Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания по теме «Что такое вина?»»
Тема: «Что такое вина?»
Лукомский Борис Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№24
Класс: 7
Предмет: обществознание
Цель: создать первоначальные представления о вине как обязательном компоненте состава преступления.
Задачи:
раскрыть содержание понятия «вина»;
показать условия, в которых возникает или не возникает вина;
расширить представления уч-ся о принципе неотвратимости наказания за преступления.
Материалы к уроку:
Материалы прессы о действиях в условиях необходимой бороны и в состоянии крайней необходимости.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Работа по карточкам-заданиям « Виды нарушений»
2. Устный опросповопросам из § 2 (Соколов)
Итог опроса:
II. Изучение нового материала
Н
Признать виновным
а доске записаны выражения
Презумпция невиновности
Без вины виноватый
Вопрос учащимся: Каким общим словом связаны эти выражения? («вина»)
Записываем тему урока «Что такое вина».
Задание уч-ся: определите значение слова «вина» самостоятельно.
На доске записываются варианты ответов. ( Обычно учащиеся говорят, что вина – это нарушение правил, закона).
Обсуждение ситуации во вставке-задании с.19 (Соколов)
Вопросы для обсуждения.
1. Как можно назвать данное деяние? – Преступлением, т. к. нарушена норма Уголовного кодекса.
2. Знали (предполагали) ли подростки, что совершают противоправное деяние? - Скорее всего, да.
3. Нужны ли были суду дополнительные доказательства противоправного поведения подростков? – Нет, их задержали в момент снятия магнитолы.
Итог сказанному:подростки сами, сознательно, понимая, что они совершают, пошли на противоправное деяние. Поэтому в совершении правонарушения есть их вина (она выражена в форме умысла).
3. Работа с учебником:
Задание: сформулировать юридическое определение понятия «вина» (отношение лица к своему противоправному поведению). (с.19)
Приведите примеры противоправных действий и бездействий.
Вопрос о формах вины рассматривается на примере ситуаций, описанных во вставке – задании на с.22 учебника.
Вопросы для обсуждения:
1. Что общего в этих ситуациях? – В обеих речь идет о преступлениях, есть вина лиц, их совершивших.
2. Чем отличаются действия виновных? – В первом случае действие совершено умышленно, во втором – по неосторожности.
Итог: вина существует в двух формах – умысла и неосторожности.
Понятия презумпция невиновности, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны учащимися отрабатываются в игровой форме.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
( Вины стрелявшего здесь не было. Потому что он целился в утку или животное. никакого преступного умысла у него не было. С другой стороны. Он обязан был предвидеть возможные последствия любого выстрела и принять необходимые меры предосторожности.
Необходимо показать, что установить вину стрелявшего может по закону только суд, опирающийся на выводы следствия. Возможно, что подследственный зарядил патроны с нарушениями правил безопасности, зная, к чему это может привести. Но при этом самонадеянно полагал, что « все обойдется». Тогда вина его будет доказана судом. До решения суда обвиняемый считается невиновным, т.е. действует принцип презумпции невиновности.)
Ситуация 2.
Случай 1-й из задания – вставки (с. 20 учебник)
Ситуация 3.
Второй случай из того же задания.
Домашнее задание.
§ 3 (Соколов) вопросы к нему, ст. 49 Конституции РФ (с. 24 учебника)
Виды нарушений
Название
нарушений
Что
нарушено
Примеры
нарушений
Виды
наказаний
1
2
3
4
1. Аморальный поступок- это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы.
2. Правонарушение-
антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.
А) административный проступок
Б) преступление- это виновное деяние, представляющее опасность для личности, государства и запрещенное уголовным законом.
Мораль
(нормы и правила, принятые в обществе).
Нормы административного права.
Нормы уголовного права.
Грубить, сплетничать, жадничать.
Распитие спиртных напитков в общественном месте; появление пьяного в общественном месте.
Применение насилия, не опасного для жизни.
Плохое отношение людей к нарушителям.
Штраф и др.
Штраф, арест, лишение свободы и др.
Виды нарушений
Название
нарушений
Что
нарушено
Примеры
нарушений
Виды
наказаний
1
2
3
4
1. Аморальный поступок-
2. Правонарушение-
А) административный проступок
Б) преступление-
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.
Ролевая игра
«Присяжные заседатели»
Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.
Ситуация 1.
Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.