kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений" в 10 классе, раскрывает особое место права в системе социальных норм, подчеркивает связь морали и права; формирует умения анализировать конкретные ситуаии с позиций норм морали и права; проводит сравнительный анализ сходных явлений, вырабатывает уважительное отношение к праву. Тип урока: устный журнал. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений". »

ФИО: Ключева Елена Николаевна

Место работы: МКОУ Хомутовская средняя

общеобразовательная школа

с углубленным изучением

английского языка

- Хомутовская СОШ,

Курская область

Должность: учитель истории и обществознания

Тема урока: «Право как регулятор общественных отношений».

Класс: 10

Предмет: обществознание

Цель : углубить и систематизировать знания учащихся 10-го класса о праве; раскрыть особое место права в системе социальных норм, подчеркнуть связь морали и права; продолжить формирование у учащихся умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали и права, проводить сравнительный анализ сходных явлений; вырабатывать уважительное отношение к праву, готовность следовать его нормам.

Тип урока: устный журнал

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова ; материалы к курсу А.Ф. Никитина; учебник А.С. Пиголкина ; таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру.

Мы рассмотрим следующие вопросы журнала :

  1. Роль права в нашей жизни.

  2. Основные признаки права.

  3. Мораль- опора права.

  4. Единство права и морали.

  1. Изучение нового материала

  1. Открываем первую страницу устного журнала -.

Пытаясь понять, что такое права и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким – либо смыслом. .

Во – первых, означает то, что , т.е. естественное право.

Во – вторых, право означает то, что .

В качестве опережающего задания я попросила написать эссе . Послушаем несколько выступлений.

1-е выступление

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что живём в правовом государстве, которое характеризуется верховенством права, незыблемостью прав и свобод человека, разделением властей. Но, наверное, мы не раз задумывались над тем, что гарантируем нам право, какое значение оно играет в нашей жизни.

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно разобраться в том, что есть право. Я всегда считала, что право является главным гарантом свободы человека, его взаимоотношений с окружающим миром.

С юридической точки зрения право- совокупность устанавливаемых и охраняемых государством властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Другое значение характеризует право как охраняемую государством, узаконенную возможность, свободу что-либо делать , осуществлять. Ключевым словом в этих понятиях являются , . Исходя из этого , права –регулятор общественных отношений.

Этот регулятор проявляется с разных сторон: это наша частная жизнь, публичная, наша работа, досуг. Но это не жёсткие рамки, ограничивающие возможности, это свобода, регулирующая их(возможности). Право-это язык отношений. Трудно представить, как бы выглядела наша жизнь, не будь этого своеобразного языка.

Общаясь с людьми, мы стараемся соблюдать правила этикета, ведь без них любой разговор мог бы превратиться в бескультурных .

Без права же окружающий мир был бы похож на дом, в котором царил бы хаос. Это было бы подобно вавилонскому столпотворению - люди бы снова разучились понимать друг друга.

Приходя устраиваться на работу, вы предъявляете свои требования, работодатель - свои. Наверное, вы оба не смогли бы достичь компромисса, если бы не было трудового права.

Право- это порядок не только во всей стране, в отдельных её уголках, но и в самом человеке. Зная свои права и обязанности, предусмотренные различными отраслями права, каждый из нас может творить, осуществлять что-либо, будучи уверенным в своих возможностях.

,- сказал когда-то один мудрец. И право есть тот, которых помогает нам жить.

2-е выступление

, ,-эти фразы мы слышим и произносим чуть ли не каждый день. А задумывался ли кто-нибудь вообще о смысле этого уже привычного нам слова – право?

Человек – существо биосоциальное , в нём одинаковы и биологическое начало и общественное. Общество - части человеческого существа. Однако, не просто так возникло и существует из него. Общество – сложная, саморегулирующаяся система. И краеугольном камнем ее является право. Как только первобытные люди научились уважать друг друга ( а уважение – неотъемлемая часть любой отросли права ), он стал социальным существом.

Попробуйте представить себе общество без права, без его норм, без законов. Что с ним будет? Оно развалится. Именно уважение людей друг к другу ( а его – то я и считаю основой любого права) и есть общества.

