ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет :Обществознание | Класс 10, социально-экономический профиль | |
Тема урока :«Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор» |
Тип урока: урок «открытия нового знания» |
Цель : формирование навыков профессионального самоопределения обучающихся, знакомство с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля. Задачи: 1. Усвоение учащимися основных понятий темы, формирование способности соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; 2.Формировать стремление получить профессию, необходимую обществу. 3. Развивать активные познавательные процессы, умения анализировать социальные явления, вести дискуссию, опираясь на источники социальной информации и свой социальный опыт, решать познавательные и проблемные задания. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
После урока учащиеся смогут - объяснить, что такое профессия, чем она отличается от специальности; - назвать условия, способствующие успешному трудоустройству; - сформулировать мотивы, определяющие выбор конкретной профессии; - определить особенности профессий социально-гуманитарной направленности. | Познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение выделять проблему конкретной темы, а также способов ее решения. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: из текста в схему, таблицу. Коммуникативные: продолжить овладевать нормами формального и неформального общения, совершенствовать умение работать в паре, группе, учитывая мнение всех членов группы. ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, статистическими данными и цифровыми ресурсами; продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Сформулировать и высказать свое мнение о значимости выбора профессии и по другим вопросам. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. |
|
Методическое обеспечение урока: 1.Обществознание: профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и других. – М.: Просвещение, 2008; параграф 5-6. 2. Е. Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2011. 3. Рабочие листы со статистическими сведениями для работы в группах. 4. ЭОРы: профориентационные материалы navigatum.ru «Навигатум- калейдоскоп профессий» |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЭОР |
1 этап. Орг. момент | Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой на учебную деятельность. | самоконтроль готовности к уроку | |
2 этап. Мотивация | Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку, написанный на доске « Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить» Кэтрин Уайтхорн. Далее, предлагает посмотреть отрывок из мультфильма (3 минуты) « Сочинение «Кем я хочу стать?». Задание: установите смысловую связь между высказыванием К. Уайтхорн и просмотренным мультфильмом? На основании этого прошу сформулировать тему урока. Озвучивает тему и цель урока. | Обозначение темы урока. Обучающиеся высказывают мнение о предполагаемой теме урока на основании эпиграфа и просмотренного м/фильма: речь на уроке пойдет о выборе будущей профессии. Определяется первоначальная личностная значимость изучаемой темы для учащихся. | navigatum.ru Мультфильм « Сочинение Димки «Кем я хочу стать, когда вырасту?» |
3 этап. Актуализация знаний | Меньше двух лет отделяют вас, ребята, от окончания школы. Кто-то из вас пока примерно представляет, где продолжит обучение, а кто-то уже определился выбором профессии и учебным заведением окончательно. По мнению, психологов выбор будущей профессии – один из самых сложных выборов, который человеку предстоит сделать в своей жизни. Это очень ответственный шаг-сделать правильный выбор. Согласитесь, тема урока актуальна для вас. Мир профессий появился давно. Из курса истории вы знаете, что начало профессиональному определению положили первые крупные общественные разделения труда. Однако, следует различать понятия «профессия» «специальность» и «должность». Задание: Попытайтесь определить различия между ними при помощи ситуативных задач. Классу зачитываются задачи: Задача №1. Миша и Олег были друзьями с детства, вместе ходили в детсад, учились в одном классе, посещали одну спортивную секцию. Никто не удивился, когда оба решили стать военными, только училища выбрали разные. Миша стал летчиком, Олег – танкистом. Задача №2. Лена всегда гордилась родителями: папа прокурор города, мама-судья. Она давно для себя решила: будет поступать в юридический институт. В ходе учебы Лена поняла, что ей больше нравится работа адвоката. По окончанию института Лена устроилась работать в адвокатскую контору. Задача №3. Спор 2-х первоклашек: Коля: «Моя мама работает учителем , она детям рассказывает о жизни древних людей, о египетских пирамидах….» . Его перебивает Юра : «Это моя мама учительница, ведь она учит детей читать, писать, считать». Работа с терминологией по материалам учебника с. 48 Задание: приведите свои примеры, раскрывающие отличия и взаимосвязь таких категорий как профессия, специальность, должность. Сегодня по подсчетам социологов, в нашей стране насчитывается более 20 тыс. профессий, их число растёт. По тексту учебника определите какие существуют виды профессий по принципу востребованности и сведения оформите в тетрадях виде схемы. | Определяется вторичная личностная значимость изучаемой темы для учащихся «Мозговой штурм»- работа в группах: 1.Работа с терминологией по материалам учебника с. 48, выписки в тетради: Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии. Должность – служебная обязанность, трудовой пост, который человек занимает в учреждении. 2.Решая ситуативные задачи, учащиеся, заполняют таблицу в тетради. ПРОФЕССИЯ | СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | ВОЕННОСЛУ | АЩИЙ | ЮРИСТ- ЛЕТЧИК; -ТАНКИСТ | - ПРОКУРОР –СУДЬЯ -АДВОКАТ | УЧИТЕЛЬ | - УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ | Приводят примеры. Работа в парах: чтение учебника и составление схемы: профессии дефицитные, востребованные и невостребованные. Обозначены профессии каждого вида. | |
4 этап. Создание проблемной ситуации и целеполагание | Как уже отмечалось, в современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей. Получение образования связано с выбором профессии. Современное явление нашей жизни - «избыточное образование». Задание для учащихся: Прочтите материал учебника на стр.49 и раскройте суть «избыточного образования». Изложите ответ в виде схемы. Вопросы: 1.Является ли эта ситуация проблемой? Свое мнение обоснуйте. 2.Почему стало возможным такое явление как «избыточное образование»? 3. Каким образом можно решить данные проблему? Посмотрите видеоролик, который поможет вам понять не только суть этой проблемы, но и пути ее решения. ( 2 минуты) Озвучивает тему урока и цель. | Самостоятельная работа с учебником. Озвученная проблема переводится в схему и ученики ее заносят в тетрадь: Избыточное образование-это: 1).в числе безработных- большое количество людей с высшим образованием; 2) растет число выпускников ВУЗов, работающих не только не по специальности, а там, где высшее образование вообще не требуется. Ответ : Это проблема, с которой мы можем столкнуться в ближайшие 5-6 лет. Сегодня количество менеджеров, эстрадных исполнителей, моделей, юристов превышает потребности общества более чем в два раза; экономистов на одну треть. Значит, нужно решить проблему грамотного подхода к выбору профессии. | navigatum.ru Социальный видеоролик «Кем мне стать: хочу, могу, надо» |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники ВУЗов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает. Задание. По материалам учебника в течение 2-х минут определите, кого из выпускников «выберет» рынок труда? Какие условия способствуют успешному трудоустройству? Мотивы выбора профессии. Как уже отмечалось, мир профессий огромен. Обучаясь в 10 классе, вы наверняка уже сделали свой профессиональный выбор. Вспомните, что означает слово «мотив»? (Внутреннее побуждение к какому-либо действию). – Что бы выяснить различные мотивы, влияющие на выбор профессии человеком, поработаем в группах со статистическими данными ВЦИОМ 2015 года Задание: 1. Проследить динамику рейтинга профессий за 2006, 2009, 2012, 2015 годы, выявите изменения (4 минуты) 2. Определите список мотивов выбора профессии и, учитывая в настоящий момент проблему «избыточного образования», 3. выделите 3-4 главных критерия, по которым сегодня нужно выбирать профессию | Работа в парах с. 50-51 учебника. Далее, на доске один из обучающихся рисует схему «Условия успешного трудоустройства» 1.Наличие хотя бы небольшого стажа работы. 2. Качественное образование, диплом престижного учебного заведения. 3. Коммуникативные умения. 4. Умение вести переговоры на бирже труда, правильно написать резюме. Делают вывод: Знание этих условий, их выполнение, позволит более осмысленно овладевать профессией, умениями и навыками, что позволит в дальнейшем успешно трудоустроиться. Работа в группах со статистическими данными ВЦИОМ от 2015г по следующим мотивам: 1 группа- какие профессии по мнению граждан явл-ся наиболее доходными? 2 группа- какие профессии по мнению граждан явл-ся наиболее престижными? 3 группа- какие профессии родители пожелали бы своим детям? 4 группа- на примерах из социального опыта близких, родственников, знакомых выявить еще мотивы выбора профессии. (можно использовать материал учебника (на с. 50-51) Выступление лидеров групп: объявляют результаты исследования их группы. ( 4 минуты) Обучающиеся делают общий вывод: Мотивы выбора профессии следующие: 1. склонности, способности к избранной профессии; 2.интерес к данной профессиональной деятельности; 3.престижность профессии; 4.востребованность на рынке труда; 5.собственные возможности: умственные, физические, материальные и др.; 6.привлекательность содержания образования, круг учебных дисциплин, которые предстоит изучать; 7. семейные традиции; желание родителей. Возможна короткая дискуссия по поводу главных критериев (мотивов). | |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Итак, выбирая профессию, необходимо четко представлять, чем придется заниматься, каким будет ваш круг обязанностей, плюсы, минусы, возможные сложности. В этом вам поможет так называемая профессиограмма - информация с описанием профессии, ее особенностей, особенностей профессиональной деятельности. Учет всего вышеперечисленного позволит вам в дальнейшем успешно трудоустроиться, не испытать разочарования в избранной профессии. Ребята, теперь внимательно прочтите название параграфа 5-6. Авторы учебника напоминают вам, что вы обучаетесь в профильном социально-экономическом классе. Поэтому в учебнике речь идет о профессиях социально-гуманитарной направленности. т. е. по классификации профессора Е. А. Климова это тип профессий «Человек- человек». Напоминаю вам, что для этих профессий предметом является другой человек, а деятельностью - необходимость общения с другими людьми. К такому типу профессий можно отнести учителя, врача, журналиста, продавца, и др.; Поэтому на следующих двух уроках вы будете работать над проектами по группам. Распределение профессий . Мотивирует учащихся на работу над проектами | Обучающиеся получают на рабочих листах профессиограмму : 1.Круг обязанностей 2.Способности и черты характера, необходимые для данной профессии 3.Плюсы профессии 4.Минусы профессии 5.Возможные трудности 6.Условия труда 1 группа- политолог 2 группа- социолог 3 группа- психолог 4 группа – журналист 5 группа- преподаватель гуманитарных дисциплин Каждая группа выбирает профессию для подготовки проекта. | |
7 этап. Домашнее задание. | Домашнее задание: 1. Параграф № 5-6. 2. Подготовиться к работе над групповыми проектами : иметь каждой группе лист ватмана, необходимые канцелярские принадлежности, учебный материал о профессии (информационный, иллюстративный). 3. После защиты группами своих проектов, мы обязательно сформулируем особенности профессий социально-гуманитарной направленности. 4. Рекомендации по проекту: - включить в него сведения о возможности получения профессии ( желательно в Саратовских учебных заведениях, перечень вступительных экзаменов по данным прошлого года). - желательно взять интервью у представителя профессии, разместить в проекте его фото. | . | |
8 этап Рефлексия и оценивание | Я предлагаю вновь прочитать эпиграф к нашему уроку. « Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить» Кэтрин Уайтхорн. Изменилось ли ваше понимание этого высказывания по сравнению с началом урока? Оцените по 5-бальной шкале уровень полезности и новизны той информации, которую вы сегодня получили на уроке, когда будете уходить с урока. «5»- очень много нового и полезного «4»- много нового и полезного «3»- 50-на-50 «2»- ничего нового, понравились только ЭОРы, «1» - абсолютно ничего нового . | Обучающиеся высказываются Самооценка. Подходят к доске и мелом ставят цифру, соответствующую уровню полезности и новизны полученной на уроке информации | |