kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СУЩНОСТЬ международного гуманитарного права (дополнительный материал к уроку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

СУЩНОСТЬ

международного гуманитарного права

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право:

а) защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);

б) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);

в) защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;

г) запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СУЩНОСТЬ международного гуманитарного права (дополнительный материал к уроку) »

14


СУЩНОСТЬ

международного гуманитарного права

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право:

а) защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);

б) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);

в) защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;

г) запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.

Таким образом, МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население).

ИСТОЧНИКИ МГП

Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.:

● Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);

● Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

● Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

● Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).

Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г.:

● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол I);

● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

МГП признает 2 категории вооруженных конфликтов:

1. Международный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.

2. Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.

Большинство норм МГП применяется в период вооруженного конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими странами в конфликте.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МГП

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

2. Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.

3. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.

4. С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами.

5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

Вывод. Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.

СОБЛЮДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА


Ответственность за нарушения

Чтобы обеспечить выполнение обязательств по международному гуманитарному праву в случае вооруженного конфликта, государствам-участникам Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним необходимо еще в мирное время предпринять ряд мер, в частности: как можно более широко ознакомить с текстами Конвенций и Протоколов как военнослужащих, так и все население в целом; ввести в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказания за военные преступления; предотвратить неправомерное использование эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца, других знаков и эмблем, защита которых предусматривается Конвенциями и Протоколами; осуществить меры, содействующие опознаванию, определению местонахождения и защите лиц и объектов, находящихся под покровительством Конвенций и Протоколов.

С самого начала вооруженного конфликта обязанностью сторон является назначение держав-покровительниц (нейтральных государств, которым поручается с согласия другой стороны в конфликте защищать гуманитарные интересы сторон). Одной из важнейших функций дер­жав-покровительниц является посещение лагерей для военнопленных и интернированных гражданских лиц. Правом посещать места, где нахо­дятся пользующиеся покровительством лица, обладает также МККК. Это делается для того, чтобы представители держав-покровительниц или МККК могли проконтролировать, как на практике стороны в конфликте соблюдают положения Женевских конвенций, предотвратить негуманное обращение с покровительствуемыми лицами и, если необходимо, содействовать улучшению условий их содержания.

Сторона в конфликте не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона нарушила свои обязательства, так как они не обуславливаются взаимностью и должны выполняться каждой стороной в конфликте при всяких обстоятельствах и без каких-либо условий.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.



Международная ответственность государств
и отдельных лиц

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Оно должно обеспечить восстановление законности и при необходимости возместить потерпевшей стороне причиненный ущерб.

Лицо, нарушающее международное гуманитарное право, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. Со времени Нюрнбергского процесса лица, совершившие правонарушения, могут быть судимы непосредственно на основе международного права.
В 90-х  гг. были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, местопребыванием которого является Гаага, был учрежден в феврале 1993 г. согласно резолюции 808 Совета Безопасности ООН. Его юрисдикция ограничена рассмотрением деяний, совершенных на терри­тории бывшей Югославии, и охватывает четыре категории преступлений: серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушения законов и обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Трибунал вынес обвинительные заключения и официально предъявил обвинение значительному числу лиц. Международный уголовный трибунал по Руанде, местопребыванием которого является Аруша (Танзания), был учрежден в ноябре 1994 г. в соответствии с резолюцией 955 Совета безопасности. ООН. Его юрисдикция ограничена деяниями, совершенными в Руанде или гражданами Руанды в соседних государствах в течение 1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений: геноцид, преступления против человечности, нарушения статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного протокола II.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного Международного уголовного суда. Статут Международного уголовного суда предусматривает четыре категории воен­ных преступлений:

1) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.;

2) другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, совер­шенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов;

3) серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г.;

4) другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применяемые к вооруженным конфликтам немеждународного характера, большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II.

Ответственность на национальном уровне

Согласно четырем Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам I и II от 1977 г. государства-участники взяли на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения этих договоров. В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (статья 85). Серьезными нарушениями являются:

1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:

  • преднамеренное убийство;

  • пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

  • преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;

  • принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах державы противника;

  • лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

  • незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;

  • взятие заложников;

  • произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью;

2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

  • совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;

  • совершение нападения, носящего неизбирательный характер, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

  • совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

  • превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

  • совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

  • вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом;

  • нижеперечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта:

  • перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

  • неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

  • применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

  • превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не на­ходятся в непосредственной близости от военных объектов;

4) нижеперечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб незаконным действием или бездействием физическому или психическому здоровью любого лица:

  • применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.

Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также статью 85, часть 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам.

Уголовный кодекс Российской Федерации включает главу 34 (раздел XII) «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта глава включает статью 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны», которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Согласно данной статье уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих деяний: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной тер­ритории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, оружия массового поражения, запрещенных международным договором Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И ООН

Лишь во второй половине XIX в. нации пришли к соглашению относительно международных норм, необходимых, чтобы избежать ненужных страданий в войнах, – норм, соблюдать которые они обязались, приняв Конвенцию.

С тех пор изменение природы вооруженных конфликтов и разрушительный потенциал современного оружия обусловили необходимость неоднократного пересмотра и расширения гуманитарного права в процессе долгих и упорных переговоров

Что такое международное гуманитарное право? Эту совокупность правовых норм можно определить как принципы и нормы, ограничивающие применение насилия во время вооруженных конфликтов. Его целями являются:

• защита лиц, непосредственно не участвующих или больше не участвующих в военных действиях, – раненых, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданских лиц;

• ограничение последствий насилия в боевых действиях достижением целей столкновения.

Принятие важных международных документов в области прав человека, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о правах человека (1950) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), способствовало утверждению идеи, согласно которой все имеют право пользоваться правами человека как в мирное время, так и во время войны.

Но в военное время или при чрезвычайном положении осуществление определенных прав человека при определенных обстоятельствах может быть ограничено. Ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах позволяет государствам принимать временные меры в отступление от некоторых их обязательств по Пакту «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой», но только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения». Ст. 15 Европейской конвенции по правам человека содержит аналогичную норму. Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств ежегодно проводит обзор чрезвычайных положений и соблюдения прав человека в таких ситуациях.

Однако необходимость гарантирования соблюдения прав человека даже в военное время полностью признана; ст. 3 четырех Женевских конвенций по гуманитарному праву от 1949 г. предусматривает, что во время вооруженных конфликтов лица, находящиеся под защитой этих конвенций, должны «при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев».

На сорок шестой сессии Комиссия по правам человека приняла резолюцию № 1990/60, в которой признается жизненно важная роль Международного комитета Красного Креста (МККК) в распространении информации о международном гуманитарном праве и содержится призыв к государствам «уделить особое внимание обучению всех coтрудников сил безопасности и служащих других видов вооруженных сил, а также всех сотрудников правоохранительных органов международно-правовым нормам в области прав человека и международному гуманитарному праву, применимому в период вооруженных конфликтов».

Гражданская война в Испании (1936–1939 гг.) и Вторая мировая война (1939–1945 гг.) убедительно показали необходимость вновь привести международное гуманитарное право в соответствие с изменяющимся характером военных действий.

Были составлены новые Женевские конвенции, охватывающие, соответственно больных и раненых на суше (Первая конвенция), раненых, больных и потерпевших кораблекрушение служащих вооруженных сил на море (Вторая конвенция), военнопленных (Третья конвенция) и гражданские жертвы (Четвертая конвенция). Эти конвенции были приняты на международной дипломатической конференции, проходившей в Женеве с апреля по август 1949 г.

Важной новой особенностью, общей для всех конвенций, является то, что они устанавливают минимальные правила, действующие во внутренних вооруженных конфликтах.

Четыре Женевские конвенции действуют и сегодня. Но за прошедшие четыре десятилетия возникли новые виды вооруженных конфликтов, зачастую острые и жестокие, но локальные и проводящиеся ограниченными контингентами войск и других комбатантов. Изменяющаяся природа вооруженной борьбы требовала дальнейших действий.

Поэтому Дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии международного права, проходившая в Женеве с 1974 по 1977 г., приняла два дополнительных протокола к конвенциям 1949 г.

Протокол I касается защиты жертв международных конфликтов. Протокол II касается жертв внутренних вооруженных конфликтов, в том числе конфликтов между вооруженными силами правительства и диссидентами или иными организованными группами, контролирующими часть территории, но не охватывает внутренних беспорядков и состояния напряженности, принимающих форму мятежа, или других отдельных и случайных актов насилия.

На 31 декабря 1990 г. 164 государства являлись участниками Женевских конвенций, 99 государств ратифицировали Протокол I или присоединились к нему и 89 государств ратифицировали Протокол II или присоединились к нему.

В Протоколе I (международные конфликты) разрабатываются правила, касающиеся роли защищающих держав, выбираемых каждой стороной, участвующей в конфликте, для наблюдения за применением конвенций и протоколов. В нем содержатся положения по улучшению положения раненых, больных и потерпевших кораблекрушение и предусматривается сбор и предоставление информации относительно пропавших без вести и мертвых.