Мы живём среди людей. Иногда нам бывает плохо, мы чувствуем раздражение , гнев , и только особое чувство – чувство долга, ответственности и уважения к окружающим нас людям не дают негативным чувствам захватить верх и превратить жизнь в хаос . В каждом из нас с детства заложено нечто, мешающее нам переступить границу все дозволенности, хамства к людям.

Это и есть право , включающее в себя и достоинства личности , и честь, и ответственность, и уважение к окружающим. Это – все право, особый регулятор отношений в обществе.

В своих выступлениях учащиеся подчеркивают важную роль права в регулировании общественных отношений.

В юридической литературе , в отечественной и зарубежной нет единого подхода к определению понятия , а тем более однозначного о нем представления.

Одним из подходов называют нормативно-правовым. В этом случае право определяется как исходящая от государства система норм , которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства . Исходящее от государства право принято называть позитивным ( положительным ) в том смысле , что оно документально оформлено в виде законов и иных правовых документов и поэтому представляет собой юридическую реальность , существование которой зависит воли людей .

Другой подход называется естественно – правовым. Его сторонники считают , что естественное право не является творением людей , естественным порядком вещей , возникло объективно , из самой природы человека , общества . Данный вид права проявляется в неотчуждаемых (неотъемлемых ), принадлежащих человеку от рождения правах.

В связи с этим естественное право следует рассматривать как императив, состоящий выше государства и его законов. Принципы и нормы естественного права в наши дни стали общечеловеческой ценностью и нашли сое наиболее полно воплощение в международных документах , таких как Хартия прав человека , Конвенция о правах ребенка и др.

В последнее время сложился еще один подход к пониманию права, который стали называть интегративный. Выражается он в стремлении синтезировать подходы к праву и его определению.

Возможно ли преодоление негативных сторон множественности? В общественной и зарубежной литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось , в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту теоретическую и практическую ценность , что оно ориентирует на главные признаки , характерные для права вообще и отличающее право от других внеправовых общественных явлений. Однако тут же оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться , поскольку в нем не могут получить важные для глубокого понимания права и практики его применения . Особенности , например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии , которое бы в себя так же хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Поэтому наиболее эффективным средством преодоления противоречивости определения права является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков.

  1. На второй странице журнала мы рассмотрим основные признаки права.

Прочитав текст учебника, учащиеся выделяют признаки права:

а) право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный выбор норм, а строгое выверенная система определенных правил поведения. Система должна быть внутреннее единой и непротиворечивой;

б) право - это не просто система норм, а система норм, установленных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными органами и организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же прямо, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о , то есть о даче разрешения государства на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям;

в) право всегда выражает государственную волю как его основу, которая, в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себя волю класса, правящей группы, народа, общества или нации;

г) право представляет собой систему норм, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как признак права распространяется не только на граждан, должностных лиц, организации, но и само государство;

д) право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство прилагает огромные усилия для реализации прав, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а так же в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

Закрепление признаков права в таблице на интерактивной доске.

Признаки права

~ Относится к государственным властным явлениям

~ Имеет общий обязательный характер

~ Регулирует общественные отношения

~ Отражает уровень и потребности развития общественных отношений

~ Принимается строго определенными государственными органами

~ Обеспечивается системой охранительных мер

~ Являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя

~ Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносить определенный порядок в общество и государство

~ Обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений

~ Играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности

~ Критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применением мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка

  1. Открываем третью страницу устного журнала -.

Выявлению специфики права поможет так же сопоставление с другими социальными нормами.

Работа по схеме . Можно предложить каждому ученику привести примеры случаев, которые регулировались бы конкретными группами норм.

Виды социальных норм




По степени строгости соблюдения норм:

~ групповые привычки, обычаи;

~ манеры, этикет;

~ традиции;

~ нравы;

~ законы;

~табу;


По масштабу регулирования:

~ нормы малых групп;

~ нормы больших групп (общество в целом)


По сфере регулируемых отношений:

~ политические нормы;

~ экономические;

~ религиозные;

~ эстетические

~ правовые и т.д.


По времени возникновения в обществе:

~ обычаи;

~ традиции;

~ религиозные;

~ моральные;

~ правовые





В итоге делаем вывод о том, что в обществе существуют специальные нормы, регулирующие поведение людей. Их частью являются моральные и правовые нормы. Рассматривая конкретные ситуации, ученики делают вывод о том, что в большинстве случаев они регулируются нормами морали и права сообща.

Право как регулятор поведения людей появилось позже морали.

Принимая отдельные законы, люди еще нередко опирались на обычаи, нравы. Но вместе с тем мораль и право далеко не всегда совпадали. В одной старой сказке говорится о том, как родившись, Совесть пошла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, переживал за свои неблаговидные поступки. Даже некоторые богачи под влиянием Совести раскаялись в корысти и бездушии. Но другие стали думать, как от Совести избавиться. И обратились они за помощью к самому мудрому в стране человеку.

Тот сказал: . Все насторожились. А мудрец посоветовал: . И все тогда будут спать спокойно .

Так и сделали. Для богатых написали в законе: . А специально для Совести включили правило: .

И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому сановнику с упреками, тот вызвал стражу и заточил ее в тюрьму. С тех пор Совесть ни к кому из богачей не является. И никого не беспокоит.

Кому особенно мешала (и мешает) совесть?

Определите, что такое совесть, опираясь на содержание сказки. История изобилует примерами расхождения между писаными законами и законом совести. Несправедливость, неуважение к правам человека, уверенность в том, что только сила способна держать народ в повиновении – эти другие причины длительное время не давали соединиться права и морали.

  1. Четвертая страница устного журнала - .

Среди норм, которые регулируют поведение людей в обществе, преобладают нормы морали. Они охватывают практически все отношения. Право опирается на мораль, а та, в свою очередь, помогает праву регулировать общественные отношения. Например, запрещает то же, что запрещает и право: жестокость, воровство, предательство и т.д.

Давайте рассмотрим жизненные ситуации и определим, какие нормы (правовые или моральные) были нарушены в каждой из них.

Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право усиливает действенность морали, а мораль способствует повышению эффективности права. Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Всё, что запрещает закон, запрещает и мораль. Воры, распространители наркотиков не только преследуются по закону, но и подлежат суду совести. В то же время ложь, жадность, невнимание к людям, зависимость и другие аморальные проявления не попадают под действия правовых норм, если, конечно, не выражаются в противозаконных действиях. Они только осуждаются общественным мнением.

Сравнению форм морали и права поможет таблица.

Мораль и право: общее и различия

Общие черты

Различия

1.Является социальными нормами и регулируют общественные отношения.

2.Выступают мерой свободы в обществе.

3.Связаны с категорией .

4.В праве получают закрепление многие моральные ценности.

1.Нмы морали более универсальны, чем нормы права, они регулируют более широкую область отношений.

2.Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо механизме для приведения в действие.

3.Моральные нормы содержаться в создании людей и выражаются в общественном мнении, нормы права систематизированы и официально закрепляются в нормативно-правовых актах.

4.Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушение, а за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия.

3.Зкрепление (тестирование)

1. Основной особенностью норм права в отличие от других социальных норм является то, что они:

а) устанавливаются государством;

б) складываются в течение жизни нескольких поколений;

в) регулируют отношение в сфере власти;

г) устанавливают справедливость.

2. Мораль отличается от права тем, что она:

а) обычно не распространяется на сфере мотивов;

б) её санкции налагаются принудительно от лица государства:

в) регламентирует имущественные отношения;

г) регулирует все межличностные отношения.

3. И мораль, и право:

а) возникли вместе с государством;

б) выражают представление о прекрасном;

в) относятся к нормативной системе общества;

г) существуют только в письменной форме.

4. Специфический признак права, отличающий его от других форм социального регулирования, -это:

а) социальная ценность;

б) обеспеченность возможностью государственного принуждения

в) нормативностью;

г) связь с моралью.

5. Какую социальную норму демонстрирует данное предписании, :

а) норму морали;

б) норму права;

в) традицию;

г) правила этикета.

4. Подведение итогов урока , выставление отметок наиболее активным учащимся. Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений".

Автор: Ключева Елена Николаевна

Дата: 06.07.2015

Номер свидетельства: 222345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания   на тему: "Семейные правоотношения" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162686"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422380308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства