Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте
Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте
Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте
Учитывая уникальную способность и повышенную восприимчивость детей раннего возраста к усвоению норм языка, я пришла к выводу: с некоторыми языковыми явлениями нужно знакомить малышей в доступной форме как можно раньше.
В период обучения грамоте, знакомя ребят с буквами »у», »с», «в», помогая подбирать слова, начинающиеся с этой буквы, я говорю детям, что в русском языке есть маленькие слова –крошки: «у», «в», «с».
Для лучшего понимания можно использовать наглядность (рисунки с буквой «с».(рис.12,3 и предложить детям составить предложения. Ответы детей: « Я люблю чай с конфетами».
«Девочка с мальчиком сажают деревцо». « Кошка играет с собакой». При этом голосом выделяли предлог «с». На другом уроке показала учащимся ещё одну модель с предлогом «с».
(рис.4, 5).Дети составили предложения: «Подушка упала с кровати». «Кошка спрыгнула со стула».
Первоклассники заметили, что наряду с предлогом «с» употребляется предлог «со»: со стола, со стула.
Я сообщила детям, что «с» и «со» дружно уживаются в одной модели, но при разных словах и предложила им заменять предоги: «со» на «с», а «с» на «со». Ребята приняли моё предложение как игру.
При изучении буквы «в» учащиеся параллельно познакомились с предлогом «в». На доске я прикрепила рисунки школы, кинотеатра, цирка. Детям предложила закончить предложения: «Ребята пошли в (школу)». « Маша любит бывать в (цирке)».
Затем ученики составляли предложения по модели, которая дана на рис. 6,7. В дальнейшем они определили, что если после предлога следует слово со стечением согласных в начале слова, то удобнее произносить «во»: «во дворе».
На последующих уроках дети встретились со знакомыми и незнакомыми предлогами, где я попросила желающих доказать, почему предлоги пишутся раздельно. Ответы детей: «Пишу «под берёзой» раздельно, потому что могу заменить второе слово: «под сосной, под елью».
Для ознакомления учащихся с одиночным союзом «и» между однородными членами также использовала модель, представленную на рис. 8, 9, 10, и вводила на первом же уроке, на котором изучалась буква «и».
В правописании слов с предлогами и слов с одиночным союзом «и» ученики моего класса ошибок практически не допускают. И в этом большую помощь оказывает систематическая работа по опережению изучаемого материала в период обучения грамоте.
На уроках русского языка первого года обучения я вновь возвращаюсь к изучению предлогов. И эта тема уже не воспринимается детьми как что-то им неизвестное. Они рады, что могут активно участвовать в игре-уроке. Интересна для этого возраста игра «Угадайка». В данном случае учащиеся угадывают, есть ли в предложении слово-крошка. Учитель читает короткий текст, а ученики хлопают в ладоши, если в предложении встретился предлог. Можно попросить детей устно дома составить небольшой рассказ о своей семье, в котором будут употреблены предлоги. «У меня большая семья. Есть братья и сёстры. Мы часто играем в подвижные игры».
Также можно использовать материалы из детской периодической печати, так как в них часто приводятся яркие, красочные иллюстрации. Например потешка из журнала «Весёлые картинки»:
«-Как зовут тебя?-
Спросили у кота.
-Зовут Василий.
-А фамилия?-
Спросили у кота.
Молчит Василий.
-Почему молчишь, Василий?
У кота ответ готов:
-Нет фамилии.
Фамилий не бывает у котов». Дети смеются. На вопрос, какая строчка понравилась, цитируют последнюю фразу. Её и записываем, объясняя правописание предлогов «у котов».
Приведу загадки, отгадки которых нужно непременно писать с предлогом.
«-У кого одна нога,
Да и та без башмака»?
(У гриба).
«-Где вода стоит столбом»?
(В колодце).
Отгадки дети записывают полным ответом: « У гриба одна нога, да и та без башмака». «Вода столбом стоит в колодце». Объясняем написание предлогов.
Очень нравится первоклассникам составлять предложения со словарными словами не сразу, а постепенно; сначала записали три слова, потом активно добавляли ещё новые слова. Например: В портфеле лежит пенал, тетрадь, линейка, карандаши. На тему «Овощи» получилось следующее предложение: « В огороде растёт картофель, морковь, капуста, помидоры, огурцы.»
Привлекла первоклассников и такая самостоятельная работа, как конструирование пред-
ложений по заданной схеме на определённую тему. Здесь я должна оговориться: все незнакомые слова дети спрашивали у меня. К этому нужно приучать детей с первых дней
во избежание ошибок в тетрадях.
Я предложила учащимся составить предложения о книге:
В --должна быть --.
У ---красивая и яркая--.
На --- --- ---.
По -- --- ---.
В этой работе ярко проявился уровень развития речи учащихся. Если в первом предложении дети ежинодушно вставили слова «книге» и «закладка», а во втором – «книги», «обложка», то в двух последних предложениях были более зрелые суждения
« На книге нельзя рисовать». « По книге узнают ученика».
Вот так мы ищем, находим, радуемся своим достижениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте»
Знакомство первоклассников с предлогами и союзами на уроках обучения грамоте
Учитывая уникальную способность и повышенную восприимчивость детей раннего возраста к усвоению норм языка, я пришла к выводу: с некоторыми языковыми явлениями нужно знакомить малышей в доступной форме как можно раньше.
В период обучения грамоте, знакомя ребят с буквами »у», »с», «в», помогая подбирать слова, начинающиеся с этой буквы, я говорю детям, что в русском языке есть маленькие слова –крошки: «у», «в», «с».
Для лучшего понимания можно использовать наглядность (рисунки с буквой «с».(рис.12,3 и предложить детям составить предложения. Ответы детей: « Я люблю чай с конфетами».
«Девочка с мальчиком сажают деревцо». « Кошка играет с собакой». При этом голосом выделяли предлог «с». На другом уроке показала учащимся ещё одну модель с предлогом «с».
(рис.4, 5).Дети составили предложения: «Подушка упала с кровати». «Кошка спрыгнула со стула».
Первоклассники заметили, что наряду с предлогом «с» употребляется предлог «со»: со стола, со стула.
Я сообщила детям, что «с» и «со» дружно уживаются в одной модели, но при разных словах и предложила им заменять предоги: «со» на «с», а «с» на «со». Ребята приняли моё предложение как игру.
При изучении буквы «в» учащиеся параллельно познакомились с предлогом «в». На доске я прикрепила рисунки школы, кинотеатра, цирка. Детям предложила закончить предложения: «Ребята пошли в (школу)». « Маша любит бывать в (цирке)».
Затем ученики составляли предложения по модели, которая дана на рис. 6 ,7. В дальнейшем они определили, что если после предлога следует слово со стечением согласных в начале слова, то удобнее произносить «во»: «во дворе».
На последующих уроках дети встретились со знакомыми и незнакомыми предлогами, где я попросила желающих доказать, почему предлоги пишутся раздельно. Ответы детей: «Пишу «под берёзой» раздельно, потому что могу заменить второе слово: «под сосной, под елью».
Для ознакомления учащихся с одиночным союзом «и» между однородными членами также использовала модель, представленную на рис. 8, 9, 10, и вводила на первом же уроке, на котором изучалась буква «и».
В правописании слов с предлогами и слов с одиночным союзом «и» ученики моего класса ошибок практически не допускают. И в этом большую помощь оказывает систематическая работа по опережению изучаемого материала в период обучения грамоте.
На уроках русского языка первого года обучения я вновь возвращаюсь к изучению предлогов. И эта тема уже не воспринимается детьми как что-то им неизвестное. Они рады, что могут активно участвовать в игре-уроке. Интересна для этого возраста игра «Угадайка». В данном случае учащиеся угадывают, есть ли в предложении слово-крошка. Учитель читает короткий текст, а ученики хлопают в ладоши, если в предложении встретился предлог. Можно попросить детей устно дома составить небольшой рассказ о своей семье, в котором будут употреблены предлоги. «У меня большая семья. Есть братья и сёстры. Мы часто играем в подвижные игры».
Также можно использовать материалы из детской периодической печати, так как в них часто приводятся яркие, красочные иллюстрации. Например потешка из журнала «Весёлые картинки»:
«-Как зовут тебя?-
Спросили у кота.
-Зовут Василий.
-А фамилия?-
Спросили у кота.
Молчит Василий.
-Почему молчишь, Василий?
У кота ответ готов:
-Нет фамилии.
Фамилий не бывает у котов». Дети смеются. На вопрос, какая строчка понравилась, цитируют последнюю фразу. Её и записываем, объясняя правописание предлогов «у котов».
Приведу загадки, отгадки которых нужно непременно писать с предлогом.
«-У кого одна нога,
Да и та без башмака»?
(У гриба).
«-Где вода стоит столбом»?
(В колодце).
Отгадки дети записывают полным ответом: « У гриба одна нога, да и та без башмака». «Вода столбом стоит в колодце». Объясняем написание предлогов.
Очень нравится первоклассникам составлять предложения со словарными словами не сразу, а постепенно; сначала записали три слова, потом активно добавляли ещё новые слова. Например: В портфеле лежит пенал, тетрадь, линейка, карандаши . На тему «Овощи» получилось следующее предложение: « В огороде растёт картофель, морковь, капуста, помидоры, огурцы.»
Привлекла первоклассников и такая самостоятельная работа, как конструирование пред-
ложений по заданной схеме на определённую тему. Здесь я должна оговориться: все незнакомые слова дети спрашивали у меня. К этому нужно приучать детей с первых дней
во избежание ошибок в тетрадях.
Я предложила учащимся составить предложения о книге:
В ----------должна быть ------------.
У -----------красивая и яркая------------.
На ----------- ----------- -------------.
По ---------- ------------- -------------.
В этой работе ярко проявился уровень развития речи учащихся. Если в первом предложении дети ежинодушно вставили слова «книге» и «закладка», а во втором – «книги», «обложка», то в двух последних предложениях были более зрелые суждения
« На книге нельзя рисовать». « По книге узнают ученика».
Вот так мы ищем, находим, радуемся своим достижениям.