Любой участник боевых действий, попавший в руки противника, считается военнопленным, и принимаются меры по защите пленных. Но ни шпионы, ни наемники не имеют права на статус военнопленных.

Протокол I обеспечивает защиту гражданских лиц, а также гражданских лиц, попавших в руки противника. Участники конфликта должны всегда проводить различия между гражданскими лицами и участниками боевых действий. Особо запрещается морить гражданских лиц голодом и наносить вред окружающей природе.

Существуют специальные меры защиты женщин и детей, а к журналистам, находящимся в опасных командировках, должны относиться как к гражданским лицам. Особенно благоприятное обращение гарантируется медицинскому персоналу, как гражданскому, так и духовному, и перевозкам их оборудования и припасов. Аналогичные положения содержатся в Протоколе II по отношению к ситуациям внутренних вооруженных конфликтов.

В Протоколе II содержатся положения, касающиеся жертв немеждународных вооруженных конфликтов, что исчерпывает основные принципы, заложенные в ст. 3 (приложение к Конвенции 1949 г ).

Оба протокола призывают к гуманному обращению со всеми лицами, которые не принимают или больше не принимают участия в военных действиях. Полностью запрещаются убийства, пытки, увечья и телесные наказания. Имеются положения, касающиеся заботы о больных, раненых и потерпевших кораблекрушение и защиты гражданских лиц от актов насилия или угроз таковых, от применения голода как способа ведения боевых действий и от насильственных перемещений. Запрещаются враждебные действия против исторических памятников, произведений искусства или культовых сооружений или их использование в поддержку военных целей.

В 1967 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (резолюция 237) подчеркнул, что права человека должны уважаться всеми сторонами, вовлеченными в конфликт; они должны выполнять все обязательства, принятые ими в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (резолюция 2252) приветствовала эту резолюцию, о ней часто напоминают и ее вновь подтверждают.

Международная конференция по правам человека в Тегеране в 1968 г. (Международный год прав человека) объявила, что гуманные принципы должны главенствовать в период вооруженных конфликтов

В том же году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в резолюции 2444 (XXIII) одобрила рекомендацию Конференции о том, чтобы Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с МККК привлек внимание всех государств — членов Организации Объединенных Наций к существующим правилам международного гуманитарного права и призвал их, пока не приняты новые правила, обеспечить защиту гражданских лиц и комбатантов в соответствии с «правовыми нормами стран, основанными на принятых у цивилизованных народов обычаях, на законах человечности и на принципах общественной совести».

Конференция согласилась, что новые правила необходимы для лучшей защиты гражданских лиц, военнопленных и комбатантов и что некоторые военные действия и способы ведения боя следует запретить как слишком бесчеловечные.

В резолюции 2444 Генеральной Ассамблеи также подтверждается резолюция двенадцатой Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца (Вена, 1965 г.), устанавливающая три основных принципа действий в вооруженном конфликте:

• право сторон, участвующих в конфликте, прибегать к средствам поражения противника не является неограниченным;

• запрещается нападать на гражданское население как таковое;

• во всех случаях необходимо проводить различие между участвующими в военных действиях и гражданским населением, с тем чтобы последнее щадилось по мере возможности.

С принятием резолюции 2444 Генеральная Ассамблея объявила неприемлемой идею ведения войны против всего населения с целью заставить противника сдаться. В ней признается взаимосвязь между нормами защиты жертв войны, нормами установления правил ведения боевых действий и нормами защиты прав человека в вооруженных конфликтах.

Во втором докладе Генерального секретаря по вопросам соблюдения прав человека в период вооруженных конфликтов, представленном Генеральной Ассамблее в 1970 г., рассматривалась защита, которую обеспечивают документы Организации Объединенных Наций по правам человека, например Международный пакт о гражданских и политических правах, в вооруженных конфликтах. В нем говорится о создании убежищ для гражданских лиц и о запрещении химического и бактериологического оружия.

В докладе также приводятся сведения о лицах, которых следует защищать в период внутренних конфликтов и партизанской войны. В нем устанавливаются условия, выполнение которых позволяет претендовать на статус «привилегированного противника» (военнопленного, по определению III Женевской конвенции). В докладе говорится, что IV Женевскую конвенцию следует применять к борцам за свободу, и предлагается распространить действие Конвенции на конфликты, по природе своей не являющиеся международными.

В ряде резолюций Генеральная Ассамблея в 1970 г.:

• признала, что основные права человека, принятые в международном праве и изложенные в международных документах, продолжают применяться в ситуациях вооруженного конфликта;

• приступила к составлению проекта международного соглашения по защите журналистов, находящихся в опасных командировках;

• подтвердила, что с участниками движений сопротивления и борцами за свободу следует обращаться в случае их ареста как с военнопленными;

• осудила бомбардировки гражданского населения и применение химического и бактериологического оружия;

• высказала мнение, что тяжело раненные и тяжело больные военнопленные должны быть репатриированы и что долго содержащиеся в заключении военнопленные должны быть репатриированы или интернированы в нейтральной стране;

• призвала к гуманному обращению со всеми лицами, имеющими право на защиту в соответствии с III Женевской конвенцией, и к проведению регулярных инспекций мест заключения защищающей державой или гуманитарной организацией, такой как Международный комитет Красного Креста;

• приветствовала решение МККК созвать конференцию по подтверждению и развитию гуманитарного права, применяемого к вооруженным конфликтам, и подчеркнула важность тесного сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и МККК.

Генеральная Ассамблея подчеркнула, что жилища, убежища, госпитальные зоны и другие сооружения, используемые гражданскими лицами, не должны быть объектами военных действий. Гражданские лица не должны быть жертвами репрессалий, принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность. Ассамблея также заявила, что оказание международной помощи гражданскому населению соответствует Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и другим международным документам по правам человека.

Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов была принята Генеральной Ассамблеей в 1974 г. В Декларации говорится, что все формы репрессий и жестокого и бесчеловечного обращения с женщинами и детьми – включая заключение в тюрьмы, пытки, расстрелы, массовые аресты, коллективные наказания и разрушение жилищ и насильственное изгнание с мест жительства, совершаемые воюющими сторонами в ходе военных операций или на оккупированных территориях, считаются преступными.

По Женевской конвенции 1949 г. журналисты в зонах конфликта могут пользоваться определенными видами защиты, но, как отметила Генеральная Ассамблея в 1970 г., некоторые категории журналистов, находящихся в опасных командировках, не подпадают под ее действие. Этот вопрос рассматривается в ст. 79 Протокола I, принятого Конференцией в 1977 г. В этой статье говорится, что журналисты, находящиеся в опасных командировках, должны рассматриваться как гражданские лица и пользоваться защитой при условии, что они не совершают никаких действий, которые неблагоприятно скажутся на их статусе гражданских лиц. В Протоколе приводится образец удостоверения личности, выдаваемого правительством государства, гражданином которого является данный журналист.

Конвенция Организации Объединенных Наций о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться причиняющими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, явилась результатом конференции, проведенной в Женеве в 1979 и 1980 гг. Проведение конференции было рекомендовано Дипломатической конференцией, одобрившей в 1977 г. дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.

Тесная связь между Конвенцией об обычном оружии и другими документами международного гуманитарного права, в том числе протоколами 1977 г., признается государствами-участниками, которые напомнили об «общем принципе защиты гражданского населения от воздействия боевых действий», а также о принципах, согласно которым следует избегать ненужных страданий, и принципах охраны окружающей среды.

Конвенция сопровождается тремя протоколами. В первом – запрещается применение оружия, поражающего осколками, не поддающимися обнаружению рентгеновскими лучами. Второй – ставит целью запретить или ограничить применение мин, мин-ловушек и устройств, приводимых в действие дистанционным управлением или часовым механизмом. Третий протокол ограничивает применение зажигательного оружия.

Вооруженные конфликты – внутренние и международные – жесточайшая реальность двадцатого века. Несмотря на все усилия, предпринятые ради того, чтобы на постоянной основе заменить применение оружия мирными переговорами, груз людских страданий, смерти и разрушения, неизбежно приносимых войнами, продолжает расти.

Предупреждение вооруженных конфликтов является и должно оставаться первой целью международного сообщества. Вторая цель – сберечь человечество перед лицом реальности войны. Такова задача международного гуманитарного права.

Немногим более чем за 100 лет накоплен внушительный объем договоров международного гуманитарного права. Сегодня четко очерчены границы допустимых в вооруженных конфликтах видов действий. Но договоры и конвенции, даже торжественно ратифицированные, не могут спасать жизни, предупреждать жестокость или охранять собственность невинных людей, если нет воли к применению этих соглашений во всех условиях. И они не будут действовать, пока все непосредственно вовлеченные в события лица – как комбатанты, так и гражданские лица – не поймут, что главный вопрос – уважение основных прав человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СУЩНОСТЬ международного гуманитарного права (дополнительный материал к уроку)

Автор: Игнатенко Станислав Николаевич

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства