kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения и обобщения по обществознанию "Человек и природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на проектно-исследовательской деятельности ребят. Экспертная комиссия дала высокую оценку

Урок-обобщение   по теме  «человек и природа»

Цели:                                                                                                                                - обобщить и углубить знания учащихся 'по теме «Чело­век и природа»;

- продолжить формирование умения учащихся работать в группах.

 

             Задачи:

 - исследовать проблему взаимосвязи человека и при­роды;                                                       -выяснить отношение общества к существующей в нашей стране и мире      экологической проблеме;                                                                                                        -узнать, как и кем данная проблема решается на международ­ном, государственном областном, районном уровнях                                                                                                        - продолжить формирование умений планирования совместной                         работы, постановки  целей, распределения обязанностей; умения ана­лизировать СМИ, законодательную и нормативно-правовую базу про­блемы; проводить социологические опросы разных групп населения; организовывать встречи и брать интервью у компетентных специа­листов, экспертов.

 

Оборудование:  таблички с названиями групп: исследователи СМИ, юристы, социологи.

 

Тип урока: урок-проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения и обобщения по обществознанию "Человек и природа" »


Урок-обобщение по теме «человек и природа»

Цели: - обобщить и углубить знания учащихся 'по теме «Чело­век и природа»;

- продолжить формирование умения учащихся работать в группах.


Задачи:

- исследовать проблему взаимосвязи человека и при­роды; -выяснить отношение общества к существующей в нашей стране и мире экологической проблеме; -узнать, как и кем данная проблема решается на международ­ном, государственном областном, районном уровнях - продолжить формирование умений планирования совместной работы, постановки целей, распределения обязанностей; умения ана­лизировать СМИ, законодательную и нормативно-правовую базу про­блемы; проводить социологические опросы разных групп населения; организовывать встречи и брать интервью у компетентных специа­листов, экспертов.


Оборудование: таблички с названиями групп: исследователи СМИ, юристы, социологи.


Тип урока: урок-проект.


















Ход урока


Учитель:

Мы закончили изучение большой и важной темы «Человек и природа». Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать те знания, которые вы получили во время уроков обществознания.

Тема наша «Человек и природа». Чем является природа для нас, мы выяснили –это естественная основа жизнедеятельности людей, а также это огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы в производственной деятельности и в повседневной жизни.

А вот вопрос–кем мы являемся для природы?

Послушайте притчу.

Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарила хозяина и пользовались его дарами. Но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.

Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

Этот щедрый хозяин-природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру- люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то , что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все больше и больше , хищнически растрачиваем ее кладовые и, в конечном счете, наказываем себя.

Природа в России ассоциируется с белой березой, что же может с ней произойти


Задания по группам: Назовите основные источники загрязнения


-промышленность

- сельское хозяйство

- транспорт

- техногенные катастрофы

- природные катастрофы

- бытовой мусор

(показ слайдов)


Вот что стало с березой, с природой.

С какой же проблемой столкнулись люди? (Экологической)

Какая же задача стоит перед нами, ныне живущих? (спасти природу)

Как вы думаете, какой проблемный вопрос мы должны поставить на уроке?

Каковы причины экологического кризиса, и как можно решить данную проблему?

Сегодня нам предстоит, опираясь на знания, полученные на уроках, а также на результаты вашей самостоятельной работы, ответить на наш вопрос.

Что касается самостоятельной работы, вы предварительно разделившись на группы, самостоятельно работали по четырем основным направлениям:

  • исследователи СМИ,

  • изучали законодательную и нормативно-правовую базу вопроса

  • проводили социологические опросы

  • встречались с компетентными специалистами, брали у них интервью .


Слово предоставляется СМИ

. Мы, как представители СМИ , должны обратить внимание, хотя бы здесь присутствующих, на некоторые факты человеческой деятельности приближающих катастрофу.По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% зависит от образа жизни, на 20%-от качества окружающей среды, еще на 20%-от наследственных особенностях организма и на 10%-от развития здравоохранения Человечество столкнулось с таким явлением, как, парниковый эффект, который приводит к постепенному повышению температуры на Земле. Земля не только нагревается лучами солнце, но и отдает часть этого тепла в космос. Сегодня в атмосфере увеличивается количество молекул углекислого газа и других газов, которых раньше не было. Они «не выпускают»тепловые лучи обратно в космос, и тепло удержиается в атмосфере. Так в парниках удерживает тепло пленка. Эти газы образуются в о многом в результате работы промышленных предприятий. В России промышленные предприятия и бытовые котельные выбрасывают в атмосферу 19 млн тонн, а автотранспорт- еще 11 млн. тонн загрязняющих веществ..Это значит, что на каждого городского жителя России приходится около 275 кг вредных веществ..

Не менее сложна экологическая проблема озонового слоя. Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное космическое излучение до поверхности Земли. К сожалению, пока не найдены причины истощения озонового слоя планеты и решения для предотвращения этого

Другое загрязнение человеческого сознания — это бездумное, потребительское отношение к природе , к животным.

После того, как не стало мамонтов, люди были вынуждены охотиться на меньшего зверя — бизона, шерстистого носорога, гигантского оленя. А теперь посудите, не ли такой же логикой руководствуемся мы ныне, «осваивая» биологические ресурсы Мирового океана? Ведь мы действуем по принципу наших далеких палеолитических пращуров: сначала выбили китов, потом ценные виды рыб, а сегодня вылавливаем мойву, минтая, ставриду и т.п.. Выращивание ценных видов морских животных и растений, так называемая морикультура — это жалкие крошки к мировому обеду. То есть мы отличаемся в этом вопросе от наших предков лишь тем, что бьем китов из пушек, а рыбу вылавливаем километровыми неводами

В России экологическая обстановка также оставляет желать лучшего. Исчезновение лесов из-за вырубки, браконьерства и лесных пожаров. А они дают кислород, которым мы дышим.
Истощение черноземных почв из-за нерационального использования и отсутствия комплексной мелиорации. А использование пестицидов. Это вещества, которые используются для борьбы с насекомыми, сорными растениями, для удаления листвы. В некоторых из них присутствует очень сильный яд диоксид, который разрушает организм, вызывает рождение людей-уродов. Диоксид выделяется еще при горении многих пластмасс.Правительства всех стран обеспокоены экологической ситуацией, принимаются меры. Сейчас мы покажем сценку, вы должны определить ,о чем в ней говорится

На сегодняшний день Радикальным технологическим решением многих экологических проблем и сохранения природной среды заключается в разработке и осуществлении новой стратегии научно-технического прогресса – создании систем цикличного безотходного производства


Слово предоставляется юристам


Мы, юристы, вполне согласны с выступлением предыдущих ораторов

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Хотя, считается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Первыми в России законодательными актами по экологическому праву были указы Петра I по охране лесов и животных.

Но на сегодня что касается, Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение при­родной среды достигло невиданных за последние годы масштабов.. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но, что обидно, несмотря на все декларации о праве человека на благо­приятную для жизни и здоровья окружающую среду по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими.


Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло.


Сейчас идет разработка экологического права – это отрасль права. Обеспечивающая сохранение окружающей среды есть одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда.



.На защите окружающей среды стоит и наш основной закон –Конституция Российской Федерации Ст 41, ст42,ст58

Учитель Обратимся к ст 41

Какие пункты этой статьи непосредственно относятся к нашей теме: п.2, п.3

В РФ поощряется деятельность, способствующая развитию экологическому благополучию

Каким образом? (фирмам ,предприятиям предоставляются какие-то льготы, уменьшают налоги)

П.3 Сокрытие фактов и обстоятельств влечет за собой ответственность

Какую? (материальную, административную, дисциплинарную, уголовную)

Ст 42 О чем?

Каждый имеет право на достоверную информацию, и на возмещение ущерба

Ст 58

В чем смысл ее? (Каждый обязан охранять и бережно относиться)



о местном материале


Выступление журналистов

С вопросом о взаимодействии человека и природы мы, журналисты , обратились к компетентным специалистам. Мы встретились с преподавателем экологии в нашей школе и с главой администрации Моменты встреч предоставляем вашему вниманию.

Видео


С какой экологической проблемой в нашей местности познакомила нас С.В.?

Каким путем предлагает С.В. решить экологическую проблему?

(1Пересыхание прудов, обмеление рек, некачественный состав воды

2Повышение экологического образования)


Какое явное нарушение экологической обстановки допускают наши жители? Какова мера наказания?

(1 Сваливают бытовые отходы не в санкционированных местах

2 Административная ответственность)

.



Социологи

Мы, социологи , работали непосредственно с людьми. Респондентами у нас были жители села. К ним мы обратились с основным вопросом нашего урока: «Как можно решить экологическую проблему в стране и конкретно в нашем селе?»

Результаты анкетирования вы узнаете, проиграв с нами некоторые элементы из всеми известной телеигры « Сто к одному». Командой является каждая группа


Задание 1. : (пока думают, показ сладов)

Определите количество голосов (максимум 20) каждого ответа на вопрос

Наибольший вклад в решение экологической проблемы внесет

А) каждый житель

Б) Правительство каждой страны


Задание 2.(сначала дадут ответы, потом показ слайдов с ответами по мере убывания)

Расположите ответы, данные нашими респондентами, в порядке убывания (какой ответ использовали больше, какой меньше и т.д.) на вопрос:

Какие меры, способствуют улучшению экологической ситуации в стране?

А)ужесточение контроля за соблюдением природоохранного законодательства

Б) максимально возможная компенсация ущерба, нанесенная природе или здоровью людей

В) широкое освещение экологической обстановки СМИ

Г) проведение независимых экологических экспертиз


Задание 3. (после ответов ребят смотрим слайды, находим совпадения)

Насколько ваши ответы совпадут с ответами респондентов на вопрос: Как каждый из нас может участвовать в решении экологической проблемы?

Каждая команда должна дать по одному ответу


Победила команда (юристов, журналистов, представителей СМИ)


Чтение стихов


Океан седой гремит набожно: Он таит обиду в глубине. Серые раскачивая пятна, На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно «освоили» планету, Широко шагает новый век, На земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек?

( А. Плотников)


Берегите эти земли, эти воды, Даже маленькую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е.Евтушенко)


Подведение итогов занятия.


Учитель.

Вернемся к началу нашего урока. К символу природы России- березе. И к проблемному вопросу урока.


Какие же выводы мы сделаем?

Раздать командам предложения с пропущенными словами, должны вставить и зачитать


  1. Человек и Природа взаимосвязаны. Природа - естественная основа жизнедеятельности людей, среда их обитания. Уничтожив природу, человек не сможет жить на Земле.

  2. Неразумная хозяйственная деятельность, расточительное отношение к природным богатствам, потребительское отношение к природе привели к экологическому кризису.

  3. Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, которую должны решить люди всего мира сообща.

  4. Каждый человек может сделать мир вокруг себя чище. Важно, чтобы каждый из нас осознал это и вносил собственную лепту в сбережение живого, охрану и защиту природной среды.



Учитель

Хочется похвалить и поблагодарить вас за активную, творческую, плодотворную работу. Благодаря вашей работе мы смогли увидеть, что одной из глав­ных причин экологического кризиса является «экологическая без­нравственность» человека, преодолевая которую, нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной вы­годы, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе харак­теризует и его отношение к самому себе, к другим людям, к обществу в целом. И со следующего урока мы начинаем изучать тему «Человек среди людей»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок повторения и обобщения по обществознанию "Человек и природа"

Автор: Аболова Марзия Кинжегалиевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по обществознанию по теме "Общество и природа" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-obshchiestvo-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "194366"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427771804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства