Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Этап целеполагания Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок. Цели для учителя: - создать положительный эмоциональный настрой на урок у учащихся Цели для учеников: - Позитивно настроиться на урок. Методы и формы работы: - наблюдение и коррекция учителя (1 минута) - прием «Дерево целей» | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Прошу вас всех подготовиться к уроку. На прошлом уроке мы с вами закончили раздел, посвященный трудовым правоотношениям в РФ. Как думаете, какую тему мы начнем изучать сегодня? Что мы с вами ещё не изучили в разделе «Право?» Какие цели на сегодняшний урок? Приём целеполагания: «Дерево целей» | Готовятся к уроку. На доске вывешен плакат с деревом. Учитель раздает учащимся листочки, на которых они записывают цель, которую ставят для себя на уроке. Крепят к дереву. |
Проверка домашнего задания Фронтальный опрос по изученной теме, актуализация знаний. Цель для учителя: - проконтролировать качество усвоение материала прошлых уроков, - подвести к новой теме. Цель для учеников: - самоопределение к учебной деятельности, - осознание уровня усвоения материала, - оценить ответ одноклассника, предложение своего ответа. Формы и методы работы: - фронтальный опрос; - коррекция учителя (10 минут) | Задает вопросы по материалам прошлого урока, корректирует ошибки. 1. Что такое право? 2. Что включает в себя право на труд? 3. Что такое трудовой договор? 4. Назовите условия заключения трудового договора с 14-летними, с 15-летними работниками. 5. К каким работам могут привлекаться несовершеннолетние? Какие работы запрещены? | Думают, отвечают на вопросы. 1. Право — гарантированная государством свобода и возможность что-либо делать. 2. Право на труд включает: 1. Свобода труда и запрещение принудительного труда 2. Право на безопасность труда 3. Законодательное определение МРОТ 4. Право на забастовку 5. Право на отдых 3. Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, по которому работодатель обеспечивает работника работой и платит за неё зарплату. 4. С 14 лет заключается только с согласия органа опеки и попечительства. Трудовой договор может быть заключен и напрямую с 15-летними. Но лишь в отдельных случаях, а именно: подросток уже получил к этому возрасту общее образование, оставил общеобразовательное учреждение или обучается по вечерней или заочной форме. 5. Подростков можно привлекать к благоустройству территории, несложным строительным и ремонтным работам, могут оказывать помощь престарелым и инвалидам, выполнять курьерские и канцелярские работы. Запрещена работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами. |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Беседа, разгадывают загадки. Цели для учителя: - создать эмоционально положительный настрой на урок. - мотивировать к учебной деятельности. Цели учеников: - проявить волевые усилия для актуализации знаний; - проявить инициативу к выполнению задания. Методы и формы работы: - наглядный; - подводящий побуждающий диалог; - наблюдение и корректировка учителя. (5 минут) | Активизирует интеллектуальную деятельность учащихся, создает проблемную ситуацию, подводит к самостоятельному определению учащимися цели и задач урока. На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем современного общества. А начать разговор я хочу с загадок. Итак, жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки. Догадались, что это за сказка? (Слайд 2) Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы. (Слайд 3). Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре. (Слайд 4). Чем характеризуется поведение героев этих сказок? А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями? Верно, в правовой сфере подобные ситуации называются правонарушениями. Что происходит в случае нарушений прав? Верно. А наказание, которое вы несете за правонарушение, называют юридической ответственностью. Сегодня мы с вами говорим о правонарушениях, а на следующем об юридической ответственности. Записываем тему урока. | Отвечают на вопросы, разгадывают загадки. Колобок. Карлосон. Буратино. Поведение героев этих сказок характеризуется нарушениями каких-либо правил = прав. Буратино прогуливал школу (право на образование), Карлосон украл варенье и плюшки (право на частную собственность), Лиса покушалась на жизнь Колобка (право на жизнь). Да, сталкивались. Рассказывают свои подобные ситуации. Наказание. |
Освоение новых знаний и способов деятельности Объяснение нового материала, проверка понимания. Цель для учителя: - объяснить новый материал; - контроль понимания. Цель для обучающихся: - усвоение материала по теме урока; - классификация и обобщение; - умение различать проступок и преступление. Методы и формы работы: - эвристическая беседа; - составление кластера. (12 минут) | Беседа с классом, объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением. Давайте запишем определение правонарушения (Слайд 5). Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы откроем учебник и составляем кластер. В схеме мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Противоправные проступки разнообразны. В зависимости от отрасли права выделяют и виды правонарушений. Назовите отрасли права. Давайте посмотрим на слайд и проанализируем представленную схему (Слайд №5). Также данная схема есть в учебнике на странице 67. Какие виды правоотношений выделяют в зависимости от отрасли права? Какие виды правонарушений выделяют в зависимости от степени общественной опасности? Как вы думаете, в чем разница проступков и преступлений? Молодцы. Записываем определения (Слайд №6). | Внимательно слушают и конспектируют. Составляют кластер (приложение №1) Конституциональное, административное, уголовное, гражданское, земельное, семейное, трудовое Трудовые, административные, гражданско-правовые, уголовные. Проступки и преступления К преступлениям относятся опасные действия, нарушающие закон, несущие угрозу обществу или отдельным его членам. Проступком называется деяние, нарушающее правопорядок, но не несущее серьёзной угрозы окружающим. |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Подводящая беседа, корректировка и объяснение Цель для учителя: - проконтролировать уровень усвоения нового материала; - закрепить теоретические знания на практике. Цель для учеников: - уметь классифицировать правонарушения зависимости от степени общественной опасности и в зависимости от отрасли права. Методы и формы работы: - эвристическая беседа; - игровая. (5 минут) | Давайте проверим, сумеете ли вы определить, какой пример является проступком, а какой преступление (Слайд №7). Теперь давайте приведем собственные примеры проступков и преступлений. Хорошо, молодцы. Теперь давайте сложим пазлы по видам правонарушений в зависимости от отрасли права. На доске расположены виды правонарушений: уголовная, административная, гражданско-правовая. На столе лежат примеры правонарушений. Ваша задача определить, к какому виду правонарушений относится выбранный вами пример и прикрепить на доску. | Работа с мультимедийной презентацией. Обсуждение примеров. Примерные примеры преступления - убийство, кража (ограбление), порча чужого имущества, побои, изнасилование, мошеничество, ложные показания (клевета). Примерные примеры проступков - прогул работы (школы и т. д) , невыполнение распоряжений, невыполнение служебных обязанностей, распитие спиртных напитков в общ месте, несоблюдение сигнала светафора, нарушение дисциплины и т. д. Работа с пазлами (приложение №2) |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Выполнение практических заданий по теме урока. Цели для учителя: - создать условия для первичного закрепления обучающимися изученного материала. - создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут самостоятельно определить верность суждений о правонарушениях. Цель для учеников: - закрепить полученную информацию на уроке - точно и правильно определять виды правонарушений. Методы и формы: - фронтальный, индивидуальный опросы - контроль и самооценка. (3 минуты) | Отлично! Давайте теперь рассмотрим несколько высказываний о правонарушениях. Ваша задача определить верное суждение или нет (Слайд №9). А. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления. Б. Вид правонарушения определяется в зависимости от отрасли права. В. Правонарушение может иметь место и в том случае, если не нарушена норма права. А теперь на слайде обратим внимание на задания на соответствия (Слайд № 9, 10) | Выполняют задания. А. Неверно Б. Верно. 3. Неверно. Работают с заданиями на соответствия. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Прием “продолжи фразу”, фронтальная работа, коррекция. Цели для учителя: - организовать самоанализ учащихся - скорректировать ошибки в понимании темы Методы и формы работы: - фронтальный опрос - прием “продолжи фразу” - контроль. (2 минуты) | Итак, поведем итог. Продолжите фразы (Слайд №11): Правонарушения - это … Признаками правонарушения являются … Виды правонарушений по степени общественной опасности - это … Преступление отличается от проступков тем, что … Виды правонарушений в зависимости от отрасли права бывают … | 1. это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие) противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность. 2. 1. Внешнее поведение человека, которое может выражаться в действии или бездействии. 2. Противоправное деяние (действие или бездействие). 3. Виновное деяние. 4. Общественно опасное деяние. 5. Наносит ущерб. 6. Правонарушение наказуемо. 3. Проступки и преступления. 4. К преступлениям относятся опасные действия, нарушающие закон, несущие угрозу обществу или отдельным его членам. Проступком называется деяние, нарушающее правопорядок, но не несущее серьёзной угрозы окружающим. 5. Уголовные, административные, гражданско-правовые, трудовые. |
Подведение итогов урока, рефлексия Закрепление, ответы на вопросы учащихся, оценивание работы на уроке. Цели для учителя: - организовать самоанализ обучающимися собственной работы на уроке; - выявление затруднений при выполнения заданий; - анализ урока через рефлексию и самооценку. Цели для учеников: - подводящий, побуждающий диалог - самооценка - индивидуальная письменная работа - синквейн. (2 минуты) | Остались ли у вас вопросы по теме урока? Составьте синквейн на тему “Правонарушения”. Напоминаю вам, что это стихотворение имеет чёткую структуру: 1 имя существительное — тема урока, у нас «Правонарушения»; 2 прилагательных, раскрывающих предмет; 3 глагола, которые описывают действие этого предмета; Предложение из 4 слов — ваше отношение к теме; последняя строчка — заключение в форме существительного. | Задают вопросы, если они есть. Составляют синквейн. Например: Правонарушение. Неправильное, ошибочное. Усложняет, усугубляет, мешает. Вносит дисбаланс в систему. Действие. |
Учебное занятие было проведено в рамках реализации рабочей программы, утвержденной приказом №_______от _____________