kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по обществознанию 5 класс по теме "Мы - многонациональный народ России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс по учебнику Л. Н. Боголюбова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию 5 класс по теме "Мы - многонациональный народ России"»

Уроки 30–31

Тема урока

МЫ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД

Дата урока


Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия – многонациональная страна и к каждой национальности нужно относиться с уважением

Образовательные
ресурсы

 Презентация «Мы – многонациональный народ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/
obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-%22mnogonatsionalnaya-rossiya%22.

 Карта субъектов РФ

План урока

1. Что говорит закон.

2. Мы – дети разных народов, мы – один народ.

3. Многонациональная культура России.

4. Что такое национальность

Личностно значимая проблема

Мир начинается с тебя, и только ты способен сделать его мирным

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Нация, народность, толерантность, многонациональный

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Продолжение табл.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Моти-вация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Акту-ализация знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

– Что означают слова «многонациональный
народ»?

– Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная?

– Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?

– Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

Аргументированно отвечают на вопросы,

рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

III. Изучение нового матери-ала

17

1. Презентация «Мы – многонациональный народ».




2. Работа с терминами.






3. Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»

(Приложение 1).



4. Тренинг

(Приложение 2).

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.






2. Организует работу учащихся по изучению новых терминов (нация, толерантность).






3. Делит учащихся на группы, знакомит с правилами игры, организует беседу по вопросам:

– Что чувствовали «голубоглазые»?

– Что чувствовали «кареглазые»?

– Какие факторы оказывают влияние на изменение отношения к людям другой национальности?


4. Организует тренинг для учащихся, поясняет задание, проводит обсуждения.

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Знакомятся
с новыми терминами, работают со словарем, обсуждают полученные результаты ответов.

3. Принимают игровую ситуацию, активно
в ней участвуют, делают выводы, отвечают
на вопросы.

4. Выполняют задание, записывают качества толерантности, обсуждают, приходят к единому мнению.

1. Индивидуальная работа.





2. Индивидуальная, фронтальная работа.



3. Групповая, фронтальная работа.




4. Индивидуальная, фронтальная работа.

Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.


Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют








2. Уст-
ные ответы.





3. Уст-
ные ответы.





4. Записи в тетради, устные ответы.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8



5. Работа с рубрикой «Жил
на свете человек», с. 116–117

5. Организует прочтение текста рубрики и ее обсуждение:

– Как вы думаете, что было главным для Петра I при выдвижении иностранцев на государственные должности?

5. Знакомятся
с текстом, отвечают на вопрос

5. Фронтальная работа

собственное мнение
и позицию

5. Уст-
ные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания в рабочей тетради,
№ 3, 4, с. 72–73

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют
задания

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике
и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует беседу по вопросам:

– Что такое толерантность?

– А вы сможете быть толерантными?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 14. Задание
в рабочей тетради, № 7, с. 74

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа




Приложение 1

Ролевая игра для подростков «Голубоглазые и кареглазые»

Цель игры: поставить перед детьми проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку.

Смысл игры: игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основании некоторого расового признака. При этом дети сами оказываются в положении либо сильной, либо слабой стороны. В результате игры участники получают эмоциональный опыт, который может повлиять на их отношение к данной проблеме.

Ход игры

I. Вводная информация.

Ведущий сам начинает играть роль инопланетянина.

Ведущий. На Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал почти сведен к нулю; обладатели голубых глаз – «цвет человечества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям той планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и срочно заняться переустройством своей жизни.

Один из инопланетян (один из ведущих) читает лекцию с научным обоснованием такого деления.

Вот вариант такой лекции: «Уважаемые господа! Я имею честь представить на ваше обсуждение новую теорию объяснения жизненного порядка – четкую, не содержащую недосказанности и противоречий. Мы привыкли, что есть счастливчики и неудачники, одаренные и посредственности, ученые и невежественные. Объясняли мы это такими неуместными и отвлеченными понятиями, как личная одаренность, вдохновение и др.

Новая теория деления человечества объясняет наличие такой разницы на примере многосторонне и внимательно рассмотренного признака: цвета радужки человеческого глаза. Конечно, не сам цвет, а заложенные в его основу физиологические факторы являются причиной различия уровней интеллекта. Было обосновано, что голубой цвет глаз, являющийся рецессивным признаком у людей, служит почти во всех случаях показателем врожденных способностей и высочайшего развития интеллекта. В то же время люди, обладающие доминантным признаком – карим цветом глаз, имеют множество отклонений и задержек в развитии по сравнению с голубоглазыми. Так, например, у кареглазых меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания информации, чем у голубоглазых.

Следует серьезно задуматься над поручением кареглазым ответственных должностей и заданий, ведь из-за особого строения зрачка информация запоминается и передается в их нервной системе на уровне развития такой же передачи, как у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых). Схема анализа вставочных нейронов гипоталамуса у кареглазых значительно примитивнее этой же схемы у голубоглазых. Соответственно, наклонность к интеллектуальной работе должна теоретически отсутствовать».

II. Деление на группы.

Ведущие быстро делят ребят на две группы по цвету глаз.

Все действия ведущих должны быть направлены на то, чтобы дети как можно яснее осознали роли и права, им предложенные: «голубоглазые» – свою неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» – свое низкое, бесправное положение.

Далее всем играющим предлагается ход их последующей деятельности; группы расходятся и некоторое время работают отдельно.

III. Работа в группах.

Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила).

«Кареглазым» тем временем предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке нет интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т. д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. Ребята соревнуются, кому какую профессию дать. Для организации работы в группе «голубоглазых» ведущему понадобится помощник. Желательно, чтобы это был кто-то из старших, а не доброволец из отряда. Если ведущий проводит игру без помощника, основное внимание ему следует уделить группе «голубоглазых». Группе «кареглазых» в этом случае можно предложить какие-то письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур).

IV. Общее обсуждение и переход к заключительной беседе.

Все играющие вновь собираются вместе. Зачитывается свод законов, составленный «голубоглазыми».

После этого действие игры может развиваться по-разному:

1) Если дело кончается возмущением «кареглазых», обсуждение постепенно переходит в заключительную беседу, этап внеигровой, когда ребята смотрят на свои роли и поступки уже со стороны, проводят аналогии с реальной жизнью.

2) Сильного накала страстей может и не быть. «Кареглазые» могут индифферентно отреагировать на ситуацию. В этом случае необходимо показать всю ее абсурдность. Это можно сделать в ходе беседы, но возможен и игровой вариант. Он таков: на Землю неожиданно прибывает вторая делегация инопланетян (вариант – приходит радиосообщение), которая разоблачает «ненаучность» утверждений первой делегации. Если позволяет время, можно перевернуть ситуацию с ног на голову и объявить «кареглазых» интеллектуалами, а «голубоглазых» – способными к физической работе. Какие законы создадут «кареглазые», побывав в роли «низших»? Если времени не очень много, можно предложить более простой вариант: новая делегация предлагает свой критерий – не цвет глаз, а форму носа (или размер ушей, или цвет волос и т. п.).

3) Обсуждение игры.

Ведущий организует обсуждение игры. Вначале он предлагает вспомнить законы «голубоглазых» (они зачитываются вслух) и просит их со-здателей рассказать, что они чувствовали, когда вся власть принадлежала им. Затем о своих впечатлениях в этот момент говорят «кареглазые». Если отыгрывался более сложный вариант, зачитываются законы «кареглазых», и все снова делятся впечатлениями. В конце ведущий спрашивает, что ребята почувствовали, когда инопланетяне полностью поменяли теорию. Далее в беседе можно попросить ребят посмотреть на ситуацию со стороны, подумать, были ли в истории Земли похожие случаи (расовая, национальная дискриминация, дискриминация женщин), справедливо или несправедливо такое положение дел, почему.

В зависимости от действий ведущих, психологического климата в группе и ряда других факторов основная направленность игры может несколько изменяться. Рассмотрим некоторые варианты таких изменений, а также вопросы, которые можно обсудить в том или ином случае.

Ситуация 1.

«Голубоглазые» имеют достаточно демократические взгляды, и среди принятых ими законов нет ни одного, направленного на дискриминацию «кареглазых»; последние, однако, считают, что их права ущемлены, и настроены агрессивно. В результате определенных игровых действий (например, оказания давления на «голубоглазых» законодателей или «освободительного движения») «кареглазые» добиваются приоритетного статуса.

Вопросы для обсуждения:

– Помимо основной проблемы (допустимость дискриминации как таковой) возникает вопрос о политике правительства, пришедшего к власти на волне национально-освободительного движения.

Ситуация 2.

Разделение по какому-либо внешнему признаку не воспринимается участниками игры, и каждая группа считает, что она вправе участвовать в управлении государством наравне с другой стороной.

Вопросы для обсуждения:

– Какие факторы (экономические, политические, какие-либо еще) оказывают влияние на изменение отношения к людям другой национальности? (Отметьте, что обычно мы сильнее реагируем на внешние признаки, «выдающие» принадлежность человека к другой национальности, чем, например, на соответствующую запись в паспорте.)

Ситуация 3.

можно предложить очень интересный вариант: нужно полностью отделить «кареглазых» от «голубоглазых», пометить дома, где они живут, парки, где они гуляют, транспорт и т. д., но не потому, что «голубоглазым» неприятно с ними встречаться, не из ненависти или боязни. поскольку люди двух групп имеют принципиально разное устройство психики, им и встречаться вредно: они не могут понять друг друга, а значит, возрастает возможность конфликта, люди будут испытывать стрессы («давайте разъединимся во избежание конфликтов»). Предложенное «разделение труда» можно законодательно закрепить.

Вопросы для обсуждения:

– Можно ли принятое решение рассматривать как выход из положения, если одну из сторон оно не устраивает?

– Действительно ли различия между «кареглазыми» и «голубоглазыми», которые назвали «инопланетяне», столь глобальны?


Приложение 2

Материал к тренингу

– Впишите в лучи солнца качества толерантности:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по обществознанию 5 класс по теме "Мы - многонациональный народ России"

Автор: Хохлова Елена Леонидовна

Дата: 28.05.2017

Номер свидетельства: 419125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства