Цель изучения темы: Сформировать представление о понятии семейное хозяйство, об особенностях ведения семейного хозяйства, научиться овладевать способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемый результат освоения темы:
Личностный: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству, проявлять интерес к учебной теме, проявлять творчество при выполнении задания, проявлять сопереживание и уважение к другим людям.
Метапредметный:
познавательные умения: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, структурировать информацию и составлять план, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства, создавать творческий продукт.
Регулятивные умения: самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свою деятельность, контролировать выполнение результата.
Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, согласовывать действия друг с другом, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, участвовать в диалоге.
Предметный: определять функции семьи, работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейное хозяйство, 5 класс »
Тема «Семейное хозяйство»
Разработала: учитель истории и обществознания
Мишина Анастасия Алексеевна
МАОУ «СОШ №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми
Цель изучения темы: Сформировать представление о понятии семейное хозяйство, об особенностях ведения семейного хозяйства, научиться овладевать способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемый результат освоения темы:
Личностный: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству, проявлять интерес к учебной теме, проявлять творчество при выполнении задания, проявлять сопереживание и уважение к другим людям.
Метапредметный:
познавательные умения: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, структурировать информацию и составлять план, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства, создавать творческий продукт.
Регулятивные умения: самостоятельно выделять и формулировать цель, планировать свою деятельность, контролировать выполнение результата.
Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, согласовывать действия друг с другом, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, участвовать в диалоге.
Предметный: определять функции семьи, работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная, групповая
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Основные понятия: семья, экономика, семейные ресурсы, рачительный хозяин.
2. В текст вставь нужные слова, которые записано внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать то, которое подходит по смыслу предложения (слова записаны в именительном падеже).
Меня спросили: “Что такое семья?”. Семья, чаще всего, объединяет кровных……..Члены семьи ведут ………хозяйство. Их объединяет …… Семья выполняет несколько основных функций в государстве – репродуктивную (воспроизводство потомства) и …..детей. Поэтому государство заботиться о семье. Предоставляя различные…….
Ситуативное задание: определить тему урока по тексту. (слайд №1)
"Я больше не могу! Мои обязанности - это горы, которые я уже не в состоянии сдвинуть с места. По утрам мне надо будить тебя, отдавать распоряжения по хозяйству, выбивать ковры, смотреть за детьми, ходить на базар за покупками, к вечеру готовить твой любимый плов". Так говорила жена своему мужу. Обгладывая куриную ножку, муж сказал только: "А что тут особенного. Все женщины делают то же, что и ты. Тебе не на что жаловаться. Пока я работаю, ты отсиживаешься дома". "Ах, -продолжала причитать жена, - если бы ты стал хоть немножко помогать мне". Движимый великодушием муж согласился наконец на такое предложение: жена будет отвечать за все, что происходит в доме, а он за все то, что вне дома. Распределив так свои обязанности, супруги долгое время жили в мире и согласии. Однажды он сидел с друзьями в кофейне после удачно сделанной покупки. Вдруг туда ворвался сосед и в волнении крикнул: "Беги скорее, твой дом горит". Муж произнес с завидным хладнокровием: "Будь так добр, скажи моей жене: ведь в конце концов она отвечает за все, что происходит в доме, я же только за службу вне дома".
(по Н.Пезешкиану)
- Что вы понимаете под «семейным хозяйством»?
(деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме)
- Давайте определим цель нашего урока (слайд №1)
(познакомиться с семейным хозяйством и особенностями его ведения)
- Чтобы достичь цели нам необходимо выяснить (слайд №4)
1. Что такое семейные обязанности и как они распределяются;
2. От чего зависит благополучие в доме;
3. Познакомиться с правилами ведения семейного хозяйства.
Ознакомление с планом урока (слайд №5)
Рассказ учителя: Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. Все понемногу – и тепло, и сыто, и уютно, и всем хорошо.
В семье мы получаем первые трудовые навыки, старшие поколения передают свой опыт младшим. Главное – желание и стремление каждого домочадца создать уют и благополучие.
Правил распределения семейных обязанностей нет, т.к. все семьи разные.
Итак, нам нужно выяснить, что же такое семейное хозяйство? (слайд №6)
Задание № 1. (слайд №7)
Представим трехпоколенную семью. Как распределяются обязанности по дому. Для этого заполните схему.
- Что можно сделать, чтобы облегчить выполнение семейных обязанностей? (использовать технику, помощь).
- Комфорт – это роскошь или необходимость? (необходимость).
Вывод: совместный труд позволяет создать уют и комфорт в доме.
Задание №2 ( группам)
На основе параграфа 4 учебника.
Группа №1. Назовите основные понятия: семья, потребности, хозяин дома, семейные заботы, правила хозяйства. Фронтальная, самоконтроль.
Группа №2. Составить схему «Ресурсы семьи». Фронтальная, самоконтроль.
Группа №3. Назвать мужские и женские обязанности в семье. Фронтальная, самоконтроль.
Группа №4. Докажите, что мужские и женские обязанности в древности отличались от современных. Индивидуальная, взаимоконтроль.
Вывод: благополучие семьи зависит от хорошего рачительного хозяина и от усердия членов семьи.
- Если все выполняют свои обязанности – этого достаточно для благополучия семьи?( не всегда).
Ученые говорят, что вести хозяйство надо по правилам. Правила ведения хозяйства изучает наука экономика. (слайд №8)
Чтобы правильно вести хозяйство надо экономно распоряжаться запасами средств, которыми располагает семья, т.е. ресурсами семьи. (слайд №9), т.е. экономить.
Это главное правило ведения хозяйства.
Задание №3 (индивидуальная работа)
Как можно сэкономить ресурсы? Как участвовать в росте благосостояния семьи?
На с. 85 прочитайте советы, объясните, как вы их понимаете?
Вывод: чтобы правильно вести семейное хозяйство надо экономно расходовать семейные ресурсы.
Рефлексия
Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Семейное хозяйство» , потому что -____________.
Дополните предложение:
1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).
2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.
Домашнее задание:
Задание на 5: Напишите значение терминов: семья, поколение, родители, дети, домашнее хозяйство, семейный бюджет, личное время, досуг, хобби.
Задание на 4: Подберите и обоснуйте близкие по смыслу слова к термину «Семья».
Задание на 5Сделать памятки «Это должен знать каждый хозяин дома для своего хозяйства».