Таможенные органы.

Органы Гос. пожарного надзора

Началь-ки исправит. Учережд. и следст.

изолят-в

Органы погран. службы.

Коман-ры в/ч, соед-й и нач-ки военных учережден.

Кап-ны морских судов и нач-ки зимовок.


З

А

Д

А

Ч

И

1. Принятие необходимых оперативно-розыскных и иных мер в целях обнаружения преступлений и совершивших их лиц.

2. Принятие необходимых мер для предупреждения и пресечения преступлений.

3. Дознание ведётся по делам, по которым:

- предварительное следствие обязательно (срок 10 дней)

- предварительное следствие необязательно (срок до 1 месяца)

1. Задержание подозреваемого.

2. Вызов подозреваемого.

3. Допрос подозреваемого.

4. Протокольная форма досудебной подготовки материалов.

5. Сбор необходимых документов.

6. Направление протокола надзирающему прокурору.

П

О

Л

Н

О

М

О

Ч

И

Я




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок с элементами профориентации по обществознанию "Правоохранительные органы"

Автор: Головчанский Василий Васильевич

Дата: 22.06.2015

Номер свидетельства: 221016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Урок обществознания в 9 классе с элементами профориентации. Тема: "Правоохранительные органы". "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-obshchiestvoznaniia-v-9-klassie-s-eliemientami-proforiientatsii-tiema-pravookhranitiel-nyie-orghany"
    ["file_id"] => string(6) "221015"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434992806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства