Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений".
Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений".
Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений" в 10 классе, раскрывает особое место права в системе социальных норм, подчеркивает связь морали и права; формирует умения анализировать конкретные ситуаии с позиций норм морали и права; проводит сравнительный анализ сходных явлений, вырабатывает уважительное отношение к праву. Тип урока: устный журнал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему: "Право как регулятор общественных отношений". »
ФИО: Ключева Елена Николаевна
Место работы: МКОУ Хомутовская средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
английского языка
- Хомутовская СОШ,
Курская область
Должность: учитель истории и обществознания
Тема урока: «Право как регулятор общественных отношений».
Класс: 10
Предмет: обществознание
Цель : углубить и систематизировать знания учащихся 10-го класса о праве; раскрыть особое место права в системе социальных норм, подчеркнуть связь морали и права; продолжить формирование у учащихся умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали и права, проводить сравнительный анализ сходных явлений; вырабатывать уважительное отношение к праву, готовность следовать его нормам.
Тип урока: устный журнал
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова ; материалы к курсу А.Ф. Никитина; учебник А.С. Пиголкина ; таблицы.
Ход урока
Организационный момент
Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру.
Мы рассмотрим следующие вопросы журнала :
Роль права в нашей жизни.
Основные признаки права.
Мораль- опора права.
Единство права и морали.
Изучение нового материала
Открываем первую страницу устного журнала -.
Пытаясь понять, что такое права и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким – либо смыслом. .
Во – первых, означает то, что , т.е. естественное право.
Во – вторых, право означает то, что .
В качестве опережающего задания я попросила написать эссе . Послушаем несколько выступлений.
1-е выступление
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что живём в правовом государстве, которое характеризуется верховенством права, незыблемостью прав и свобод человека, разделением властей. Но, наверное, мы не раз задумывались над тем, что гарантируем нам право, какое значение оно играет в нашей жизни.
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно разобраться в том, что есть право. Я всегда считала, что право является главным гарантом свободы человека, его взаимоотношений с окружающим миром.
С юридической точки зрения право- совокупность устанавливаемых и охраняемых государством властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Другое значение характеризует право как охраняемую государством, узаконенную возможность, свободу что-либо делать , осуществлять. Ключевым словом в этих понятиях являются , . Исходя из этого , права –регулятор общественных отношений.
Этот регулятор проявляется с разных сторон: это наша частная жизнь, публичная, наша работа, досуг. Но это не жёсткие рамки, ограничивающие возможности, это свобода, регулирующая их(возможности). Право-это язык отношений. Трудно представить, как бы выглядела наша жизнь, не будь этого своеобразного языка.
Общаясь с людьми, мы стараемся соблюдать правила этикета, ведь без них любой разговор мог бы превратиться в бескультурных .
Без права же окружающий мир был бы похож на дом, в котором царил бы хаос. Это было бы подобно вавилонскому столпотворению - люди бы снова разучились понимать друг друга.
Приходя устраиваться на работу, вы предъявляете свои требования, работодатель - свои. Наверное, вы оба не смогли бы достичь компромисса, если бы не было трудового права.
Право- это порядок не только во всей стране, в отдельных её уголках, но и в самом человеке. Зная свои права и обязанности, предусмотренные различными отраслями права, каждый из нас может творить, осуществлять что-либо, будучи уверенным в своих возможностях.
,- сказал когда-то один мудрец. И право есть тот, которых помогает нам жить.
2-е выступление
, ,-эти фразы мы слышим и произносим чуть ли не каждый день. А задумывался ли кто-нибудь вообще о смысле этого уже привычного нам слова – право?
Человек – существо биосоциальное , в нём одинаковы и биологическое начало и общественное. Общество - части человеческого существа. Однако, не просто так возникло и существует из него. Общество – сложная, саморегулирующаяся система. И краеугольном камнем ее является право. Как только первобытные люди научились уважать друг друга ( а уважение – неотъемлемая часть любой отросли права ), он стал социальным существом.
Попробуйте представить себе общество без права, без его норм, без законов. Что с ним будет? Оно развалится. Именно уважение людей друг к другу ( а его – то я и считаю основой любого права) и есть общества.
Мы живём среди людей. Иногда нам бывает плохо, мы чувствуем раздражение , гнев , и только особое чувство – чувство долга, ответственности и уважения к окружающим нас людям не дают негативным чувствам захватить верх и превратить жизнь в хаос . В каждом из нас с детства заложено нечто, мешающее нам переступить границу все дозволенности, хамства к людям.
Это и есть право , включающее в себя и достоинства личности , и честь, и ответственность, и уважение к окружающим. Это – все право, особый регулятор отношений в обществе.
В своих выступлениях учащиеся подчеркивают важную роль права в регулировании общественных отношений.
В юридической литературе , в отечественной и зарубежной нет единого подхода к определению понятия , а тем более однозначного о нем представления.
Одним из подходов называют нормативно-правовым. В этом случае право определяется как исходящая от государства система норм , которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений и охраняется силой государства . Исходящее от государства право принято называть позитивным ( положительным ) в том смысле , что оно документально оформлено в виде законов и иных правовых документов и поэтому представляет собой юридическую реальность , существование которой зависит воли людей .
Другой подход называется естественно – правовым. Его сторонники считают , что естественное право не является творением людей , естественным порядком вещей , возникло объективно , из самой природы человека , общества . Данный вид права проявляется в неотчуждаемых (неотъемлемых ), принадлежащих человеку от рождения правах.
В связи с этим естественное право следует рассматривать как императив, состоящий выше государства и его законов. Принципы и нормы естественного права в наши дни стали общечеловеческой ценностью и нашли сое наиболее полно воплощение в международных документах , таких как Хартия прав человека , Конвенция о правах ребенка и др.
В последнее время сложился еще один подход к пониманию права, который стали называть интегративный. Выражается он в стремлении синтезировать подходы к праву и его определению.
Возможно ли преодоление негативных сторон множественности? В общественной и зарубежной литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось , в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту теоретическую и практическую ценность , что оно ориентирует на главные признаки , характерные для права вообще и отличающее право от других внеправовых общественных явлений. Однако тут же оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться , поскольку в нем не могут получить важные для глубокого понимания права и практики его применения . Особенности , например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии , которое бы в себя так же хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.
Поэтому наиболее эффективным средством преодоления противоречивости определения права является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков.
На второй странице журнала мы рассмотрим основные признаки права.
Прочитав текст учебника, учащиеся выделяют признаки права:
а) право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный выбор норм, а строгое выверенная система определенных правил поведения. Система должна быть внутреннее единой и непротиворечивой;
б) право - это не просто система норм, а система норм, установленных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными органами и организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же прямо, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о , то есть о даче разрешения государства на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям;
в) право всегда выражает государственную волю как его основу, которая, в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себя волю класса, правящей группы, народа, общества или нации;
г) право представляет собой систему норм, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как признак права распространяется не только на граждан, должностных лиц, организации, но и само государство;
д) право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.
Государство прилагает огромные усилия для реализации прав, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а так же в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.
Закрепление признаков права в таблице на интерактивной доске.
Признаки права
~ Относится к государственным властным явлениям
~ Имеет общий обязательный характер
~ Регулирует общественные отношения
~ Отражает уровень и потребности развития общественных отношений
~ Принимается строго определенными государственными органами
~ Обеспечивается системой охранительных мер
~ Являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя
~ Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, вносить определенный порядок в общество и государство
~ Обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общественных отношений
~ Играет воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности
~ Критерий правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием применением мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка
Открываем третью страницу устного журнала -.
Выявлению специфики права поможет так же сопоставление с другими социальными нормами.
Работа по схеме . Можно предложить каждому ученику привести примеры случаев, которые регулировались бы конкретными группами норм.
Виды социальных норм
По степени строгости соблюдения норм:
~ групповые привычки, обычаи;
~ манеры, этикет;
~ традиции;
~ нравы;
~ законы;
~табу;
По масштабу регулирования:
~ нормы малых групп;
~ нормы больших групп (общество в целом)
По сфере регулируемых отношений:
~ политические нормы;
~ экономические;
~ религиозные;
~ эстетические
~ правовые и т.д.
По времени возникновения в обществе:
~ обычаи;
~ традиции;
~ религиозные;
~ моральные;
~ правовые
В итоге делаем вывод о том, что в обществе существуют специальные нормы, регулирующие поведение людей. Их частью являются моральные и правовые нормы. Рассматривая конкретные ситуации, ученики делают вывод о том, что в большинстве случаев они регулируются нормами морали и права сообща.
Право как регулятор поведения людей появилось позже морали.
Принимая отдельные законы, люди еще нередко опирались на обычаи, нравы. Но вместе с тем мораль и право далеко не всегда совпадали. В одной старой сказке говорится о том, как родившись, Совесть пошла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, переживал за свои неблаговидные поступки. Даже некоторые богачи под влиянием Совести раскаялись в корысти и бездушии. Но другие стали думать, как от Совести избавиться. И обратились они за помощью к самому мудрому в стране человеку.
Тот сказал: . Все насторожились. А мудрец посоветовал: . И все тогда будут спать спокойно .
Так и сделали. Для богатых написали в законе: . А специально для Совести включили правило: .
И в первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому сановнику с упреками, тот вызвал стражу и заточил ее в тюрьму. С тех пор Совесть ни к кому из богачей не является. И никого не беспокоит.
Кому особенно мешала (и мешает) совесть?
Определите, что такое совесть, опираясь на содержание сказки. История изобилует примерами расхождения между писаными законами и законом совести. Несправедливость, неуважение к правам человека, уверенность в том, что только сила способна держать народ в повиновении – эти другие причины длительное время не давали соединиться права и морали.
Четвертая страница устного журнала - .
Среди норм, которые регулируют поведение людей в обществе, преобладают нормы морали. Они охватывают практически все отношения. Право опирается на мораль, а та, в свою очередь, помогает праву регулировать общественные отношения. Например, запрещает то же, что запрещает и право: жестокость, воровство, предательство и т.д.
Давайте рассмотрим жизненные ситуации и определим, какие нормы (правовые или моральные) были нарушены в каждой из них.
Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право усиливает действенность морали, а мораль способствует повышению эффективности права. Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Всё, что запрещает закон, запрещает и мораль. Воры, распространители наркотиков не только преследуются по закону, но и подлежат суду совести. В то же время ложь, жадность, невнимание к людям, зависимость и другие аморальные проявления не попадают под действия правовых норм, если, конечно, не выражаются в противозаконных действиях. Они только осуждаются общественным мнением.
Сравнению форм морали и права поможет таблица.
Мораль и право: общее и различия
Общие черты
Различия
1.Является социальными нормами и регулируют общественные отношения.
2.Выступают мерой свободы в обществе.
3.Связаны с категорией .
4.В праве получают закрепление многие моральные ценности.
1.Нмы морали более универсальны, чем нормы права, они регулируют более широкую область отношений.
2.Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо механизме для приведения в действие.
3.Моральные нормы содержаться в создании людей и выражаются в общественном мнении, нормы права систематизированы и официально закрепляются в нормативно-правовых актах.
4.Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушение, а за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия.
3.Зкрепление (тестирование)
1. Основной особенностью норм права в отличие от других социальных норм является то, что они:
а) устанавливаются государством;
б) складываются в течение жизни нескольких поколений;
в) регулируют отношение в сфере власти;
г) устанавливают справедливость.
2. Мораль отличается от права тем, что она:
а) обычно не распространяется на сфере мотивов;
б) её санкции налагаются принудительно от лица государства:
в) регламентирует имущественные отношения;
г) регулирует все межличностные отношения.
3. И мораль, и право:
а) возникли вместе с государством;
б) выражают представление о прекрасном;
в) относятся к нормативной системе общества;
г) существуют только в письменной форме.
4. Специфический признак права, отличающий его от других форм социального регулирования, -это:
а) социальная ценность;
б) обеспеченность возможностью государственного принуждения