Тема урока | Делу время, потехе час |
Дата урока | |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и способов действий |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о рациональном использовании свободного времени, как времени для развития своих способностей, реализации интересов и увлечений. |
Оборудование урока | Учебник «Обществознание 5 класс» под ред. Боголюбова Л.Н. Рабочая тетрадь «Обществознание. 5 класс», авторы Л.Ф. Иванова и Я.В. Хотеенкова Мультимедийная презентация «Делу время, потехе час» |
Личностно-значимая проблема | «Знай минутам цену, секундам счёт» |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый, словесный (беседа, рассказ, работа с учебником); практический (выполнение практических заданий). Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия | Свободное время, досуг, хобби, рациональное использование времени |
| Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся ценить время и рационально его использовать. Получат возможность научиться работать с текстом учебника и дополнительной информацией, высказывать своё собственное мнение, суждение. | Познавательные: формируют умения анализировать, строить рассуждения и делать выводы; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают мнения, допускают возможность существования у людей других точек зрения, в том числе и несовпадающей с его собственной; участвуют в коллективном обсуждении, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты усвоения учебного материала; учатся находить наиболее рациональные способы выполнения задач. | Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают жизненные ситуации, осмысливают собственный социально-нравственный опыт, учатся считаться с мнением другого человека; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует обучающихся, сообщает тему урока, предлагает обсудить цель урока что узнать, чему научиться» и сформулировать учебную задачу в виде девиза урока «Знай минутам цену, секундам счёт». Знакомит учащихся с индивидуальной картой и правилами работы с ней. Знакомит с правилами оценки знаний на данном уроке. | Слушают учителя, Обсуждают цель урока и формулируют ее, раскрывают смысл учебной задачи. Знакомятся с индивидуальной картой урока, уточняют правила её заполнения. Принимают правила оценки знаний на уроке. | Фронтальная работа | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: формулируют учебную задачу (после обсуждения); принимают учебную задачу. | Беседа |
II. Информация о домашнем задании | 2 | Параграф 5, читать, задания в рабочей тетради №7,8, с. 27-28 | Комментирует домашнее задание. | Воспринимают задание, записывают в дневник, уточняют. | Фронтальный, словесный. Сообщение учителя | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. | |
III. Сообщение и усвоение новых знаний и способов действий. | 3 | Презентация «Делу время, потехе час» | Показывает презентацию, комментирует информацию. | Знакомятся с информацией о времени. | Индивидуальная работа. | Регулятивные: работают по предложенному учителем плану, работают в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осмысленно воспринимают познавательную информацию; осуществляют анализ, синтез | Беседа по вопросам. Устные ответы |
Время. Рациональное использование времени. | 8 | Работа с терминами (с использованием презентации) | Организует беседу по вопросам: Что такое время? Какие единицы времени вы знаете? Что объединяет все единицы времени? Что значит рационально использовать время? Какие пословицы и поговорки о свободном времени вы знаете? Сделайте выводы | Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры, высказывают собственное мнение (при затруднении выбирают из презентации) Называют единицы времени (секунда, минута, час, день и т.д. Высказывают мнение: объединяет момент скоротечности, неповторимости, нет возврата. Рассуждают, высказывают собственное мнение Приводят пословицы Делают выводы: нужно беречь, уметь распределять, так как время уходит безвозвратно, можно не успеть сделать важное. | Фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации, осмысливают собственный социально-нравственный опыт, учатся считаться с мнением другого человека. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других | |
4.Свободное время. | 5 | Работа с понятием «свободное время» | Организует работу с понятием, предлагает ответить на вопросы: А) Вспомните определение свободного времени? Б) Чем можно заняться в свободное время? В) Сделайте выводы | Формулируют определение свободного времени (время, свободное от обязательных дел) Отвечают на вопрос (чтение, спорт, телевизор, компьютер, общение) Делают выводы (свободное время нужно проводить с пользой) | Фронтальная работа | Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; сравнивают, выявляют отличия; строят рассуждения Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Беседа по вопросам. Устные ответы |
Что такое хобби | 8 | Работа с учебником «Что такое хобби», с. 43 | Организует работу по самостоятельному прочтению текста с последующей беседой по вопросам: А) Что такое хобби? Б) Как хобби связано с проблемой рационального использования свободного времени? В) Есть ли у тебя хобби, прорекламируй его с помощью слогана. | Читают текст. Отвечают на вопросы, рекламируют своё хобби | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, строят рассуждения; актуализируют свой жизненный опыт. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают и воспринимают ответы товарищей. Регулятивные: принимают и учебную задачу, ориентируются в учебнике, рабочей тетради. | Устные ответы |
IV. Осмысление и закрепление знаний и способов действий | 7 | Задание в рабочей тетради, №6, с.26 | Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. Задание: сколько свободного времени у вас остается, как вы его используете? Сделайте выводы | Выполняют задания, отвечают на вопрос. Делают выводы | Индивидуальная работа. Практическая работа. | Познавательные: самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи между объектами, актуализируют свой жизненный опыт. Регулятивные: принимают и учебную задачу, ориентируются в учебнике, рабочей тетради. Личностные: оценивают собственный жизненный опыт. Коммуникативные: высказывают своё мнение, слушают друг друга | Проверка выполнения задания. Устный ответ |
V. Подведение итогов. | 7 | Обобщение полученных на уроке знаний и способов действий | Определяет задание: составить рекомендации по рациональному использованию времени. Продолжите фразу: Учись… Ограничь… Найди… Уделяй время… Спланируй время для… В конце дня, месяца подумай, что…, а что… Предлагает высказать свое мнение о рациональном использовании времени на уроке. | Выполняют задания Подводят итог выполнения цели. Делают выводы. | Индивидуальная работа. | Познавательные: анализируют, обобщают, делают выводы; устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Письменный ответ. Устный ответ |
VI. Рефлексия. Самооценка работы на уроке | 1 | Самооценка работы на уроке | Объясняет задание: Предлагает учащимся заполнить индивидуальную карту урока, выставить среднюю оценку за урок | Выполняют задание | Индивидуальная работа. | Личностные: оценивают собственный жизненный опыт, проявляют заинтересованность в личном успехе. Регулятивные: самостоятельно оценивают результаты изученного материала | Письменный ответ |
Этап | № | Вид работы | Вид деятельности | Примечание | Самооценка |
I | 1 | Готовность к уроку | Проверка наличия необходимых средств для урока | | |
| 2 | Определение целей урока | Обсуждение целей урока, высказать своё мнение | | |
II | 3 | Домашнее задание | Уточнить, записать в дневник | | |
III | 4 | Знакомство с информацией, представленной в презентации | Слушать учителя, воспринять информацию | | |
| 5 | Работа с терминами (по презентации) | Анализировать информацию, применять полученные ранее знания, высказывать своё мнение, делать выводы | | |
| 6 | Работа с дополнительной информацией | Сообщить пословицы, поделиться знаниями о рекомендациях учёных, рассуждать, сделать выводы | | |
| 7 | Работа с текстом «Что такое хобби» | Самостоятельно найти в учебнике и прочитать текст. Ответить на вопросы. Привести примеры из своей жизни. | | |
IV | 8 | Задание в рабочей тетради, №6, с.26 | Сделать анализ использования своего обычного дня, поделиться мыслями с товарищами | | |
| 9 | Составить рекомендации по рациональному использованию времени | Продолжи фразу: Учись__________________________________________________________________________________________ Ограничь_______________________________________________________________________________________ Найди__________________________________________________________________________________________ Уделяй время____________________________________________________________________________________ Спланируй время для_____________________________________________________________________________ В конце дня, месяца подумай, что___________________________________________________________________ а что не________________________________________________________________________________________ Сделай выводы. |
VI | 10 | Подведение итогов урока | Выскажи своё мнение о рациональном использовании времени на уроке___________________________________________________________________________________________ Сделай выводы, что нового узнал (а) о себе__________________________________________________________ |
| | Средний балл за урок | | |