Просмотр содержимого документа
«Роль образования в развитии российского общества»
Роль образования в развитии российского общества
Aктуальность данной темы связана с несколькими аспектами, с одной стороны: с эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности, развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества способствует общему развитию общества и образования; с другой стороны глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования. 1
Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация и инкультурация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
Российская система образования считается существенным моментом сохранения места РФ в ряду водящих государств мира, ее интернационального престижа как державы, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Перспективы развития высшего образования в России находят свое отражение в документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». Остановимся на нем поподробнее.
«Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренный Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют и дополняют основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.
В Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ определено, что система образования обязана быть нацелена на решение таких стратегических для державы задач, как увеличение уровня благосостояния граждан, обеспечивание общественной устойчивости, становления ВУЗов гражданского сообщества, обеспечивание безопасности уроженцев и страны, сбережение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности отечественного сообщества, обеспечивание необходимости базара труда в грамотных кадрах, роль в развитии государственной инноваторской системы и обеспечивание конкурентоспособности Русской экономики.2
В «Направлениях…» изложено «важнейшим составляющим комплексного переустройства сферы высшего образования считается внедрение последующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или же подготовка эксперта на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система будет основой для формирования адекватной нуждам сообщества текстуры квалификаций и образовательных программ».
Что же касается становления прогрессивной системы профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены ключевые основы реализации, такие как:
• обеспечить расширение количества организаций, предоставляющих образовательные услуги в сфере профессионального образования и подготовки кадров;
• сделать условия для распространения общественно-профессиональных устройств аттестации и аккредитации образовательных программ;
• увеличить роль общественных ВУЗов в распоряжении образованием;
• сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого уроженцем, и реализуемых образовательных программ;
• создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.
На данный момент создаются все условия для качественного развития образования, финансируются образовательные учреждения, как дошкольные так и высшие учебные заведения. С каждым годом увеличивается процент иностранных студентов в российских образовательных учреждениях, что позволяет утверждать, о том, что российская система образования, является одной из мировых систем образования.3
Список литературы
1. Болдин А.П., В.А.Максимов Основы научных исследований : учебник для студ. учреж- дений высш. проф. образования / А.П.Болдин, В.А.Максимов.— М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 336 с.
2. Майданов А.С Методология научного познания М., 2013.
3. Нечаев В.Я. Социология образования/ В. Я. Нечаев. - М.: МГУ, 2004.
1 Майданов А.С Методология научного познания М., 2013.
2 . Нечаев В.Я. Социология образования/ В. Я. Нечаев. - М.: МГУ, 2004.
3 Болдин А.П., В.А.Максимов Основы научных исследований : учебник для студ. учреж- дений высш. проф. образования / А.П.Болдин, В.А.Максимов.— М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 336 с.