Разработка урока по обществознанию "Отклоняющееся поведение" 8 класс
Разработка урока по обществознанию "Отклоняющееся поведение" 8 класс
Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, рассмотреть статьи УК РФ.
Задачи:
-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;
-формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.
Форма урока: Урок – «круглый стол».
Оборудование: схемы, таблицы, пакет документов (из УК РФ: статьи – 228,228.1, 230), интерактивная доска, слайдовая презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию "Отклоняющееся поведение" 8 класс»
Разработка урока по предмету «Обществознание»
8 класс
Тема: «Отклоняющееся поведение»
Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, рассмотреть статьи УК РФ.
Задачи:
-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;
-формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.
Форма урока: Урок – «круглый стол»
Оборудование: схемы, таблицы, пакет документов (из УК РФ: статьи – 228,228.1, 230), интерактивная доска, слайдовая презентация к уроку.
Эпиграф к уроку:
«Если бедность – мать преступлений,
то недостаток ума – их отец»
Л.Н.Толстой
Ход урока
Актуализация знаний.
1. «С рождения до могилы человек – раб древних обычаев и привычек. В его жизни нет ничего свободного, оригинального, самопроизвольного, как нет прогресса в сторону лучшей жизни, попытки улучшить условия жизни, нравственность и мышление. Все люди поступают одним и тем же образом с незначительными отступлениями и степенью свободы», - так утверждал американский социолог У. Самнер.
- Подтвердите или опровергните приведенную точку зрения, используя аргументы и факты.
(Ответы обучающихся)
- Вспомним, что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?
(Ответы обучающихся)
2. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться…исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким».
- Что собой представляют девиантное и делинквентное поведения? Можно ли избавить общество от подобных отклонений? Если да, то как? С помощью чего? Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке за «круглым столом».
Тема урока: «Отклоняющееся поведение».
План урока:
Отклоняющееся поведение
Алкоголизм и наркомания. Причины отклоняющегося поведения
3. Анализ статей УК РФ
II.Изучение новой темы.
1.Отклоняющееся поведение.
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. К сожалению, мы все чаще и чаще становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе.
- Скажите, в чем может выразиться проявление отклоняющегося поведения?
(По ходу ответов обучающихся составляется схема)
Проявления отклоняющегося поведения
На уровне личности
На уровне малых социальных групп
В деятельности государственных и общественных организаций
Преступления, правонарушения, аморальные поступки
Деформации, нарушения нормальных взаимоотношений (раздор)
Бюрократизм, волокита, коррупция
Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Таким образом, социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. А девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.
Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадают под категорию противоправного действия и относятся к делинквентному поведению (буквально преступное)
Алкоголизм и наркомания – типичные виды девиантного поведения. Алкоголик и наркоман – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство – девиация. Но убийство другого человека – преступление.
К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.
2. Алкоголизм и наркомания. Причины отклоняющегося поведения.
По данным социологических опросов последних лет, среди проблем, которые волнуют больше всего, половина опрошенных выделяют алкоголизм и наркоманию
- В процессе прослушивания сообщений о девиантном и делинквентном поведении необходимо оформить в виде таблицы в тетрадях факты, которые подтверждают причинение вреда здоровью девинта и влияние отклоняющегося поведения на окружающих, на общество в целом.
(По ходу прослушивания сообщений обучающихся заполняется таблица)
Причинение вреда здоровью девианта
Влияние отклоняющегося поведения на окружающих, на общество
Прослушивание сообщений и обсуждение затронутых проблем.
Сообщения обучающихся по темам:
«Курение как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
1.Почему люди начинают курить?
2.В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?
3.Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,5 года. стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения жизни? Соразмерьте ценность жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение примете вы: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и сокращение жизни? Объясните свой выбор.
4.В чем проявляется влияние курильщика на самочувствие окружающих?
«Алкоголизм как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
1.Почему люди принимают алкоголь?
2.Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, миы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»
-О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?
«Наркомания как вид девиантного поведения».
Вопросы после сообщения:
1.Кто чаще всего становится наркоманом?
2.Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?
3.Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркоитики, чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?
«Виды делинквентного поведения».
Вопросы после сообщения:
1.Почему люди совершают преступления?
2.Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых взрослыми и несовершеннолетними? Что вы думаете об этом?
3.Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ягужинскому немедленно составить Указ, что если на украденные деньги можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.
-Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.
Тогда Павел Ягужинский сказал царю:
-Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.
Царь Петр, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал»
- Остается ли воровство и сегодня столь распространенным пороком? Если да, то чем это можно объяснить?
Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные дети. Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности. Известно, что множество преступлений совершается людьми именно в состоянии алкогольного опьянения, пьяные становятся причиной большинства дорожно-транспортных происшествий. Наркоманы еще более недружны с законом: в поисках средств на приобретение наркотика они идут на воровство, грабеж и другие тяжкие преступления. Распространение в обществе алкоголизма и наркомании ведет к росту производственных травм, снижению эффективности производства и в конечном счете к большим экономическим потерям.
3.Анализ статей УК РФ.
И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Рассмотрим и обсудим статьи 228, 228.1, 230 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания в отношении людей, совершивших преступления.
(работа с пакетом документов)
- На ваше рассмотрение предлагается три подхода к решению проблемы девиантного поведения:
1.Ужесточить наказания
2.Воспитывать правовую грамотность населения.
3.Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.
- Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ.
III. Рефлексия.
-Напишите о своем отношении к проблеме урока. Насколько урок интересен для вас?