Преемственность деятельностных способов в школьном гуманитарном образовании
Преемственность деятельностных способов в школьном гуманитарном образовании
Преемственность деятельностных способов в школьном гуманитарном образовании через применение проектной деятельности и ее элементов в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность деятельностных способов в школьном гуманитарном образовании»
Преемственность деятельностных способов в школьном гуманитарном образовании
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого
места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Вопрос преемственности школьного образования во все времена российской образовательной системы был актуальным. Однако меняющиеся общественные условия каждый раз требовали обновления задач преемственности. Это касалось и касается всех предметных областей, но особенно предметов гуманитарного цикла (истории, литературы, географии, обществознания и др). Именно они оказывают определяющее влияние на формирование личностных качеств ребенка – нравственных, правовых, гражданских, патриотических, что особенно значимо для общества.
Поэтому вопросы преемственности в гуманитарном школьном образовании не теряют своей актуальности. В историческом образовании преемственность имеет свои особенности, которые обусловлены:
во-первых, изменением социально-экономических процессов, происходящих в современной России, и как следствие, предъявление новых требований к историческому школьному образованию;
во-вторых, затянутостью подготовки нового поколения учебных книг по истории. Множество авторских концепций и подходов, реализованных в современных учебниках истории, сегодня уже с трудом воспринимается учителями и учащимися. В ряде случаев нарушается принцип целостности исторического образования. Множественность авторских подходов не гарантирует высокого качества учебных книг.
В этом случае основой преемственности на разных ступенях образования может и должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Необходимо формировать у школьников универсальные учебные действия, призванные помочь решить задачи качественного обучения.
Именно инновационное, деятельностное обучение ставит цель развития у школьников способности осваивать новый опыт, развивать творческое и формировать критическое мышление. Такое обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии. Учитель в системе такого обучения выполняет функции организатора, своеобразного режиссера в постановке процесса обучения.
Существует множество технологий, форм и способов организации активной деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла, применимых на любой ступени обучения, когда знание не дается в готовом виде, а приобретается в ходе активного поиска. Использование этих приемов и будет отвечать задачам преемственности, выполнению цели – научить учиться.
Это организация разноуровневого обучения в группах, исследовательская и проектная деятельность, использование ИКТ-технологий; игровые, ролевые методы; различные активные формы групповой, парной, индивидуальной деятельности.
Результатом переработанной учащимся информации может быть рисунок, схема, график, таблица, кластер. Большие развивающие возможности дает работа с исторической картой и историческим источником, формируя такие учебные умения как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка, критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Благодаря этим умениям учащиеся могут давать рецензию на ответ товарища, выполнять задания на образную реконструкцию исторических фактов; излагать суть исторических событий в диалоге, споре, беседе.
Отдельно хотелось остановиться на проектной и исследовательской деятельности. Считаю данный вид деятельности в работе с учащимися наиболее полезным, интересным и перспективным. С одной стороны, он отвечает задачам нового образовательного стандарта, способствуя развитию личностных компетенций через внедрение деятельностных способов обучения, с другойстороны, поддерживает преемственность между начальной и основной школой.
Конечно, это сложный вид деятельности для начального звена, поэтому желательна поддержка педагогов основной школы, имеющих опыт исследовательской и проектной деятельности, или совместная работа в рамках школьного научного общества.
Начинать исследовательскую работу в начальной школе правильнее с отдельных приемов. Например, поиск возможной причины события. Предлагается задание: «Утром на улице звучала музыка». Учащиеся должны придумать и объяснить возможные причины этого события; их может быть множество. Или рассказ на заданную тему. Дети называют и записывают слова к теме. Им нужно составить короткий рассказ, в котором будут использованы и логически связаны между собой все слова. Лучшие варианты заслушиваются. Прием «Продолжи исследование». Классу предлагается отрывок, описывающий проблему. Каждый из детей предлагает свой вариант ее решения. Педагог отмечает самые яркие из них.
Особо нужно остановиться на реализации группового проекта, что характерно для учащихся 1–4-х и 5–8-х классов. Такая форма работы позволяет развивать коммуникативные умения, необходимые на любой ступени обучения. Учащиеся 5–6-х классов в ходе проектной деятельности должны уметь договариваться о правилах, обсуждать вопросы в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии, выражать свое отношение к идеям других. От учащихся 7–8-го класса требуется самостоятельность в процедуре обсуждения (ученики сами должны следить за ее ходом и соблюдением правил). Кроме того, учащиеся должны фиксировать полученные выводы по итогам обсуждения; ребята этого возраста не только высказываются сами, но и оценивают высказывания других.
В учебной деятельности можно организовать работу учащихся как над мини-проектами, выполняемыми в течение 1-5 уроков, так и над проектами, требующими длительной подготовки, ориентированными на участие в научно-практических конференциях разных уровней. Например, мини-проект, ориентирующий на отработку навыков анкетирования – «Чем интересен учебник истории?» 5-7 кл. Он может быть реализован в течение 3-х уроков: на 1-м уроке составляем вопросы, на 2-м - выбираем группу корреспондентов и проводим опрос, на 3-м уроке анализируем, подводим итоги и делаем выводы. Или мини-проектк теме «Семья - ячейка общества» - 6 кл., ориентированный на развитие умений по поиску и отбору необходимой информации. Например, группе (или паре) учащихся предложить подобрать материал о матриархате. (Что такое матриархат? Как и почему возник? Что способствовало переходу от матриархата к патриархату?) .
Таким образом, учитель выбирает направление исследования, в зависимости от того, какие навыки, универсальные действия он хочет отработать с учащимися.
Более продолжительные проекты позволяют формировать разнообразные учебные умения в системе. Здесь учащиеся чувствуют себя настоящими активными исследователями, имеют возможность полной творческой самореализации, формируют навыки командной деятельности. Например, исследования «Легко ли быть пятиклассником?» , «Тайна школьного портфеля» , «Как открыть свое дело» - могут проводиться ежегодно, но содержание и результат каждый раз будут отличаться, т.к. меняются участники. При выполнении исследования могут быть задействованы учащиеся всего класса, которым отводятся роли: исследователя, творца, помощника, организатора, консультанта, координатора, докладчика и т.д.. Таким образом, мы видим, что овладение необходимыми деятельностными навыками в проектной и исследовательской работе в полной мере отвечает и задачам преемственности между начальной и основной школой.
Участие в конференциях и конкурсах различного уровня является хорошей мотивацией для всех участников проектно-исследовательской деятельности. Из опыта общения с коллегами других школ области могу сказать, что исследовательская работа с учащимися ведется ими давно и в системе. Многие из них практически ежегодно участвуют в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Эврика», проводимого под эгидой Министерства образования, причем участвуют независимо от полученных результатов в своей районной конференции, просто отправляя работу на конкурс. В 2016 году этот конкурс проводился в Новосибирске 11-ый раз, присуждалось по три призовых места в каждой из секций. Получение 1-го места дает 10 баллов к аттестату при поступлении в ВУЗ. Пройти серьезный заочный отбор и быть просто участником областного конкурса «Эврика» так же престижно.
Сейчас почти на всех учебных сайтах предлагается немало конкурсов областного, всероссийского уровней, в которых учащиеся могут участвовать как дистанционно, так и очно. Требования везде аналогичные: научность, практическая направленность, значимость. Когда у самого педагога есть желание вести исследовательскую работу, то обязательно найдутся и неравнодушные ученики, главное – выбрать тему, интересную для всех участников.
С помощью поисково-исследовательской деятельности, как одного из видов деятельностного подхода в образовании, можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, способствовать развитию восприятия, обучать видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Это и будет отражением преемственности всех этапов школьного обучения.