Семья и школа- это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждение, характер и идеалы- основы всего этого закладываются в семье и в школе. Именно в семье складываются представленя ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностямю
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Родителям через детей передаются пригласительные на родительское собрание
Готовятся бланки тестов «Комплексной методики для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»
Готовятся памятки родителям
Оформление: на доске написана тема собрания, презентация
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
(на экране фотография «Счастливая семья»)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.
Получается, что статус семьи в мире достаточно высок. Семья – это связь поколений. В традициях русской семьи большое количество детей. У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется – венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
(На экране появляется фотография «Материнская любовь»).
Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка, многообразная система отношений с родителями, родными, учителями, одноклассниками.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы-основы всего этого закладывается в семье и в школе. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…Педагоги это хорошо понимают и успешно используют в организации школьного учебно-воспитательного процесса.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности
Точка зрения социального педагога.
Семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенныминегативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно- воспитательном процессе, следует считать такие:
- бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию детей;
- авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;
- наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях (религиозный и т.д.);
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
-противоправное поведение взрослых и т.д.
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания, которую педагог активно должен проводить в воспитательной работе с родителями:
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья;
-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
Эти принципы могут быть расширены, дополнены и пронизаны гуманной идеей о наивысшей ценности ребенка.
Выступление психолога.
Психолог знакомит с результатами, проведенной заранее методики «Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» (разработана доцентом А.А. Андреевым).
Уважаемые родители!
Вам было предложено заполнить три бланка тестов комплексной методики. Целью, которой было:
получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств;
получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем;
получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениями о жизни и жизненным ценностям родителей.
Далее психолог сообщает родителям результаты обработки полученных данных по методике, и дает соответствующие рекомендации по данной теме.
4. Классный руководитель предлагает родителям провести практический тренинг, в виде упражнений, в которых участвуют все участники собрания. В роли ведущего – классный руководитель. Все участники усаживаются в круг.
Упражнение № 1 «Продолжи предложение».
Цель: привлечение участников тренинга к индивидуально-психологическим свойствам личности; взаимопониманию между родителями и педагогами.
Описание упражнения: каждый участник тренинга представляется группе кратко дополняя предложение: «Мои положительные качества , которые я могу предложить группе, это…». Например: «Я, веселая Валентина, могу предложить группе свой опыт по доброжелательному отношению с ребенком…» и т.д. Качества личности, которые при этом называются, должны начинаться с той же буквы, что и имя говорящего.
После того, как участники тренинга представятся группе таким образом, ведущий обращает внимание на то, что все мнения очень разные, за счет своих индивидуальных личностных качеств.
Упражнение № 2 «Трудный случай».
Цель: вызвать у родителей ассоциации с ситуациями противодействия.
Инструкция ведущего: «Вспомните «трудный» случай из собственной родительской практики, когда Вам пришлось проявить выдержку, терпение.
Что это была за ситуация и почему она возникла, как Вы поступили, что Вы чувствовали после этого. Приведите примеры, когда Вы оказались «не на высоте», почему? Представьте себе, если бы Вам был дан шанс судьбой исправить какую-то ошибку в родительском воспитании, чтобы Вы поменяли и почему именно так это сделали?
Упражнение № 3 «Групповая дискуссия: «Аргументы «за» и «против»».
Цель: привлечь внимание родителей, педагогов к естественности присутствия элементов сопротивления детей педагогическому воздействию.
Описание упражнения: участники тренинга объединяются в две группы-1 группа - получает задание привести аргументы в пользу психологического воздействия в школе; 2 группа – привести аргументы против психологического воздействия в школе.
Работа осуществляется по следующему плану:
1 этап – выработка аргументов «за», «против» психологического воздействия в школе;
2 этап – презентация группами своих аргументов.
Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. И в завершении разговора я хотела бы прочитать небольшой стих: