Обществознание 9 класс. Учебник Обществознание 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н. М: - Просвещение, 2019г.
Травкина Татьяна Владимировна
Конспект
Конспект
Цель: характеризовать власть и политику как социальные явления
Задачи:
формировать целостное представление об обществе, механизмах и регуляторах деятельности людей; выяснить специфику политической сферы общества и политической власти; их роль и место в жизни общества;
установить роль СМИ в политической жизни, оценить положительное и негативное влияние СМИ на формирование общественного мнения и принятия органами власти политических решений;
развивать навыки анализа различной информации, формулирования аргументи-рованной точки зрения по проблемам урока, участия в дискуссии.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, технологии синквейна, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, проекционный экран, презентация, учебник Обществознание 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.М: - Просвещение, 2019г.
Ход урока:
1.Организационно-целевой этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Античный философ Аристотель называл человека «политическим животным», естественной средой его обитания является общество, значит он в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь.
Его учитель Платон утверждал: «Политика – это искусство жить вместе».
Вспомните строение общества как системы и приведите аргументы «за» или «против» утверждений мыслителей прошлого (обсуждение проблемы).
Слайд 2. Обобщение учителя. Комментарии к схеме: Политическая сфера является одной из сфер жизни общества. Какое место она занимает в совокупности всех сфер?
В текущем учебном году российское образование переходит на новые федеральные государственные стандарты. Проявление какой сферы общественной жизни отражено в этом событии? (подвести учащихся к выводу о тесной взаимосвязи всех сфер общества, но решение в интересах всего общества, обязательные к исполнению принимаются на государственном уровне)
Слайд 3. Формулировка цели и задач урока:
Гипотеза: политика занимает особое место в жизни общества и отдельного человека, так как тесно связана с особым видом власти – политической властью.
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 5. План:
Что такое политика
Политическая власть
Роль политики в жизни общества
Политическая жизнь и СМИ
Слайд 6. Что такое политика.
Есть несколько определений термина «политика». Авторство приписывают Аристотелю.
От какого древнегреческого слова произошел термин «политика»? (В Античности каждый греческий город был полисом – отдельным государством).
Таким образом, политика – это государственная деятельность.
Слайд 7.
Политика – искусство управления государством. Аристотель.
Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. С. Ожегов. Словарь русского языка.
Задание: стр. 4. Найдите в тексте определение термина «политика» (обсуждение задания)
Слайд 8. Политическая деятельность охватывает разные стороны общественной жизни и взаимоотношения различных общественные групп. Поэтому классифицировать политику можно на основе различных критериев.
Комментарии к таблице: «Классификация политики»
Критерий
Виды политики
По сферам общественной жизни
Экономическая; военная, научно-техническая; в области культуры; социальная; экологическая, национальная, др.
По объекту воздействия
Внутренняя и внешняя
По субъекту
Государственная политика; партийная политика; политика общественный объединений и движений; политика индивида, др.
В зависимости от цели
Политика «открытых дверей»; политика национального примирения; политика гонки вооружений; политика мирного сосуществования, др.
Что такое власть? Какие существуют виды власти? (обсуждение вопроса)
Слайд 10. Обобщение. Комментарии к схеме:
Какие виды власти и почему, по вашему мнению, принципиально отличаются от остальных? (обсуждение проблемы).
Слайд 11. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к таблице:
Административная, духовная, военная, родительская
Государственная, политическая
- распространяется на отдельных людей
- опирается на силу авторитета
- распространяется на все общество
- опирается на силу принуждения
«Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распре-деление власти, будь то между государствами, будь то внутри государств»,- Макс Вебер,
немецкий социолог, философ II пол. XIX – нач. XXвв.
Слайд 12. Роль политики в жизни общества.
В обществе распространено мнение о том, что «политика – грязное дело». Многие известные политики и государственные деятели сами негативно оценивают политику. Например,
„Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь.“
„Если насилие - это правая рука политики, то хитрость - её левая рука.“ Пьер Буаст, французский поэт XVIII-XIX вв.
„Политик напоминает мне человека, который убил отца и мать, а затем, когда ему выносят приговор, просит его пощадить на том основании, что он - сирота.“ Авраам Линкольн. 16 президент США.
Многие граждане считают, что от политики нужно держаться подальше. Другая часть граждан уверенна, что политика их не касается.
Как бы вы определили свое отношение к политике? Можно ли быть в стороне от неё? (беседа).
Слайд 13. Французский политический деятель, писатель XIX в. Шарль Форб де Монталамбер утверждал: «Вы можете не заниматься политикой, политика все равно занимается вами».
Роль политики в жизни человека определяется задачами, которые она решает:
руководство обществом в целом
определение основных направлений развития государства
разрешение назревших проблем
повседневное управление общественными процессами
обеспечение социальной стабильности
предупреждение угроз жизни и благополучия граждан
Приведите примеры решения этих задач (обсуждение задания).
Слайд 14. Политическая жизнь и СМИ.
В конце XVIII в. в Англии появилось выражение «четвертая власть» применительно к прессе. В наши дни утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».
Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется законом № 263-ФЗ, в котором есть следующие статьи:
Ст. 3 Недопустимость цензуры
Ст. 4.Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Согласно закону СМИ не имеют реальной власти, так как не облажают юридическим правом принуждать кого – либо к совершению определенных действий. Термин «четвертая власть» отражает лишь огромное влияние СМИ на общество.
Слайд 15. Комментарии к схеме:
Проверка выполнения задания.
Слайд 16. Обобщение учителя
«+»
«-»
- формирование представлений о работе органов власти, деятельности политических организаций, о проблемах общественной жизни
- формирование «обратной связи», влияние на решения властей, способы их проведения в жизнь
- искажение, утаивание информации – возможность манипуляции поведением людей
- вовлечение граждан в политическую жизнь
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 17.
§ 1
Письменно ответить на вопрос.
Одно из важнейших прав человека – право на неприкосновенность личности. Политическая власть предполагает возможность принуждения. Нет ли в этом противоречия?