Интегрированный урок
по истории и обществознанию «Становление российского парламентаризма, его современный этап и перспектива развития».
(9 класс)
Тема: Становление российского парламентаризма, его современный этап и перспектива развития.
Цели:
Выяснить истоки и причины зарождения парламентаризма в начале ХХ века, охарактеризовать богатый опыт законотворческой деятельности.
Показать учащимся значение возрождения парламентаризма в России, как важнейшего инструмента демократии.
Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
На уроке используется частично-поисковый метод.
Ресурсы урока: «Манифест об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905 г.», Извлечения из закона 11 декабря 1905 г. о выборах в Государственную думу, «Основные государственные законы Российской империи (в новой редакции)», Конституция РФ 1993г.
План:
Оргмомент
История российского парламентаризма
Законодательная власть в современной России:
Деятельность Федерального Собрания
Законодательные представительные органы Камчатского края: история и современность.
Городская Дума Петропавловска-Камчатского
Закрепление (составление синквейна)
«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»
Б.Н. Чичерин.
Притча: Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы поверить: законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам.
О чем рассказывает эта притча? Назовите главную идею притчи.
Ребята, не так давно (лишь в конце прошлого века) Россия встала на путь демократического построения общества. А какой шанс у неё был ещё в 1905 году?
17 октября 1905 года – судьбоносная дата для России.
Вспомните, что произошло в этот день?
ОТВЕТ - Император Николай II подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".
В каких условиях принимался этот документ, что повлияло на его принятие?
ОТВЕТ: Манифест принимали в условиях революции 1905-1907 гг. Государь решился на этот шаг в самый разгар всероссийской политической стачки, когда от Вислы до Тихого океана бастовали до двух миллионов человек, когда встала вся страна – банки, железные дороги, заводы, учебные заведения. Очень многие склоняли Николая II к прямо противоположному решению – введению неограниченной военной диктатуры, но он выбрал путь коренного переустройства страны.
Какие демократические ценности провозглашались в Манифесте. Какие политические права утверждались на законодательном уровне?
Работа в группах с документом, заполнение первой части таблицы. (Приложение 1,2)
Анализ результатов работы.
Какие демократические принципы и ценности продекларированы в Манифесте 17 октября?
В дореволюционной Государственной Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов правительству, выступления премьеров с правительственными декларациями, гласность думских пленарных заседаний. Дума не стояла на месте, она постоянно стремилась расширить права граждан, расширить границы их свобод. Например, именно благодаря Думе Временное правительство полностью уравняло женщин в правах с мужчинами, что было тогда невиданным достижением демократии во всём мире.
Так почему же шанс стать на путь построения демократического общества был упущен?
Исследовательская группа подготовила презентацию, в которой исследовала эту проблему.
(презентация учащихся)
Почему шанс стать на путь построения демократического общества был упущен?
Ответы уч-ся.
Государственная Дума образца 1906-1917 годов не смогла предотвратить гибель исторической России и ее ценностей, спасти страну от революции и Гражданской войны, а значит, опыт первого русского парламента оказался провальным. Это неверно. Как раз у Думы был очень хороший шанс спасти Россию от революции, но вмешалась Мировая война, обрушившая четыре империи, включая Российскую.
Утвердившийся в 1917 году коммунистический строй на 70 лет прервал формирование в нашей стране демократических институтов, пресек развитие парламентаризма. И все же ростки политической демократии и парламентаризма не были полностью искоренены из российской почвы. Они пробили себе дорогу в ходе начавшегося на рубеже 80-х-90-х годов XX столетия процесса демократизации советской государственной системы.
Ее правовые основы закрепила Конституция Российской Федерации, утвержденная на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года и ФЗ «О гарантиях избирательных прав в РФ».
Давайте выясним, какие принципы избирательных прав провозглашают эти документы. Сравните с принципами, провозглашенными в Манифесте 17 октября.
Работа в группах с документами (Приложение 1- 3, Конституция РФ)
Уч-ся сравнивают по таблице демократические принципы в избирательных законах 1906 и 1993 годов
Наиболее полно в Конституции РФ отражен принцип разделения властей. Назовите три ветви власти.
Задание: используя Конституцию, знания, полученные на уроках обществознания, и следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд, составьте кластер «Деятельность органов государственной власти Российской Федерации».
Уч-ся демонстрируют результаты самостоятельной работы.
Работа с Конституцией РФ (глава 1, статьи 1-3)
На основании текста статей 1-3 Конституции РФ докажите, что в нашей стране власть принадлежит народу?
Какими способами мы можем осуществлять наше право на участие в управлении государством?
ОТВЕТЫ:
Через выборы депутатов законодательных и представительных органов разного уровня, участие в деятельности общественных организаций, референдумы, митинги и т.д.
Как жители Камчатского края могут осуществлять свои политические права?
Назовите законодательный орган Камчатского края?
Ваши одноклассники провели предварительное исследование по вопросу о становлении органов представительной власти на Камчатке, побеседовали с председателем Законодательного Собрания Камчатского края. И сейчас представят свою работу.
(презентация учащихся)
Мы, как жители Петропавловска-Камчатского можем участвовать в деятельности органов местного самоуправления.
Давайте ознакомимся с соответствующими правами, закрепленными в Уставе Петропавловск-Камчатского городского округа.
Работа с документом (Приложение 4).
Закрепление
Составьте синквейн на тему «Парламент»
Парламент - суровый и справедливый.
Принимать, защищать, издавать!
Знает, как делать, что и когда.
Наша защита - Ура!
Парламент - суровый, справедливый,
Принимает, издаёт, решает,
Законы предлагает.
От произвола защищает. Спасает
Заключительный этап урока:
Слово учителя: Итак, мы с вами проследили процесс становления демократии в России и выявили причины его незавершенности на первом этапе. Назвали причины, какие события прервали его.
Считаете ли вы, что участие граждан в политической жизни страны, в выборах может повлиять на политический процесс?
Какие, на Ваш взгляд, проблемы существуют в современной России?
Давайте вернемся к эпиграфу к уроку. «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа». Согласны ли вы с утверждением Б.Н. Чичерина? Свой ответ аргументируйте.
ВЫВОД: сегодня одним из важнейших условий сформированности правового общества с развитыми демократическими ценностями являются наличие гражданского общества и диалога между народом и властью.
Интегрированный урок истории и обществознания в 9 классе «Становление парламентаризма в России». Авторы: учитель истории Горунова И.П., учитель обществознания Конова А.В., МАОУ «Средняя школа № 45», г. Петропавловск-Камчатский 5